Этапы развития отношений бизнеса и власти в Китае.
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 01.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава 1. Традиционное отношение властей к торговле и производству в Китае от древности до начала XX века
Глава 2. Бизнес и китайские революции
Глава 3. Взаимоотношения бизнеса и власти в современном Китае: от сохранения традиций к собственной модели
Заключение
Литература:
За принятием этого установочного документа последовала публикация ряда специальных указаний, в числе которых «Временные установки по управлению государственным имуществом на предприятиях хозяйственного типа», принятые 30 мая 2006 г.
К настоящему времени в Китае были проведены четыре промышленных переписи, которые зафиксировали четкую тенденцию к развитию многоукладной экономики при опережающем росте негосударственных секторов по сравнению с государственным. По материалам промышленной переписи 1995 г., в Китае было 87 905 тыс. неакционерных государственных промышленных предприятий, в числе которых - 4 685 крупных, 10 983 средних и 72 237 мелких предприятий. 94,6% предприятий приходилось на предприятия местного подчинения. Активы всех государственных предприятий составили в текущих ценах 4747,21 млрд. юаней. Доля предприятий государственной собственности в валовой стоимости промышленности снизилась в 1985-1995 гг. с 64,9% до 34,0% , по количеству занятых – с 41,1% до 31,6% , по стоимости фондов – с 74,6% до 53,7%. Согласно данным последней промышленной переписи 2001 г., доля государственного сектора в промышленности составляла: по валовой продукции – 37,1%, в общих капиталовложениях – 47,3%, в налоговых поступлениях – 35,6%, в численности занятых в городском секторе экономики – 31,1%. Госсектор имеет приоритет по общей величине основных фондов (около половины), банковских кредитов (две трети), по участию во внешнеторговом обороте (около половины экспорта). Общие масштабы госимущества выросли с 20 млрд. юаней после создания КНР до 10 931,64 млрд. в 2001 г. Прирост за 2001 г. – 10,6%, по сравнению с 1995 г. на 91,4%. Среднегодовой прирост в 1996-2001 гг. - 11.4%. За 2002 г. произошло увеличение на 898,28 млрд. юаней, до 11 829,92 млрд. юаней. К 2003 гг. по сравнению с 1998 г. производство в частном национальном секторе выросло в 5 раз, а в иностранном - в 3 раза, в то время как в государственном секторе наблюдался рост на 70%. Таким образом, в результате прошедших преобразований в государственном капитале произошли принципиальные изменения, он вышел из конкурентных отраслей (полностью или в значительной мере), уступив место негосударственным видам капитала, главным образом, частному и иностранному. Участие государства в таких конкурентных отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство, обрабатывающая промышленность, сфера торговли и услуг, опустилось в последние годы примерно до 30%. Но в отраслях естественных монополий, в финансовой сфере участие государственного капитала измеряется величиной 79%. В более чем половине крупных отраслей доля государственного имущества достигает 60-70%. Важная роль государства заключается в «выращивании» суперкорпораций, которые затем берут на себя роль проводников государственных целей.
В китайском статистическом ежегоднике за 2006 г. на 2004 г. имеются две цифры «государственных предприятий» - 25 339 и 35 597, поскольку во втором случае оговаривается включение акционерных предприятий с государственным контрольным пакетом акций, очевидно, что в первом случае имеются в виду унитарные государственные предприятия. Разница – 10 258, что составляет 58,9% от общей численности акционерных предприятий. Иначе говоря, примерно 2/3 акционерных предприятий можно относить к категории «государственные предприятия». Почти все из 520 ведущих государственных предприятий уже стали корпорациями. Появилась масса гибридных форм, сложился хозяйственный анклав иностранных предприятий. В результате почти трех десятилетий хозяйственной реформы в Китае сложились различные формы собственности, устранена полная монополия государственной собственности, заложены основы смешанной многоукладной экономики, основными компонентами которой являются:
• Многообразие форм собственности, смешанный характер имущественных прав, тесное взаимодействие государственного, коллективного и частного капиталов.
• Сохранение важной институциональной роли государственной собственности в соответствии с социалистическим характером китайской экономики.
• Симбиоз рыночного механизма самоорганизации производства и государственного регулирования экономики.
• Сочетание различных форм распределения предметов потребления и доходов, включая распределение по труду и по факторам производства.
• Конкуренция частного и государственного предпринимательства.
• Имущественное расслоение общества и возникновение противоречий между трудом и капиталом.
Если обратиться к международному опыту перестройки отношений собственности, выясняется, что этот процесс не является прямолинейным: до момента установления оптимума между общественной и частной собственностью частный сектор опережает развитие госсектора; в периоды экономического застоя удельный вес госсектора обычно растет, а в периоды оживления и расцвета экономики, наоборот, сокращается. Такого рода колебания не исключены и при проведении китайской реформы. При этом сама доля государственного сектора в национальном капитале, валовом национальном продукте и численности занятых перестает быть главным показателем государственного участия в экономике, которое оценивается далеко не только по чисто количественным параметрам, а в первую очередь по качеству и результативности государственного вмешательства в хозяйственные процессы. За государством остается роль главного представителя и гаранта национальных интересов, а значение государственной собственности все больше зависит от действенности государственного контроля, его возможности реально влиять на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. При этом меняется характер государственной собственности - вместо обслуживания плановой экономики обслуживание рыночной экономики.
Приватизационная политика в странах с транзитной экономикой обосновывалась, как правило, более высокой эффективностью частного производства. Опыт западных стран и стран с переходной экономикой свидетельствует об отсутствии прямой связи между степенью разгосударствления экономики и ее эффективностью. Многие исследователи
приходят сейчас к выводу, что большинство приватизированных предприятий в России не ощутили экономического эффекта от приватизации.
К тому же сравнения государственных и частных предприятий зачастую страдают некорректностью, поскольку абстрагируются от общего состояния макроэкономической среды и от действующих политических и хозяйственных установок. Следует также учитывать, что государственные предприятия часто сосредоточены в отраслях с менее ярко выраженной рыночной ориентацией, их социальная нагрузка, как правило, выше, чем у частных, росту заработной платы устанавливаются довольно жесткие преграды, что снижает ее стимулирующую роль и т.д. Помимо технологической эффективности, как степени интенсивности использования ресурсов, и экономической эффективности, зависящей в значительной степени от объемов платежеспособного спроса, существуют целевая (функциональная) эффективность и институциональная эффективность. С этой точки зрения, чисто экономический подход к государственным предприятиям не приемлем. Оценка места государственной собственности в отдельных странах производится не только с позиций ее доходности, но и исходя из ее функциональной роли в экономике и значимости для общества.
Коррупция в Китае, согласно данным статистики, очень серьезная проблема. Согласно данным по деятельности Прокуратуры КНР - органы надзора на всех уровнях в 1979-1982 гг. имели дело в общей сложности с 98225 случаями коррупции и взяточничества а 1983- 1987 гг. наметилось увеличение до 155000 случаев, в 1988-1992 гг. – до 214318 случаев, в 1993-1997 гг. - до 387352 случаев. За последние 18 лет по данным исследований коррупции и взяточничества средний ежегодный темп их роста составил 22%. Согласно статистике с октября 1997 по май 2002 органы надзора имели дело с 78 миллионами проблемных случаев а 780000 человек были подвергнуты дисциплинарным мерам партийной ответственности. В общей сложности было возвращено в казну более 30.1 миллиарда юаней. Согласно данным общенациональных расследований с 2001 до июля 2005 гг. в общей сложности было отмечено 152440 случаев расследования из 170087 случаев коррупции и взяточничества. В этот же период общие экономические потери государства (от коррупции) составили 18.96 миллиардов юаней. Некоторые экономисты указали, что потери, связанные с коррупцией в Китае, могут достигать уровня одного триллиона юаней, что составляет от 13% до 16.8% ВНП. Указанные случаи вскрытой коррупции является лишь вершиной айсберга. В действительности проблема коррупции намного более серьезна, чем полагают.
По институциональным нововведениям, по изменению соотношения государственного и негосударственных секторов экономики, по степени вовлеченности хозяйственных объектов в рыночные процессы современная политика реформирования системы собственности в Китае сродни приватизации. Однако в силу того, что часть акционерных предприятий включается в категорию «государственная собственность» и не выходят из сферы государственного контроля, к тому же сама принадлежность акционерной собственности к частной в Китае подвергается сомнению, употребление термина «приватизация» в отношений современных преобразований остается «ненормативным». В силу разнородности понятия «приватизация» ею можно считать смену собственников, безразлично, будут ли новыми собственниками юридические либо физические лица (приватизация), но можно рассматривать и как переход к другим формам общественной собственности (групповым, коллективным), что подходит под определение «разгосударствление». Функцию управления государственным имуществом могут выполнять как государственные, так и негосударственные организации. Во втором случае речь может идти о приватизации управления.
Реформирование государственной собственности в Китае выступает как положительный фактор в развитии экономики, способствует поддержанию высоких темпов экономического роста, но сопровождается целым рядом негативных последствий. При слияниях, поглощениях, банкротствах и реструктуризации предприятий произошли массовые увольнения, и увеличилось число безработных. Многие реформистские операции были проведены без необходимой гласности в обход государственного бюджета. Раздача или дешевая продажа акций работникам предприятия и менеджерам привела к «утечкам» госимущества, неконтролируемому росту доходов управленческой верхушки. Метод целевого (или «политического») банкротства, когда имущество предприятий используется не на покрытие долга, а на поддержку увольняемых рабочих, также ущемлял интересы государства.
В ходе развернувшейся научной дискуссии в пику мнениям зарубежных экспертов, отдававших предпочтение ускорению и полной легитимизации процесса разгосударствления, стали высказываться предложения относительно притормаживания развернувшегося разгосударствления и упорядочения уже проведенных преобразований. После смены в 2002-2003 гг. высшего руководства страны обсуждение этой темы шло уже в контексте концепции построения «гармоничного общества» и сохранения приоритета общественных форм собственности как гарантии социалистического пути развития.
Уже более 10 лет ведется разработка «Закона о государственном имуществе», который признан, в частности, зафиксировать особый характер собственнических функций государства, обеспечить новые правила бюджетно-финансовой системы при отделении налогов от прибыли, гарантировать права инвесторов, установить ступенчатое осуществление собственнических прав и прав управления, сочетающееся со строго прописанными обязанностями. В пакет готовящихся документов по правилам использования государственного имущества должны войти «Закон об управлении государственной собственностью», устанавливающий специфику государственной собственности, ее уровни, принципы использования; «Закон об имущественном праве в отношении государственной собственности» (основные принципы использования государственных активов и контроля над ними), сопутствующие законоположения двух видов:
1) оговаривающие условия приобретения имущественных прав (законы о земле, воде, лесах и т.п.);
2)оговаривающие гарантии в отношении уважения и соблюдения имущественных прав (законы о корпорациях, о ценных бумагах, о статистической отчетности, о договорных отношениях и т. п.).
Можно констатировать, что Китай уже достаточно далеко продвинулся вперед в деле формирования единой государственной организационной структуры, управляющей и контролирующей процесс функционирования государственной собственности. Однако процессы реформирования отношений собственности еще далеки от завершения, решение задачи рационального соотношения государственной и частной форм собственности потребует дополнительных усилий и может растянуться на многие годы. Фактом является то, что развитие экономики ведет не к устранению множественности форм собственности, а к их рациональному сбалансированию как важному моменту становления новых социально-экономических отношений конвергентного типа. До сих пор институциональные преобразования в сфере собственности шли по эволюционному сценарию, который должен сохраниться и в дальнейшем.
Заключение
Торговля и бизнес в Китае имеет давние традиции. Экономическим компонентом китайской социально-экономической стратегии является создание благоприятных условий для эффективного воспроизводства всего консолидированного капитала государства (общественного и частного) при сохранении за государственной собственностью системообразующей функции, а ее политическая составляющая – содействие стабильности общества и его безопасности, обеспечение самостоятельности государства в экономических правоотношениях с иностранными государствами. При трансформации системы собственности государство обязано одновременно организовывать рыночный механизм и налаживать государственное регулирование экономики и эффективное управление государственной собственностью.
В соответствии с доктриной построения «социализма с китайской спецификой» закономерно сохранение постулата о приоритете общественных форм собственности и отношение к государственной собственности как к важному самостоятельному фактору решения общегосударственных проблем. В целевые установки китайской реформы входит государственное владение объектами стратегического назначения, управление государственными активами на акционерных предприятиях, финансирование государственных проектов за счет федерального бюджета и прибыли от государственной собственности.
Несмотря на то, что изменение форм собственности в Китае продвинулось весьма далеко и в конкурентной сфере позиции государства уже значительно потеснены, реформирование в этой области принимает все более сложный характер, порождает массу трудностей и требует новых нетривиальных подходов. Широкое распространение получают смешанные хозяйственные структуры, в которых переплетаются элементы государственной и частной собственности. Достигнуты успехи в работе по созданию системы «современных предприятий» как крупных корпораций, основу которых составляют государственные унитарные и акционерные предприятия. Принцип «единая государственная собственность, ступенчатое управление» вытеснен положением «ступенчатое распределение правомочий инвесторов», что означает переход к новой двухуровневой модели государственного сектора (центр и регионы) как своеобразной альтернативы «нормальной» двухступенчатой собственности. Присущие современной реформе системы собственности черты перманентной трансформации как важнейшей части общих системно-институциональных преобразований дают основание прогнозировать ее продолжение в эволюционном режиме.
Новая стратегия «гармоничного развития» не исключает колебания темпов разгосударствления собственности, смены акцентов. Все больше осознается та мысль, что реструктуризация государственной собственности не является самоцелью, а служит одним из средств повышения эффективности ее использования в интересах развития экономики в целом, обеспечения устойчивых предпосылок развития производства и повышения благосостояния населения.
Литература:
Бергер, Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы/ Я.М. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - №1, 2.
Бергер, Я.М. Социальная поддержка пожилых людей в современном Китае/ Я.М. Бергер //Проблемы Дальнего Востока. – 2002. - №1, 2.
Бергер, Я.М. Социальные процессы в современной китайской деревне/ Я.М. Бергер. - М.: Наука, 1988.
Бокщанин, А.А. Императорский Китай в начале ХV века/ А.А.Бокщанин. - М.,1976.
Бони, Л.Д. Итоги, проблемы, перспективы перехода к рынку китайской деревни/ Л.Д.Бони //Проблемы Дальнего Востока. – 1998. - №1.
Боревская, Н.Е. Частный сектор в китайской системе образования: проблемы и перспективы/ Н.Е.Боревская //Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - №6.
Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли/ Л.С.Васильев. - М., 1989.
Волкова, Л.А. Подряд на землю в китайской деревне: законодательные гарантии и возможности его трансформации/ Л.А. Волкова //Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - №3.
Ганшин, Г.А. Экономическая реформа в КНР и курс на активизацию хозяйственной деятельности в центральных и западных районах страны/ Г.А. Ганшин //Проблемы Дальнего Востока. – 1996. - №6.
Гельбрас, В. КНР: год суровых испытаний/ В.Гельбрас, В. Кузнецова // МЭ и МО. – 2000. - №8.
Гельбрас, В.Г. Китай: «У пчелы спина полосатая, но тигром ее не назовешь»/ В.Г. Гельбрас // Вопросы экономики. – 2003. - №3.
Гельбрас, В.Г. Проблемы сравнения ВВП России и Китая/ В.Г. Гельбрас //Вопросы экономики. -1999. - №8.
Глобализация экономики Китая.- М.: Памятники исторической мысли, 2003.
Гумилев, Л.Н. Древние тюрки/ Л.Н.Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Илларионов, А. Секреты китайского экономического «чуда»/ А. Илларионов // Вопросы экономики – 1998 - №4.
История Востока. – Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 2000.
Каменов, П.Б. Успехи и проблемы конверсии оборонной промышленности КНР/ П.Б. Каменнов //Проблемы Дальнего Востока. – 1999. - №1.
Книга Марко Поло (пер. с старофранцузского). - М., 1955.
Кондрашева, Л.А. Современные оценки экономического потенциала Китая/ К Л.А.ондрашева, А.А. Анисимов //Проблемы Дальнего Востока, 1993, №6.
Кондрашова, Л.И. КНР: реформа и региональная экономическая политика/ Л.И.Кондрашова, Н.В. Корнейчук. - М.: ИМЭПИ РАН, 1998.
Кондрашова, Л.И. Китай: новые подходы к управлению государственным имуществом / Л.И.Кондрашова, Л. Чуаньтун // Проблемы теории и практики управления. - М., 2005. - №1
Котляров, Н.Н. Экономические отношения КНР с США/ Н.Н.Котляров. - М.: Центрполиграф, 2003.
Круглов, А.М. Сельские предприятия Китая на новом этапе развития/ А.М. Круглов // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №4.
Ломанов, А.В. Политические инновации КПК в контексте идейно-теоретических дискуссий в Китае/ А.В.Ломанов, О.Н. Борох //Проблемы Дальнего Востока. – 2004. - №1.
Луньбин, Д. Сравнительное исследование проблем коррупции в Китае и России / Д. Луньбин // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю Кепина. — СП6.: Астерион, 2006.
Минцзы, Л. Восточноазиатская модель развития прямые иностранные инвестиции в Китае/ Л. Минцзы // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю. Кепина. — СП6.: Астерион, 2006.
Мозиас, П.М. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы / П.М. Мозиас //Мировая экономика и международные отношения. – 1994.- №3
Мозиас, П.М. Перспективы инвестиционного сотрудничества с Китаем/ П.М. Мозиас // Финансовый бизнес. – 1997.- №10.
Мозиас, П.М. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме: опыт КНР/ П.М. Мозиас//Проблемы Дальнего Востока.- 1997. - №1, 2.
Мозиас, П.М. Исследования экономических циклов в КНР/ П.М. Мозиас// Проблемы Дальнего Востока. – 1998. - №3.
Мозиас, П.М. Либерализация инвестиционного режима: опыт Китая/ П.М. Мозиас // Проблемы Дальнего Востока. – 1999.- №4.
Мозиас, П.М. Внешние связи и национальное развитие: опыт Тайваня/ П.М. Мозиас // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №5
Мозиас, П.М. Проблемы развития азиатских НИС в зеркале зарубежной экономической науки/ П.М. Мозиас //Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - №1, 2.
Мозиас, П.М. Восточноазиатский вектор безопасности: тайваньская проблема/ П.М. Мозиас // Безопасность Евразии. – 2002. - №4.
Мозиас, П.М. Динамика развития Китая – евразийское измерение/ П.М. Мозиас // Безопасность Евразии.- 2002.- №1
Мозиас, П.М. Иностранные инвестиции в Китае: на пороге нового этапа/ П.М. Мозиас //32-я научная конференция «Общество и государство в Китае». - М.: Восточная литература, 2002.
Мозиас, П.М. Интеграционные процессы в АТР: навстречу вызовам глобализации/ П.М. Мозиас // Восток. – 2002. - №6.
Мозиас, П.М. Эволюция политики «территориальной открытости» в КНР/ П.М. Мозиас // Проблемы Дальнего Востока. – 1993. - №3.
Муромцева, З.А. Развитие городов и оптимизация экономической структуры Китая в XXI веке/ З.А. Муромцева // Проблемы Дальнего Востока. – 2002. - №3.
Нарочницкий, А.Л. Новая история, 1640 – 1870/ А.Л.Нарочницкий, А.П.Аверьянов, А.В. Ефимов и др. - М., 1987.
Новая история Китая. - М., 1972.
Петров, А.В. Социально-экономический аспект трансформации идеологии в России и Китае / А.В. Петров // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю. Кепина. — СП6.: Астерион, 2006.
Потапов, М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия/ М.А. Потапов. - М.: Буква, 1998.
Потапов, М.А. Газовый рынок Китая и перспективы российско-китайского сотрудничества/ М.А. Потапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2002.- №3.
Потапов, М.А. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы/ М.А. Потапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №3.
Потапов, М.А. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России/ М.А. Потапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №6.
Салицкий, А.И. КНР и Гонконг: экономические связи в послевоенный период/ А.И.Салицкий. - М.: ИВ РАН, 1998.
Салицкий, А.И. Китай – новая система в мировом хозяйстве/ А.И.Салицкий //Восток. – 1999.- №1.
Салицкий, А.И. Взаимодействие КНР с мировым хозяйством/ А.И.Салицкий. - М.: ИВ РАН, 2001.
Софьянников, И.М. Реформа системы валютного регулирования в Китае/ И.М. Софьянников //Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - №1.
Свистунова, Н.П. Аграрная политика минского правительства во второй половине ХIV в. / Н.П. Свистунова. - М., 1966.
Семенов, В. Экономика: по китайскому лекалу/ В. Семенов // Москва – 1993. - №8.
Сладковский, М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая/ М. И.Сладковский. - М., 1953.
Социальные изменения в КНР в годы реформ//Проблемы Дальнего Востока. – 2002.- №5.
Хань, У. Жизнеописание Чжу Юаньчжана/ У.Хань. - М., 1980.
Чуаньтун, Л. Ядро вопроса современной теории: права на имущество / Л. Чуаньтун // Экономика и финансы. М., 2006, №6
Чуаньтун, Л. К вопросу об оптимальном соотношении общественных и необщественных форм собственности в КНР / Л. Чуаньтун //Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). Тезисы докладов ХVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). М., 2006, ч.1.
Шаринов, Д.Н. Размещение акций китайских компаний на зарубежных фондовых рынках/ Д.Н. Шаринов //Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - №4.
Шевель, И.Б. Валютное регулирование в КНР/ И.Б. Шевель //Проблемы Дальнего Востока. – 1997. - №6.
Шевель, И.Б. Государственный бюджет КНР на современном этапе/ И.Б. Шевель // Проблемы Дальнего Востока. – 1997. - №4.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. - М., 1989. - С. 18.
История Востока. – Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 2000. – С. 195-201.
История Востока. – Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 2000. – С. 202- 212.
История Востока. – Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 2000. – С. 438-461.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 175.
Новая история Китая. - М., 1972. - С. 25.
Книга Марко Поло (пер. с старофранцузского). - М., 1955.
У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. - М., 1980. - С. 118, 189.
Нарочницкий А.Л., Аверьянов А.П., Ефимов А.В. и др. Новая история, 1640 – 1870, - М., 1987.
Сладковский М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая. - М., 1953. – С.9.
Илларионов А. Секреты китайского экономического «чуда»// Вопросы экономики – 1998 - №4. – С. 14-26.
Семенов В. Экономика: по китайскому лекалу // Москва – 1993,-№8. - С. 143-147.
Кондрашова Л.И., Чуаньтун Л. Китай: новые подходы к управлению осударственным имуществом // Проблемы теории и практики управления. М., 2005, №1; Чуаньтун Л. Ядро вопроса современной теории: права на имущество // Экономика и финансы. М., 2006, №6; Чуаньтун Л. К вопросу об оптимальном соотношении общественных и необщественных форм собственности в КНР //Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). Тезисы докладов ХVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). М., 2006, ч.1.
Петров А.В. Социально-экономический аспект трансформации идеологии в России и Китае // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю. Кепина. — СП6.: Астерион, 2006. — С.62-73.
Кондрашова Л.И., Чуаньтун Л. Китай: новые подходы к управлению осударственным имуществом // Проблемы теории и практики управления. М., 2005, №1; Чуаньтун Л. Ядро вопроса современной теории: права на имущество // Экономика и финансы. М., 2006, №6; Чуаньтун Л. К вопросу об оптимальном соотношении общественных и необщественных форм собственности в КНР. //«Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее)». Тезисы докладов ХVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). М., 2006, ч.1.
Кондрашова Л.И., Чуаньтун Л. Китай: новые подходы к управлению осударственным имуществом // Проблемы теории и практики управления. М., 2005, №1; Чуаньтун Л. Ядро вопроса современной теории: права на имущество // Экономика и финансы. М., 2006, №6; Чуаньтун Л. К вопросу об оптимальном соотношении общественных и необщественных форм собственности в КНР //Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). Тезисы докладов ХVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). М., 2006, ч.1.
Кондрашова Л.И., Чуаньтун Л. Ук. Соч.; Чуаньтун Л. Ук. Соч.; Чуаньтун Л. Ук. Соч.
Кондрашова Л.И., Чуаньтун Л. Ук. Соч.; Чуаньтун Л. Ук. Соч.; Чуаньтун Л. Ук. Соч.
В экономической географии сложилось понятие «восточноазиатская модель развития», которым характеризуют особенности социально-экономического развития стран этого субрегиона. Многие элементы этой модели присутствуют и в других странах:
1. Государственное регулирование экономики.
2. Экспортная ориентация.
3. Широкое привлечение иностранного капитала.
4. Создание крупных национальных монополий.
«Чисто» восточноазиатский инструмент данной модели — широкое использование психологических (в т. ч. поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях на базе философских, религиозных и моральных ценностей. К важнейшим «трудовым качествам» местного населения относятся: исключительное трудолюбие, жесткая дисциплина, удивительная аккуратность, настойчивость и терпение, выраженные в стремлении довести начатое дело до конца, минимальные материальные потребности (у людей доминируют другие жизненные ценности), ярко выраженное чувство коллективизма (в противовес западному индивидуализму). В экономике восточноазиатских стран используются принципы конфуцианской морали: преданность работодателю и строгую систему подчинения и старшинства, понимание своего места. В Японии сложилась своя школа современного менеджмента, отличающаяся высокой эффективностью. Попытки механического переноса японской системы управления в западные страны (с другой социальной средой) не дают такого эффекта, как в восточноазиатских государствах. На социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и переподготовки кадров. Страны Восточной Азии располагают наиболее качественной рабочей силой, которую отличают высокая квалификация, способность постоянно учиться, относительно невысокая стоимость. Благодаря этому высока конкурентоспособность Сингапура, Японии. К странам Восточной Азии относится фраза: «Азия все в большей степени становится континентом, где живут высокообразованные, умеющие хорошо работать люди».
Ли Минцзы. Восточноазиатская модель развития прямые иностранные инвестиции в Китае// Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю. Кепина. — СП6.: Астерион, 2006. — С. 112-116.
Ли Минцзы. Восточноазиатская модель развития прямые иностранные инвестиции в Китае// Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю Кепина. — СП6.: Астерион, 2006. — С. 112-116.
Ли Чуаньтун. К вопросу об оптимальном соотношении общественных и необщественных форм собственности в КНР //Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). Тезисы докладов ХVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). М., 2006, ч.1.
Кондрашова Л.И., Ли Чуаньтун . Китай: новые подходы к управлению осударственным имуществом // Проблемы теории и практики управления. М., 2005, №1
Дай Луньбин. Сравнительное исследование проблем коррупции в Китае и России // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю Кепина. — СП6.: Астерион, 2006. — С. 53-62.
2
1.Бергер, Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы/ Я.М. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - №1, 2.
2.Бергер, Я.М. Социальная поддержка пожилых людей в современном Китае/ Я.М. Бергер //Проблемы Дальнего Востока. – 2002. - №1, 2.
3.Бергер, Я.М. Социальные процессы в современной китайской деревне/ Я.М. Бергер. - М.: Наука, 1988.
4.Бокщанин, А.А. Императорский Китай в начале ХV века/ А.А.Бокщанин. - М.,1976.
5.Бони, Л.Д. Итоги, проблемы, перспективы перехода к рынку китайской деревни/ Л.Д.Бони //Проблемы Дальнего Востока. – 1998. - №1.
6.Боревская, Н.Е. Частный сектор в китайской системе образования: проблемы и перспективы/ Н.Е.Боревская //Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - №6.
7.Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли/ Л.С.Васильев. - М., 1989.
8.Волкова, Л.А. Подряд на землю в китайской деревне: законодательные гарантии и возможности его трансформации/ Л.А. Волкова //Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - №3.
9.Ганшин, Г.А. Экономическая реформа в КНР и курс на активизацию хозяйственной деятельности в центральных и западных районах страны/ Г.А. Ганшин //Проблемы Дальнего Востока. – 1996. - №6.
10.Гельбрас, В. КНР: год суровых испытаний/ В.Гельбрас, В. Кузнецова // МЭ и МО. – 2000. - №8.
11.Гельбрас, В.Г. Китай: «У пчелы спина полосатая, но тигром ее не назовешь»/ В.Г. Гельбрас // Вопросы экономики. – 2003. - №3.
12.Гельбрас, В.Г. Проблемы сравнения ВВП России и Китая/ В.Г. Гельбрас //Вопросы экономики. -1999. - №8.
13.Глобализация экономики Китая.- М.: Памятники исторической мысли, 2003.
14.Гумилев, Л.Н. Древние тюрки/ Л.Н.Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2004.
15. Илларионов, А. Секреты китайского экономического «чуда»/ А. Илларионов // Вопросы экономики – 1998 - №4.
16. История Востока. – Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 2000.
17. Каменов, П.Б. Успехи и проблемы конверсии оборонной промышленности КНР/ П.Б. Каменнов //Проблемы Дальнего Востока. – 1999. - №1.
18.Книга Марко Поло (пер. с старофранцузского). - М., 1955.
19.Кондрашева, Л.А. Современные оценки экономического потенциала Китая/ К Л.А.ондрашева, А.А. Анисимов //Проблемы Дальнего Востока, 1993, №6.
20.Кондрашова, Л.И. КНР: реформа и региональная экономическая политика/ Л.И.Кондрашова, Н.В. Корнейчук. - М.: ИМЭПИ РАН, 1998.
21.Кондрашова, Л.И. Китай: новые подходы к управлению государственным имуществом / Л.И.Кондрашова, Л. Чуаньтун // Проблемы теории и практики управления. - М., 2005. - №1
22.Котляров, Н.Н. Экономические отношения КНР с США/ Н.Н.Котляров. - М.: Центрполиграф, 2003.
23.Круглов, А.М. Сельские предприятия Китая на новом этапе развития/ А.М. Круглов // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №4.
24.Ломанов, А.В. Политические инновации КПК в контексте идейно-теоретических дискуссий в Китае/ А.В.Ломанов, О.Н. Борох //Проблемы Дальнего Востока. – 2004. - №1.
25.Луньбин, Д. Сравнительное исследование проблем коррупции в Китае и России / Д. Луньбин // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю Кепина. — СП6.: Астерион, 2006.
26.Минцзы, Л. Восточноазиатская модель развития прямые иностранные инвестиции в Китае/ Л. Минцзы // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю. Кепина. — СП6.: Астерион, 2006.
27.Мозиас, П.М. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы / П.М. Мозиас //Мировая экономика и международные отношения. – 1994.- №3
28. Мозиас, П.М. Перспективы инвестиционного сотрудничества с Китаем/ П.М. Мозиас // Финансовый бизнес. – 1997.- №10.
29.Мозиас, П.М. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме: опыт КНР/ П.М. Мозиас//Проблемы Дальнего Востока.- 1997. - №1, 2.
30.Мозиас, П.М. Исследования экономических циклов в КНР/ П.М. Мозиас// Проблемы Дальнего Востока. – 1998. - №3.
31.Мозиас, П.М. Либерализация инвестиционного режима: опыт Китая/ П.М. Мозиас // Проблемы Дальнего Востока. – 1999.- №4.
32.Мозиас, П.М. Внешние связи и национальное развитие: опыт Тайваня/ П.М. Мозиас // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №5
33.Мозиас, П.М. Проблемы развития азиатских НИС в зеркале зарубежной экономической науки/ П.М. Мозиас //Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - №1, 2.
34. Мозиас, П.М. Восточноазиатский вектор безопасности: тайваньская проблема/ П.М. Мозиас // Безопасность Евразии. – 2002. - №4.
35.Мозиас, П.М. Динамика развития Китая – евразийское измерение/ П.М. Мозиас // Безопасность Евразии.- 2002.- №1
36.Мозиас, П.М. Иностранные инвестиции в Китае: на пороге нового этапа/ П.М. Мозиас //32-я научная конференция «Общество и государство в Китае». - М.: Восточная литература, 2002.
37.Мозиас, П.М. Интеграционные процессы в АТР: навстречу вызовам глобализации/ П.М. Мозиас // Восток. – 2002. - №6.
38.Мозиас, П.М. Эволюция политики «территориальной открытости» в КНР/ П.М. Мозиас // Проблемы Дальнего Востока. – 1993. - №3.
39.Муромцева, З.А. Развитие городов и оптимизация экономической структуры Китая в XXI веке/ З.А. Муромцева // Проблемы Дальнего Востока. – 2002. - №3.
40.Нарочницкий, А.Л. Новая история, 1640 – 1870/ А.Л.Нарочницкий, А.П.Аверьянов, А.В. Ефимов и др. - М., 1987.
41.Новая история Китая. - М., 1972.
42.Петров, А.В. Социально-экономический аспект трансформации идеологии в России и Китае / А.В. Петров // Модели социального и политического развития России и Китая: сравнительный анализ. Материалы международного семинара. (Сборник статей) Под ред. Н. Г. Скворцова, Ю. Кепина. — СП6.: Астерион, 2006.
43.Потапов, М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия/ М.А. Потапов. - М.: Буква, 1998.
44.Потапов, М.А. Газовый рынок Китая и перспективы российско-китайского сотрудничества/ М.А. Потапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2002.- №3.
45.Потапов, М.А. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы/ М.А. Потапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №3.
46.Потапов, М.А. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России/ М.А. Потапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2000. - №6.
47.Салицкий, А.И. КНР и Гонконг: экономические связи в послевоенный период/ А.И.Салицкий. - М.: ИВ РАН, 1998.
48.Салицкий, А.И. Китай – новая система в мировом хозяйстве/ А.И.Салицкий //Восток. – 1999.- №1.
49.Салицкий, А.И. Взаимодействие КНР с мировым хозяйством/ А.И.Салицкий. - М.: ИВ РАН, 2001.
50.Софьянников, И.М. Реформа системы валютного регулирования в Китае/ И.М. Софьянников //Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - №1.
51.Свистунова, Н.П. Аграрная политика минского правительства во второй половине ХIV в. / Н.П. Свистунова. - М., 1966.
52.Семенов, В. Экономика: по китайскому лекалу/ В. Семенов // Москва – 1993. - №8.
53.Сладковский, М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая/ М. И.Сладковский. - М., 1953.
54. Социальные изменения в КНР в годы реформ//Проблемы Дальнего Востока. – 2002.- №5.
55.Хань, У. Жизнеописание Чжу Юаньчжана/ У.Хань. - М., 1980.
56. Чуаньтун, Л. Ядро вопроса современной теории: права на имущество / Л. Чуаньтун // Экономика и финансы. М., 2006, №6
57. Чуаньтун, Л. К вопросу об оптимальном соотношении общественных и необщественных форм собственности в КНР / Л. Чуаньтун //Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). Тезисы докладов ХVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). М., 2006, ч.1.
58.Шаринов, Д.Н. Размещение акций китайских компаний на зарубежных фондовых рынках/ Д.Н. Шаринов //Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - №4.
59.Шевель, И.Б. Валютное регулирование в КНР/ И.Б. Шевель //Проблемы Дальнего Востока. – 1997. - №6.
60.Шевель, И.Б. Государственный бюджет КНР на современном этапе/ И.Б. Шевель // Проблемы Дальнего Востока. – 1997. - №4.
Вопрос-ответ:
Как развивались отношения бизнеса и власти в Китае до начала XX века?
До начала XX века в Китае существовало традиционное отношение властей к торговле и производству. Власть ведомственного характера контролировала и регулировала бизнес деятельность, определяла правила и нормы. Торговые и производственные организации были частными, но были тесно связаны с государством. Бизнес и промышленность были в основном ориентированы на удовлетворение потребностей самого государства, а не рынка.
Какие переменные происходили в отношениях бизнеса и власти в Китае в период революций?
В период революций, которые происходили в Китае в первой половине XX века, произошли значительные перемены в отношениях бизнеса и власти. Китайские революции привели к свержению империи и установлению республиканской формы правления. Бизнес получил большую свободу и возможность развиваться самостоятельно, независимо от власти. Были проведены реформы, направленные на создание более благоприятной бизнес-среды и стимулирование предпринимательства.
Какие особенности характерны для современных отношений бизнеса и власти в Китае?
В современном Китае отношения бизнеса и власти имеют свои особенности. Они основаны на сохранении традиций, где государство остается важным регулятором экономики, и на развитии собственной модели экономического развития - китайского социализма с особенностями. Власть активно вмешивается в экономические процессы, но при этом открывает двери для иностранных инвестиций и развития частного предпринимательства.
Какие установки и указания были приняты в Китае в отношении бизнеса и власти?
После принятия установочного документа в Китае были опубликованы ряд специальных указаний, среди которых выделяются Временные установки по упорядочению рыночных отношений, Наставления по развитию частного предпринимательства, Нормы о несовместимости предпринимательской и государственной деятельности, и другие. Эти документы регулируют отношения между бизнесом и властью, устанавливают правила и основы взаимодействия.
Какие этапы развития отношений бизнеса и власти существуют в Китае?
В Китае можно выделить несколько этапов развития отношений бизнеса и власти. Первый этап - это традиционное отношение властей к торговле и производству, которое прослеживалось с древности до начала XX века. Второй этап - это период китайских революций, когда бизнес стал оказывать большее влияние на политическую ситуацию в стране. Третий этап - современный Китай, где отношения бизнеса и власти организованы по своей собственной модели.
Какие особенности традиционного отношения властей к торговле и производству в Китае?
Традиционное отношение властей к торговле и производству в Китае характеризовалось высокой степенью контроля государства над бизнесом. Власти принимали специальные указания и установки, которые регулировали деятельность предпринимателей. Бизнесмены должны были следовать строгим правилам и инструкциям, установленным властями.
Какие изменения произошли с приходом китайских революций в отношениях бизнеса и власти?
С приходом китайских революций отношения бизнеса и власти в Китае изменились. Бизнес стал играть более активную роль в политической жизни страны. Предприниматели начали выступать в защиту своих интересов и требовать большей свободы ведения бизнеса. В то же время, государство начало признавать и поддерживать предпринимательскую деятельность как фактор развития экономики.
Какие особенности отношений бизнеса и власти в современном Китае?
В современном Китае отношения бизнеса и власти организованы по своей собственной модели. Государство продолжает играть важную роль в экономике и регулировать деятельность предпринимателей, но при этом старается создать благоприятные условия для развития бизнеса. Взаимодействие между бизнесом и властью является взаимовыгодным и основано на взаимопонимании.
Как исторически развивались отношения бизнеса и власти в Китае?
От древности до начала XX века, в Китае существовала традиционная модель отношений между властью и бизнесом, основанная на иерархии и преданности к государству. Производство и торговля традиционно признавались важными сферами деятельности, но под контролем правительства.