Использование иппотерапии для реабилитации детей с ДЦП.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 38 38 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.02.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИППОТЕРАПИИ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП.
1.1.Понятие о ДЦП
1.2.Использование иппотерапии для реабилитации детей с ДЦП
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Цели и задачи исследования.
2.2. Организация исследования.
2.3. Характеристика обследованных лиц.
2.4. Методики исследования.
2.5. Методы статической обработки результатов исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ДЦП.
3.1. Оценка физиологической работоспособности.
3.2. Анализ результатов психологического тестирования.
3.3. Анализ достоверности различий по критерию Стьюдента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики. Данные, полученные при проведении обследования функциональных возможностей инвалидов с ДЦП до и после курса иппотерапии, сравнивались по критерию Wilcoxon с использованием пакета прикладных статистических программ Statgraphiks. Значение коэффициента достоверности различия (Р) принималось не большим 0,05. Определялись средние значения и среднее квадратичное отклонение.
Результаты тестирования
До курса иппотерапии
Для психологического тестирования инвалидов с ДЦП - участников эксперимента использовался цветовой тест Люшера (ЦТЛ), шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, а также шкала депрессии и шкала САН. Тестирование было проведено до начала педагогического эксперимента и после его завершения.
Известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться предпочтением (выбором), а также безразличием или негативной оценкой, то оно учитывается и в психодиагностике. В частности, тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. При этом значение цветов - основных (синего, сине-зеленого, оранжево-красного и светло-желтого) и дополнительных (фиолетового, коричневого, черного и серого) в их психологической интерпретации определяется взаимным расположением и распределением по позициям.
Показатели тестирования инвалидов вследствие ДЦП с помощью ЦТЛ, проведенного до начала курса иппотерапии свидетельствуют о достаточно стабильном функциональном состоянии большинства обследуемых, что выражается в распределении основных цветов на первых пяти позициях.
Нередко наравне с основными цветами, фиолетовый и коричневый встречаются на первых пяти позициях, что можно расценивать как состояние пассивности, замкнутости на фоне ощущения постоянного физического дискомфорта с оттенком ретрофлексивности - желания сохранить себя в социально приемлемом виде.
На первой позиции, отражающей средства достижения цели, чаще других стоит сине-зеленый цвет, свидетельствующий об уверенности, настойчивости. Размещение оранжево-красного цвета на первой позиции, в ряде случаев, расценивается как проявление агрессивности для достижения цели.
Вторая позиция, характеризующая цель, к которой стремятся испытуемые, представлена светло-желтым цветом, что можно расценить как стремление инвалидов с ДЦП к эмоциональному комфорту, общению. Из бесед с инвалидами в процессе эксперимента следует, что охотнее они общаются с теми людьми, которые занимают равную с ними социальную позицию. Значимы для них и такие ценности, как интересная работа, учеба, а главное - возможность равноправного участия в жизни общества.
У инвалидов вследствие ДЦП, наряду с присущими им мечтами о младенческом состоянии и гедонистическими потребностями с одинаковой частотой на второй позиции встречаются следующие цвета: синий, выражающий потребность в удовлетворении спокойствия и положительной привязанности; сине-зеленый, свидетельствующий о потребности активно действовать и добиваться успе-ха; оранжево-красный, характеризующий самоуверенность и фиолетовый, символизирующий "чувствительную близость", "мисти-ческое тождество", "зачарованность" и "восхищение". Предпочтение этого цвета свойственно преимущественно незрелым лицам, что вполне закономерно для инвалидов оторванных от внешнего мира и максимально зависимых от своего ближайшего окружения.
3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и ощущение испытуемым состояния, в котором он находится. Чаще всего инвалиды отдают предпочтение фиолетовому цвету, отражающему мечтательность, инфантилизм, разрыв с реальным миром, а также коричневому цвету, что является следствием постоянно испытываемого чувства физического дискомфорта, неудовлетворенности своей жизнью и фиксации внимания на своих физических переживаниях.
Иногда непредвиденная ситуация воспринимается инвалидами как стрессовая, и их реакции проявляются в виде агрессии (оран-жево-красный цвет), в том числе вербальной. Это свидетельствует о ситуативной возбудимости, причиной которой часто является обостренная реакция инвалидов на отношение к ним окружающих. Между тем, в личностных реакциях инвалидов вследствие ДЦП сохраняется тенденция к устойчивости черт личности.
Проявляемая родителями гиперопека в отношении своих детей, страдающих детским церебральным параличом, с одной стороны, порождает у последних состояние инфантильности от гиперопеки (это подтверждается частым появлением фиолетового цвета на второй позиции). С другой стороны, обследованные часто ставят синий цвет на 5-6 позиции, что отчасти можно объяснить тем, что состояние поиска покоя для них по меньшей мере не актуально или не адекватно их жизненной позиции. 5-6 позиции характеризуют нейтральное отношение к цвету, когда инвалид не связывает его со своим состоянием. Достаточно большое количество испытуемых ставит синий цвет на пятую позицию, что можно интерпретировать как отвергаемый способ действий.
7-я и 8-я позиции характеризуют стремление подавить потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
Предпочтение черного и серого цветов и размещение их на первых местах в ряде случаев может расцениваться как стремление инвалидов вследствие ДЦП уйти из неблагоприятной ситуации. Это является своеобразной психологической защитой, которая нередко выражается в виде творческой активности, что наиболее предпочтительно, но чаще - в форме ухода из реальной ситуации в мир фантазий, мечтательности, пассивного созерцания. Подтверждением этому является размещение фиолетового цвета на предпочитаемых позициях (1-4).
Тестирование по шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина предлагалось с целью исследования состояния тревожности пациента в процессе и после занятий иппотерапией. Эта черта личности проявляется в склонности испытывать в большинстве ситуаций опасения, страх и свидетельствует об индивидуальной чувствительности к стрессу.
Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве и проявляется в типичной, ситуационно устойчивой реакции человека, выраженной в состоянии повышенного беспокойства на угрожающую его личности (или кажущуюся таковой) ситуацию. Реактивная (ситуативная) тревожность - это поведение человека, проявляющееся в определенных (но не во всех) ситуациях.
При определенном неблагоприятном стечении обстоятельств реактивная тревожность может перерасти в личностную, т.е. тревожность может стать стабильным свойством личности. Именно поэтому исследование этих разновидностей тревожности представляет собой очень важную в жизненном плане задачу для конкретной личности.
У инвалидов с ДЦП физический и психический потенциал не востребован. Приступая к занятиям лечебной верховой ездой, они оказываются вовлеченными в новый мир ощущений. При этом значительно возрастает поток информации, контактов, общения. В результате формируется психологически незнакомая, в некотором смысле стрессовая для инвалида ситуация. Иппотерапия позволяет инвалидам почувствовать границы своих возможностей, преодолеть и мобилизовать себя в экстремальной ситуации. Это способствует снижению уровня осознанной и неосознанной тревожности, формированию более адекватной и устойчивой самооценки.
Шкала депрессии использовалась для количественной оценки выраженности психосоматических жалоб и фиксированности внимания инвалидов на своем физическом состоянии. Обычно она применяется для диагностики депрессивных состояний. Однако у наших пациентов средние показатели не опускались ниже критического значения 50 баллов, что свидетельствует о наличии у них состояния "без депрессии".[7, с. 69]
Таковы основные результаты психологического тестирования участников педэксперимента до его начала.
После курса иппотерапии.
Результаты психологического тестирования инвалидов с ДЦП с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина после курса иппотерапии свидетельствуют о достоверном (P < 0,00036 и P < 0,04) снижении показателей реактивной и личностной тревожности соответственно, что можно расценивать как повышение стрессоустойчивости. Достоверно снизились и показатели депрессии (P < 0,00055), что свидетельствует о повышении эмоциональной стабильности.
При проведении теста дифференцированной самооценки функционального состояния (по шкале САН) после курса иппотерапии выявленные различия были достоверны (Р< 0,05 - для самооценки самочувствия и активности и Р< 0,02 - настроения).
Использование цветового теста Люшера (ЦТЛ) в психологическом тестировании инвалидов с ДЦП после пройденного ими курса иппотерапии было направлено на выявление невербализуемых, преимущественно эмоциональных компонентов их отношения к окружающим и самим себе и показало следующее.
Значительно менее важными для опрашиваемых стали ощущения физического дискомфорта. Подтверждением этого является превалирующее размещение инвалидами с ДЦП коричневого цвета на 5-6 позиции по сравнению с выбором, проведенным до курса иппотерапии, а также улучшение показателя "самочувствия" - по шкале САН и снижение уровня депрессии, о чем свидетельствует уменьшение количества психосоматических жалоб.
Вынесение ярко-желтого цвета на первую-вторую позиции можно расценивать как снижение агрессивных тенденций, связанное с повышением стрессоустойчивости инвалидов, занимающихся иппотерапией, и их удовлетворением от участия в конкретной деятельности. В процессе занятий лечебной верховой ездой у инвалидов значительно улучшается настроение, что подтверждается увеличением показателя "настроение" при субъективной оценке функционального состояния по шкале САН.
У инвалидов, воспитываемых в семьях с наличием гиперопеки, в результате занятий иппотерапией отчетливо прослеживается тенденция к проявлению самостоятельности и независимости. При этом мотивация на достижение максимального результата при занятиях иппотерапией у инвалидов настолько высока, что заставляет мобилизовать весь внутренний физический и психический потенциал. Это значительно изменяет круг привычных стереотипов инвалида, побуждает его к активным самостоятельным действиям, направленным на достижение желаемых результатов и поиску новых путей для их решения, что находит свое подтверждение в увеличении показателей "активности" по шкале САН.
При этом перемещение сине-зеленого цвета у большинства опрашиваемых с 5-6 позиции на 3-4, свидетельствует о более стабильном восприятии инвалидами окружающего, проявлении внутренней уверенности и спокойствия в своих действиях, без излишнего напряжения и адекватном расходовании сил. Это нашло отражение в снижении показателей реактивной и личностной тревожности и увеличении показателя "настроение" при субъективной оценке инвалидами функционального состояния. В результате уменьшаются опасения инвалидов за неверные действия и страх неудачи.
После занятий иппотерапией негативная тенденция инвалидов к избеганию неблагоприятной ситуации перерастает в стремление выйти из нее с надеждой на хорошие перспективы в будущем.
Всеми тестами (с различной степенью достоверности) подтвердилось улучшение психического состояния инвалидов с ДЦП в результате занятий иппотерапией.
Выявилось также более полноценное социальное функционирование инвалидов, что подтверждается позитивными изменениями их поведения в процессе реабилитационных воздействий и снижением количества предъявляемых при этом психосоматических жалоб, а также расширением социальных связей при активном стремлении пациентов к общению.
Наиболее показательным, на наш взгляд, является тест дифференцированной самооценки по шкале САН, простота применения которого и наглядные значения достоверности полученных результатов полностью отражают вышеперечисленные изменения психологического статуса инвалидов с ДЦП, занимающихся иппотерапией.
Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют о том, что иппотерапия оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние инвалидов с ДЦП и тем самым играет важную роль в их социальной интеграции и реабилитации.
3.3. Анализ достоверности различий по критерию Стьюдента

Показатель До курса После курса t-Стьюдента p М m М m Объем движений в суставах 39 8 49,3 11 0,7 p<0,02 Мышечная сила 1,17 1 1,47 0,9 0,2 p<0,05 ЖЕЛ 1960 300 2210 400 0,5 p<0,05 Самочувствие 5,0 0,4 5,2 0,14 1,4 p<0,05 Активность 4,9 0,3 5,3 0,2 2,8 p<0,05 Настроение 4,4 0,4 5,4 0,2 5,3 p<0,01 Наиболее отчетливая динамика выявлена при анализе данных спирометрии и ручной динамометрии. Различия в полученных данных оказались достоверными (Р < 0,006) для показателей жизненной емкости легких и ручной динамометрии (Р < 0,05) при измерениях справа и слева.
По данным углометрии наиболее четкая динамика наблюдалась при определении объема движений в тазобедренных суставах справа и слева (Р< 0,002 и Р< 0,003 - соответственно при активных и пассивных движениях) и голеностопных суставах (Р< 0,002 - при активном сгибании и разгибании справа и слева и Р< 0,003 - при пассивном сгибании).
Учитывая полученные данные достоверности различий по критерию Стьюдента можно сделать заключение, что полученные результаты свидетельствуют о достоверности различий в группе до и после курса иппотерапии по физической работоспособности и переменными самочувствие, активность и настроение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что иппотерапия является эффективным средством реабилитации инвалидов с ДЦП. Она положительно влияет не только на опорно-двигательный аппарат, но и на психоэмоциональную сферу инвалидов. Кроме того, иппотерапия является прекрасным средством, помогающим в процессе социализации больных ДЦП. Навыки общения с животным, полученные в процессе иппотерапии являются необходимыми для формирования у инвалидов коммуникативного умения.
С помощью различных методик, описанных выше, в процессе проведенного нами исследования было доказано положительное влияние иппотерапии на больных ДЦП, что подтверждает эффективность использования этого метода в комплексной программе реабилитации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Джосвик Ф. и др. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде. М. 2002.
Дремова Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 8. - С. 130-174.
Колине П. О верховой езде и ее действии на организм человека. М. 2003.
П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.
Д.А.Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28.
П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г.
Н.И.Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
М.М.Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
Тихомиров М.А. Верховая езда для детей-инвалидов авторская программа. М. 2004.
Штраус И. Иппотерапия. М. 2004.











2

1.Джосвик Ф. и др. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде. М. 2002.
2.Дремова Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 8. - С. 130-174.
3.Колине П. О верховой езде и ее действии на организм человека. М. 2003.
4.П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал
«Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.
5.Д.А.Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28.
6.П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в
неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г.
7.Н.И.Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой
детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской
Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
8. М.М.Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
9.Тихомиров М.А. Верховая езда для детей-инвалидов авторская программа. М. 2004.
10.Штраус И. Иппотерапия. М. 2004.

Вопрос-ответ:

Что такое ДЦП?

ДЦП (детский церебральный паралич) - это группа неврологических расстройств, которая возникает в результате повреждения головного мозга в период до или во время рождения. ДЦП приводит к проблемам с координацией движений и мышц, что затрудняет нормальное функционирование ребенка.

Как иппотерапия может помочь детям с ДЦП?

Иппотерапия - это форма реабилитации, которая использует лошадей и активные движения верхней части тела для улучшения физической силы, равновесия, координации и точности движений у детей с ДЦП. Регулярные занятия иппотерапией могут способствовать улучшению осанки, повышению самооценки и снижению мышечной спастичности у этих детей.

Какие цели и задачи были поставлены в исследовании?

В данном исследовании были поставлены следующие цели: изучить эффективность иппотерапии в реабилитации детей с ДЦП, выяснить, как иппотерапия влияет на физическое и психологическое состояние этих детей, оценить длительность и результаты реабилитационных курсов иппотерапии.

Как было организовано исследование?

Исследование было организовано в виде ретроспективного анализа медицинских записей и отчетов о ходе иппотерапии у детей с ДЦП. Были изучены различные характеристики детей, включая возраст, тип и степень ДЦП, а также проведен анализ результатов занятий ипотерапией, таких как изменение мышечной спастичности и координации движений.

Какие методики использовались в исследовании?

В данном исследовании использовались различные методики оценки эффективности иппотерапии, включая измерение силы мышц, баланса и координации движений, а также анкетирование родителей детей для оценки изменений в поведении и качестве жизни. Эти методики позволили получить обширные данные о влиянии иппотерапии на состояние детей с ДЦП.

Какую информацию предоставляет глава 1 статьи?

Глава 1 статьи предоставляет обзор литературы по использованию иппотерапии для реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП). В ней рассматривается понятие о ДЦП и рассматривается использование иппотерапии для реабилитации таких детей.

Что такое ДЦП?

ДЦП - это детский церебральный паралич, который является неврологическим расстройством, вызванным повреждением мозга в раннем детстве и приводящим к нарушению двигательных функций и координирования движений у ребенка.

В каких целях используется иппотерапия для реабилитации детей с ДЦП?

Иппотерапия используется для реабилитации детей с ДЦП с целью улучшения их двигательных функций, координации движений, равновесия, осанки, развития моторики и социальной адаптации.

Как было организовано исследование в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи описывается организация исследования, его цели и задачи, а также характеристика обследованных лиц. Также приводятся методики исследования и методы статической обработки результатов.

Какие результаты были получены в исследовании?

Результаты исследования описываются в главе 3 статьи, которая может быть полезной для тех, кто интересуется использованием иппотерапии для реабилитации детей с ДЦП. Детальные результаты исследования могут быть найдены в данной главе.

Для чего используется иппотерапия?

Иппотерапия используется для реабилитации детей с ДЦП. Она помогает улучшить осанку, координацию движений, равновесие и моторику ребенка.

Какие задачи ставятся перед исследованием?

Целью исследования является оценка эффективности использования иппотерапии для реабилитации детей с ДЦП. Задачи исследования включают анализ организации исследования, характеристики обследованных лиц, методики исследования, а также статической обработки результатов исследования.