Риски инновационных проектов и методы их снижения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управленческие решения
  • 37 37 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.03.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1.Технические риски
1.2.Коммерческие риски
2.МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ПРОЕКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Такие рекламные сообщения затеряются, не дойдут до тех, от кого зависит решение о закупках.
В-шестых, та или иная рекламная акция может быть непрофессионально выполнена, заказ на нее может быть размещен (в т.ч. из-за стремления сэкономить на этом заказе) случайным людям либо агентствам. Предложение рекламных услуг, как правило, превышает спрос на них из-за кажущейся простоты данного рода деятельности.
При неизменных прочих факторах каждый из вышеперечисленных видов риска неэффективной рекламы и все они вместе повлияют на зависимость между затратами на рекламу, обеспечивающую коммерческую реализацию инновации, и объемом продаж продукции.
Эффективная реклама предполагает более быстрое возрастание объема продаж в ответ на увеличение затрат на рекламу. Неэффективная реклама означает замедление возрастания объема продаж на единицу прироста затрат на рекламу или даже уменьшение объема продаж при развертывании рекламных акций (т.н. антиреклама).
Риск переоценки маркетинговых принципов сбыта и недоиспользования или неэффективного применения трансфертных моделей реализации продукта заключается в том, что фирме либо вообще не удастся скоординировать свою работу на товарных рынках (включая рынок труда) и работу на рынках капитала, либо не удастся это сделать достаточно эффективно.
Здесь имеется в виду, что обычно фирмы, испытывающие трудности в приобретении и сбыте товаров и услуг (сталкивающиеся с дефицитом источников предложения и спроса, с неудовлетворяющим их уровнем цен), стремятся к определенной ассоциациями капиталами с ключевыми для них поставщиками ресурсов и покупателями. А также к приобретению пакетов их акций, долей в их уставном капитале, к продаже им участия в своем деле. Расчет строится на приобретении контроля над поставщиками и покупателями, влиянии на них или на том, чтобы заинтересовать их в своем эффективном хозяйствовании. Тем самым фирмы надеются добиться более льготных условий поставок и сбыта.
Однако при этом существуют значительные риски того, что:
средства, выделяемые на приобретение участия в капитале ключевых поставщиков и особенно покупателей, окажется недостаточными для обеспечения фирме требующихся льготных условий;
доли собственного капитала, выделяемые для продажи, также окажутся слишком незначительными для этого;
средства и собственный капитал, направляемые на обеспечение ассоциирования с ключевыми контрагентами, окажутся настолько незначительными, что фирма может оказаться в критическом финансовом состоянии (что может, в частности, затормозить или полностью разрушить инновационный проект). А также она может фактически сменить собственников (а новые собственники, под контроль которых попадет фирма, сменят ее политику, менеджеров, пересмотрят ее инновационные проекты);
для ассоциации капиталами, слияний и поглощений будут выбраны не самые критичные для инновационного проекта (не самые потенциально для него полезные и сильные) объекты.






















МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ПРОЕКТОВ
Минимизация рисков инновационных проектов означает любые мероприятия, планируемые и предпринимаемые фирмой-инициатором проекта в целях уменьшения отдельных видов проектных рисков, а также предотвращения их нежелательных последствий в ходе выполнения проекта.
Методы минимизации инновационных проектов могут быть сгруппированы по следующим укрупненным направлениям:
резервирование основных и дублирующих контрагентов и заказчиков;
подготовка резервных альтернативных инвестиционных, снабженческих, научно-технических, производственных, сбытовых и прочих мероприятий, которые дублируют плановые мероприятия, связанные с соответствующими рисками;
проведение биржевых операций, страхующих снабжение (приобретение опционов и ордеров, заключение фьючерсных контрактов на закупку критичных ресурсов, хеджирование биржевых закупок и пр.);
осуществление биржевых операций, страхующих сбыт (продажа опционов и ордеров, заключение и продажа фьючерсных контрактов на реализацию товара, хеджирование биржевых продаж и т.д.);
взаимны или односторонние капитальные участия с фирмами и лицами, являющимися для инновационного проекта источниками повышенных рисков;
целенаправленная оптимизация портфеля ценных бумаг, ориентированная на обеспечение максимума дивидендов в периоды наибольших вероятных потерь;
синхронизация периодов повышенных рисков по одному проекту с периодами наиболее надежных доходов по параллельным проектам;
создание и функционирование «теневого» менеджмента по инновационному проекту;
прочие разнообразные методы коммерческой и организационной импровизации.
Представим более подробные характеристики каждого из вышеперечисленных методов минимизации инновационных рисков.

Резервирование средств и ресурсов, адекватных ожидаемым рискам предполагает:
выделение в бюджете проекта единого (генерального) резервного фонда, хранящегося на текущем расчетном счете фирмы и обособленного специальным субсчетом, либо сконцентрированного на специальной кредитной линии с оперативными условиями предоставления общего (нецелевого) кредита в пределах соответствующего лимита;
планирование в бюджете проекта совокупности целевых резервных фондов, цели расходования которых ограничены мероприятиями по страхованию, минимизации и устранению ущербов от конкретных в большей или меньшей степени сгруппированных инновационных рисков, отраженных в бизнес-плане проекта;
резервирование, выведение из оборота для срочного дополнительного размещения части выпускаемых под проект серий ценных бумаг на приобретение последующих и на право досрочного погашения ценных бумаг осуществленных выпусков и т.п. То есть при необходимости мобилизовать не предусмотренные в бюджете проекта средства, которые следует направить на нейтрализацию понесенных в связи с инновационным риском потерь;
направление в резервные фонды части будущих наиболее надежных доходов по планируемому проекту или прибылей по параллельным проектам, общей ожидаемой балансовой прибыли фирмы;
размещение части резервных фондов по проекту в калькуляциях себестоимости текущей продукции фирмы по статье «расходы будущих периодов»;
направление в оборот или краткосрочное инвестирование временно излишних средств по проекту с зачислением прибыли от этих операций в финансовый резерв проекта;
предоставление для формирования резервных фондов по проекту приобретенных за счет бюджета и закрепленных за проектом основных фондов. Например, специального технологического оборудования, помещений и земельных прав, имея в виду сдачу их в аренду или в прокат на время надежного отсутствия в них надобности;
платное командирование работников, занятых на долгосрочных условиях, за счет бюджета по проекту и не имеющих по нему фронта работ, в распоряжение руководителей других проектов фирмы или сторонним фирмам;
резервирование запасов закупаемых материальных ценностей, чья рыночная стоимость имеет тенденцию к повышению;
краткосрочное резервирование собственных производственных мощностей и закупаемых материальных ценностей в расчете на риски их нехватки, непроизводительного использования, срыва запланированных сроков работ и пр.;
найм услуг контрагентов, площадей, часов машинного времени, аренды и проката прочих производственных ресурсов, работников дефицитных профессий на объем работ или время, превышающее потребность, которая вытекает из запланированных по проекту рискованных мероприятий;

Резервирование в производственных, коммерческих и финансовых планах по проекту времени на операции, сопряженные с повышенными рисками, применяется по отношению к мероприятиям бизнес-плана, находящимся на «критическом пути» проекта. То есть к тем, задержка с которыми прямо приводит к равному ей или еще большему по времени откладыванию завершения всего инновационного проекта.
Критичные для сроков проекта мероприятия могут при этом определяться двумя способами:
составлением сетевого графика проекта с расчетом резервов для времени начала и окончания работ, а также наступления событий, отраженных в графике;
посредством формирования перечня мероприятий, от реализации которых зависит максимальное число других мероприятий (работ, событий), предусмотренных в бизнес-плане проекта.

Резервирование основных контрагентов и заказчиков. Для обеспечения большей уверенности в получении запланированных поставок и услуг, а также ожидаемых заказов фирма-инициатор проекта может войти с контрагентами и заказчиками в следующие отношения:
заключать долгосрочные договоры с конкретными объемами текущих поставок и услуг, уточняемыми в специальных дополнительных протоколах;
заранее подписывать контракты на поставки и закупки, синхронизуя их либо оставляя в этих контрактах за собой возможность уточнения сроков поставок и закупок;
получать от поставщиков и покупателей гарантийные письма или обязывающие оферты;
получать поручительства и гарантии третьих лиц, способных оказать влияние на контрагентов и заказчиков;
заранее заключать с критичными контрагентами и заказчиками контракты на условиях, по поводу которых фирма в момент заключения договора еще не пришла к окончательному выводу;
заключать с критичными поставщиками и покупателями опционные соглашения на срок до наступления момента готовности подписать окончательные контракты.
Получать гарантии сбыта при заключении договоров о комиссионной реализации с предусмотрением консигнации.

Резервирование дублирующих контрагентов и заказчиков само по себе является видом страхования от риска неполучения поставок, услуг и заказов от партнеров, фигурирующих в бизнес-плане проекта в качестве основных. Осуществляться оно может тем же способом, что и резервирование основных поставщиков и покупателей.

Биржевые операции, страхующие снабжение, используются для минимизации рисков снабжения в условиях высоких инфляционных операций и отсутствием надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снабжения с помощью операций на бирже может осуществляться различными способами. Например: приобретением опционов, покупкой ордеров на права снабжения, хеджированием биржевых закупок и др.

Биржевые операции, страхующие сбыт, представляют собой такие мероприятия как:
приобретение учтенных на бирже переводных гарантий и поручительства на реализацию товара;
продажа с размещением на биржевом рынке переводных опционов и ордеров;
заключение срочных форвардных (фьючерсных) контрактов на сбыт;
приобретение обращающихся на рынке фьючерсных контрактов на реализацию.

Взаимные капитальные участия с фирмами и лицами, являющимися для инновационного проекта источниками повышенного риска. Данный метод предполагает:
приобретение капитальных участий у ключевых поставщиков ресурсов, чтобы обеспечить лучший доступ к ним;
продажу собственных акций и паевых участий и любых других имущественных прав (в том числе льготную, с дисконтом) поставщикам, риск необеспечения поставок от которых наивысший.
Суть изложенного определяется следующей постановкой вопроса. Если фирме не удастся обеспечить свое снабжение и сбыт контрактацией, т.е.заключением договоров с независимыми от себя поставщиками и покупателями (заказчиками), то нельзя ли в определенной мере экономически интегрироваться с ними, сделать их до известной степени зависимыми от себя, от прибыльности и стабильности своей деятельности? Можно рассчитывать на то, что поставщики покупатели (заказчики), экономически ассоциированные с фирмой взаимным участием в капиталах друг друга, предоставят фирме льготный режим сотрудничества, иначе говоря, легче пойдут на заключение договоров по снабжению и сбыту, в том числе по поставкам новых для себя продуктов и услуг.

Создание и функционирование «теневого» менеджмента. Обычно по крупным проектам многоцелевая (многопроектная, диверсифицированная) фирма создает отдельные целевые подразделения, структурные единицы и даже предприятия. Все это предполагает обычный целевой менеджмент по проекту, который отвечает за его результаты, распоряжается проектным бюджетом. Однако помимо него в ряде случаев целесообразно создать очень компактную параллельную группу управления из людей, совмещающих участие в ней наряду с исполнением своих основных служебных функций. Задачами такой группа были бы независимый анализ проекта, разработка и защита перед руководством фирмы альтернативных вариантов бизнес-плана. В результате по поводу всех предложений по проекту будет складываться конкурсная ситация, появится возможность выбрать лучшие из них, где наиболее полно отражены все вероятные риски, найдены наиболее эффективные способы их минимизации.
Для контроля за эффективностью деятельности официального управления проектом членам «теневого» менеджмента обеспечивается доступ к необходимой оперативной (в том числе бухгалтерской) информации. Таким образом, минимизируется риск неэффективного управления.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена теме «Риски инновационных проектов
и методы их снижения». Она осветила разнообразные вопросы, связанные с раскрытием данной темы.
Для более полного раскрытия данной темы было приведено определение понятия «инновационный проект», представлен перечень существующих инновационных рисков, а также приведены полные характеристики рисков и методов их минимизации. Для лучшего восприятия предлагаемого теоретического материала в описании характеристик было изложено практические аспекты в деятельности предприятий инновационных рисков и методов по их снижению.
После выполнения этой работы можно сделать следующие выводы:
Перед любым предприятием, занимающимся инновационной деятельностью, стоит вопрос о проведении предварительного многоступенчатого анализа для выбора наиболее адекватных решений и предпочтительных альтернатив во избежание рисков, связанных с инновациями. Решение подобных вопросов и задач состоит в выборе предприятием наиболее приемлемых методов минимизации рисков инновационных проектов, которые позволили бы фирме по заданному критерию выбрать лучшую альтернативу.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. – М.: РУДН, 2002.
Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М.: Юнити, 2001.
Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. – СПб: Изд-во СПБГУ, 2000.
Грачев М. Управление инновационным процессом // Инновационная экономика. – М.: 2001.
Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб, 2003.
Инновационный менеджмент: справочное пособие / Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К, Миндели Л.Э. – М.: ЦИСН, 1998.
Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и Биржи, 2002.
Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М.: Юнити, 2000.
Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. – СПб: Изд-во СПБГУ, 2001.
Ли Ч.Ф., Финнерти Дж.И. Финансы корпорации: теория, методы, практика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Менеджмент инновационной организации / Под ред. проф. М.Н. Тихонова. – М.: Экономистъ, 2003.
Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: РИЦЛО, 2003.
Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. – СПб, 2003.
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Уткин Э.А. Риск-менеджмент. – М.: Тандем, 2007.
Управление инновациями / Под ред. Ю.В. Шленова. – М, 2006.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: Интел-Синтез, 1998.
Янсен Ф. Эпоха инноваций. – М, 2002.
Экономика предприятия. Под ред. С.Г. Фалько. 2-ое изд. – М.: ДРОФА, 2004.


Уткин Э.А. Риск-менеджмент. – М.: Тандем, 2007, с. 182.
Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М.: Юнити, 2001, с.176.

Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и Биржи, 2002, с.253.
Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. – СПб, 2003, с. 211.
Хеджирование (от англ. «hedge» - ограждать, страховать) — страхование участников коммерческой сделки от потерь, связанных с возможным изменением цен за время ее реализации. Заключая на фьючерсном рынке контракт, хеджер договаривается с контрагентом о поставке своего товара по заранее фиксированной цене. Таким образом, сокращается неопределенность будущих платежей и поступлений средств для его фирмы.

Опцион на закупку – документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара в некоторый момент в течение определенного срока по фиксированной в опционе цене.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1)Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. – М.: РУДН, 2002.
2)Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
3)Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М.: Юнити, 2001.
4)Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. – СПб: Изд-во СПБГУ, 2000.
5)Грачев М. Управление инновационным процессом // Инновационная экономика. – М.: 2001.
6)Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб, 2003.
7)Инновационный менеджмент: справочное пособие / Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К, Миндели Л.Э. – М.: ЦИСН, 1998.
8)Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и Биржи, 2002.
9)Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М.: Юнити, 2000.
10)Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. – СПб: Изд-во СПБГУ, 2001.
11)Ли Ч.Ф., Финнерти Дж.И. Финансы корпорации: теория, методы, практика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.
12)Менеджмент инновационной организации / Под ред. проф. М.Н. Тихонова. – М.: Экономистъ, 2003.
13)Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: РИЦЛО, 2003.
14)Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. – СПб, 2003.
15)Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
16)Уткин Э.А. Риск-менеджмент. – М.: Тандем, 2007.
17)Управление инновациями / Под ред. Ю.В. Шленова. – М, 2006.
18)Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: Интел-Синтез, 1998.
19)Янсен Ф. Эпоха инноваций. – М, 2002.
20)Экономика предприятия. Под ред. С.Г. Фалько. 2-ое изд. – М.: ДРОФА, 2004.


Вопрос-ответ:

Какие риски связаны с инновационными проектами?

Риски инновационных проектов могут быть различными, но основные из них - технические и коммерческие. Технические риски связаны с возможными проблемами в разработке или реализации новой технологии или продукта. Коммерческие риски связаны с возможным неудачным позиционированием продукта на рынке, недостаточным спросом или конкуренцией.

Какие методы могут помочь минимизировать риски инновационных проектов?

Существует несколько методов, которые могут помочь минимизировать риски инновационных проектов. Один из них - детальное исследование рынка, чтобы понять потребности и предпочтения потенциальных клиентов. Также полезно провести анализ конкурентов и их преимущества. Другой метод - тестирование продукта на ранних стадиях разработки, чтобы выявить возможные проблемы или недочеты. Рекламные акции и учет мнения потребителей также могут помочь в снижении рисков.

Что такое технические риски?

Технические риски - это риски, связанные с возможными проблемами в разработке или реализации новой технологии или продукта. Они могут быть связаны с недостатками в проектной документации, несовершенством технических решений или сложностью внедрения новой технологии. Такие риски могут привести к задержкам в разработке, переработкам или даже полному провалу проекта.

Какие риски могут возникнуть в результате коммерческой составляющей инновационных проектов?

Коммерческие риски связаны с возможным неудачным позиционированием продукта на рынке, недостаточным спросом или конкуренцией. Это может произойти из-за неправильной стратегии маркетинга, недостаточного изучения потребностей целевой аудитории или просто из-за наличия аналогичных продуктов или услуг на рынке. Коммерческие риски могут привести к нерентабельности проекта или его полному провалу.

Какие риски возникают при реализации инновационных проектов?

При реализации инновационных проектов могут возникнуть технические и коммерческие риски.

Какие технические риски могут возникнуть в ходе инновационных проектов?

Технические риски могут включать непредвиденные проблемы с разработкой и внедрением новых технологий, несовместимость компонентов, недостаточную производительность и прочее.

Какие коммерческие риски возникают при инновационных проектах?

Коммерческие риски могут включать невостребованность продукта на рынке, конкуренцию, изменение потребительских предпочтений, сложности с продажами и прочее.

Какие методы существуют для минимизации рисков инновационных проектов?

Для минимизации рисков инновационных проектов можно использовать такие методы, как анализ рынка и потребностей клиентов, прототипирование и тестирование продукта, диверсификация, стратегическое партнерство и прочие.