Предупреждение, выявление, устранение оптической дисграфии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 34 34 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 01.06.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание работы

Введение
Глава 1.
Современные научные представления о проблеме нарушения письма у детей
1.1. Причины нарушения речи
1.2. Психофизиологическая структура процесса письма
1.3. Выявление дисграфии
1.4. Классификация дисграфии
1.5 Оптическая аграфия
1.6 Специфика психики детей с оптическойдисграфией
Выводы по первой главе
Глава 2. Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма и чтения
2.1. Выявление дисграфии
2.2 Современные научные подходы коррекции оптической дисграфии
2.3. Логопeдическое занятие по формированию навыков словообразования у детей с дисграфией
Выводы по второй главе
Заключение
Литература




Фрагмент для ознакомления

Эти действия начинают только после относительно восстановленного знания букв алфавита, так как этот метод направлен на восстановление тонких дифференцировок при оптическом восприятии буквы. Эти занятия проводятся систематически и в течение длительного времени.
Очень полезен осознанный сравнительный вербальный анализ строения букв. Ребенок должен самостоятельно найти из выложенных перед ним букв сходные по внешнему виду и объяснить, в чем сходство и в чем их различие. [4, 25]
Далее, начертание многих букв больные запоминают по словесной характеристике их конструкции. Например, буква о запоминается ими как «кружок» или «ноль», буква с - как «полукруг», буква ж – «большой жук-шестиножка» и т. д. (идеограммный метод письма).
Полезен и метод нахождения слов, начинающихся на одну и ту же букву. При написании эта буква как бы выносится за скобки. Работа ведется с опорой на соответствующие предметные картинки. На уроке отрабатываются названия нескольких предметов, нарисованных на картинках. Все слова (названия предметов или действий) начинаются с одной (отработанной на данном уроке) буквы. Слова записываются в столбик следующим образом:
н(ога) н(асос) н(осок) н(ора) н(абойка) н(ос) н(оша) н(ива) н(очь)
Затем дается другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку, и слова тоже записываются.
п(огода) п(отолок) п(апка) п(ар) п(ол) п(аровоз)и т. д.
На следующем уроке ребенку вперемешку предъявляются картинки, и он должен разложить их в две группы, обозначенные на столе буквами в и к. Эти упражнения рекомендуется проводить со всеми буквами, усложняя сочетания букв и увеличивая объем для одновременного их сравнения. Эта работа над зрительным дифференцированным восприятием букв и их письмом с опорой на значение слова сходна с работой над восстановлением акустического дифференцированного восприятия.
Постепенно, по мере улучшения умения распознавания букв, вводятся упражнения по восстановлению знания рукописных букв. Очень полезны диктанты наиболее распространенных имен и фамилий, а также диктанты названий предметов, наиболее близких для младшего школьника. (Полезно подбирать слова соответственно которые знакомы ребенку, а также слова, связанные с бытом человека.) [22, 226]
Многократное письмо диктантов имен и фамилий, привычных слов, начинающихся на ту или другую букву, помогает восстанавливать ее оптический образ через:
а) сохранный моторный образ буквы,
б) ее связь с определенными упроченными смысловыми связями и
в) с определенными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов.
Затем ребенку дается какой-нибудь (один или два) элемент буквы, из которого он должен самостоятельно сделать как можно больше рукописных букв.
При чтении текста младшему школьнику предлагается находить и подчеркивать отрабатываемые буквы, или похожие друг на друга, или соответствующие данным рукописным и т. д. После полученных определенных успехов, то есть когда ребенок уже может самостоятельно находить многие буквы печатного (или рукописного) шрифта, могут их писать под диктовку и т. д., переходят к работе над всеми буквенными обозначениями данной графемы.
Все описанные методы, связанные с реконструкцией буквы, относятся не только к восстановлению письма при его оптическом нарушении, но также и к восстановлению чтения, нарушенного в том же (оптическом) звене. Работа по восстановлению письма у ребенка с оптической аграфией обычно ведется в едином комплексе с восстановлением чтения и пространственного гнозиса.
Задачей второй стадии восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого оптического анализа при письме и чтении. Работа по анализу строения буквы внутри слова способствует восстановлению обобщенного и в то же время константного оптического ее образа. Для этого анализ структуры буквы (особенно это касается рукописного шрифта) рекомендуется проводить не отдельно, а внутри слова. Здесь нередко применяется прием вербального анализа при сравнении оптически сходных букв. Для сравнительного анализа следует подбирать слова, включающие буквы, близкие по оптическому рисунку и наиболее трудные для детей (например, двор, дрова, доброта, подарок, колесо, здоровье, соловей).
Большое значение на этой стадии обучения уделяется письму отдельных букв и целых слов с опорой на моторный двигательный образ (письмо букв, слов в воздухе рукой, письмо с закрытыми глазами). Этот способ письма существенно помогает актуализации нужного графического образа отдельных букв и целых слов.
Мы описали разные формы нарушений письма, возникающих в результате афазических расстройств, другие - в синдроме оптических и оптико-пространственных нарушений образа-представления буквы и трудностей его актуализации.
В зависимости от формы аграфии применяются разные методы восстановления письма. Однако общим для методики восстановления письма является необходимость создания условий для осознанной деятельности школьника. Нарушенные операции письма в начале обучения должны быть предметом осознания и внешних действий ребёнка, опосредованное внешними материализованными опорами.

2.3. Логопeдическое занятие по формированию навыков словообразования у детей с дисграфией

Занятие № 1.
Тема: Относительные прилагательные.
Цели:
формировать навыки словообразования.
Упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать зрительную, слуховую память.
Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: пакетики с крупами, сухофруктами, вермишелью; предметные картинки, игрушка или картинка с изображением Карлсона, мяч.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед спрашивает детей, знают ли они сказку про Карлсона и просит изобразить сердитого, грустного, веселого Карлсона. Логопед показывает игрушку Карлсона и говорит, что он прилетел к ним на занятие.

2. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем говорить о том, что очень любит Карлсон, что можно приготовить ему из продуктов.

3. Дидактическая игра «Угадай, что в пакете».
У детей на столах маленькие полиэтиленовые пакетики, в которых различные крупы, лапша, кисель, сухофрукты. Дети на ощупь определяют, что находится в пакете, затем рассказывают, что можно приготовить из этих продуктов. (Кашу гречневую, рисовую, ячневую, перловую; вермишелевый суп; фруктовый кисель; яблочный, грушевый, абрикосовый компот.)

4. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».
На панно выставлены картинки, на которых нарисованы продукты питания и другие предметы. Дети должны сказать, из чего нельзя приготовить кушанье и убрать лишнюю картинку. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Физминутка «Полеты с Карлсоном».
Дети бегают по группе, выполняя круговые движения руками, как пропеллером.

6. Дидактическая игра «Назови одним словом».
Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что тот, кому бросят мяч, должен ответить одним словом. Педагог бросает мяч и произносит словосочетания:
напиток из брусники – брусничный,
пирог с яблоками – яблочный,
кисель с клубникой – клубничный,
сок из слив – сливовый,
варенье из груш – грушевое,
запеканка из творога – творожная,
сок из яблок – яблочный.

7. Составление предложений по предметным картинкам.
У детей на столах предметные картинки на которых нарисованы фрукты, овощи, продукты питания. Логопед предлагает придумать «вкусные» предложения для Карлсона.

8. Письмо от Карлсона.
Логопед достает письмо и говорит, что Карлсон допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки:
Мама купила яблока сок (яблочный сок).
Миша съел клубника мороженое (клубничное мороженое).
Бабушка сварила вишня варенье (вишневое варенье).
Папа купил липа мед (липовый мед).

9. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Карлсон угощает детей сладостями, прощается и улетает.



















Выводы по второй главе

Как мы выяснили, такие ребята с оптической дисграфией вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует.
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для определения которого требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.


Заключение

В нашей работе мы рассмотрели особенности логопедической работы с учащимися с дисграфией.
Как вывод можно сказать, что если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Учителя и родители должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, дома, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной.
В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.














Литература


Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70.
Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: «Российское психологическое общество», 1998.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию /В 2-х т./. – М.: Изд-во АН РСФСР, 1963.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997. - 336с.
Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: кн. для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. - М.: Транзиткнига, 2005. – 159 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997. – 388 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992с.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М: Сфера, 2001. – 464 с.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 1987. – 270 с.
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1991. – 115 с.
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 592с.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий. – СПб, 2001. – 275 с.
Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. -СПб.: КАРО, 2005- 144 с.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1993. – 270 с.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: Учебное пособие для студентов. - М.: Классикс Стиль, 2003. – 160 с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Наука, 1989. – 210 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» — М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1997. - 417 с. Ч.2.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: [Для дефектол. фак.]. - М.: «Просвещение», 1988. – 204 с.












34

Литература


1.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70.
2.Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: «Российское психологическое общество», 1998.
3.Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию /В 2-х т./. – М.: Изд-во АН РСФСР, 1963.
4.Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
5.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс
лекций. - М.: ЧеРо, 1997. - 336с.
6.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: кн. для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
7.Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции
лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и
младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие /
Л.В. Забродина,Е.С. Ренизрук.- М.: Транзиткнига, 2005. – 159 с.
8.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997. – 388 с.
9.Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992с.
10.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М: Сфера, 2001. – 464 с.
11.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 1987. – 270 с.
12.Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1991. – 115 с.
13.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
14.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. -с.
15.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий. – СПб, 2001. – 275 с.
16.Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. -СПб.: КАРО, 2005- 144 с.
17.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1993. – 270 с.
18.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его
коррекции: Учебное пособие для студентов. - М.: Классикс Стиль, 2003. – 160 с.
19.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Наука, 1989. – 210 с.
20.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» — М.: Просвещение, 1989.—223 с.
21.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1997. - 417 с. Ч.2.
22.Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: [Для дефектол. фак.]. - М.: «Просвещение», 1988. – 204 с.

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к нарушению письма у детей?

Причинами нарушения письма у детей могут быть различные факторы, такие как генетическая предрасположенность, недостаточная развитость моторики рук, недостаточное развитие мозговых структур, психоэмоциональные проблемы и другие.

Какую роль играет психофизиологическая структура в процессе письма?

Психофизиологическая структура включает в себя психические и физические процессы, которые протекают при письме. Она определяет координацию движений, внимание, память, мотивацию и другие аспекты, необходимые для эффективного письма.

Как выявляется дисграфия?

Дисграфия может быть выявлена через наблюдение за процессом письма, анализом ошибок и качеством написанного текста. Также используются специальные тесты и методики, которые позволяют определить нарушения в письме у детей.

Как классифицируется дисграфия?

Дисграфия классифицируется на основе различных параметров, таких как вид нарушения (аграфия, оптическая аграфия и другие), степень выраженности, причины возникновения и другие характеристики.

Какая специфика психики детей с оптической дисграфией?

У детей с оптической дисграфией наблюдаются особенности в восприятии и обработке зрительной информации, а также в моторике и психических процессах, связанных с письмом. Это может проявляться в трудностях с распознаванием букв и слов, неправильной постановке знаков препинания и других ошибках в письме.

Какие причины могут вызывать нарушение письма у детей?

Причины нарушений письма у детей могут быть различными. Это может быть связано с нарушениями моторики рук, недостаточным развитием графических навыков, психоэмоциональными факторами и др.

Как можно выявить дисграфию у ребенка?

Выявление дисграфии у ребенка происходит путем наблюдения за его письмом и анализа ошибок. Также используются специальные тесты и диагностические задания, которые помогают определить уровень и характер нарушений.

Что такое оптическая аграфия?

Оптическая аграфия - это один из видов дисграфии, при которой возникают нарушения в процессе написания букв и цифр. Дети с оптической аграфией часто допускают ошибки в написании искаженных букв и неверном наборе пропорций.

Каковы особенности психики детей с оптической дисграфией?

Дети с оптической дисграфией могут иметь определенные особенности психики, связанные с пониженной самооценкой, сниженной мотивацией к обучению и эмоциональной неустойчивостью. Они могут испытывать трудности в общении и восприятии информации.

Как проводится работа по предупреждению нарушений письма и чтения?

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма и чтения включает в себя различные методики и упражнения, направленные на развитие графических навыков и улучшение моторики рук. Также проводятся занятия по развитию речи и когнитивных функций.