Стресс и психологическое здоровье
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 31.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Общая характеристика стресса
2. Роль стресса в развитии заболеваний
3. Психологическое здоровье
Заключение
Список использованной литературы
Прогноз полученный по результатам исследования нельзя считать полностью благополучным. Параллель требует пристального внимания, поддержки и психологического сопровождения в период острого протекания адаптации в среднем звене (особенно первое полугодие) и переходе в стадию индивидуализации. Для выявления уровня адаптированности учащихся 5-х классов реализуются следующие задачи: измерение уровня самооценки, учебной мотивации, социометрического статуса учащихся. В результате исследования в целом по параллели можно заключить, что в 5-х классах учебная мотивация на высоком уровне, самооценка и социометрический статус укладываются в рамки нормы. Это позволяет сделать вывод о том, что процесс адаптации протекает достаточно благополучно, без особых осложнений для подавляющего большинства пятиклассников. Для дальнейшего сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся 5-х классов рекомендуется:
- чередовать на уроке виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение),чередовать устные и письменные виды деятельности;
- учитывать каналы восприятия (визуальный, аудиоальный, кинестетический);
- проявлять эмоциональное отношение к своему предмету и уроку;
- опираться на наглядно-образное мышление детей, помнить, что логическое мышление находится в зачатке и не перегружать его;
- способствовать тому, чтобы каждый ребенок посещал кружки и секции;
- помочь раскрыться каждому ребенку во внеклассных мероприятиях.
При переходе в профильные классы больше половины учащихся показывают высокий уровень адаптации уже к концу первой четверти: способны взаимодействовать на деловом и личностном уровне, что является основным ресурсом саморегуляции (поддержка в учебе, психологический климат, способствующий использованию своих способностей). Возникающие проблемы: некоторые учащихся не могут понять, как они относятся к людям, которые их окружают и какая в классе атмосфера; треть учащихся мало знают о личностных и деловых качествах одноклассников, что может препятствовать самореализации в учебной деятельности в коллективе; корректируются путем создания дополнительных условий для делового и личностного взаимодействия.
III. Личностная и социальная зрелость (обобщенный портрет выпускника 2007 года)
На выходе из школы учащиеся демонстрируют уровень личностной и социальной зрелости, соответствующие их возрасту, т.е. - психологическое здоровье. Выпускники способны брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и с зависимыми от них людьми. Для них характерны следующие черты и качества личности: общительные, отзывчивые, дружелюбные; любят риск, быть на виду; не теряются при столкновении с неожиданностями; легко переносят эмоциональные нагрузки. Часто выбираются лидерами в своих группах. Большинство из них демонстрируют оригинальность в мышлении и деятельности, а также стараются доминировать во всем, вместе с тем, естественные и непринужденные в поведении, всегда готовы к сотрудничеству. Многие выпускники отличаются чутким внимательным отношением к людям и мягкосердечностью, хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. Любят работать с людьми, общественники. Значительная часть выпускников характеризуются как реалисты, прагматики. Заняты устройством личных дел. Надежны в практических вопросах. Спокойные, твердые, уравновешенные, здравомыслящие. Адекватно оценивают обстоятельства и людей. Управляют своими неудачами без депрессии, находят интерес и новизну даже в повседневных мелких делах. Демонстрируют высокий уровень личностной зрелости, хорошей социальной приспособляемости, успешны в обучении.
Заключение
В данной работе было проведено рассмотрение вопроса стресса и психологического здоровья. Стрессовая реакция - изменение уровня активности под влиянием тех или иных стрессоров. Дистресс - такое перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое вызывает нарушение деятельности (функциональные или морфологические) различных структур организма, приводя к развитию пограничных состояний и психосоматических заболеваний. Термин "стресс", предложенный Селье, казалось бы, не встраивается в систему психологических знаний. Однако если рассмотреть динамику изменения стрессового состояния под действием различных по силе стрессоров, то оказывается, что кривая, описывающая эти изменения, полностью совпадает с изменением уровня бодрствования. Известно, что поведение человека тем эффективней, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимальному уровню. При более высоких значениях готовность субъекта к действию и его поведение все больше дезорганизуется. При низких значениях эта готовность к действию снижается и может приводить к засыпанию. А если учесть данные биоритмологии о суточных изменениях содержания некоторых гормонов, то становится ясным, что нейроэндокринные механизмы, контролирующие определенный уровень стресса, и определяют тот или иной уровень бодрствования. Существует прямая зависимость: чем ниже уровень стресса, тем ниже уровень бодрствования и наоборот. Разнобой мнений, касающихся терминологии, делает важным вопрос о выявлении объективных критериев стресса.
Обычно считают, что катехоламины мозга, выступая в роли нейрогормонов (локальных гормонов мозга), выполняют инициирующую роль в дальнейшем развитии стрессовой реакции. Адреналин и норадреналин усиливают выделение релизинг-факторов в гипоталамусе. А это ведет, в свою очередь, к усилению продукции аденокортикотропного гормона (АКТГ) и т. д. Предлагаемые критерии позволяют констатировать начало стрессовой реакции в ее первой (по Селье) фазе - фазе напряжения, когда на работу этих стрессовых механизмов не накладывается патология или истощение исполнительных механизмов. Для более поздних фаз развития стрессовой реакции, когда организм находится на грани нормы и патологии (пограничные состояния), подходят разработанные рядом авторов системы групповых признаков: эндокринные - повышение активности симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем.
Метаболические - повышение в крови транспортных форм жира, сдвиг липопротеидного спектра в сторону атерогенных фракций. Таким образом, рассматривая существующие в литературе определения стресса, следует считать, что термином "стресс" определяется не реакция, а состояние гомеостаза обеспечивать нужную активность человека в определенных условиях среды.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.А. Практическая психология. М.: Юнити-Дана, 2006. – 324с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Инфра-М, 2007. – 415с.
3. Демина Л.Д., И.А. Ральникова «Психическое здоровье и защитные механизмы личности. М., 2005- 123с.
4. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
5. Кокс Т.А., Стресс. М.,2007-345с.
Демина Л.Д., И.А. Ральникова «Психическое здоровье и защитные механизмы личности. М., 2005- 56с.
Абрамова Г.А. Практическая психология. М.: Юнити-Дана, 2006. – 88с.
19
1. Абрамова Г.А. Практическая психология. М.: Юнити-Дана, 2006. – 324с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Инфра-М, 2007. – 415с.
3. Демина Л.Д., И.А. Ральникова «Психическое здоровье и защитные механизмы личности. М., 2005- 123с.
4. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
5. Кокс Т.А., Стресс. М.,2007-345с.
Вопрос-ответ:
Что такое стресс и каковы его основные характеристики?
Стресс - это состояние, возникающее в ответ на физическое или эмоциональное напряжение, которое превышает наши возможности адаптации. Он характеризуется сильными эмоциональными реакциями, физиологическими изменениями и поведенческими реакциями, направленными на защиту или приспособление к стрессорам.
Какова роль стресса в развитии заболеваний?
Стресс играет значительную роль в развитии заболеваний. Длительный стресс может снижать иммунитет и увеличивать риск развития различных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет, хронические болезни и депрессия. Негативные эмоции и поведенческие изменения, связанные со стрессом, могут также способствовать нездоровому образу жизни (нерегулярное питание, употребление вредных веществ и пр.) и повышать риск заболеваний.
Что такое психологическое здоровье?
Психологическое здоровье - это состояние психического благополучия, при котором человек способен эффективно функционировать, справляться с повседневными стрессами и проблемами, имеет позитивные отношения и удовлетворенность жизнью. Это также включает способность к адаптации к изменениям, умение регулировать эмоции и обладание высокой самооценкой.
Как психологическое здоровье связано с адаптированностью учащихся?
Психологическое здоровье имеет прямую связь с адаптированностью учащихся. Если ученик имеет хорошее психологическое здоровье, то значит, что он легко справляется с учебными и жизненными стрессами, обладает хорошей эмоциональной стабильностью и имеет позитивные отношения со сверстниками и учителями. В отличие от этого, низкое психологическое здоровье может привести к проблемам с учебой, социальной адаптации и эмоциональному неблагополучию.
Какова общая характеристика стресса?
Стресс - это состояние, возникающее у человека в ответ на физические, психологические или эмоциональные требования, которые превышают его ресурсы и способности справиться с ними.
Какова роль стресса в развитии заболеваний?
Стресс может значительно повлиять на здоровье человека. Длительный или хронический стресс может увеличить риск развития различных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, гастроинтестинальные проблемы, аутоиммунные заболевания, а также психологические проблемы, например, депрессию и тревожные расстройства.
Что такое психологическое здоровье?
Психологическое здоровье - это состояние благополучия и гармонии, когда человек способен справляться с повседневными стрессовыми ситуациями, имеет хорошие межличностные отношения, обладает эмоциональной стабильностью и чувствует себя удовлетворенным жизнью.
Почему прогноз полученный по результатам исследования нельзя считать полностью благополучным?
Прогноз полученный по результатам исследования, не может считаться полностью благополучным, потому что он может быть подвержен различным факторам, которые могут повлиять на результаты. Кроме того, каждый человек индивидуален и его реакция на стресс может быть уникальной.