Нарушение фонематического развития дошкольников с ОНР.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 02.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы изучения фонематического развития у дошкольников с ОНР
1.1.Лингвистические представления фонематической системы
1.2.Клиника, психолого-педагогическая характеристика ОНР
1.3.Характер нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР
ГЛАВА 2. Содержание методики констатирующего эксперимента
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Изучение, определение, обоснование методики, диагностирование
2.2.1. Исследование состояния звукопроизношения
2.2.2. Исследование фонематического восприятия и дифференциации звуков речи
2.2.3. Исследование сформированности фонематического анализа, синтеза, представлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Эта особенность является важным показателем ещё не закончившегося до конца процесса фонемообразования.
Таким образом, возникает необходимость выявления особенностей фонематического развития у детей с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 2. Содержание методики констатирующего эксперимента
Подбирая речевой материал, мы акцентировали внимание на его фонетической стороне. Так, мы учли этапы формирования фонематического слуха в онтогенезе (Н.Х. Швачкин), фонетические особенности согласных (В.И. Бельтюков), акустические характеристики звуков (В.И. Бельтюков, Г.А.Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина).
Для исследования состояния звукового анализа использовалась методика, уже апробированная в работах Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович и др. При подборе речевого материала и на этом этапе исследования мы учитывали, во-первых, влияние звуковых соседей на заданный звук и его положение в слоге и слове, т.е. фонетические условия (В.И. Бельтюков, В.К. Орфинская, Л.В. Щерба); во-вторых, состояние произносительных навыков обследуемых детей.
При составлении методики констатирующего эксперимента были апробированны методики Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спировой, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной.
Исследование состояния звукопроизношения
Исследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике. В предварительной беседе выяснялось, какие группы звуков ребёнок произносит неправильно, и каков характер их нарушения.
Изучался характер нарушения звуков (отсутствие, замена на другие звуки, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах: в начале, в конце, в середине; во фразах).
Для облегчения процедуры исследования состояния звукопроизношения использовались серии предметных картинок, названия которых содержали необходимые звуки в разных позицион ных условиях.
Оценка состояния звукопроизношения:
5 баллов - правильное произношение всех звуков;
4 балла - нарушение произношения одной группы звуков;
3 балла - нарушения произношения двух групп звуков;
2 балла - нарушения произношения трёх групп звуков;
1 балл - нарушение произношения свыше трёх групп звуков.
Исследование фонематического восприятия
1.Дифференциация слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками).
Процедура: ребёнку предлагается пара картинок.
Инструкция: «Покажи ту картинку, которую я назову».
Материал: пары предметных картинок.
сонорные: рожки – ложки, Марина – малина, марка – майка, Колька – койка.
шумные: пакет - букет конфетка — ветка круг – плуг
твёрдые – мягкие: ел – ель, мел – мель, лыс – лис, лук – люк.
глухие – звонкие: тачка – дачка, горка – корка, софа – сова, косы – козы, Луша – лужа.
фрикативные: фантик – бантик, фата – хата, вата – фата, ваза – фаза.
2. Повторение серии слогов
Речевой материал: серии слогов.
сонорные: на – ма, ни – ми
шумные: ба-га, би – ги, па-та, фа-ха, ка-та
твёрдые – мягкие: па-пя, мы-ми
глухие – звонкие: та-да дя-тя ба-па пи - би ки - ги га-ка
свистящие – шипящие: ша-жа са - ца ща-ча жа - са
фрикативные: ва-фа, фа - ва
Оценка результатов:
5 баллов – правильная дифференциация всех звуков,
4 балла – ребенок допускает ошибки по 1 дифференциальному признаку, самостоятельное исправление ошибки по указанию педагога.
3 балла – ребенок допускает ошибки по 2 дифференциальным признакам, самостоятельно их исправляет после помощи логопеда,
2 балла – ребенок допускает ошибки по 3 дифференциальным признакам, частично исправляет после помощи логопеда,
1 балл - ребенок допускает повторяющиеся ошибки по 3 дифференциальным признакам, без помощи логопеда не дифференцирует ни одну пару слов.
Исследование сформированности фонематического анализа, синтеза, представлений
А) Дифференциация на основе слухопроизносительного анализа
1. Выделение заданного звука на фоне слова.
Процедура: экспериментатор просит ребёнка поднять флажок при наличии условленного звука.
Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь в произносимых словах звук [а] ([у, м, б]), подними флажок.
Речевой материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить заданный звук.
[а] из слов: Аня, рот, уха, кино, кора, кусок, арка, марка, метро;
[у] из слов: уши, улей, какаду, суп, лужа, кенгуру, сумка, клумба;
[м] из слов: мох, пол, сом, очки, альбом, рама, кошка, гамак, мухомор,клумба;
[б] из слов: бал, лапа, буря, брат, сумка, рыба, дубок, арбуз, абрикос, клумба.
Примечание: для устранения возможности чтения детьми с губ, лицо экспериментатора экранизируется.
2. Выделение первого, последнего звука в слове.
Речевой материал: мак, дым, ночь, шар, сок, лук, час, баран, камыш, кошка, стол, волк, труба, спутник, воробей, карандаши.
Процедура: экспериментатор называет ребенку слово и предлагает определить первый (последний) звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Определи первый (последний) звук в этом слове».
3. Определение количества звуков в слове.
Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, топор, повар, ослик, кошка, стол, волк, трава, клумба.
Инструкция: «Сколько всего звуков в этом слове?»
4. Назвать какой звук в начале, середине, конце.
Процедура: перед ребенком разложены картинки, он должен выбрать ту, которую произнесёт педагог, и назвать звук в начале (конце, середине) слова. Экспериментатор называет слово и просит ребенка назвать звук в начале (конце, середине) слова.
Речевой материал: картинки - дом, нос, мыло, лиса, сумка, шапка, санки, машина, карандаш; слова - кот, роза, топор, стол, полка, ложка, щётка, почка, цапля, корова.
5. Определение последовательности звуков в слове.
Речевой материал: слова - сыр, мак, луна, ваза, топор, повар, ослик, кошка, стол, волк, трава.
Процедура: экспериментатор предлагает испытуемому назвать в слове звуки в порядке их следования.
Инструкция: «Послушай и назови все звуки по порядку».
Оценка выполнения:
5 баллов – все задания выполнены правильно,
4 балла – допущены 2 –3 ошибки в заданиях на сложные формы фонематического анализа, в словах со стечением согласных и \ или многосложных словах;
3 балла - допущены 3 –5 ошибок в заданиях на сложные формы фонематического анализа в простых и сложных словах,
2 балла – допущено более 5 ошибок в заданиях на простые и сложные формы фонематического анализа,
1 балл – допущены многочисленные ошибки во всех заданиях.
Б) Исследование сформированности фонематического синтеза
1. Составление слов из последовательно данных звуков.
Материал: - Звуки, произносимые в заданной последовательности;
- Слова: (н-о-с; ш-а-р; л-а-п-а; р-у-к-а; к-о-ш-к-а).
Процедура: экспериментатор последовательно называет звуки и предлагает ребенку составить слово.
Инструкция: - «Я буду называть звуки, а ты составь из них слово».
2.Составление слова из звуков, данных в разбивку
Речевой материал: звуки: [м, к, а]; [с, к, о]; [л, ж, у, а ]; [м, а, ы, ш, к].
Процедура: экспериментатор называет звуки, а испытуемый должен из них составить и назвать слово.
Инструкция: «Послушай внимательно звуки, составь из них слово».
Оценка выполнения:
5 баллов - не допускает ни одной ошибки;
4 балла - ошибки в синтезе слов, состоящих из 5 звуков;
3 балла - составляет слова, состоящие только из 3-4 звуков, допускает ошибки в словах со стечением согласных;
2 балла - составляет слова только из 3-4 звуков без стечения согласных;
1 балл - не выполняет задание, многочисленные ошибки, угадывание слова.
В) Исследование сформированности фонематических представлений
Материал: предметные картинки - полка, балка; почка, бочка; тачка, дачка; дрова, трава; корка, горка; кость, гость; суп, зуб; сайка, зайка; шар, жар; Саша, сажа; чёлка, щёлка; плач, плащ; рак, лак; ложки, рожки; усы, уши; миска, мишка; сук, жук; сыр, жир.
Процедура: экспериментатор предлагает испытуемому выполнить ряд заданий по придумыванию слов и по работе с картинками, выявляет уровень сформированности фонематических представлений.
Инструкция: 1. «Из общего количества картинок отбери только те, названия которых начинаются со звука [п] ([б, т, д, к])».
2. «Придумай слова со звуком [а]; ([у, м, д, с])».
3. «Придумай слова со звуком [а]; ([у, м, д, с]) в начале слова (в конце слова, в середине)..
4. «Придумай слова, в которых 3 (4,5) звуков».
Оценка выполнения:
5 баллов - не допускает ошибок;
4 балла - заданный звук в слове присутствует, но иногда не на указанном в инструкции месте;
3 балла - ребенок среди правильно подобранных слов называет слова с другим местоположением звука в слове или заменяет его по принципу твердость - мягкость;
2 балла - ребенок среди правильно подобранных слов часто подбирает слова с другим звуком в слове;
1 балл - не выполняет задание, многочисленные ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников по проблеме развития фонематических функций показал, что базой для формирования разнообразных навыков и умений в области языка является сформированность фонематических функций.
Достаточно высокий уровень развития фонематического восприятия, анализа звукового состава слова, а также умение синтезировать звуки в слова являются основой овладения грамотой, в частности чтением и письмом.
Изучение литературы по проблеме особенностей фонематического восприятия и фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи показало: с одной стороны, важность изучения этой проблемы для предупреждения дисграфий, дислексии, дизорфографий, а с другой стороны - недостаточность исследования в этой области. Сравнительный анализ различных источников по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что при решении вопросов изучения способностей к фонематическому анализу у дошкольников с ОНР необходимо принимать во внимание психологические и речевые предпосылки процесса овладения дифференциацией звуков, звуковым анализом слова, способностью к синтезу звуков в слове, а также особенности способов овладения этими действиями, в основу нашего исследования была положена методика констатирующего эксперимента, выявляющая симптоматику и психофизиологические механизмы нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР. Методика исследования была адаптирована к целям нашего исследования и включала: исследование звукопроизношения; исследование фонематического восприятия и дифференциации звуков речи; исследование сформированности фонематического анализа, синтеза, представлений.
ЛИТЕРАТУРА
Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969. - С. 10-46.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977. – 176 с.
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М., 1964. – 91 с.
Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970. – 164 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1964. – 87 с.
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М, 1978. – 152 с.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. – 2003 – Кн. V. – С. 58 - 61
Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой: в 2-х кн.- М., 1995.-Кн II.-С. 122-154.
Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – 196 с.
Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. – 1959. - №4. – С. 28 - 32.
Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. № 4. – М., 1998. – С. 123 – 147.
Никашина Н.А. Формирование речи при её недоразвитии // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. – 2003 – Кн. V. – С. 153 – 158.
Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной. - М., 1968. – 232 с.
Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. - М., 1967. - С. 241 - 242.
Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973. – 246 с.
Практикум по дошкольной логопедии/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1988. – 222с.
Психологические основы речевой функции. / Сост. С.С. Ляпидевский // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. С. 26 - 28.
Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970. – 76 с.
Сонатал. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия / Сост. М.Л. Лазарев. - М., 1996.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. T.I. - М, 1997. - С. 96-102.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998. – 48 с.
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. – 264 с.
Филичева Т.Б, Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.. 1999. – С. 104-106.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., СПб., 1996. – 152 с.
Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М-Л. АПН РСФСР 1948. Вып. 13. - С. 101 - 133.
Эльконин ДБ. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М, 1958 – 216 с.
30
2.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.
3.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М., 1964.
4.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977.
5.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970.
6.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
10.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. - СПб., 1995.
11.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М, 1978.
12.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. -М., 1963. С.213-227.
13.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой в 2-х книгах. КнЛ.-М., 1995. - С. 122-154.
14.Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – 196 с
15.Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. – 1959. - №4.
16.Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – 480 с.
17.Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С 123 – 147
18.Основы теории и практики логопедии/ Под редакцией Р.Е.Левиной.- М.,1968
19.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967. С. 241-242.
20.Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
21.Понятийно-терминологический словарь логопеда // под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997.
22.Психологические основы речевой функции. / С.С. Ляпидевский // Растройства речи у детей и подростков. — М., 1969. С. 26-28.
23.Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. –M., 1991.
24.Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1970.
25.Сонатал. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. - М., 1996.
26.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. - М., 1980.
27.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. T.I. - М, 1997. С. 96-102.
28.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
29.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
30.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., СПб., 1996.
31.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М-Л. АПН РСФСР 1948. с. 101-133.
32.Эльконин ДБ. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М, 1958.
Вопрос-ответ:
Какие лингвистические представления фонематической системы существуют у дошкольников с ОНР?
Лингвистические представления фонематической системы у дошкольников с ОНР часто являются неполными и недостаточно развитыми. Они могут испытывать сложности в распознавании и различении отдельных звуков, а также в формировании связей между фонемами и буквами.
Каким образом проявляется нарушение фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Нарушение фонематического развития у дошкольников с ОНР может проявляться в затруднениях в произношении отдельных звуков, замене одних звуков другими, искажении звуков в словах, а также в трудностях восприятия, различении и анализе звуков речи.
Какие цели и задачи ставятся перед исследованием фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Целью исследования фонематического развития у дошкольников с ОНР является выявление особенностей и нарушений в их фонематической системе. Задачами исследования являются определение уровня развития фонематических навыков, выявление причин нарушений и разработка эффективных методик диагностики и коррекции.
Какими методиками можно диагностировать нарушение фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Для диагностики нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР используются различные методики, такие как тестирование на уровень владения фонемами и звуками речи, аудиослуховой анализ, анализ произношения звуков и слов, анализ способности различать и анализировать звуки речи.
Каковы особенности клинической психолого-педагогической характеристики ОНР у дошкольников?
Дошкольники с ОНР обычно имеют слабое произношение звуков, трудности в различении и анализе звуков речи, затруднения в образовании и употреблении слов. Они также могут испытывать затруднения в понимании коммуникативной ситуации и восприятии речи окружающих.
Какие лингвистические представления относятся к фонематической системе?
Фонематическая система включает в себя лингвистические представления о звуковых единицах (фонемах), их фонетических свойствах (звуковая организация и произношение), а также правила и законы их сочетания в языке.
Как проявляется нарушение фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Нарушение фонематического развития у дошкольников с ОНР проявляется в трудностях правильного произношения и различения звуков, а также в ошибках при образовании слов и предложений.
Какие методики используются для диагностирования нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Для диагностирования нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР часто используются методики, основанные на анализе произношения и различия звуков для выявления уровня развития фонематической системы.
Какая цель и задачи ставятся перед исследованием фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Целью исследования фонематического развития у дошкольников с ОНР является выявление особенностей и характера нарушений, а также разработка методик и программ по коррекции и развитию фонематических навыков.
Каковы клиника психолого-педагогической характеристики нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Клиника психолого-педагогической характеристики нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР включает в себя проявления трудностей в произношении и различении звуков, а также запаздывание в развитии речи и трудности в обучении грамматике и лексике.
Какое современное состояние проблемы изучения фонематического развития у дошкольников с ОНР?
Современное состояние проблемы изучения фонематического развития у дошкольников с ОНР подразумевает активное изучение и исследование данной проблемы. На сегодняшний день проводятся различные исследования, которые позволяют лучше понять и описать нарушения фонематического развития у дошкольников с ОНР.