Средневековый храм

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 22.11.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

1. Космология православного храма
1.1. Архитектура
1.1.1. Государственно-соборный жанр
1.1.2. Земельно-соборный жанр
1.2. Символика внутреннего устройства храма
2. Космология католического храма
2.1. Храмовая архитектура
2.1.1. Романский стиль
2.1.2. Готический стиль
2.2. Символика внутреннего убранства храма
Заключение: выводы
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Наиболее известный католический собор - собор Парижской Богоматери. Его главный фасад имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.).
Главный витраж, роза над входом в собор, сохранившаяся от Средних веков (9,6м в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13м в диаметре (самые большие в Европе).
Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер западной, преимущественно итальянской, живописи отличается от византийской. В западной иконописи более изящна внешняя форма, но за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страданиями.
Структура и символика католического храма отражает духовные задачи католицизма. У алтаря совершаются основные священнодействия. Живым сердцем всякого храма почитается дарохранительница (табернакула). В ней всегда находится Тело Христово в виде освященного хлеба, и, таким образом, согласно учению Церкви, в храме реально пребывает Господь.
В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.
Заключение: выводы
Средневековый храм выступает как земная проекция модели Космоса. Важную роль в его архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между землей и небом, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками. Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление Одного во множественности.
В VII–IX вв. в Византии вместо первоначальных базиликальных храмов складывается более отвечавший потребностям культа крестово-купольный тип церковного здания. Крестово-купольный храм, помимо чисто конструктивного решения, имеет глубокий мировоззренческий смысл. В нем выразилось представление о мироздании, соединявшее под знаком креста образ четвероугольной земной тверди, и купольного небесного свода. Храм как мир, храм как космос стал промежуточным звеном между человеком - «микрокосмом» и мирозданием - «макрокосмом». Он явился скрепляющей частью онтологической триады («мезокосм»).
Романский храм подавлял своей тяжестью, подавлял величием и громадностью Бога. Сцены Страшного Суда усугубляли чувство человеческого несовершенства, говорили о тщете и греховности всего земного. Готический храм - открывал путь вверх, навстречу льющемуся из огромных окон свету. Готический собор - абсолютное подобие космоса, символ мира, Бога. Смысл каждой детали в том, что она вхожа в единую архитектуру храмового сооружения. Структура собора должна давать абсолютное представление о том, как устроена Вселенная: собор не только впитал в себя все элементы мира, все существа его населяющие, но и сжал в своем пространстве время, отсюда и сама идея создания готического собора как отражения средневековых представлений о мире и боге (Космосе).
Таким образом, проанализировав основные архитектурные особенности средневековых храмов, особенности средневекового мышления и представление средневекового человека о мироздании, можно сделать следующие выводы.
Средневековый храм был не только местом молитвы, но и объемной моделью космоса с особой системой росписи и организации пространства. Неслучайно Э. Панофски называет готику каменной схоластикой и видя, в устройстве готического храма модель западного мировосприятия по наиболее существенным его признакам. Древнерусский храм, воспринятый от византийских крестово-купольных сакральных сооружений, содержит в себе сходную, но несколько иную модель упорядоченного бытия, менее рационализированную и динамичную, но более пластичную и гармонизированную с природой [4, с. 172].
Сам храм – это небо, весь мир, т.к. Бог пронизывает собой все, и Он превыше всего. Наиболее ярко в храмовой архитектуре проявился готический стиль. Именно храм в Средние века являл собой модель Космоса, в котором обитали люди, звери и высшие силы. И готический собор потрясающе точно и ярко выражает основную идею готического космоса - стремление к свету, стремление к небесам как обители Бога, стремление к высотам радости.
Расположение мозаик и росписей в храме также не случайно. Оно зависело от представления о храме как о своего рода Космосе: чем значительнее в иерархии христианский смысл изображения, тем выше оно помещается в храме. Кроме данного, космического, фактора имел значение и топографический: христианин, придя в храм, как бы совершал путешествие по Святой Земле [5, с. 17].
В романскую эпоху церковные схоласты четко разделяли три уровня времени. Земное время мыслилось как историческое, линейное. Этому пониманию времени соответствовали повествовательные мотивы в скульптурах и росписях соборов на библейские и евангельские темы. Время же Космоса, его развертывания осмысливалось как циклическое, повторяющееся во временах года, движении солнца и звезд. Этот уровень времени пытались передать в многочисленных круглых розетках с изображениями на темы времен года, знаков зодиака, сельскохозяйственных работ. Третьим уровнем восприятия времени считалась вечность. Этот уровень яснее всего отражен в самой структуре храма, в его форме креста.



Список литературы
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI–XVI века.- М.: Мысль, 2005. – 640 с.
Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира.- М.: Искусство, 1986. – 570 с.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984.- 350 с.
Панофски Э. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. – СПб.: Аксиома, 1999.- 228 с.
Страхова Н.П. Русская культура X-XII в.в.- Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 216 с.












15

Список литературы
1.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI–XVI века.- М.: Мысль, 2005. – 640 с.
2.Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира.- М.: Искусство, 1986. – 570 с.
3.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984.- 350 с.
4.Панофски Э. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. – СПб.: Аксиома, 1999.- 228 с.
5.Страхова Н.П. Русская культура X-XII в.в.- Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 216 с.

Вопрос-ответ:

Каково внутреннее устройство средневекового православного храма?

Внутреннее устройство средневекового православного храма включает главный алтарь, иконостас, царские ворота, амвон и подножие. Иконостас является одним из главных элементов интерьера храма, он разделяет пространство храма на пастырскую и каковую части. Царские ворота являются местом, где священник осуществляет вход на алтарь. Амвон представляет собой возвышенную площадку или подиум, с которой священник проводит проповедь. Подножие, или подножник, располагается у иконостаса и служит как место для стояния при пении коляд.

Какие стили архитектуры преобладали в католических храмах средневековья?

В средневековье преобладали два основных стиля архитектуры в католических храмах: романский и готический. Романский стиль характеризуется массивными стенами, низкими окнами и круглыми арками. Готический стиль, в свою очередь, отличается более изящими архитектурными формами, высокими и стройными колоннами, острыми арками и большими окнами, часто украшенными витражами.

Какие символы были распространены в средневековых католических храмах?

В средневековых католических храмах была широко распространена символика, которая помогала передать верующим определенные духовные и религиозные идеи. Например, роза – символ Богородицы, голубь – символ Святого Духа, павлин – символ воскресения, агнец – символ Иисуса Христа. Также часто встречаются изображения ангелов, святых и апостолов.

Какие особенности архитектуры имеет Парижский собор Богоматери?

Парижский собор Богоматери, один из наиболее известных католических соборов, относится к готическому стилю архитектуры. Его главный фасад имеет три двери и великолепные витражи. Он вызывает восхищение своей высотой и грандиозностью, а также уникальными архитектурными деталями, такими как башни и алмазные формы на фасаде.

Какая космология присуща православному храму?

Православный храм отражает космологическую концепцию, согласно которой земля представлена в центре пространства и на нее направлены главные направления храма. Важное значение имеет ориентация храма на восток, что символизирует воскрешение Христа. Также, ось храма соединяет землю с небесами, показывая связь между человеком и Богом.

Какие жанры храмов присутствуют в архитектуре средневекового храма?

В архитектуре православного храма можно выделить два основных жанра: государственно-соборный и земельно-соборный. Государственно-соборный жанр используется для храмов, являющихся главным собором города или страны. Земельно-соборный жанр относится к храмам, построенным на пригорках или в других живописных местах.

Какая символика присутствует во внутреннем устройстве православного храма?

Во внутреннем устройстве православного храма можно встретить множество символических элементов. Например, иконостас символизирует разделение между миром земным и миром небесным. Также, на иконостасе располагаются иконы святых, которые являются просителями благодати у Бога. Крест в центре храма олицетворяет Христа, а алтарь символизирует небесный Иерусалим.

Какие особенности космологии присущи католическому храму?

В католическом храме присутствуют такие космологические особенности, как ориентация храма по оси восток-запад и вертикальное направление оси, которые символизируют связь между землей и небом, а также между человеком и Богом. Важную роль играет хор, который расположен на западе храма и символизирует место, откуда звучат музыка и пение во славу Бога.

Какие стили архитектуры присущи католическому храму?

В архитектуре католического храма можно выделить два основных стиля: романский и готический. Романский стиль характеризуется круглыми арками и массивными стенами, а готический стиль отличается стремительными линиями, острыми арками и сводами. Эти стили присутствуют как во внешней архитектуре храма, так и в его внутреннем убранстве.

Какова символика внутреннего устройства средневекового православного храма?

Внутреннее устройство средневекового православного храма имеет глубокую символическую значимость. Храм воспринимается как аналог мироздания и отражение духовного мира. Основными элементами внутреннего убранства являются иконы, алтарь, амвон, царские врата и различные свечи. Иконы особенно важны, они служат связующим звеном между светским и духовным мирами. Алтарь – святое место, где совершаются таинства. Амвон – место, где проповедует священник и читаются Евангелие. Царские врата – символический вход в святое пространство храма. Все эти элементы совместно создают особую атмосферу и помогают верующим почувствовать связь с небесным миром.

Какую космологию отражает католический храм?

Космология католического храма также имеет глубокую символическую значимость. Католический храм строится как аналог земного рая. Основными элементами храмовой архитектуры являются хоровое пространство, алтарь, крест, статуи святых и стеклянные витражи. Хор – место, где певчие хора совершают службу и поют хвалебные песнопения. Алтарь – святое место, где совершаются таинства. Крест – символ страдания Христа и спасения человечества через его жертву. Статуи святых служат помощниками в духовном общении и помогают верующим обратиться к святым за посредничеством. Стеклянные витражи – иллюстрации из Библии, добавляющие красоту и символизм храмовому пространству.