Состояние грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Научно – теоретические основы изучения особенностей грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием
1.1.Словоизменение как раздел языкознания
1.2.Понятие «словообразование»
1.3. Формирование грамматического строя речи при нормальном речевом развитии
Выводы
Глава 2. Особенности формирования грамматического строя речи у детей
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Методика констатирующего эксперимента
Вывод
Глава 3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
3.1. Исследование процессов словоизменения
3.2. Исследование словообразования
Вывод
Глава 4. Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием
4.1. Развитие процессов словообразования
4.2. Развитие процессов словоизменения
Вывод
Заключение
Список литературы
Глава 4. Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием
Исследование состояния словообразования и словоизменения существительных, прилагательных и глаголов у детей дошкольного возраста позволило выделить ряд трудностей. Эти трудности связаны, главным образом, с неправильным выбором суффикса при образовании новых слов. У детей данной группы были отмечены случаи, когда испытуемые не образовывали, а подбирали другие слова или словосочетания.
4.1. Развитие процессов словоизменения
Формирование словоизменения у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционной работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.
Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи.
При формировании формообразования в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний: а) глагольные, б) субстантивные, в) адъективные, г) наречные, д) местоименные, е) словосочетания с числительными.
4.2. Развитие процессов словообразования
В процессе формирования словообразования у дошкольников необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Коррекционная работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно - параллельно. Можно выделить три этапа работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Методика работы по словообразованию существительных должна включать в себя:
1. Образование имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса -ик-;
2. Образование имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса -чик-;
3. Образование имен существительные при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса -к-;
4 Образование имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов -очк-, -ечк-;
5. Образование имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов -оньк-, -еньк-;
6. Образование имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов -ушк-, -ышк-;
7. Образование имен существительных со значением увеличительности при помощи суффикса -ищ-;
8. Образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
9. Образование имен существительных при помощи суффикса единичности -инк-;
10. Образование названий детенышей животных и птиц
11. Образование имен существительных мужского рода, обозначающих профессии с использованием суффиксов -щик-, -чик-, -ник-;
12. Образование имен существительных женского рода, обозначающих профессии с использованием суффиксов -ниц-, -иц-;
13. Образование имен существительных путем сложения основ.
Задания должны постепенно усложняться, проводиться последовательно – от простых к более сложным.
Методика работы по словообразованию прилагательных должна включать в себя:
1. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ий-.
2. Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);
б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,. -ян-, -енн-;
в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.
3. Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян, -енн-;
в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
Закрепление связи значения и звучания аффикса.
Анализ звукового состава выделенной морфемы.
Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Методика работы по словообразованию глаголов
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе работы с дошкольниками проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Формирование словообразования глаголов у дошкольников осуществляется в следующей последовательности.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
с- (играть — сыграть, петь — спеть, есть —съесть, делать — сделать),
на- (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать),
по- (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать),
про- (читать — прочитать);
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-,
во- (застегнуть — застегивать, умыть — умывать, затолкнуть - заталкивать).
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:
входит — выходит, подходит — отходит,
влетает — вылетает, подлетает — отлетает,
въезжает — выезжает, подплывает — отплывает,
прибегает — убегает, подъезжает — отъезжает,
приезжает — уезжает, закрывает — открывает,
прилетает — улетает, наливает — выливает,
приходит — уходит, насыпает — высыпает.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных, прилагательных и глаголов у дошкольников ведется с учетом онтогенеза, тесно связана с развитием лексики и грамматики, индивидуальных особенностей словообразования и дифференцированного подхода в преодолении выявленных трудностей, учитываемых на подгрупповые занятиях, очевидно, будет способствовать более успешному формированию словообразования частей речи.
Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребёнка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на занятиях позволяют достичь формирования определённых навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.
Выводы по главе 4
1. Формирование грамматического строя речи у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.
2. В процессе коррекционной работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала
Заключение
Нарушение формирования словоизменения и словообразования имеет широкое распространение среди дошкольников с нормальным речевым развитием. Изучение особенностей формирования процессов словоизменения и словообразования, определение направлений и содержание коррекционной работы по его развитию у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение формирования процессов словоизменения и словообразования у дошкольников с нормальным речевым развитием.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что нарушение формирования процесса словоизменения и словообразования у детей экспериментальной группы проявляются как при существительных и прилагательных, так и глаголов. Таким образом, формирование механизмов словоизменения и словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка.
На основании полученных результатов можно утверждать, что трудности в овладении словообразованием и словоизменением у детей дошкольного возраста обусловлены недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
У дошкольников с нормальным речевым развитием выявлено нарушение как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.
Коррекционную работу по словообразованию и словоизменению необходимо проводить с учетом уровня ее сформированности, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Выявленная зависимость обосновывает необходимость комплексного коррекционно – педагогического воздействия.
Предложенная коррекционная логопедическая работа по развитию грамматического строя речи состоит из двух этапов:
развитие процессов словоизменения
развития процессов словообразования
Формирование словоизменения у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционной работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Коррекционная работа должна быть направлена на:
— формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
— закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
В процессе формирования словообразования у дошкольников необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно:
закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей,
работа над словообразованием менее продуктивных моделей,
уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могли бы помочь многим воспитателям правильно провести диагностику обследования детей и выбрать нужную в каждом конкретном случае методику коррекционно-логопедической работы.
Список литературы
Галкина Е.М. – Федорук, Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – М., 1962
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990
Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М., 1992
Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М., 1970.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.. 2003.
Современный русский литературный язык: Уч. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Н. М. Шанского. – Л., 1981.
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984
Современный русский язык/ Под ред. П. А. Леканта. – М., 1982
Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова //Советская педагогика. 1951. №7.
Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования//Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. - М., 1978. - с. 35-52
Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Материалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970
Федоренко Л. П., Фомичева Г. А.. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000.
Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеренбург, 2000
Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования//Психолингвистические проблемы общения и обучения языку/Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1976. - с. 92-104.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М., 1988.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958
Приложение
Таблица 1
Состояние способности словообразования
Имя и Ф. ребёнка Методики Степень сформированности
1 2 3 4 5 6
1 Оксана С. 3,0 2,7 2,7 3,0 3.0 2,8 2,8 2 Кирилл Б. 3,0 3,0 2,9 3,0 3.0 2,6 2,9 3 Игнат Д. 2,9 2,4 2,4 3,0 3,0 2,7 2,7 4 Влада П. 3,0 2,8 3,0 3,0 3,0 2,8 2,9 5 Денис К. 3,0 2,7 2,8 3,0 3,0 2,9 2,9 6 Ксения Л. 3,0 2,8 2,7 3,0 3,0 2.8 2,8 7 Павел Ф. 2,7 2,6 2,7 2,7 2,9 2,5 2,6 8 Снежанна Д. 3,0 2,6 2,8 3,0 3,0 2,6 2,8 9 Маша X. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 2,9 2,9 10 Алеша Г. 3,0 2,8 2,8 3,0 3,0 2,7 2,8 11 Саша М. 3,0 2,9 2,8 3,0 3,0 2,8 2,9 12 Маша Д. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 2,8 2,9 13 Данила А. 2,7 2,5 2,3 2,7 2,8 2,4 2,5 14 Виталина П. 2,9 2,8 2,8 3,0 3,0 2,8 2,8 15 Оля И. 3,0 2,6 2,9 3,0 3,0 2,8 2,8 16 Настя К. 2,9 2,8 2,7 2,9 2,9 2,7 2,8 17 Ксения Ж. 3,0 2,3 3,0 3,0 3,0 2,7 2,8 18 Ника С. 2,9 2,5 2,4 3,0 3,0 2,9 2,7 19 Настя С. 3,0 3,0 2,7 3,0 3,0 2,9 2,9 20 Вова К. 2,9 2,4 3,0 3,0 3,0 2,5 2,8 Уровень сформированности 2,9 2,7 2,7 2,9 2,9 2,7 2,8
Примечание:
1.1. - Изменение слова по падежам
1.2 - Преобразование имён существительных в именительном падеже единственного числа во множественное и наоборот
1.3 - Образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа
1.4 - Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде и числе
1.5 - Употребление предлогов в, на, перед, под, с, к, из, у в речи
1.6. - Согласование числительных «два» и «пять» с существительными
Таблица 2
Имя и Ф. ребёнка Методики Степень сформированности
1 2 3 4
1 Оксана С. 2,9 2,9 3,0 2,9 2,9 2 Кирилл Б. 2,9 3,0 3,0 3,0 2,9 3 Игнат Д. 2,9 2,6 2,7 2,7 2,7 4 Влада П. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 5 Денис К. 2,9 2,9 3,0 3,0 2,9 6 Ксения Л. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 7 Павел Ф. 2,9 2,9 2,8 2,9 2,8 8 Снежанна Д. 2,6 2,9 2,8 2,9 2,8 9 Маша X. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 10 Алеша Г. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 11 Саша М. 3,0 2,9 3,0 3,0 2,9 12 Маша Д. 2,9 3,0 3,0 2,9 2,9 13 Данила А. 2,8 2,4 2,2 2,4 2,4 14 Виталина П. 3,0 3,0 2,8 2,7 2,8 15 Оля И. 2,9 2,9 3,0 3,0 2,9 16 Настя К. 2,9 2,7 3,0 2,6 2,8 17 Ксения Ж. 3,0 3,0 2,9 3,0 2,9 18 Ника С. 2,8 3,0 2,7 2,9 2,8 19 Настя С. 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 20 Вова К. 2,7 2,7 2,6 2,8 2,7 Уровень сформированности 2,9 2,1 2,7 2,8 2,6
Примечание:
2.1 Образование существительных в уменьшительной форме
2.2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детёныши животных в единственном и множественном числе.
2.3. Образование прилагательных от существительных
2.4. Образование глаголов движения с помощью приставок
3
2.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949
3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
4.Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990
5.Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М., 1992
6.Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М., 1970.
7.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррек-ции. – М.. 2003.
8.Современный русский литературный язык: Уч. пособие для сту-дентов пед. институтов/ Под ред. Н. М. Шанского. – Л., 1981.
9.Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984
10.Современный русский язык/ Под ред. П. А. Леканта. – М., 1982
11.Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматиче-ским строем языка в свете физиологического учения И.П. Павло-ва //Советская педагогика. 1951. №7.
12.Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме он-тогенеза правил словообразования//Психолингвистические иссле-дования: речевое развитие и теория обучения языку. - М., 1978. - с. 35-52
13.Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представ-лений. – М., 2003
14.Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Материалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970
15.Федоренко Л. П., Фомичева Г. А.. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
16.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000.
17.Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеренбург, 2000
18.Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования//Психолингвистические проблемы общения и обучения языку/Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1976. - с. 92-104.
19.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М., 1988.
20.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия из языкознания необходимо знать для изучения грамматического строя речи у детей?
Основные понятия из языкознания, которые необходимо знать при изучении грамматического строя речи у детей, включают словоизменение и словообразование.
Как формируется грамматический строй речи у детей с нормальным речевым развитием?
Грамматический строй речи формируется у детей с нормальным речевым развитием путем освоения правил словоизменения и словообразования.
Какие задачи, методы и организация исследования используются при изучении особенностей формирования грамматического строя речи у детей?
Для изучения особенностей формирования грамматического строя речи у детей применяются задачи, методы и организация исследования, направленные на выявление и анализ речевых проявлений, а также на изучение степени усвоения правил словоизменения и словообразования.
Какими особенностями характеризуется формирование грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием?
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием характеризуется постепенной усвоением правил словоизменения и словообразования, наблюдением за речевыми проявлениями и развитием речевых навыков.
Как будет проходить исследование особенностей формирования грамматического строя речи у детей?
Исследование особенностей формирования грамматического строя речи у детей будет проводиться путем задач, методов и организации, направленных на изучение правил словоизменения и словообразования, развитие речевых навыков и анализ речевых проявлений у дошкольников с нормальным речевым развитием.
Какие основные теоретические основы изучения особенностей грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием представлены в главе 1?
В главе 1 представлены основные научно-теоретические основы изучения особенностей грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием. Рассматривается понятие словоизменения и словообразования, а также описываются процессы формирования грамматического строя речи у детей при нормальном речевом развитии.
Что такое словоизменение и словообразование?
Словоизменение - это раздел языкознания, который изучает изменения слова по грамматическим категориям, таким как число, падеж, временная форма и др. Словообразование - это процесс образования новых слов путем добавления приставок, суффиксов, окончаний и др.
Как формируется грамматический строй речи у детей с нормальным речевым развитием?
Грамматический строй речи формируется у детей с нормальным речевым развитием поэтапно. Сначала дети осваивают основные грамматические категории, такие как множественное число, род, падеж, а затем учатся использовать их правильно в предложениях. Формирование грамматического строя речи зависит от взаимодействия ребенка с окружающей речью и его собственного языкового опыта.
Какие цели и методы исследования проводились для изучения особенностей формирования грамматического строя речи у детей?
Целью исследования было изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей. Для этого были использованы различные методы, включая наблюдение, эксперименты и анализ языковых данных. Исследователи также провели опросы и тестирование детей, чтобы выявить их способность использовать грамматические формы в речи.
Какие особенности формирования грамматического строя речи у детей были выявлены в главе 2?
В главе 2 были выявлены различные особенности формирования грамматического строя речи у детей. Было показано, что дети начинают овладевать грамматическими категориями с раннего возраста, но процесс полного формирования грамматического строя продолжается до школьного возраста. Также были обнаружены индивидуальные различия в развитии грамматической структуры речи у детей.
Какие основные термины и понятия используются для изучения особенностей грамматического строя речи у детей с нормальным развитием?
Для изучения особенностей грамматического строя речи у детей с нормальным развитием используются такие термины и понятия, как словоизменение, словообразование, формирование грамматического строя.
Как формируется грамматический строй речи у детей с нормальным развитием?
Грамматический строй речи у детей с нормальным развитием формируется постепенно в процессе их развития. Во время дошкольного возраста дети усваивают грамматические правила и структуры языка, используя их в своей речи.