Обследование детей с ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 37 37 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 01.07.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Развитие речи детей в онтогенезе
Глава 2. Характеристика ОНР
Глава 3. Обследование вербальных и невербальных процессов у детей с ОНР
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.
У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.
Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика.
Таким образом, данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР и особенности их речевого развития позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приёмы коррекции.



Глава 3. Обследование вербальных и невербальных процессов у детей с ОНР
Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (А.Н. Леонтьев и др.):
- принцип системного изучения;
- принцип комплексного подхода;
- принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»);
- принцип качественного анализа результатов обследования.
Методика исследования состоит из 2 разделов:
- исследование неречевого развития
- исследование речевого развития
Исследование неречевого развития
1) «Установление закономерностей».
Цель: исследование развития мышления.
Оборудование: таблица, на которой в определенной последовательности изображены предметы.
Ход проведения: Ребенку предъявляется таблица, на которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные (7 предметов). Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить пропущенные предметы.
Оценка результата:
4 балла - определены все 7 пропущенных предметов;
3 балла - определены 6 – 5 предметов;
2 балла - определены 4 – 3 предмета;
1 балл - определены 2 и меньше;
0 баллов – не определены или отказ.
2) Методика «найди одинаковые предметы».
Цель: оценить уровень развития объема внимания у испытуемого.
Стимульный материал: картинки с изображениями мячика, варежки, кубика, треугольника и т.д. Всего 16 изображений. Некоторые картинки повторяются 2-3 раза. Всего встречается 3 пары одинаковых изображений.
Методика проведения: ребенку предлагается найти одинаковые картинки и положить их рядом.
Оценка результатов:
4 балла - ребенок нашел все 3 пары;
3 балла - нашел 2 пары одинаковых изображений;
2 балла - ребенок нашел только 1 пару одинаковых картинок;
1 балл - ребенок нашел только 1 пару одинаковых картинок с помощью экспериментатора
0 баллов – не нашёл ни одной пары картинок или отказ от выполнения.
3) Методика изучения развития памяти.
Цель: оценить уровень развития памяти у ребенка.
Стимульный материал: различные игрушки в количестве 10 шт.
Методика проведения: достаем игрушки и просим, чтобы ребенок на них внимательно посмотрел и запомнил, убираем и тут же, без отвлечений спрашиваем: «какие игрушки ты запомнил».
Затем снова достаем игрушки и просим описать каждую, буквально парой фраз, после описания убираем игрушки и просим снова назвать ребенка, что он запомнил. После 2 – го раза ребенок должен назвать больше игрушек, чем после первого.
Оценка результатов:
4 балла - количество запомнившихся игрушек после 2-го раза больше, чем после 1-го просмотра на 2-4 игрушки;
3 балла - разница составляет не больше 2-х игрушек;
2 балла - разница составляет не больше 2-х игрушек с помощью экспериментатора;
1 балла – количество игрушек одинаково
0 баллов – отказ от выполнения
Исследование речевого развития
1. Исследование звукопроизношения.
Проводится по общепринятой в логопедии методике. В предварительной беседе выясняется, какие звуки ребенок произносит неправильно и каков характер их нарушения, проверяется произнесение этих звуков в начале, середине и в конце слова. Для этого используется логопедический альбом, при назывании картинок которого необходимо произнести слова с данным звуком в разных позиционных условиях.
Оценка:
Правильное произношение всех звуков - 4 балла
Нарушение произношения одной группы звуков - 3 балла
Нарушение произношения двух групп звуков - 2 балла
Нарушение произношения трех групп звуков - 1 балл
Нарушение произношения свыше трех групп звуков - 0 баллов
2. Исследование состояния фонематического восприятия
2.1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Ба-ба-па са-ша-са Та-да-та жа-за-жа Га-ка-га ча-ша-ча
Ба-бя-ба за-са-за
Оценка:
4 балла – правильное произнесение всех слогов;
3 балла –ошибки при произнесении 2 пар слогов;
2 балла –ошибки при произнесении 3 – 4 пар слогов.
1 балл - ошибки при произнесении 5 – 6 пар слогов;
0 баллов - ошибки при произнесении 6 и более пар слогов.
2.2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки: мишка — мышка бочка - почка уточка — удочка трава — дрова
2.3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска — мишка цветик — Светик крыса — крыша вечер — ветер
речка — редька косы — козы челка — щелка
Оценка:
4 балла – выполнил без ошибок;
3 балла – допущено не более 2 ошибок;
2 балла – допущено не более 4 ошибок;
1 балл – допущено не более 6 ошибок;
0 баллов – допущено не более 8 ошибок;
0 баллов – с заданием не справился, более 10 ошибок.
3. Словоизменение
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Процедура: Логопед предлагает ребёнку слова
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
Речевой материал: один стол, а много — это...
стул — ...книга - окно — платье - звезда — яблоко - ухо —
Процедура: логопед предлагает ребёнку слова
Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.
Речевой материал: стол, а много чего? — ...
стул — книга - окно — звезда — ключ - ухо — дерево – день -
Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.
Оценка:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — правильно образовано меньше 5 форм;
1 балл — форма образована неверно
0 баллов - невыполнение.
4. Словообразование
Образование существительных
Процедура: предлагаются слова
Инструкция: скажи правильно, у кошки — котята, а у...
Речевой материал: козы — собаки —волка — курицы — утки — свиньи — лисы — коровы — льва — овцы —
Оценка:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образовано 4 – 5 форм
1 балл - неверно образованная форма;
0 баллов — невыполнение.
5. Исследование лексики
Детям предъявляли картинки с изображениями:
1) овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;
2) одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;
3) обуви: ботинки, сапоги, туфли:
4) предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;
5) транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;
6) людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;
7) логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;
8) эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;
9) величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);
10)качеств: грязные, чистые;
11)конфигурации: прямая, кривая;
12)занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;
13)бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;
14)профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.
Картинки выкладывались по логическим группам. По названию ребенок показывал соответствующие картинки. Последовательность называемых картинок не соответствовала последовательности их расположения.
Оценка:
4 балла – выполнение без ошибок
3 балла - допускаются 2-1 ошибки.
2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом.
1 балл - неверная идентификация картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой.
0 баллов - отказ от ответа
Критерий количественной оценки базируется на учёте степени сформированности исследуемых функций.
Высокий – 4 балла.
Выше среднего – 3 балла.
Средний – 2 балла.
Ниже среднего – 1 балл.
Низкий – 0 баллов
Заключение

Частое распространение нарушений речи в настоящее время ставит перед логопедией проблему поиска оптимальных путей коррекции ОНР.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что основные компоненты: звуковая сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи имеют большое значение для коммуникативной функции речи и для выражения эмоционального состояния человека. В случаях нарушения значительно снижает коммуникативные возможности детей, затрудняется формирование речи в целом, что препятствует гармоничному развитию личности.
Анализ логопедической и психолого – педагогической литературы по проблеме состояния и развития детей с ОНР позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
К началу дошкольного возраста речь недостаточно ясна и чиста по звучанию. К моменту поступления в школу они постепенно от них избавляются, овладевают слоговой структурой слова, правильной постановкой ударения, темпом и ритмом речи. При ОНР существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, т.е. у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы.


Список литературы

Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003
Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М., 1948
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.
.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. Учебное пособие. - СПб., 2003
Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 – 16
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М., 1985
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
Коваленко О.М., Тимофеичева И. В. Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР IV уровня // Логопедия. – 2004. – № 2. – С. 41 – 58
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи дошкольников. – Ростов н / Д., СПб:, 2004
Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966
Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – 480 с.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2001.
Мастюкова Е.М. Исследование внутренней речи у детей дошкольного возраста с оазличными речевыми нарушениями. – М., 1971.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С.А. Мироновой. — М., 1987
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.
Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1988.
Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973
Преодоление ОНР дошкольников/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002
Розенгарт – Пупко Р.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963.
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребёнка. – М., 1973
Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. - №1. – С. 62 – 67
Смирнова Т.П. Обследование звукопроизношения у детей // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. – М., 1987
Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981
Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. - № 1. - С. 62-67
Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2002.
Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – №6. – С. 68 – 77
Филичева Т.Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. – 1977. – №7. – С. 60 – 61
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000
Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. – С. 3 – 54
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М., 1948
Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом // Дефектология. – 1990. №1. –С. 53 – 59
Элъконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969
Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М., 1969



37

Список литературы

1.Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
2.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб-но-методическое пособие. – СПб., 2003
3.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского язы-ка. – М., 1948
4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
5.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.
6..Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. Учебное пособие. - СПб., 2003
7.Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 – 16
8.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981
9.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М., 1985
10.Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982
11.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994.
12.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление обще-го недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990
13.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981
14.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонема-тического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспита-ние дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963.
15.Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
16.Коваленко О.М., Тимофеичева И. В. Особенности словообразова-тельных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР IV уровня // Логопедия. – 2004. – № 2. – С. 41 – 58
17.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамма-тического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001
18.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разго-ворной речи дошкольников. – Ростов н / Д., СПб:, 2004
19.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с ре-чевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966
20.Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – 480 с.
21.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых наруше-ний у дошкольников. — СПб., 2001.
22.Мастюкова Е.М. Исследование внутренней речи у детей дошколь-ного возраста с оазличными речевыми нарушениями. – М., 1971.
23.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С.А. Мироновой. — М., 1987
24.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.
25.Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1988.
26.Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973
27.Преодоление ОНР дошкольников/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002
28.Розенгарт – Пупко Р.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963.
29.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразви-тием речи. – М., 2003
30.Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребёнка. – М., 1973
31.Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. - №1. – С. 62 – 67
32.Смирнова Т.П. Обследование звукопроизношения у детей // Обу-чение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. – М., 1987
33.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых на-рушений у детей. – СПб., 1981
34.Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности де-тей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. - № 1. - С. 62-67
35.Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их кор-рекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2002.
36.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – №6. – С. 68 – 77
37.Филичева Т.Б. Консультации по вопросу проведения логопедиче-ской работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. – 1977. – №7. – С. 60 – 61
38.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педа-гогических наук в форме научного доклада. – М., 2000
39.Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. – С. 3 – 54
40.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
41.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспита-ние детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991
42.Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
43.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем не-доразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250
44.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в ран-нем возрасте. – М., 1948
45.Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом // Дефектология. – 1990. №1. –С. 53 – 59
46.Элъконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969
47.Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М., 1969

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают у детей с общим недоразвитием?

У детей с общим недоразвитием возникают стойкие нарушения деятельности общения. Это затрудняет их возможность межличностного взаимодействия и может создавать серьезные проблемы в их развитии и обучении.

Какие особенности развития речи у детей с общим недоразвитием?

У детей с общим недоразвитием может наблюдаться отставание в развитии речи. Они могут испытывать трудности в формулировании и выражении своих мыслей и идей, а также в понимании речи других людей.

Какие факторы могут способствовать общему недоразвитию у детей?

Общее недоразвитие у детей может быть обусловлено различными факторами, включая генетические предрасположенности, неблагоприятные условия беременности и родов, а также недостаточное стимулирование и поддержка ребенка в раннем детстве.

Какие процессы следует обследовать у детей с общим недоразвитием?

При обследовании детей с общим недоразвитием следует обратить внимание на вербальные и невербальные процессы. Это может включать анализ развития речи, понимания речи, моторики, внимания и памяти.

Какие подходы могут применяться для развития речи у детей с общим недоразвитием?

Для развития речи у детей с общим недоразвитием могут применяться различные подходы, включая речевую терапию, игровую терапию, музыкальную терапию и другие методики, направленные на стимуляцию и развитие речевых навыков и коммуникативных способностей.

Какие проблемы могут возникнуть у детей с общим недоразвитием?

У детей с общим недоразвитием могут возникнуть стойкие нарушения деятельности общения, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и создает серьезные проблемы в их развитии и обучении. Кроме того, у таких детей часто наблюдается соматическая ослабленность и отставание в развитии.

Какие процессы могут быть затруднены у детей с общим недоразвитием?

Детям с общим недоразвитием могут быть затруднены процессы общения и взаимодействия с другими людьми. Они могут испытывать сложности с развитием речи и языковыми навыками. Также могут возникать проблемы с пониманием и усвоением новой информации. В общем, такие дети испытывают сложности во многих аспектах развития и обучения.

Какие характеристики наблюдаются у детей с общим недоразвитием?

У детей с общим недоразвитием можно наблюдать различные характеристики, такие как замедление речевого развития, недостаточная лексическая и грамматическая выразительность, затруднения в освоении правил речи, слабое владение артикуляцией звуков и т. д. Кроме того, такие дети могут испытывать проблемы с вниманием, памятью и мышлением.

Как проводится обследование вербальных и невербальных процессов у детей с общим недоразвитием?

Обследование вербальных и невербальных процессов у детей с общим недоразвитием проводится с помощью различных методик, включающих наблюдение, тестирование, интервью и анкетирование. В ходе обследования оцениваются такие аспекты, как развитие речи, речевая эффективность, понимание речи, артикуляция звуков, словарный запас, грамматическая структура и другие вербальные и невербальные навыки.

Какое влияние оказывает общее недоразвитие на развитие речи детей?

Общее недоразвитие у детей с ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения. Это затрудняет процесс межличностного взаимодействия детей и создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения.