Психологическая диагностика умственной отсталости

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 07.07.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В рамках метода экспертной оценки была разработана и успешно применяется методика «Карта наблюдений» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич, 2000). (3, с.328) Наблюдения и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий.
«Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, психиатра, логопеда, родителя и психолога, а также разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с умственной отсталостью. Кроме того, эта методика позволяет отслеживать эффективность подобной программы на разных этапах развития ребенка и, по мере необходимости, вносить в нее коррективы.
В результате диагностики с помощью этой методики составляется психолого-педагогический профиль личности на момент обследования. Единый профиль составляется группой экспертов на основе обсуждения, затем формулируется заключение и рекомендации педагогам и родителям.
Анализ психолого-педагогического профиля, а также комментариев и рекомендаций различных экспертов дает возможность составить заключение, в котором отражены следующие аспекты:
индивидуальные психологические особенности развития ребенка;
сильные стороны личности;
индивидуальные особенности восприятия;
зона ближайшего развития;
рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам развития и воспитания;
наиболее продуктивные виды деятельности. (3, с.329)
При повторном построении профиля проводятся анализ динамики продвижения ребенка, оценка эффективности используемых методов и планирование программы дальнейшего развития.
Категория детей с глубоким нарушением интеллекта весьма неоднородна, среди них большое число детей с болезнью Дауна, аутизмом, двигательными нарушениями, тяжелыми речевыми дефектами. У части детей – выраженная гидроцефалия, снижение зрения и слуха и др.; все это значительно снижает их возможности к обучению. Следовательно, тяжелая и глубокая умственная отсталость и ограниченная обучаемость этих детей во многих случаях приводят к тому, что они выпадают из системы обучения.
Процесс обучения тяжело и глубоко умственно отсталого ребенка должен максимально содействовать развитию его личности, что в значительной степени определяется уровнем его общего психофизического развития, моторики, речи, знаниями и умениями. Для оценки развития детей с умственной отсталостью применяют методику «Социограмма», предложенную немецким педагогом и психологом доктором X. С. Гюнцбургом, которая адаптирована, переведена и используется в нашей стране (например в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова).
Методика состоит из карты наблюдения и анкеты, в которую входит 181 вопрос. Данная методика имеет два разных по сложности варианта. Первый вариант направлен на оценку развития наиболее простых навыков ребенка – форма PAC-S/P. В этом случае, если ребенок показывает 100% динамику по первому варианту, его переводят на следующий уровень и используют при диагностике второй вариант методики – форма РАС-1. Второй вариант направлен на оценку развития более сложных и разнообразных навыков ребенка (PAC-S/P).
Методики имеют 4 основные сферы наблюдения развития навыков (PAC-S/P): 1) самообслуживание; 2) восприятие и речь; 3) социальная приспособленность (активность); 4) моторика.
Благодаря применению методики «Социограмма» специалисты, работающие с детьми, имеющими глубокие нарушения интеллекта, а также их родители, могут получить значительный объем разносторонней информации об уровне развития ребенка. (10, с.69-71)
Заключение
В заключении следует отметить, что умственная отсталость – сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний с различной этиологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации.
Важное условие дифференциальной диагностики умственной отсталости – анализ динамики психического недоразвития и сопутствующих психических и неврологических нарушений, так как синдром слабоумия может быть одним из клинических проявлений ряда наследственно-дегенеративных заболеваний (туберозный склероз, болезнь Стерджа–Вебера, болезнь Вильсона–Коновалова и др.).
Таким образом, вопреки распространенному мнению о невозможности диагностики умственной отсталости до 3-летнего возраста ребенка, подобная диагностика возможна. Необходима разработка вопросов ранней диагностики (не только генетических и хромосомных форм), и она должна вестись в единой связи с социальной реабилитацией детей и подростков и решением вопросов инвалидизации. Диагноз умственной отсталости не «вечен», он может пересматриваться.
Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка раскрывает возможности для предупреждения умственной отсталости и организации комплексной психолого-медико-педагогической реабилитационной работы, что способствует наиболее адекватной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
Список литературы
Аксенов Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н.М. М.: Академия, 2008. – 400 с.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2000. – 298 с.
Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. Под общей редакцией проф. Шевченко Ю.С., профессора Венгера А.Л. М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2006. – 548. с.
Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Академический проект: Трикса, 2005. – 400 с.
Исаев А.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
Колесников Г.И. Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.
Саенко Ю.В. Специальная психология. М.: Академический проект, 2006. – 192 с.
Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. – 477 с.












8

Список литературы
1.Аксенов Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н.М. М.: Академия, 2008. – 400 с.
2.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2000. – 298 с.
3.Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. Под общей редакцией проф. Шевченко Ю.С., профессора Венгера А.Л. М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2006. – 548. с.
4.Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Академический проект: Трикса, 2005. – 400 с.
5.Исаев А.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
6.Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
7.Колесников Г.И. Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.
8.Саенко Ю.В. Специальная психология. М.: Академический проект, 2006. – 192 с.
9.Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
10.Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. – 477 с.

Вопрос-ответ:

Как проводится психологическая диагностика умственной отсталости?

Психологическая диагностика умственной отсталости проводится с помощью различных методик и инструментов, таких как наблюдение, тестирование, анкетирование и клинические интервью. Целью этой диагностики является определение уровня умственного развития человека и выявление наличия или отсутствия психологических или психических расстройств.

Какую роль играет ранняя диагностика умственной отсталости?

Ранняя диагностика умственной отсталости играет очень важную роль, так как позволяет выявить проблемы в развитии ребенка на самом раннем этапе. Это дает возможность своевременно начать специальное обучение и поддержку для ребенка, что может существенно повысить его шансы на более полноценную жизнь и развитие.

Какая методика была разработана в рамках метода экспертной оценки применительно к психологической диагностике умственной отсталости?

В рамках метода экспертной оценки была разработана и успешно применяется методика Карта наблюдений. Эта методика позволяет собрать и систематизировать информацию о наблюдаемом объекте, провести количественную и качественную оценку его поведения и развития. В контексте психологической диагностики умственной отсталости Карта наблюдений может быть использована для оценки поведения и прогресса ребенка в процессе обучения и развития.

Какие методы используются при проведении наблюдения и экспертизы в контексте психологической диагностики умственной отсталости?

При проведении наблюдения и экспертизы в контексте психологической диагностики умственной отсталости могут использоваться различные методы, такие как наблюдение за поведением и реакциями ребенка, анализ его рисунков или игровых действий, проведение определенных тестов и заданий, а также интервью с ребенком или его близкими.

Какие задачи решаются с помощью психологической диагностики умственной отсталости?

С помощью психологической диагностики умственной отсталости решаются различные задачи, такие как определение уровня умственного развития человека, выявление потенциальных проблем или расстройств в развитии, оценка эффективности обучения и поддержки, а также планирование и коррекция специальных программ и мероприятий для помощи людям с умственной отсталостью.

Какие методики используются для диагностики умственной отсталости?

Для диагностики умственной отсталости используются различные методики, включая экспертную оценку, карту наблюдений и педагогическую экспертизу.

Как работает методика Карта наблюдений?

Методика Карта наблюдений позволяет обобщить наблюдения, сделанные в контексте обучающих и развивающих заданий. Она основана на количественной и качественной оценке педагогических результатов.

Какие задачи решаются при психологической диагностике умственной отсталости?

При психологической диагностике умственной отсталости решаются задачи определения уровня психического развития, выявления особенностей познавательных и психических функций, а также оценки эффективности образовательного процесса и развивающих мероприятий.

Какие показатели оцениваются при диагностике умственной отсталости?

При диагностике умственной отсталости оцениваются такие показатели, как интеллектуальные способности, память, восприятие, внимание, мышление, речь и моторика. Также оценивается социальная адаптированность и коммуникативные навыки.

Какими результатами может завершиться психологическая диагностика умственной отсталости?

Результаты психологической диагностики умственной отсталости могут подтвердить наличие умственной отсталости, определить ее уровень и характеристики, а также сформулировать рекомендации для образовательного процесса и развивающей работы с ребенком.

Какие методы используются в психологической диагностике умственной отсталости?

В психологической диагностике умственной отсталости используются различные методы, включая тестирование, наблюдения, анкетирование и структурированные интервью. Они позволяют оценить когнитивные, социальные и эмоциональные способности человека и определить степень его умственной отсталости.