Государственная система Российской Империи в период правления Николая I.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 26 26 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.03.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
1. Преобразования системы государственного управления во время правления Николая I
2.Структура и компетенция Собственной Его императорского Величества канцелярии
3.Деятельность по кодификации российского законодательства
4.Законодательные основания организации верховной государственной власти и органов государственной власти
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Департаменты формировались из членов Государственного совета, могли проводиться соединенные заседания департаментов. Государственный совет принимал участие в обсуждении законов, бюджета и отчетов правительства.
Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал окончательно. В его компетенцию входили дела о назначении пенсий и пособий, о разрешении православным церквам, монастырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.
К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным органом, в его компетенцию входило представление мнений императору о противоречии принимаемых законов прежде изданным, надзор за деятельностью министров, получение от них объяснений.
Зафиксированная в законе система местных органов управления оставлялась такой, как в конце XVIII в. Главами административных органов в губернии были губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления. По закону 1845 г. губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии (общее присутствие составлялось под председательством губернатора из вице-губернатора, советников и асессоров).
Казенная палата была во главе финансового управления губернии. Она состояла из управляющего, его помощника и начальников отделения. Кроме того, работали палаты государственных имуществ.
В уезде как прежде функционировал нижний земский суд во главе с капитан-исправником. Но в 1837 г. произошли незначительные изменения: был организован земский суд, который состоял из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волостной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами.
В сфере законотворческой деятельности Основные законы четко сформулировали основополагающий принцип издания законодательных актов в условиях абсолютной монархии – исключительное право императора на издание узаконений, которое не ограничивало и предварительное обсуждение законопроектов в Государственном совете, чье мнение для монарха носило консультативный характер. Важное значение имели положения Основных законов, в которых определялись критерии отграничения узаконений от правоприменительных и интерпретационных правовых актов, признаки законодательных актов, система источников позитивного права, а также достаточно детализированные правила выявления пробелов, коллизий и обеспечения качества узаконений. Одновременно Основные законы установили, хотя и в достаточно общем плане, основы организации деятельности верховной власти в сфере государственного управления, среди которых принципиальное значение имели законоположения о сосредоточении в руках императора всей полноты исполнительной власти.
На третье место Основные государственные законы поставили законоположения об императорском доме. Они выделили в обособленный институт государственного права императорскую фамилию и регламентировали внутри нее публично-правовые отношения – порядок приобретения прав членов императорского дома и определения родственных связей как основания к наследованию престола, обязанности императора поддерживать порядок и законность в императорском доме, обязанности членов императорского дома, а также требование повиноваться и быть преданными царствующему императору. В Основных законах определялась и специфика правового регулирования вопросов частноправового характера – брачно-семейные, имущественные и наследственные законоположения. Наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора). Средства на содержание членов императорской фамилии поступали из казначейства или доходов удельного имущества. Члены императорской фамилии получали титулы «высочество»и «светлость»в зависимости от степени родства с царствующим императором.
Таким образом, Основные государственные законы 1832–1892 гг. в своих законоположениях представили принципиальные основы организации государственной власти и управления, которые определяли дальнейшую правовую регламентацию различных сфер государственной деятельности и жизнедеятельности населения России в остальных разделах Свода законов Российской империи. Переиздания Основных государственных законов в 1842, 1857, 1886 и 1892 гг. сохранили систему и основные законоположения Основных законов первого издания 1832 г. и внесли лишь некоторые редакционные изменения, не носившие принципиального характера и отразившие изменения в последующем законодательстве, имеющие отношение к сфере регламентации законоположений Основными законами. Существенные изменения в Основные законы были внесены лишь их новой редакцией 1906 г., ознаменовавшей переход формы правления в России к конституционной монархии.


Заключение

Таким образом, в царствование Николая I в стране проведено упорядочение законодательства, установлен порядок.
Кроме того,- широкое развертывание просветительных учреждений: академий, институтов, университетов, средних и народных учебных заведений.
Накапливался опыт управления, профессиональные качества чиновничества возросли. Успехи в развитии промышленности и транспорта, достигнутый уровень экономического развития страны, реформы в отношении государственных крестьян и подготовительные мероприятия к общекрестьянской реформе дали возможность начать подготовку к проведению главной реформы века – отмены крепостного права.
Проблема создания Основных государственных законов Российской империи получила новое политическое звучание в связи с намерением Николая I навести порядок в законодательном массиве и создать свод действующего законодательства, что должно было усилить режим законности и не только улучшить «основанное на законе» государственное управление в целом, но и четко определить, с учетом ранее изданных узаконений, правовые основы государственного строя – исходные положения организации верховной государственной власти и направления деятельности императора как главы Российского государства. Общая концепция построения и содержания Основных государственных законов, как и Свода законов Российской империи в целом, была разработана М. М. Сперанским, который на основе изучения предшествующего опыта российской и европейской законодательной практики правового закрепления основ государственного строя и деятельности главы государства теоретически обосновал необходимость самодержавия в России, охарактеризовал основные направления деятельности носителя верховной государственной власти в законотворческой и управленческой сферах.
Список литературы:


Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII - XX века: Учебное пособие. - М.: РГГУ, 1999. – 231с.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2002. – 386с.
Гаман О.В. Бюрократия Российской империи.- М., 1997.- 426с.
Де Кюстин Астольф. Россия в 1839 году/ Пер. В. Мильчиной и И. Стаф.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 - 528 с.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997. – 342с.
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. - М., 1995.-352с.
Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н. Новгород, 1995.- 354с.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. - Кембридж, Массачусетс, 1981. -496с.
Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. - М., 1996. – 367с.
Тарасов Б.Н. Николай I и его время: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic5.htm
Троцкий И. III-е отделение при Николае I. - Л.: Лениздат, 1990. – 318 с.
Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I.- СПб: Искусство- СПб, 2007. – 461с.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. - Кембридж, Массачусетс, 1981. - С.96.
Гаман О.В. Бюрократия Российской империи. М., 1997.- С.45.
Де Кюстин Астольф. Россия в 1839 году. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 - С.47.
Де Кюстин Астольф. Россия в 1839 году.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 - С.114
Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII - XX века:. - М., 1999.- С.420.
Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I.- СПб: Искусство- СПб, 2007. – С.102
Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н. Новгород, 1995.-.С73.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997. – С.196.
Тарасов Б.Н. Николай I и его время: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic5.htm
Политическая история России: Хрестоматия - М., 1996. – С.114.
Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н. Новгород, 1995.- С.234.
См: Троцкий И. III-е отделение при Николае I. - Л.: Лениздат, 1990.
Троцкий И. III-е отделение при Николае I. - Л.: Лениздат, 1990. – С.15.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М., 2002.- С.218.
Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I.- СПб: Искусство- СПб, 2007. – С.117.
Цит.по: Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I.- СПб: Искусство- СПб, 2007. – С.103.
Там же
Там же
Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н. Новгород, 1995.- С.87.
Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I.- СПб: Искусство- СПб, 2007. – С.108.
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. - М., 1995.- С.116.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997. – С.118.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М., 2002.- С.140.
Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н. Новгород, 1995.- С.197.
Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII - XX века: Учебное пособие. - М., 1999.-.153.












26

Список литературы:


1.Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII - XX века: Учебное пособие. - М.: РГГУ, 1999. – 231с.
2.Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2002. – 386с.
3.Гаман О.В. Бюрократия Российской империи.- М., 1997.- 426с.
4.Де Кюстин Астольф. Россия в 1839 году/ Пер. В. Мильчиной и И. Стаф.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 - 528 с.
5.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997. – 342с.
6.Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. - М., 1995.-352с.
7.Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н. Новгород, 1995.- 354с.
8.Пайпс Р. Россия при старом режиме. - Кембридж, Массачусетс, 1981. -496с.
9.Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. - М., 1996. – 367с.
10.Тарасов Б.Н. Николай I и его время: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic5.htm
11.Троцкий И. III-е отделение при Николае I. - Л.: Лениздат, 1990. – 318 с.
12.Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I.- СПб: Искусство- СПб, 2007. – 461с.

Вопрос-ответ:

Какие преобразования системы государственного управления произошли во время правления Николая I?

Во время правления Николая I произошло несколько значимых преобразований системы государственного управления. Одним из ключевых изменений было создание Государственного совета в 1810 году, который стал высшим консультативным и исполнительным органом при правлении императора. Также были проведены реформы, направленные на силовое укрепление государства, ужесточение цензурных мер и контроля за общественной жизнью. Кроме того, Николай I сделал акцент на укреплении централизованной монархии и поддержке самодержавия в Российской Империи.

Какова была структура и компетенция Собственной Его императорского Величества канцелярии?

Собственная Его императорского Величества канцелярия была высшим центральным органом исполнительной власти в Российской Империи при правлении Николая I. Она состояла из нескольких департаментов, таких как департамент государственных канцелярий, департамент государственных губернаторов, департамент по законодательству, департамент по делам религии и просвещения и другие. Канцелярия осуществляла широкий круг полномочий, включающий контроль над провинциальными властями, надзор за проведением реформ, разработку законодательства и многое другое.

Что можно сказать о деятельности по кодификации российского законодательства в период правления Николая I?

В период правления Николая I была проведена значительная работа по кодификации российского законодательства. В 1832 году был издан Уголовный устав, который стал первым общероссийским уголовным кодексом. Также было издано Положение о судебном устройстве в 1834 году, которое регулировало судебную систему и процедуру. Особое внимание уделялось правам крестьян и сельскому землевладению. В целом, деятельность по кодификации законодательства при Николае I имела целью упорядочение и систематизацию правовых норм в стране.

Какие преобразования произошли в системе государственного управления во время правления Николая I?

Во время правления Николая I произошли значительные преобразования в системе государственного управления. Главной целью этих преобразований было укрепление централизованной власти и установление жесткой вертикальной иерархии. Была проведена реформа административно-территориального деления страны, в результате которой губернии заменили уезды. Также был усилена роль министерств и введена должность генерал-губернаторов. Реформы коснулись и судебной системы, она стала более подчиненной центральным органам власти.

Какова была структура и компетенция Собственной Его императорского Величества канцелярии?

Собственная Его императорского Величества канцелярия была важным органом государственной системы в Российской Империи в период правления Николая I. Она состояла из нескольких отделов, включая отдел по делам Александрийского дворца, отдел по делам государевых жен, отдел по делам знати и другие. Компетенция канцелярии включала решение вопросов, касающихся дворцовой жизни, а также управление имуществом государственной казны, назначение должностных лиц и управление ими.

Какая деятельность была проведена по кодификации российского законодательства во время правления Николая I?

Во время правления Николая I была проведена значительная работа по кодификации российского законодательства. В 1832 году был принят Гражданский кодекс Российской Империи, который стал одним из основополагающих документов гражданского права на территории России. Также был разработан Уголовный кодекс и другие законодательные акты, которые устанавливали правила и порядок в различных сферах жизни общества.

Какие изменения были внесены в государственную систему Российской Империи во время правления Николая I?

Во время правления Николая I были внесены значительные изменения в государственную систему Российской Империи. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти и ужесточение контроля над субъектами империи. В рамках этих реформ была создана Советская режима, который заменил Конституцию 1812 года и установил авторитарный политический режим.

Какие функции выполняла Собственная Его императорского Величества канцелярия?

Собственная Его императорского Величества канцелярия выполняла широкий спектр функций, связанных с организацией государственной власти Российской Империи. Это включало проведение кодификации законодательства, подготовку законопроектов, рассмотрение петиций и жалоб граждан, управление финансами, контроль за исполнением императорских указов и многое другое. Канцелярия была одной из самых влиятельных и мощных институтов в государственной системе Российской Империи.