Особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с ЗПР 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 49 49 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 31.01.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы представлений о цвете у дошкольников с ЗПР
1.1.Общая характеристика восприятия цвета
1.2.Психологическая характеристика дошкольного возраста
1.3.Психологические особенности детей с ЗПР
1.4.Особенности восприятия и представлений о цвете у детей с ЗПР
Глава 2. Организация исследования представлений о цвете у дошкольников с ЗПР
2.1.Организация исследования
2.2.Объекты исследования
2.3.Методы и методики исследования
Глава 3. Особенности представлений о цвете у дошкольников с ЗПР
3.1.Результаты диагностики представлений о цвете у детей с ЗПР
3.2.Анализ и интерпретация результатов диагностики
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Протоколы обследования
Приложение 2. Заключения по результатам индивидуального психодиагностического обследования

Фрагмент для ознакомления

п/п Результаты по методике 2 Результаты по методике 3 3 5 6 8 6 7 5 9 3 4 3 5 6 6 3 6 3 4 6 6 Ср.групп.знач. 4,4 6 Ст.отклонение 1,5055 1,6330


Рис.1. Распределение детей по уровню сформированности
представлений о цвете

Сравнение результатов исследования позволило сделать вывод об уровне сформированности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с ЗПР (см. рис.1): 5 детей характеризуются средним уровнем, 5 детей – низким уровнем. Высокого уровня сформированности представлений о цвете среди дошкольников с ЗПР не выявлено.
Качественный анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что дети легко дифференцируют основные цвета: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый. Большие трудности в узнавании и назывании вызывают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой, серый. В игровой ситуации, детям дошкольного возраста с ЗПР намного проще и интереснее различать цвета.
Дети не допускают ошибок при выборе необходимого основного цвета. У детей с задержкой психического развития представления о дополнительных цветах менее сформированы. Это может быть обусловлено трудностями запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов (дети путают данные цвета между собой, например, коричневый и оранжевый, красный и розовый).
Таким образом, можно говорить о том, что представления об основных цветах спектра у детей с ЗПР достаточно сформированы, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности.














Заключение

Курсовая работа посвящена изучению особенностей представлений о цвете у детей дошкольного возраста с ЗПР. Исследование проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.
В теоретической части исследования проанализирована проблема сенсорного развития в дошкольном возрасте при ЗПР. Рассмотрено понятие о восприятии как наглядно-образном отражении действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Охарактеризованы общие особенности восприятия цвета, которые заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. На основе анализа литературных источников сделан вывод о том, что точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной среды и сенсорного воспитания. Дифференцирование цвета, как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале осуществляется по отношению к четырем цветам: красному, желтому, синему и зеленому, а затем к другим. Рассмотрена общая психологическая характеристика дошкольного возраста, влияние ведущей деятельности на психическое развитие, основные новообразования.
Изучены психологические особенности дошкольников с ЗПР: недостатки в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль), в ее операциональном компоненте (сниженный уровень развития отдельных психических процессов, моторные нарушения, нарушения работоспособности). Описаны четыре основных клинических типа ЗПР: конституционального; соматогенного; психогенного; церебрально-органического происхождения. Охарактеризованы некоторые особенности восприятия и представлений о цвете детей с ЗПР, отмечены трудности в распознавании цветов и их вербальном выражении, несвоевременность формирования эталонных представлений, особые затруднения в называниях промежуточных цветовых оттенков.
В эмпирической части исследования описана организация, методики, содержание и результаты психодиагностики, которая проведена среди 10 детей с ЗПР. Проведена беседа с детьми, направленная на установление эмоционального контакта, наблюдение в игровой ситуации по методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью выявления особенностей представлений детей о различных цветах и тестирование по методике «Цвета» Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. с целью определения способности детей к соотношению и дифференцировке цвета, знания цветов и их названий.
Высокого уровня сформированности представлений о цвете среди дошкольников с ЗПР не выявлено. Дети с ЗПР сравнительно легко дифференцируют основные цвета, большие трудности в узнавании и назывании вызывают дополнительные цвета. Представления о дополнительных цветах менее сформированы. Это может быть обусловлено трудностями запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов. В игровой ситуации, детям дошкольного возраста с ЗПР намного проще и интереснее различать цвета.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, подтверждена гипотеза исследования о том, что у детей дошкольного возраста с ЗПР имеются особенности сенсорного развития, заключающиеся в разной степени сформированности сенсорных эталонов основных и дополнительных цветов.


Список литературы
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: академия развития, 1997. - 240 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
Венгер Л.А., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Косякова О.О. Детская психология. Тверь, ТвГУ, 2005.- 68 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Общая психология / под ред. Е.И. Рогова. М.: ВЛАДОС,2003.
Основы специальной психологии /под ред . Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.- 480 с.
Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского .-2- е изд, испр.-М.:Академия, 2005.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 2008, с.245.


Приложение 1. Протоколы обследования

Протокол 1
ФИ Кирилл П.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 1 2 3 Низкий Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный - синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый + фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Низкий


Протокол 2
ФИ Маша А.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 2 4 6 Средний Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый + голубой - желтый + фиолетовый - белый + черный + серый + коричневый - Средний




Протокол 3
ФИ Лена Д.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 2 4 6 С Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый + фиолетовый - белый + черный + серый + коричневый - Средний




Протокол 4
ФИ Денис А.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 1 4 5 Средний Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой + желтый + фиолетовый - белый + черный + серый + коричневый + Средний




Протокол 5
ФИ Сергей Д.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 1 2 3 Низкий Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий - зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый - фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Низкий




Протокол 6
ФИ Яна П.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 1 2 3 Низкий Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый - фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Низкий




Протокол 7
ФИ Оля В.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 2 4 6 Средний Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый + фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Средний




Протокол 8
ФИ Марина К.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 1 2 3 Низкий Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый + фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Низкий




Протокол 9
ФИ Олег Р.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 1 2 3 Низкий Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий - зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый - фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Низкий




Протокол 10
ФИ Тимур Г.
Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета по наглядному образцу в игровой ситуации Количество правильных
ответов Уровень 2 4 6 Средний Методика Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Ответ Уровень красный + синий + зеленый + оранжевый - розовый - голубой - желтый + фиолетовый - белый + черный + серый - коричневый - Средний




Приложение 2. Заключения по результатам индивидуального психодиагностического обследования
Заключение 1
1.Сведения об обследованном ребенке:
фамилия, имя: Кирилл П.
возраст (полных лет и месяцев): 5 лет и 2 мес.
социальный статус: ДОУ № 2004, вспомогательная группа.
семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная): полная
медицинский статус и индивидуальные особенности: ЗПР церебрал-орг.происхожд., 2 группа здоровья, хронический бронхит с астматическим компонентом.
2.Цель обследования: выявление особенностей представлений о цвете.
3. Перечень использованных методик и условия проведения обследования: беседа, наблюдение по методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., тест «цвета» Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Условия проведения: индивидуально в кабинете психолога.
4. Результаты наблюдения за поведением испытуемого во время беседы и диагностики: соматическое состояние удовлетворительное, ребенок спокоен, доброжелателен, проявляет средне выраженный интерес к заданиям, проявляет самостоятельность в выполнении заданий, за помощью к психологу не обращается, необычных поведенческих проявлений не выявлено.
5. Описание результатов обследования
В ходе беседы назвал 3 знакомых цвета - синий, зеленый, желтый, любимым цветом назвал желтый.
По методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. правильно выбрал 1 цвет по наглядному образцу (желтый), по наглядному образцу в игровой ситуации выбрал правильно 2 цвета – желтый и синий. Количество правильных ответов – 3.
По методике Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. правильно выбрал цвета: синий, зеленый, желтый, белый и черный. Показатели, по которым получены неправильные значения и которые требуют коррекции: красный, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый.
6. Выводы:
Уровень сформированности представлений о цвете – низкий.
7. Адресные рекомендации: формировать интерес ребенка к работе с цветом, в процессе повседневной деятельности и игр знакомить ребенка с основными и дополнительными цветами: красный, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, обучать различению основных и дополнительных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов, формировать умения называть основные и дополнительные цвета, анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии).



Заключение 2
1.Сведения об обследованном ребенке:
фамилия, имя: Маша А.
возраст (полных лет и месяцев): 5 лет и 7 мес.
социальный статус: ДОУ № 2004, вспомогательная группа.
семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная): полная
медицинский статус и индивидуальные особенности: ЗПР церебрал-орг.происхожд., 2 группа здоровья, аллергопатология, хронический вазомоторный ринит.
2.Цель обследования: выявление особенностей представлений о цвете.
3. Перечень использованных методик и условия проведения обследования: беседа, наблюдение по методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., тест «цвета» Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. Условия проведения: индивидуально в кабинете психолога.
4. Результаты наблюдения за поведением испытуемого во время беседы и диагностики: соматическое состояние удовлетворительное, ребенок спокоен, доброжелателен, проявляет интерес к заданиям и самостоятельность в выполнении заданий, неустойчивость, отвлекаемость внимания, необычных поведенческих проявлений не выявлено.
5. Описание результатов обследования
В ходе беседы назвала 5 знакомых цветов - белый, красный, синий, зеленый, желтый, любимым цветом назвала красный.
По методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. правильно выбрала 2 цвета по наглядному образцу (красный и синий), по наглядному образцу в игровой ситуации выбрала правильно 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Количество правильных ответов – 6.
По методике Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. правильно выбрала цвета: красный, синий, зеленый, желтый, розовый, белый, серый и черный. Показатели, по которым получены неправильные значения и которые требуют коррекции: оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый.
6. Выводы:
Уровень сформированности представлений о цвете – средний.
7. Адресные рекомендации: формировать интерес ребенка к работе с цветом, знакомить ребенка с дополнительными цветами: оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый, обучать различению дополнительных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов, формировать умения называть дополнительные цвета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету, предлагать различные игры и упражнения с основными и дополнительными цветами, изготовление поделок из разноцветного материала, а также изготовление рисунков различными изобразительными средствами (цветными карандашами, мелками, гуашью, акварелью). Приобретённые на занятиях знания закреплять в повседневной жизни, то есть в течение всего дня, а также на индивидуальных занятиях.
8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии).









2

Список литературы
1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: академия развития, 1997. - 240 с.
2.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
3.Венгер Л.А., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
4.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
5.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
6.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7.Косякова О.О. Детская психология. Тверь, ТвГУ, 2005.- 68 с.
8.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.
9.Общая психология / под ред. Е.И. Рогова. М.: ВЛАДОС,2003.
10.Основы специальной психологии /под ред . Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.- 480 с.
11.Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского .-2- е изд, испр.-М.:Академия, 2005.
12.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 2008, с.245.

Вопрос-ответ:

Какие особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с ЗПР?

Особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с ЗПР включают в себя ограниченность понимания и использования цветовых понятий, затруднения при сравнении и классификации цветов, а также слабую ассоциативную связь между цветом и названием.

Какие психологические особенности у детей с ЗПР влияют на их представления о цвете?

Дети с ЗПР часто испытывают затруднения в речевом и логическом развитии, что может сказываться на их способности понимать и использовать цветовые понятия. Они также могут иметь проблемы с восприятием и вниманием, что влияет на качество и точность их представлений о цвете.

Что является объектами исследования в исследовании представлений о цвете у дошкольников с ЗПР?

В исследовании представлений о цвете у дошкольников с ЗПР объектами исследования являются сами дети с ЗПР, их представления о цвете, их способности воспринимать и классифицировать цвета, а также их затруднения и особенности в этом процессе.

Как было организовано исследование представлений о цвете у дошкольников с ЗПР?

Исследование представлений о цвете у дошкольников с ЗПР было организовано путем проведения экспериментов и наблюдений над группой детей с ЗПР. В ходе исследования были использованы различные методы исследования, включая тестирование и анализ результатов.

Какие психологические особенности характерны для детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдается быстрое развитие речи, фантазия, игровая деятельность, формирование основных представлений о мире. Они также могут иметь ограничения в логическом мышлении, абстрактном мышлении и способности к обобщению.

Какие особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с ЗПР?

У детей дошкольного возраста с ЗПР есть особенности в представлениях о цвете, связанные с их психологическими особенностями и нарушенным восприятием.

Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста с ЗПР?

У детей дошкольного возраста с ЗПР есть некоторые психологические особенности, которые могут влиять на их представления о цвете, например, задержка речевого и интеллектуального развития.

Как организовано исследование представлений о цвете у дошкольников с ЗПР?

Для изучения представлений о цвете у дошкольников с ЗПР было проведено специальное исследование, в котором были определены объекты исследования и использованы соответствующие методы и техники.

Какие объекты были исследованы в рамках исследования представлений о цвете у дошкольников с ЗПР?

В рамках исследования представлений о цвете у дошкольников с ЗПР были исследованы различные объекты, например, игрушки, рисунки и картины.

Какие особенности восприятия и представлений о цвете у детей с ЗПР?

Дети с ЗПР имеют особенности в восприятии и представлениях о цвете, такие как возможные нарушения цветовых концепций, сложности в названии цветов и трудности в переходе от абстрактных представлений к конкретным цветам.