Особенности сюжетно - ролевой игры и ее коррекция у умственно отсталых дошкольников младшего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 19.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Игра у нормальных развитых дошкольников
1.2. Особенности сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста
2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Психика умственно отсталого ребенка
2.2. Предпочтение сюжетно-ролевых игр у умственно отсталых дошкольников младшего возраста
3. СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо обеспечить формирование всех компонентов игровой деятельности: целевого, потребностно - мотивационного, операционного, содержательного.
Цель коррекции: формирование у умственно отсталого ребенка механизма сюжетно-ролевой игры для реализации ее развивающего потенциала в формировании личности младшего дошкольника.
Задачи:
1. В процессе коррекции дети должны овладеть разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетно-ролевых игр.
2. Обогатить жизненный опыт детей, сформировать у них умения использовать знания в разных жизненных ситуациях.
3. Раскрыть для детей смысл действий людей в разных сферах деятельности, а также отношений, возникающих между людьми в различных ситуациях.
4. Научить детей адекватному выражению своих эмоциональных состояний.
Рассмотрим возможности коррекции сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников младшего возраста.
Игры-импровизации.
Цель: преодолеть пассивность или негативизм, создать эмоциональный контакт между детьми, настроить ребенка на выполнение вместе с педагогом эмоционально насыщенных игровых действий.
Подготовка к игре: необходимо подобрать музыку и игровую атрибутику - детали костюмов, элементы декораций.
Проведение: детям предлагается перевоплощение в животное, которое ему нравится: в бабочку, птичку, котенка и т.д.
Педагог учит детей выразительно передавать движениями, мимикой, голосом характер изображаемого персонажа. Наблюдая за детьми, «погружает их в различные эмоциональные состояния». Педагог «преображается» вместе с детьми, что создает доверительную атмосферу. Физический контакт при этом содействует эмоциональным проявлениям, способствует сближению с каждым ребенком, одновременно давая ему образец адекватного эмоционального игрового действия. Такие игры-импровизации, проводящиеся на протяжении всех лет пребывания детей в детском саду, постепенно наполняются импровизированным сюжетом, расширяются, включают элементарную творческую деятельность детей.
2. Экскурсии.
Цель: знакомство детей с деятельностью и отношениями людей в естественных условиях их протекания (в магазине, на почте и т.п.).
Подготовка. Перед экскурсией должна стоять понятная и близкая для ребенка цель (пойдем в магазин, посмотрим, как работает продавец). При этом по пути к месту экскурсии необходимо многократно напоминать детям о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем познакомятся.
Проведение. На экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей: купать игрушки в магазине. Выполненные ребенком действия войдут в его непосредственный жизненный опыт, и ему будет проще их воспроизвести в условиях игры. Педагог обращает внимание детей с помощью объяснений и вопросов на выполняемые людьми действия, их последовательность, используемые предметы, возникающие между ними отношения. Желательно, чтобы взрослые, с чьей деятельностью дети знакомятся, общались с детьми, рассказывали о своих действиях, отвечали на вопросы педагога.
3. Беседа по картинке.
Цель: закрепление полученных на экскурсии впечатлений.
Проведение. Для рассматривания предлагается картинка, на которой изображена ситуация, отражающая увиденное детьми во время экскурсии.
В ходе рассматривания картины педагог задает детям вопросы, требующие от них не только внимательного восприятия изображенного, но также и использования знаний, полученных во время экскурсии. Важным средством закрепления впечатлений от экскурсии является отражение своих впечатлений в рисунке. С этой целью воспитатель проводит специальные занятия, поскольку в самостоятельном рисовании дошкольники с нарушением интеллекта не стремятся выразить свои впечатления.
4. Содержание картины можно драматизировать.
Цель: формирование более глубокого понимания смысла действий людей, изображенных на картине.
Проведение. Педагог дает детям возможность создать «живую» картину - точную копию рассматриваемой. Можно также проиграть дальнейшие их действия. Это вид работы по "созданию" картины позволяет ребенку лучше понять тот факт, что изображение отражает реальные действия и тем самым способствует развитию более глубокого восприятия картины.
5. Дидактические игры. На специальных групповых и индивидуальных занятиях дети имеют возможность познакомиться с разнообразными свойствами предметов, их назначением, научиться действовать с предметами.
Цель: формирование знаний детей об окружающем мире в процессе специально организованной деятельности умственно отсталых детей.
Проведение. Например, в ходе изучения темы «Игрушки», подготавливающей детей к игре «Магазин игрушек», можно использовать следующие игры: «Назови игрушку», «Найди игрушку, которая нарисована на картинке» (соотнесение предмета и изображения), «Чудесный мешочек», и др.
Дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию, используемому материалу, форме проведения, проводиться в различных вариантах и постепенно усложняться. Дидактические игры способствуют закреплению знаний, полученных на экскурсии.
Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям следующие игры: «Что нужно продавцу для работы?», «Какие отделы в магазине?».
6. Обучение дошкольников с нарушением интеллекта игровым действиям.
В процесс обучения игре входит система обучающих игр («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Доктор», «Автобус» и пр.), которые направлены на формирование у детей предметных действий, предметно-игровых действий, цепочки действий, действий с предметами-заместителями, с изображениями предметов и воображаемыми предметами. Игры направлены на развертывание различных сюжетов.
Используются такие приемы как:
- совместные действия ребенка и взрослого;
- выполнение ребенком действий по подражанию;
- демонстрация образца действия.
Словесная инструкция при формировании игровых действий у детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии используется крайне редко.
7. Словесный отчет.
Цель: стимулирование речевой деятельности детей.
В процессе обучения педагог с одной стороны, сам дает образец правильной, четкой речи, а с другой - стимулирует их собственные высказывания. Желательно при этом задавать вопросы так, чтобы в их конструкциях содержались ответы, например: «Будет ли мама варить Маше суп?». Педагог стимулирует детей проговаривать свои действия.
Это очень сложно для детей с нарушениями речи и интеллекта, но формирование этих умений способствует осознанию ребенком своей деятельности и развитию умения планировать предстоящую игру.
8. Организация предметно-игровой среды имеет значение для формирования у них сюжетно-ролевой игры. Прежде всего, в каждой группе должен быть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей. Детям с умственной отсталостью необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с данной игрушкой и научить их выполнению. В связи с этим каждая новая игрушка, которая предоставляется детям для игр, должна быть обязательно обыграна. Без этого дети ее использовать не будут. Характерным для данной категории детей является и то, что они предпочитают играть со знакомыми игрушками, действиями с которыми они хорошо овладели и от чего получают большое удовлетворение.
9. Игры-занятия с куклой.
Цель: формирование умений правильно играть с куклой, приобретение ребенком эмоционально-нравственного опыта.
Игры-занятия с куклами призваны формировать у ребенка конкретные игровые умения: кормить, одевать, укладывать и т.д. А так же они должны воспитать особое отношение к кукле как к заместителю человека. Моделируя разнообразные игровые ситуации с куклами, педагог демонстрирует детям образцы эмоционально-нравственного поведения, формирует на основе подражания первые нравственно-этические эталоны поведения.
10. Ознакомление с игрушками.
Цель: формирование и углубление у ребенка опыта эмоциональных переживаний.
В процессе необходимо научить детей многообразному использованию в игре предметов, показать, как тот или иной предмет может быть использован по-разному в различных ситуациях (кубик - мыло, пачка печенья, столик и т.п.).
Это позволяет подвести ребенка к пониманию функции замещения. Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта требует особой красочности игрушки, простоты и одновременно выразительности ее форм. Необходимым условием для создания у детей интереса к образным игрушкам является их объединение в единый тематический комплекс по теме, обеспечивающей отражение определенных жизненных или сказочных событий.
11. Создание игровых уголков. Существенное значение имеет расположение игрушек. Традиционным является - кукольные квартиры, гараж, домики для животных и т.п. Положительное влияние оказывает участие детей в создании уголков, распределение в них игрушек с одновременным их обыгрыванием.
Целесообразно закреплять знания, усваиваемые детьми по заданной теме в процессе сюжетно-ролевой игры. А также использовать занятия по рисованию, аппликации, лепке, подвижные игры с сюжетами.
Каждая игра должна увлекать детей, быть эмоционально насыщенной.
«Необходимо помнить, что каждая игра должна доставлять ребенку удовольствие и радость, поэтому, несмотря на важные дидактические задачи, она должна проходить легко, весело, без упреков в адрес ребенка и нравоучений. Ни в коем случае ребенок не должен переживать ситуацию неуспеха. В игре он должен чувствовать себя комфортно. В процессе обучающих игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами» [12, с. 15].
Таким образом, мы рассмотрели основные способы коррекции сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта. Главным результатом такой коррекции является то, что у ребенка появляется интерес к окружающему миру и, в частности, к игре. Возникает положительное эмоциональное отношение к ней, желание участвовать, налаживать контакты с взрослыми и со сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сюжетно-ролевая игра является наиболее характерным видом деятельности дошкольника. Дошкольный период- это время наиболее интенсивного роста и развития ребенка. На протяжении всего детства сюжетно-ролевая игра имеет первостепенное значение для детского развития. А так же для коррекции различных дефектов в психике ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей. Это вид игр приобщает ребенка к миру взрослых, формируя и отражая одновременно представления о деятельности и отношениях взрослых людей.
Целью данного исследования было изучение особенностей сюжетно - ролевой игры и возможностей ее коррекции у умственно отсталых дошкольников младшего возраста. Для достижения этой цели мы рассмотрели роль и функции сюжетно-ролевой игры у нормально развитых дошкольников. И сделали следующие выводы:
сюжетно-ролевая игра обладает огромным воспитательным, развивающим и коррекционным потенциалом;
основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя определенную роль и выполняет ее в созданной игровой обстановке;
характерной чертой сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок выражает свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, каждый участник обогащает игру, привнося в нее свой индивидуальный опыт, представления и т.д.;
в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от содержания сюжетно-ролевых игр.
Были рассмотрены особенности мышления и поведения умственно отсталого ребенка. Основными характеристиками игры дошкольников с нарушением интеллекта являются:
отсутствие интереса к игрушкам или на короткое время привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними;
несформированность целевого компонента: игровые действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера;
отсутствие потребности в игре, даже включаясь в игру, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого;
повышенная отвлекаемость: посторонние раздражители приводят к разрушению игры;
сюжеты игр являются весьма бедными вследствие недостаточного объема знаний о жизни, деятельности и отношениях людей;
сложность в последовательном выполнении нескольких действий;
отсутствие свободы творчества, шаблонность и стереотипность действий и т.д.
Хотя умственная отсталость как явление необратимо, некоторые ее признаки вполне поддаются коррекции. Исследования отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном педагогическом воздействии в условиях коррекционных учреждений.
В целях коррекции сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников младшего возраста предложены следующие методы: игры-импровизации, экскурсии, создание игровых уголков, ознакомление с игрушками, игры-занятия с куклой, обучение дошкольников с нарушением интеллекта игровым действиям и пр.
Педагог руководит игрой, активизируя и совершенствуя игровой опыт дошкольника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.
Воронкова Л. В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. М., 2005.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.
Зверева О. Сюжетно-ролевая игра.// «Игра и дети».- М., 2003.- №6.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.1. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1993.
Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика. М., 2006.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.,1999.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.- М.,2001.
Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. Баряева Л.Б. Зарин А.П. - СПб.,2001.
Основы дошкольной педагогики./Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.,1990.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова— М., 2002.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики, М., - 2006.
Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.,1995
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1950. - Т. 8.
Шахова О.А. Возрастные особенности развития детей. Новосибирск, 2005.
Эльконин Д.Б. Психология игры, М., -1999
4
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.
2.Воронкова Л. В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. М., 2005.
3.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
4.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.
5.Зверева О. Сюжетно-ролевая игра.// «Игра и дети».- М., 2003.- №6.
6.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.1. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.
7.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1993.
8.Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика. М., 2006.
9.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.,1999.
10.Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
11.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.- М.,2001.
12.Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. Баряева Л.Б. Зарин А.П. - СПб.,2001.
13.Основы дошкольной педагогики./Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.,1990.
14.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова— М., 2002.
15.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
16.Селиванов В.С. Основы общей педагогики, М., - 2006.
17.Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.
18.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.,1995
19.Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1950. - Т. 8.
20.Шахова О.А. Возрастные особенности развития детей. Новосибирск, 2005.
21.Эльконин Д.Б. Психология игры, М., -1999
Вопрос-ответ:
Какую роль играющая деятельность играет в развитии детей?
Игра имеет огромное значение в развитии детей. Она способствует развитию фантазии, творческого мышления, коммуникативных навыков, социальной адаптации и других аспектов развития детей.
Какие особенности имеет сюжетно-ролевая игра у детей младшего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра у детей младшего дошкольного возраста характеризуется использованием предметного мира как средства выражения и познания окружающей реальности. Дети играют воображаемые сценарии, создают свои роли и взаимодействуют между собой, развивая при этом свои навыки и способности.
Какие особенности имеют сюжетно-ролевые игры у умственно отсталых дошкольников младшего возраста?
У умственно отсталых дошкольников младшего возраста сюжетно-ролевые игры могут иметь свои особенности. Например, эти дети могут испытывать трудности в создании сценариев, проявлять нарушения в развитии речи или иметь слабо развитые моторные навыки. Однако, с помощью коррекционных мероприятий и педагогической поддержки, умственно отсталые дети тоже могут активно участвовать в сюжетно-ролевых играх и получать от них развивающие эффекты.
Какими особенностями обладает психика умственно отсталого ребенка?
Умственно отсталый ребенок имеет определенные особенности в психическом развитии. Он может иметь задержку в развитии познавательных способностей, проблемы с речью и коммуникацией, а также менее развитое воображение и способности к творческой игре. Однако, с поддержкой специалистов и педагогической коррекцией, психика умственно отсталого ребенка может развиваться и достигать определенных успехов.
Какова роль игры в развитии дошкольников?
Игра является важным компонентом развития дошкольников, помогая им развивать свои познавательные, эмоциональные, социальные и физические навыки.
Какие особенности сюжетно-ролевой игры можно выделить у детей младшего дошкольного возраста?
У детей младшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра часто основывается на их реальном опыте, простых событиях и ролях, которые они хорошо знают и могут легко имитировать.
Чем отличается сюжетно-ролевая игра у умственно отсталых дошкольников младшего возраста?
У умственно отсталых дошкольников младшего возраста сюжетно-ролевая игра может отличаться более простым сюжетом, ограниченным словарным запасом и использованием ограниченного числа ролей. Однако, она все равно имеет значительное значение в развитии этих детей.
Какая психика у умственно отсталого ребенка?
Умственно отсталые дети обычно имеют задержки в познавательном развитии, что сказывается на их способности к абстрактному мышлению, речи и социальному взаимодействию.
Почему умственно отсталые дошкольники младшего возраста предпочитают сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры могут быть более доступными умственно отсталым детям, поскольку они позволяют им использовать свое воображение, имитировать события, роли и вместе с другими детьми создать простой сюжет.
Какую роль игра играет в развитии дошкольников?
Игра играет важную роль в развитии дошкольников, помогая им развивать фантазию, воображение, социальные навыки и когнитивные способности.
Какие особенности имеет сюжетно-ролевая игра у детей младшего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра у детей младшего дошкольного возраста отличается следующими особенностями: использование предметной замены, построение игры на основе реальных ситуаций, имитация деятельности взрослых.