Особенности речевых коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 41 41 страница
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 26.02.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретический анализ понятий речевых коммуникативных навыков у детей с ЗПР
1.1Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР
1.2История и современное состояние изучения проблемы развития речевых коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в логопедической науке
Глава 2. Цели, задачи, организация и адаптация методик исследования
2.1 Научно-теоретическое обоснование исследования
2.2 Цели, задачи и организация исследования
2.3 Методика исследования
Глава 3. Анализ результатов обследования состояния речевой коммуникативной функции у детей 5-6 лет с ЗПР
Заключение
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Предпочтение отдается рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними. Слуховое восприятие развито, хотя и допущены ошибки, что свидетельствует о проблемах в данном направлении. Вторая группа детей отличалась ситуативными высказываниями констатирующего вида, просьбами о помощи. Иногда ребенок не отвечал на вопросы вообще, не обращался за помощью.
Методика - субтест из методики Эббингауза – выявила нарушение номинативной функции речи и низкий словарный запас у детей 2 группы.
Методика - шкала Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированная В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько – выявила нарушения в речи и общении детей 1 группы.
Методика - исследование слухового восприятия В.А. Колягина – выявила незначительные нарушения слухового восприятия в обеих группах.
В заключении эмпирической части нашего исследования необходимо отметить, что у детей с ЗПР в возрасте от 5 до 6 лет наиболее сформированными является слуховое восприятие, тогда как отмечаются серьезные трудности в речевом воспроизведении. Нарушена не только функция речи, но и сам процесс общения. Дети могут быть крайне пассивными – не могут обратиться за помощью или ответить на вопросы.


Заключение

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Установлено, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР отстают по уровню сформированности коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.
2. Определены специфические трудности, сдерживающие развитие общения:
- несформированность возрастных форм общения, а также общая неразвитость структурных компонентов общения у детей с ЗПР;
- предположение о недостаточном внимании со стороны родителей к специальному формированию коммуникативных навыков у своих детей.
Таким образом, итоги данного исследования позволяют отчасти составить целостное представление о закономерностях становления у детей с задержкой психического развития навыков общения, характеризуют условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их коммуникативного акта.









Список литературы
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.
Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000.
Агавелян О.К. Социально-персцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999.
Адашинская Г.А. Динамика родительско-детских отношений на фоне реабилитационной терапии больных с нарушениями развития психоневрологических функций. // Альманах, 2001, №5.
Адриан Уорд Задержка в психическом развитии. Правовое регулирование для стран восточной Европы. Москва, 1995.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004.
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М., 2008.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. – СПб., 2000.
Васильева Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н.Новгород, 1993.
Вицлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. - М., 1986.
Вичев В.П. Мораль и социальная психика. - М., 1980.
Власов В.В. Эффективность диагностических исследований.— М., 1988.
Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. //Дефектология 1975, №6.
Власова Т.А. Проблемы преодоления отклонений в развитии детей. //Дефектология. – 1972. - №1.
Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. – СПб., 1993.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1971.
Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1984.
Дети с нарушениями в развитии. Хрестоматия. /Сост. В.М. Астапов, - М., 1995.
Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Соколова. - М., 2002.
Дефектология: Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб., 2004.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – М., 2001.
Леопгхард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. — СПб., 2004.
Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. – СПб.-М., 2000.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1998.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейро-психологическая диагностика. – М., 1993.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
Попов В.И. Современная диагностика: теория и практика. Ч. 1. - М., 2000.
Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР //Дефектология, 1987. №6.
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
Ульенкова У.В., Кисова В.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития //Дефектология, 2001. №1.
Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития. – М., 1990.
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие — Балашов, 2004.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.
Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы /Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1999.
Приложение
Протокол экспериментального исследования состояния коммуникативных навыков детей 5-6 лет с ЗПР
1. Имя ребенка: Марина
Дата рождения: 03.06. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
2. Имя ребенка: Галя
Дата рождения: 11.02. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
3. Имя ребенка: Ваня
Дата рождения: 23. 08. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
4. Имя ребенка: Лена
Дата рождения: 23.02. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
5. Имя ребенка: Таня Г.
Дата рождения: 04.01. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
6. Имя ребенка: Таня З.
Дата рождения: 03.01. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
7. Имя ребенка: Дима
Дата рождения: 03.05. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
8. Имя ребенка: Антон
Дата рождения: 29.01. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
9. Имя ребенка: Александр Р.
Дата рождения: 15.05. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
10. Имя ребенка: Оля
Дата рождения: 01.04. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
11. Имя ребенка: Лена
Дата рождения: 03.10. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
12. Имя ребенка: Юра
Дата рождения: 03.09. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
13. Имя ребенка: Александр В.
Дата рождения: 12.07. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
14. Имя ребенка: Петр
Дата рождения: 09.08. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
15. Имя ребенка: Валентин
Дата рождения: 03.01. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
16. Имя ребенка: Илья Д.
Дата рождения: 16.02. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
17. Имя ребенка: Илья А.
Дата рождения: 19.03. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
18. Имя ребенка: Кирилл
Дата рождения: 03.04. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
19. Имя ребенка: Артем
Дата рождения: 17.02. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 6 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.
20. Имя ребенка: Карина
Дата рождения: 12.07. 2003 г.
Дата обследования: 20.02.2009 г.
Возраст: 5 лет
ДОУ №58 Приморского района
Методика Инструкция Описание выполнения задания ребенком 1 См. инструкцию методики 1. См. инструкцию методики 1. 2 См. инструкцию методики 2. См. инструкцию методики 2. 3 См. инструкцию методики 3. См. инструкцию методики 3.











32

1.Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.
2.Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000.
3.Агавелян О.К. Социально-персцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999.
4.Адашинская Г.А. Динамика родительско-детских отношений на фоне реабилитационной терапии больных с нарушениями развития психоневрологических функций. // Альманах, 2001, №5.
5.Адриан Уорд Задержка в психическом развитии. Правовое регулирование для стран восточной Европы. Москва, 1995.
6.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004.
7.Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М., 2008.
8.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. – СПб., 2000.
9.Васильева Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н.Новгород, 1993.
10. Вицлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. - М., 1986.
11. Вичев В.П. Мораль и социальная психика. - М., 1980.
12. Власов В.В. Эффективность диагностических исследований.— М., 1988.
13. Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. //Дефектология 1975, №6.
14. Власова Т.А. Проблемы преодоления отклонений в развитии детей. //Дефектология. – 1972. - №1.
15. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. – СПб., 1993.
16. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
17. Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1971.
18. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1984.
19. Дети с нарушениями в развитии. Хрестоматия. /Сост. В.М. Астапов, - М., 1995.
20. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Соколова. - М., 2002.
21. Дефектология: Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
22. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб., 2004.
23. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
24. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – М., 2001.
25. Леопгхард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997.
26. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. — СПб., 2004.
27. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. – СПб.-М., 2000.
28. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1998.
29. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейро-психологическая диагностика. – М., 1993.
30.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
31.Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
32. Попов В.И. Современная диагностика: теория и практика. Ч. 1. - М., 2000.
33. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР //Дефектология, 1987. №6.
34. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.
35.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
36.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
37.Ульенкова У.В., Кисова В.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития //Дефектология, 2001. №1.
38.Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития. – М., 1990.
39. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие — Балашов, 2004.
40.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.
41. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы /Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какие особенности речевых коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР?

У детей 5-6 лет с ЗПР наблюдаются определенные особенности в развитии речевых коммуникативных навыков. Они могут испытывать трудности с произношением и пониманием слов, иметь ограниченный словарный запас, затрудняться в построении связной речи и могут испытывать проблемы с социальным взаимодействием.

Что такое речевые коммуникативные навыки у детей с ЗПР?

Речевые коммуникативные навыки у детей с ЗПР включают в себя способность понимать и использовать язык для общения, а также умение взаимодействовать с окружающими людьми через речь. Они включают разные аспекты, такие как лексика, грамматика, фонетика и способность понимать и использовать социальные нормы и правила в общении.

Как развиваются коммуникативные навыки у детей с ЗПР?

Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР может быть более медленным и требовать специальной поддержки. Это может включать регулярные занятия с логопедом, а также использование различных методик и помощью родителей. Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР может быть пошаговым и требовать индивидуального подхода.

Как исследование проблемы развития речевых коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР проводится в логопедической науке?

В логопедической науке проблема развития речевых коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР исследуется с помощью различных методик и подходов. Используются наблюдения, тестирование, анкетирование и диагностика для определения уровня развития речевых коммуникативных навыков у детей и выявления особенностей их развития.

Какие цели и задачи ставятся перед исследованием проблемы развития речевых коммуникативных навыков у детей с ЗПР?

Цели и задачи исследования проблемы развития речевых коммуникативных навыков у детей с ЗПР могут включать выявление особенностей их развития, определение эффективных методик и подходов к их поддержке, а также создание рекомендаций для специалистов и родителей по развитию коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Какие особенности речевых коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР?

У детей 5-6 лет с ЗПР наблюдаются особенности в развитии речевых коммуникативных навыков. Они могут испытывать трудности в понимании и выражении речи, ограниченности словарного запаса, затруднения в использовании грамматических конструкций и правильном произношении. Также дети могут иметь проблемы с установлением контакта с окружающими и затруднения в соблюдении правил общения.

Как развиваются коммуникативные навыки у детей с ЗПР 5-6 лет?

Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР 5-6 лет требует специального подхода. Одна из методик, которую используют логопеды, - это игровые упражнения, направленные на развитие понимания и выражения речи. Также важно обучение правилам общения и навыкам социального взаимодействия. Для развития речевых навыков детей применяются специальные логопедические упражнения, такие как фонетическая гимнастика, артикуляционная гимнастика и диктанты.

Какова история и современное состояние изучения проблемы развития речевых коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР?

Изучение проблемы развития речевых коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР имеет долгую историю. Современное состояние исследований включает различные подходы, такие как психолингвистический, психологический и педагогический. Ученые и практики работают над разработкой и адаптацией методик и программ, направленных на развитие коммуникативных навыков у этих детей.

Какие цели и задачи ставятся в организации и адаптации методик исследования?

Организация и адаптация методик исследования речевых коммуникативных навыков у детей с ЗПР имеют несколько целей. Одна из них - изучение особенностей развития таких детей с целью разработки эффективных методик и программ помощи их коммуникативному развитию. Другая цель - научное обоснование исследования данной проблемы, а также определение эффективных методов диагностики и коррекции речевых коммуникативных навыков.

Какие особенности речевых коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР?

У детей 5-6 лет с ЗПР наблюдаются определенные особенности в развитии речевых коммуникативных навыков. Это может проявляться в затруднениях в восприятии и понимании речи, ограниченной лексике, нарушении грамматической структуры предложений, проблемах в сенсорно-моторной координации и т.д.