Школьная зрелость и готовность к школе.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 20.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Общее понятие готовности к школьному обучению. Школьная зрелость как фактор готовности ребенка к обучению в школе
Заключение
Список литературы
С.Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка (6, с. 575).
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.
Подводя итого к выше сказанному, мы видим, что в познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в школьную зрелость входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.
Заключение
Итак, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема формирования школьной зрелости детей получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Следует отметить, что диагностика дошкольников имеет большое значение в оценке готовности к обучению в школе. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.
Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
Отметим, что основная цель оценки готовности ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей и изучение уровня развития школьной зрелости.
Таким образом, мы выполнили цель нашей работы – изучили проблему школьной зрелости и готовности детей к обучению в школе.
И решили все поставленные задачи работы:
1. Проанализировали общее определение «готовность к школьному обучению».
2. Проанализировали проблему школьной зрелости как фактора готовности ребенка к обучению в школе.
Список литературы
Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1993. – 189 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – 379 с.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С. 45-49
Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе.- М., 1992. – 210 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 213 с.
Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 675 с.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – 379 с.
3
1.Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1993. – 189 с.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – 379 с.
3.Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С. 45-49
4.Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе.- М., 1992. – 210 с.
5.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 213 с.
6.Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 675 с.
7.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – 379 с
Вопрос-ответ:
Каково общее понятие готовности к школьному обучению?
Готовность к школьному обучению - это комплексная характеристика ребенка, включающая его физическую, психическую и социальную готовность к началу школьного образования. Это способность адаптироваться к новой образовательной среде, умение справляться с требованиями школы и проявлять активность в учебной деятельности.
Что представляет собой школьная зрелость?
Школьная зрелость - это фактор готовности ребенка к обучению в школе. Она определяется уровнем развития таких качеств, как психическая стабильность, самостоятельность, внимание и концентрация, умение общаться и сотрудничать с другими, умение регулировать свое поведение. Школьная зрелость является важной предпосылкой успешной адаптации ребенка к новой образовательной среде и обучению в школе.
В чем заключаются проявления речевой готовности детей к обучению?
Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении использовать речь для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами. Она включает развитие лексического запаса, умение строить грамматически правильные предложения, правильно использовать речевые средства общения. Развитие речи является важной предпосылкой для успешного освоения учебной программы и усвоения навыков письма.
Какую роль играет развитие речи в готовности ребенка к школе?
Развитие речи играет важную роль в готовности ребенка к школе. Она является не только средством общения, но и предпосылкой для усвоения навыков письма. Развитие речи позволяет ребенку лучше понимать учебные материалы, выражать свои мысли и идеи, задавать вопросы, общаться и сотрудничать с другими. Умение использовать речевые средства общения помогает ребенку адаптироваться к новой образовательной среде и активно участвовать в учебной деятельности.
Что такое школьная зрелость и как она связана с готовностью к обучению?
Школьная зрелость - это состояние, когда у ребенка сформированы необходимые навыки и умения для успешной адаптации в школе. Она включает в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность. Школьная зрелость является одним из факторов, определяющих готовность ребенка к обучению в школе.
Какие навыки и умения необходимы для развития школьной зрелости?
Для развития школьной зрелости необходимо наличие навыков самообслуживания, умения концентрировать внимание, слушать и понимать инструкции учителя, общаться с другими детьми, справляться со своими эмоциями и принимать правила общественного поведения. Также важными навыками являются умение самостоятельно работать с учебными материалами, умение планировать свои действия и организовывать свое время.
Каким образом развитие речи влияет на готовность ребенка к обучению?
Развитие речи играет важную роль в готовности ребенка к обучению. Речь является средством общения и предпосылкой для усвоения письма. Ребенок должен уметь ясно и точно выражать свои мысли, понимать инструкции и команды учителя, а также объяснять свои действия и задавать вопросы. Речевая готовность также проявляется в умении ребенка использовать речь для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами.
Какие еще факторы могут влиять на готовность ребенка к обучению в школе?
Помимо школьной зрелости и развития речи, на готовность ребенка к обучению в школе могут влиять такие факторы, как эмоциональная стабильность, уверенность в себе, наличие определенных навыков и знаний (например, знание букв, цифр, цветов и форм), а также опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Важную роль также играет поддержка родителей и окружающей среды.