Формирование пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 20.04.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И БЕЗРЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
1.1.Лингвистические и психолингвистические основы изучения лексики у детей
1.2. Развитие пассивного и активного словаря в онтогенезе
1.3. Характеристика общего недоразвития речи
1.4. Особенности формирования пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2.НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1.Принципы логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Методы и приемы логопедической работы по развитию пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.3. Методы и приемы логопедической работы по формированию пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В процессе коррекции нарушений лексики учитываются общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями речи.
Учитывается принцип поэтапности. Логопедическая работа по формированию словаря представляет собой целенаправленный, организованный, поэтапный процесс. При этом учитывается ряд закономерностей развития речи. Воздействие строится на основе онтогенетической последовательности формирования лексики: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуации к контексту и т.д. [36].
Таким образом, в работе учитываются требования программы детского сада, последовательность предлагаемого лексического материала, общие этапы логопедической работы с детьми, страдающими ОНР

2.2. Методы и приемы логопедической работы по развитию пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Основные направления логопедической работы были предложены Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и др.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащения. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:
Показывание и называние нового предмета и его действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания это слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
Объяснение значение данного слова.
Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний
Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих (чайник стоит или лежит?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов:
Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам.
Составление предложений по опорным словам
При проведении логопедической работы по развитию пассивного и активного словаря необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией [16].
С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
уточнение значений слов;
активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционных задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

2.3. Методы и приемы логопедической работы по формированию пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Направления логопедической работы по формированию пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи:
1) увеличение лексического запаса;
2) развитие компонентов значения слова (денотативного, сигнификативного, коннотативного, контекстуального) значений слов;
3) формирование парадигматических и синтагматических связей слова; организация лексико-семантических полей.
Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако их разграничение является условным, так как в процессе работы формирования словаря указанные направления тесно взаимосвязаны.
Увеличение лексического запаса Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации лексического запаса. Работа ведётся с учетом требований «Программы воспитания в детском саду», частотного словаря детей шестилетнего возраста, выявленных особенностей словаря у дошкольников с недоразвитием речи; она включает усвоение обобщающих понятий, видо-родовых отношений, слов, обозначающих части предмета, части тела, слов, которые вызывают затруднения у детей с общим недоразвитием речи. Уточняются значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Работа по формированию имен прилагательных включает закрепление значения по темам на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. Одновременно развиваются представления детей о цвете, форме, величине, высоте, толщине и т.п. На основе выделения признаков предметов дети учатся группировать их в практической деятельности. Большое внимание уделяется закреплению имен прилагательных в контексте [8].
Глагольная лексика расширяется продуктивными глаголами, обозначающими движения, состояния человека, его действия, движения животных, кто и что какие звуки издает.
На основе уточненного пассивного лексического запаса организовывается устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические значения.
В работе над новым словом выделяются следующие этапы [16]:
1. Знакомство с новым словом. Привлечение внимание детей к нему
с помощью наглядности.
2. Уточнение произношения, звуковой анализ слова.
3. Уточнение и расширение лексического значения слова:
- уточнение семантики слова;
- организация семантического поля;
- определение парадигматических связей слова в данном семантическом поле.
4. Закрепление и активизация слова в связной речи, формирование синтагматических связей.
Развитие компонентов значения слов значений слов (денотативного, сигнификативного, коннотативного, контекстуального).
Работа в данном направлении основывается на современных представлениях психолингвистики о строении значения слова.
Формирование структуры значения слова включает уточнение денотативного значения, т.е. закреплялась связь между звуковым рядом, образующим слово, и реалией окружающего мира.
Коррекционная работа над звуко-слоговой структурой слова предполагает развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения звуков, коррекцию звукопроизношения, воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Звуко-слоговая структура слова отрабатывается на достаточно ограниченном речевом материале. Это обусловлено определенным методическим требованием: усложнение новой слоговой структуры осуществляется только на базе четко отработанных звуков, для восприятия звукового образа слова, его морфем и их места в слове использовались интонационные выделения окончания слов и опора на зрительный образ фонем [27].
При формировании структуры значения слова особое внимание уделяется различным семантическим признакам слова (родственные, видо-родовые отношения; синонимы и антонимы; соотношение целого и части и т.д.). Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-синонимами и антонимами - уточнение известных детям слов-названий признаков предметов, действий.
Постепенно работа переходит от денотативного к сигнификативному компоненту, формирование которого задерживается у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков сходства и противопоставления.
Уточнение контекстуального значения осуществляется последовательно от конкретного к переносному значению слова.
Лучшему пониманию переносного смысла значения слов помогает использование на занятиях специально подобранных стихов и прозаических отрывков.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей - практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединял предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд) [36].
Для развития коннотативного компонента значения слова предлагаются задания на соотнесение эмоциональных реакций со значением слова: сочетание произношения слова с определенной интонацией.
Обращается внимание детей на то, как меняется значение слова в зависимости от интонации (слово МОЛОДЕЦ произносилось с похвалой, затем с неодобрением). Предлагается произнести слова с грустью, весело, зло, ласково, грубо. Эмоциональная окраска связывается с хорошо знакомыми сказочными героями.
Формирование парадигматических и синтагматических связей слова.
Работа по формированию парадигматических связей предполагает организацию семантических полей по различным признакам. На начальном этапе группировка ведётся по темам.
Тематический подход предусматривает объединение слов, связанных ситуативной близостью. Каждая тема содержит примерный объем сведений, признаки принадлежности к данной теме и предусматривает постепенное уточнение ее и систематизацию. В дальнейшем осуществляется разделение слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.
Новое слово вводится в семантическое поле, определяются его связи с другими словами этого семантического поля.
Дети знакомятся с различными способами словообразования. Уточняются знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах, растениях, животных. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними [33].
Развитие лексической системности предполагает параллельную работу по развитию логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Формирование синтагматических связей предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях, в предложениях.
Коррекционная работа над словосочетанием направлена на закрепление двухкомпонентных глагольных и именных словосочетаний и включает упражнения над следующими конструкциями:
- существительное + прилагательное (круглый мяч);
- существительное в именительном падеже + существительное в
косвенном падеже (уши зайца);
- глагол + существительное в винительном падеже без предлога
(рассказывает сказку);
- глагол + существительное в косвенном падеже без предлога
(ест ложкой, рад подарку);
- глагол + предложно-падежная конструкция (рисует в альбоме).
Коррекционная работа включает уточнение некоторых грамматических значений: различные части речи; одушевленность и неодушевленность; единственное и множественное число существительных и прилагательных; род имен существительных и прилагательных.
Для уточнения грамматического значения предлагается подобрать вопрос к слову, поставить слово в нужную форму, ответить на вопросы, вставить слово в словосочетание, предложение, разнести слова по определенным грамматическим значениям.
Для формирования лексики используются сюжетные игры; показ и название предметов, игрушек, их действий в процессе дидактических игр; беседы и рассказы с иллюстрацией; объяснение и повторение; соотнесение словосочетаний, фраз, предложений с картинками; речевые игры и упражнения; загадки; драматизации, подвижные игры с речевым сопровождением.
В процессе проведения различных упражнений и игр каждое слово повторяется многократно, в различных ситуациях, на протяжении многих занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение формирования пассивного и активного словаря имеет широкое распространение среди детей с общим недоразвитием речи. Однако эта проблема является недостаточно изученной, в связи с чем, изучение особенностей формирования словаря, определение направлений и содержание коррекционной работы по его преодолению у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Особенности пассивного и активного словаря у детей с ОНР обосновывают необходимость комплексного коррекционно – педагогического воздействия.
При проведении логопедической работы по коррекции нарушений пассивного и активного словаря необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях формирования словаря у дошкольников с нарушением речи.
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Основной задачей логопеда при развитии и формировании пассивного и активного словаря у детей является уточнение имеющегося словаря и его обогащения, с помощью хорошо знакомых ребенку предметов и действий, включая данные слова в знакомый ребенку контекст, также необходимо развивать внимание ребенка к слову и его значениям.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М., 1956. - С. 519 – 523.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 500 – 507
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 352 с.
Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31 - 40
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М., 1985. – 112 с.
Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака / О.В. Загоровская. – Воронеж, 1983. – С. 16 – 20
Залевская А.А. Психолингвистический подход к исследованию связей между словами // Сб.докл. и сообщ. Лингвистич. общества / А.А. Залевская. – Калинин, 1973. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 148 – 166
Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с.
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с.
Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. - Минск, 1970. – 206 с.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985. - С. 85 – 100.
Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи - С. 82 - 140
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб, 2004. – 224 с.
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951. - С. 120-131
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1959. - 583 с.
Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М., 1976. - С. 7 - 56.
Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с.
Мастюкова Е.М. Дизартрия // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989. - С. 122 – 154
Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с.
Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника / И.Г. Овчинникова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. – 312 с.
Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с.
Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1953. – 335 с.
Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1978. - 21 с.
Смирнова И.А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральным параличом: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Л., 1988. - С. 15 - 18
Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981. – С. 145 - 156
Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с.
Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи //Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V. – С.181 – 186.
Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1989. - 42 с.
Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (сообщения 1-3) // Дефектология. - 1986. - №3 - С. 50 - 55; 1987. - №1. - С. 69 - 74; №4. - С. 71 - 76.
Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М., 1997. - С. 227-239
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194
Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 1973. – 280 с.
Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. – 57 с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с.
2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М., 1956. - С. 519 – 523.
3.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 500 – 507
4.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 352 с.
5.Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с.
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
7.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31 - 40
8.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М., 1985. – 112 с.
9.Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака / О.В. Загоровская. – Воронеж, 1983. – С. 16 – 20
10.Залевская А.А. Психолингвистический подход к исследованию связей между словами // Сб.докл. и сообщ. Лингвистич. общества / А.А. Залевская. – Калинин, 1973. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 148 – 166
11.Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с.
12.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с.
13.Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. - Минск, 1970. – 206 с.
14.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985. - С. 85 – 100.
15.Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи - С. 82 - 140
16.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб, 2004. – 224 с.
17.Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951. - С. 120-131
18.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1959. - 583 с.
19.Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М., 1976. - С. 7 - 56.
20.Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с.
21.Мастюкова Е.М. Дизартрия // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989. - С. 122 – 154
22.Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с.
23.Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника / И.Г. Овчинникова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. – 312 с.
24.Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с.
25.Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1953. – 335 с.
26.Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф.дис... канд.психол.наук. М., 1978. - 21 с.
27.Смирнова И.А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральным параличом: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Л., 1988. - С. 15 - 18
28.Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981. – С. 145 - 156
29.Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с.
30.Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с.
31.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
32.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи //Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V. – С.181 – 186.
33.Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1989. - 42 с.
34.Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (сообщения 1-3) // Дефектология. - 1986. - №3 - С. 50 - 55; 1987. - №1. - С. 69 - 74; №4. - С. 71 - 76.
35.Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М., 1997. - С. 227-239
36.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
37.Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194
38.Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 1973. – 280 с.
39.Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. – 57 с.
40.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.

Вопрос-ответ:

Что такое пассивный и активный словарь у дошкольников с ОНР?

Пассивный словарь - это словарный запас слов, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи. Активный словарь - это словарный запас слов, которые ребенок понимает и использует в своей речи.

Как развивается пассивный и активный словарь у дошкольников?

Развитие пассивного и активного словаря у дошкольников происходит постепенно в процессе их онтогенеза. Сначала ребенок усваивает пассивный словарь, т.е. начинает понимать значения слов. Затем он начинает использовать эти слова в своей речи, тем самым развивая активный словарь.

Какие особенности формирования пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи формирование пассивного и активного словаря может происходить с определенными особенностями. Эти дети могут развивать пассивный словарь относительно хорошо, но испытывать трудности в использовании слов в своей речи. Необходимо проводить специальные занятия, направленные на активное использование слов детьми.

Какие лингвистические и психолингвистические основы изучения лексики у детей?

Лингвистические и психолингвистические основы изучения лексики у детей включают в себя анализ семантики слов, принципов и способов их усвоения, а также особенностей хранения и использования слов в памяти ребенка.

Что такое общее недоразвитие речи?

Общее недоразвитие речи - это патологическое состояние, при котором ребенок испытывает трудности в развитии и использовании своей речи. Это особенностями речи, которые наблюдаются во всех сферах языковой деятельности (фонетической, лексической, грамматической и др.).

Какие основные лингвистические и психолингвистические аспекты изучаются при изучении лексики у детей?

При изучении лексики у детей исследуются основные лингвистические составляющие, такие как форма слова, его значения и употребление в конкретных контекстах, а также психолингвистические аспекты, включающие в себя процессы понимания и продуцирования слов.

Как развивается пассивный и активный словарь у детей на протяжении онтогенеза?

В онтогенезе у детей происходит последовательное развитие пассивного и активного словаря. Сначала формируется пассивный словарь, который включает слова, которые ребенок умеет понимать, но не употреблять самостоятельно. Затем постепенно формируется активный словарь, который включает слова, которыми ребенок умеет пользоваться в своей речи.

Чем характеризуется общее недоразвитие речи у детей?

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется задержкой развития всех аспектов речи: фонетического, лексического, грамматического и синтаксического. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в формировании и использовании словаря, а также в понимании и произношении слов.

Какие особенности существуют в формировании пассивного и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются определенные особенности в формировании пассивного и активного словаря. Например, они могут иметь трудности в запоминании новых слов, сложности в понимании значений слов, а также проблемы в использовании слов в своей речи.