Технологии информационных систем
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 13.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Информационные процессы и классификация источников информации
2 Анализ информационных технологий
3 Анализ и перспективы развития технологий информационных систем
3.1 Социальные информационные технологии
3.2 Транспортные логистические технологии
3.3Микроэлектронные и нанотехнологии
3.4 Энергетические информационные технологии
3.5 Информационные технологии проектирования
3.6 Информационные экологические технологии
3.7 Информационные технологии в управлении и экономике
3.8Информационные технологии принятия управленческих решений
3.9 Интеллектуальные информационные технологии
Заключение
Список литературы
Таким образом, ИТ должна располагать развитой коммуникационной средой (включая Интернет) для получения, накопления и обработки внешней информации.
Отличительной особенностью функционирования ИТ в контуре долгосрочного стратегического планирования, базирующемся на использовании агрегированных моделей, следует считать решающую роль самого управленческого персонала в процессе принятия решений. Высокий уровень неопределенности и неполноты информации повышает значение субъективного фактора как основы принятия решений. При этом АИТ выступает в роли вспомогательного средства, обеспечивающего главную предпосылку для организации деятельности аппарата управления.
Основным инструментарием для поддержки работы высшего руководящего звена являются разрабатываемые стратегические ИС.
В настоящее время еще не выработана общая концепция внедрения стратегических ИС из-за их целевой и функциональной многоплановости. Существуют три тенденции их использования.
В основе первой тенденции лежит положение, что сначала формулируются цели и стратегии их достижения, а только затем АИТ приспосабливается к выработанной заранее стратегии;
Вторая тенденция основана на том, что организация использует стратегическую ИС при формулировании целей и стратегическом планировании;
Третья тенденция основывается на методологии синтеза двух предыдущих тенденций — встраивания стратегической ИС в существующую ИТ с совмещением выработки концепции развития организации в управленческом звене фирмы.
ИТ призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки стратегических решений в неожиданно возникающих ситуациях.
Тактическое планирование и принятие решений базируется на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабоструктурированные, задачи (например, принятие решения об инвестициях, рынках сбыта и т.д.). К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:
обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
создание потенциала для развития организации;
создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.
Для принятия тактических решений ИТ должна обеспечивать руководителей среднего звена информацией, необходимой для принятия индивидуальных или групповых решений тактического плана. Обычно такие решения имеют важное значение на определенном временном интервале (месяц, квартал, год).
Тактический уровень принятия решения средним управленческим звеном используется для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основными функциями являются сравнение текущих показателей с прошлыми, составление периодических отчетов за определенный период, обеспечение доступа к архивной информации, принятие тактических управленческих решений и т.д.
Функционирование ИТ при среднесрочном тактическом планировании базируется на использовании моделей, отражающих реальные факторы и условия возможного развития деятельности организаций и предприятий, в значительной степени учитываются внешние требования поставщиков и потребителей.
Для поддержки принятия тактического решения в ИТ фирмы используются такие инструментальные средства, как БД, системы обработки знаний, системы поддержки принятия решений и т.д.
Одним из инструментальных средств для принятия тактического решения в настоящее время являются системы поддержки принятия решений, обслуживающие частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Системы поддержки принятия решений имеют достаточно мощный аналитический аппарат с несколькими моделями
Основными характеристиками таких систем являются:
возможность решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
наличие инструментальных средств моделирования и анализа;
возможность легко менять постановки решаемых задач и входных данных;
гибкость и адаптируемость к изменению условий;
технология, максимально ориентированная на пользователя.
Оперативное (операционное) регулирование деятельности организации является основой всех АИТ. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта. Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, за счет использования определенного на тактическом уровне потенциала. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управления относятся.
получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;
выработка и реализация решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений
Функционирование ИТ при текущем планировании и оперативном регулировании происходит в условиях определенности, полноты информации и зачастую в режиме реального времени обработки информации.
ИТ обеспечивают специалистов на оперативном уровне информационными продуктами, необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений. Назначение инструментальных средств ИТ на этом уровне — отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационные потоки организации, что соответствует оперативному управлению.
ИТ, поддерживающая управление на оперативном уровне, является связующим звеном между организацией и внешней средой. Через оперативный уровень также поставляются данные для остальных уровней управления
Инструментальные средства на оперативном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Они обслуживают специалистов организации, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде Основное их назначение заключается в отслеживании ежедневных операций, организации и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов.
Основные информационные потребности на оперативном уровне могут быть удовлетворены с помощью типовых функциональных и проблемно-ориентированных аппаратно-программных инструментальных средств для текстовой, табличной, графической и статистической обработки данных, электронных коммуникаций и т.д.
3.9 Интеллектуальные информационные технологии
Интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) могут быть использованы при проектировании различных объектов и процессов, управлении или анализе их состояния, практически во всех сферах взаимодействия биологических структур между собой, управлении организационно-техническими и информационными системами.
Рассмотрим применение ИИТ только для принятия управленческих решений и управления техническими системами (аппаратами автономного перемещения, роботами и т.д.) при решении задач распознавания образов, ориентации, управления непрерывными производственными процессами и др.
К этому виду технологий можно отнести применение методологии искусственного интеллекта, экспертных систем, интеллектуальных систем управления роботами и автономными аппаратами, в том числе с помощью нейроноподобных элементов, вычислительных устройств и сетей, интеллектуальной поддержки управленческих решений и т.д.
Искусственный интеллект (ИИ) рассматривает продукт интеллектуальной деятельности человека, изучает его структуру и стремится воспроизвести этот продукт средствами современной техники. Успехи этого направления искусственного интеллекта тесно связаны с развитием возможностей ЭВМ и искусства программирования, т.е. с тем комплексом научно-технических исследований, которые часто называют компьютерными науками. Это направление ИИ можно охарактеризовать термином «машинный интеллект».
Второе направление ИИ рассматривает данные о нейрофизиологических и психологических механизмах интеллектуальной деятельности и, в более широком плане, разумного поведения человека.
Оно стремится воспроизвести эти механизмы с помощью тех или иных технических устройств, с тем чтобы поведение таких устройств совпадало с поведением человека в определенных, заранее заданных пределах. Развитие этого направления тесно связано с развитием наук о человеке.
Данное направление ИИ характеризуется термином «искусственный разум».
Оба основных направления применения ИИ связаны с моделированием, но в случае машинного интеллекта мы имеем дело с моделированием феноменологическим, имитационным, а в случае искусственного разума — с моделированием структурным.
Решение задач обоих направлений осуществляется с помощью либо цифровой вычислительной техники, либо нейроноподобных вычислительных средств.
Современные цифровые вычислительные машины (ВМ) способны с высоким быстродействием и точностью решать формализованные задачи с вполне определенными данными по заранее известным алгоритмам. Однако в тех случаях, когда задача не поддается формализации, а входные данные неполны, зашумлены или противоречивы, применение традиционных компьютеров становится неэффективным. Альтернативой им становятся специализированные компьютеры, реализующие нетрадиционные нейросетевые технологии.
На компьютерном рынке России, перенасыщенном вычислительными средствами традиционной однопроцессорной архитектуры фон Неймана, появился новый вид программно-аппаратных изделий, которые реализуют параллельную распределенную обработку информации, аналогичную мыслительной деятельности высокоорганизованных живых существ. Речь идет о нейроподобных сетях (НПС) и различных видах их реализации: нейропакетах, нейроплатах и нейрокомпьютерах (НК).
Области применения НПС:
обработка и анализ изображений;
распознавание речи независимо от диктора, перевод;
обработка высокоскоростных цифровых потоков;
автоматизированная система быстрого поиска информации;
классификация информации в реальном масштабе времени;
планирование применения сил и средств в больших масштабах;
решение трудоемких задач оптимизации;
адаптивное управление и предсказание.
Реализация НПС осуществляется, как правило, в виде интеллектуальных систем.
Под интеллектуальной системой будем понимать адаптивную систему, позволяющую строить программы целесообразной деятельности по решению поставленных перед ними задач на основании конкретной ситуации, складывающейся на данный момент в окружающей их среде.
Сделаем два важных дополнения к данному определению. К сфере решаемых интеллектуальной системой задач относятся задачи, обладающие, как правило, следующими особенностями:
в них неизвестен алгоритм решения задач (такие задачи будемназывать интеллектуальными задачами);
в них используется помимо традиционных данных в числовом формате информация в виде изображений, рисунков, знаков, букв, слов, звуков; в них предполагается наличие выбора (не существует алгоритма — это значит, что нужно сделать выбор между многими вариантами в условиях неопределенности). Свобода действий является существенной составляющей интеллектуальных задач.
Следует определить также понятие «знание», которое является центральным понятием в интеллектуальной системе.
При этом:
•знания есть результат, полученный познанием окружающего мира и его объектов;
знания — это система суждений с принципиальной и единой организацией, основанная на объективной закономерности;
знания — это формализованная информация, на которую ссылаются или которую используют в процессе логического вывода.
знания — это совокупность факторов и правил.
Под статическими знаниями будем понимать знания, введенные в интеллектуальную систему на этапе проектирования. Под динамическими знаниями (опытом) будем понимать знания, полученные интеллектуальной системой в процессе функционирования или эксплуатации в реальном масштабе времени.
Примером реализации интеллектуальной системы может служить интеллектуальная робототехническая система (ИРС). Входом системы является блок ввода информации, предназначенный для ввода числовых данных, текста, речи, распознавания изображений.
Информация на вход системы (в зависимости от решаемой задачи) может поступать от пользователя, внешней среды, объекта управления. Далее входная информация поступает в блок логического вывода либо сразу в базу данных — совокупность таблиц, хранящих, как правило, символьную и числовую информацию об объектах предметной области (в нашем случае — робототехники).
Блок логического вывода (БЛВ) и формирования управляющей информации обеспечивает нахождение решений для нечетко формализованных задач интеллектуальной системы, осуществляет планирование действий и формирование управляющей информации для пользователя или объекта управления на основе базы знаний (БЗ), БД, базы целей (БЦ) и блока алгоритмических методов решений (БАМР).
База знаний — совокупность знаний, например система продукционных правил о закономерностях предметной области.
База целей — это множество локальных целей системы, представляющих собой совокупность знаний, активизированных в конкретный момент и в конкретной ситуации для достижения глобальной цели.
БАМР содержит программные модули решения задач предметной области по жестким алгоритмам.
Блок усвоения знаний осуществляет анализ динамических знаний с целью их усвоения и сохранения в БЗ.
Блок объяснения решений интерпретирует пользователю последовательность логического вывода, примененную для достижения текущего результата.
На выходе системы блок вывода информации обеспечивает вывод данных, текста, речи, изображений и другие результаты логического вывода пользователю и (или) объекту управления. Контур обратной связи позволяет реализовывать свойства адаптивности и обучения интеллектуальной системы. На этапе проектирования эксперты и инженеры по знаниям наполняют базу знаний и базу целей, а программисты разрабатывают программы алгоритмических методов решений. База данных создается и пополняется, как правило, в процессе эксплуатации интеллектуальной системы.
Заключение
Одним из важнейших направлений информатизации является разработка и применение ИТ. Древнегреческое слово «технология» в век информации приобретает почти диаметрально противоположный смысл. Содержательная сторона современных технологий в основном определялась исключительно визуально-чувствительными восприятиями результата ручного или машинного производства.
Век космоса и информации приблизил человечество к изучению и освоению информационных процессов и созданию, таким образом, неотехнологий, в основе которых лежат микроинформационные закономерности взаимоотношений, взаимосвязей, взаимодействий, взаимозависимостей и взаимопревращений элементарных частиц, атомов, молекул, клеток и микроорганизмов.
Созданы ИТ людьми исходя из потребностей человеческого сообщества в своей непосредственной деятельности и жизни. Для применения ИТ можно выделить три группы пользователей:
рядовые пользователи — руководители, специалисты по общественным и профессиональным направлениям деятельности. Их цель применения ИТ — повышение эффективности переработки информации для ускорения принятия решений;
оперативно-управленческий персонал — секретари, делопроизводители, референты и т.д. Их цель применения ИТ — подготовка и структурирование информации для последующего ее анализа и синтеза;
эксплуатационно-обслуживающий персонал — инженеры-наладчики, программисты, администраторы сетей, БД. Их цель применения ИТ — обеспечение работоспособности информационных систем (ИС) или ИТ.
Развитие информационных технологий идет в следующих основных направлениях:
- Информационный технологический процесс, который представляет собой совокупность технологических операций (ТО) переработки информации, структурированных в соответствии с требованиями эффективного достижения какой-либо цели в данной предметной области. Объектом обработки в ИТ являются данные (информация), целью ИТ является получение требуемой информации, а средством достижения цели — программные, аппаратные и программно-вычислительные комплексы (средства технологического оснащения).
- К транспортным логистическим технологиям относятся процессы, вызванные перемещением объекта.
- Микропроцессорные технологии породили новые поколения вычислительной техники, что инициировало развитие информационных, в частности программных, технологий. Это, в свою очередь, позволило автоматизировать трудоемкий процесс проектирования и создания новых сверхсложных микропроцессоров для будущих поколений техники.
- Наиболее эффективным современным направлением в ИТ являются нанотехнологии, особенность которых заключается в том, что рассматриваемые процессы и совершаемые действия происходят в нано-метровом диапазоне пространственных размеров. «Сырьем» являются отдельные атомы, молекулы, молекулярные системы, а не привычные в традиционной технологии микронные или макроскопические объемы материала, содержащие, по крайней мере, миллиарды атомов и молекул.
- Различные возможности и границы применения вычислительной техники (ВТ) для автоматизации проектирования определяются уровнем формализации научно-технических знаний в конкретной отрасли. Чем глубже разработана теория того или иного класса технических систем, тем большие возможности объективно существуют для автоматизации процесса их проектирования. Методология применения ИТ в проектировании освоила системно-объектный подход и классифицирует проекты по различным признакам. По классам проекты подразделяются на моно-, мульти- и мегапроекты. По типам проекты подразделяются на социальные, экономические, организационные, технические, смешанные и др. По видам проекты подразделяются на учебно-образовательные, инновационные, инвестиционные, комбинированные проекты и проекты исследования и развития. По длительности проекты подразделяются на краткосрочные (1...2 года), среднесрочные (3...5 лет) и долгосрочные (более 5 лет).
- Глобальные экологические катаклизмы порождаются совместным действием различных технологий, в том числе информационных, число которых постоянно увеличивается. Следовательно, можно говорить о двух путях решения экологических проблем. Первый путь связан с разработкой и широким использованием специальных экологически активных технологий, направленных на снижение уровня уже накопленных негативных последствий антропогенного воздействия (очистка воздуха, воды, рекультивация земель, регенерация, утилизация отходов и др.). Второй путь связан с введением ограничений на внедряемые технологии: разработке и внедрению подлежат только те технологии, в которых отсутствуют или уменьшены до допустимого уровня вредные выбросы в окружающую среду (экологически чистые технологии).
- В условиях рыночной экономики ИТ являются основой управленческой деятельности фирмы. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми ИС, информатизацией оптовой и розничной торговли, служб управления трудом и занятостью, созданием банков данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации с коммуникационными связями для электронного обмена данными и т.д.
Список литературы
Артамонов В. Н. Информационные системы в экономике.- Челябинск : [б. и.], 2007. - 267 с.
Информатика / Под ред. Н. В. Макарова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 767 с.
Линденбаум М. Д. Надежность информационных систем. - М. : Инфра-М, 2007. - 317 с
Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
Могилев А. В. Информатика. - М. : Академия, 2007. - 842 с.
Перминов С. Б. Информационные технологии как фактор экономического роста. - М. : Наука, 2007. - 194 с.
Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии: соврем. практика и рекомендации. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 270 с.
Уткин В. Б. Информационные технологии управления. - М. : Академия, 2008. - 396 с.
Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
Информатика / Под ред. Н. В. Макарова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 767 с.
Информатика / Под ред. Н. В. Макарова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 767 с.
Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
Информатика / Под ред. Н. В. Макарова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 767 с.
Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
Перминов С. Б. Информационные технологии как фактор экономического роста. - М. : Наука, 2007. - 194 с.
Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии: соврем. практика и рекомендации. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 270 с.
Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии: соврем. практика и рекомендации. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 270 с.
Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии: соврем. практика и рекомендации. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 270 с.
Уткин В. Б. Информационные технологии управления. - М. : Академия, 2008. - 396 с.
Уткин В. Б. Информационные технологии управления. - М. : Академия, 2008. - 396 с.
Уткин В. Б. Информационные технологии управления. - М. : Академия, 2008. - 396 с.
Уткин В. Б. Информационные технологии управления. - М. : Академия, 2008. - 396 с.
Артамонов В. Н. Информационные системы в экономике.- Челябинск : [б. и.], 2007. - 267 с.
Артамонов В. Н. Информационные системы в экономике.- Челябинск : [б. и.], 2007. - 267 с.
36
2.Информатика / Под ред. Н. В. Макарова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 767 с.
3.Линденбаум М. Д. Надежность информационных систем. - М. : Инфра-М, 2007. - 317 с
4.Мельников В. П. Информационные технологии. - М. : Academia, 2008. - 426 с
5.Могилев А. В. Информатика. - М. : Академия, 2007. - 842 с.
6.Перминов С. Б. Информационные технологии как фактор экономического роста. - М. : Наука, 2007. - 194 с.
7.Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии: соврем. практика и рекомендации. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 270 с.
8.Уткин В. Б. Информационные технологии управления. - М. : Академия, 2008. - 396 с.
Вопрос-ответ:
Что такое информационные процессы и какие они бывают?
Информационные процессы - это процессы, связанные с сбором, хранением, передачей и обработкой информации. Они являются основой функционирования информационных систем. Информационные процессы могут быть классифицированы на следующие типы: сбор информации, обработка информации, хранение информации и передача информации.
Как можно классифицировать источники информации?
Источники информации можно классифицировать по различным критериям. Например, по способу получения информации: первичные источники (например, оригинальные научные исследования) и вторичные источники (например, научные статьи или книги, основанные на первичных источниках). Также источники информации можно классифицировать по типу данных, которые они предоставляют, например, текстовые источники, графические источники, аудио-визуальные источники и т. д.
Какие социальные информационные технологии существуют?
Социальные информационные технологии включают в себя различные инструменты и сервисы, используемые в социальных сетях, онлайн-коммуникациях, электронной коммерции и т. д. Примерами таких технологий могут быть блоги, форумы, чаты, онлайн-сервисы для обмена информацией и множество других инструментов, которые позволяют людям взаимодействовать и обмениваться информацией в онлайн-среде.
Какие технологии используются в управлении и экономике?
В управлении и экономике широко применяются информационные технологии, которые помогают автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы. Примерами таких технологий могут быть системы управления ресурсами предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы управления проектами (Project Management Systems) и другие инструменты, которые помогают организациям эффективно управлять своей деятельностью и достигать своих целей.
Какие информационные процессы существуют?
Существуют различные информационные процессы, такие как сбор, передача, хранение, обработка и анализ информации. Они взаимодействуют друг с другом и обеспечивают функционирование информационных систем.
Как можно классифицировать источники информации?
Источники информации можно классифицировать по разным критериям: по форме представления (печатные, электронные и т.д.), по характеру информации (научные, популярные и т.д.), по направленности (общие, специализированные и т.д.) и другим параметрам.
В чем заключается анализ информационных технологий?
Анализ информационных технологий включает оценку и изучение их функций, возможностей, преимуществ и ограничений. Это позволяет определить эффективность и целесообразность использования технологии в конкретном контексте.