Нравственное воспитание детей с недостатками слуха в процессе преподавания естествознания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 28 28 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.12.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Суть нравственного воспитания.
1.1. Психологический аспект нравственности.
1.2. «Механизмы» нравственного воспитания.
1.3. Нравственное воспитание глухих детей
1.4. Естествознание в школе для глухих.
2. Нравственное воспитание на уроке естествознания.
Особенность процесса экологического воспитания
2.1. Задачи и цели воспитания
2.2. Экологическое воспитание на уроках естествознания
2.3. Нормы экологического поведения
Заключение.
Литература:

Фрагмент для ознакомления

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Цель экологического воспитания может быть достигнута лишь при одновременном решении таких задач, как:
Образовательные задачи, которые включают в себя формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
Воспитательные задачи - формируют мотивы, потребности и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
Развивающие задачи – включают в себя развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я.

Экологическое воспитание на уроках естествознания.

Экологическое образование личности заключается в формировании понимания последствий действия, совершенного по отношению к природе, формируются нормы и правила экологического поведения, которые становятся убеждениями человека, его нравственными критериями.
Именно поэтому на уроках естествознания формируются общие представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Познавая эти связи дети формируют мировоззрение, развивают память, логическое мышление, речь, воображение, а также ответственное отношение к природе.
Та система знаний, которую получают дети с нарушением слуха на уроках "Естествознание" и "Природоведение",позволяет усвоить правила и нормы экологического поведения не только в теории, но и на практике, в непосредственном взаимодействии с природой.
Нравственное, экологическое воспитание детей происходит при соблюдении в обучении определенных условий.
1. Воспитание должно происходить в системе, т.е. с учетом преемственности, усложнения и углубления знаний и навыков от 1 класса и далее.
2. Нравственное воспитание должно происходить не только в теории, но и на практике: озеленение школы, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений и т.д.
При соблюдении этих условий экологическое воспитание станет не абстрактным понятием, а внутренним убеждением каждого ученика.

Нормы экологического поведения.

Нравственное воспитание на уроках естествознания предполагает формирование и закрепление определенных норм поведения и отношения со стороны ребенка по отношению к окружающему миру.
По средствам целенаправленной работы на уроках естесвознания определенные экологические запреты становятся не просто «прихотью» учителя, взрослого, но собственными убеждениями учеников, их естественными привычками.
Далее мы рассмотрим основные правила поведения в природе.
1. Не ломай ветви деpевьев и кустаpников без исключительной надобности.
2. Не повpеждай коpу деpевьев!
3. Не pви в лесу, на лугу цветов, о распросранении которых не знаешь.
4. Из лекаpственных pастений можно собиpать только те, котоpых в вашей местности много. Часть pастений нужно обязательно оставлять в пpиpоде.
5. Съедобные ягоды, оpехи собиpай так,чтобы не повpеждать веточек.
6. Не сбивай гpибов, кроме ядовитых.
7. Не обpывай в лесу паутину и не убивай пауков.
8. Не лови бабочек, шмелей, стpекоз и дpугих насекомых.
9. Не pазоpяй гнезда шмелей.
10. Не pазоpяй муpавейники.
11. Беpеги лягушек, жаб и их головастиков.
12. Не лови диких животных и не уноси их домой.
13. Не подходи близко к гнездам птиц.
14. Не pазоpяй птичьи гнезда.
15. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в паpке весной или в начале лета.
16. Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей.
17. В лесу стаpайся ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву.
18. Не жги траву на лугу.
19. Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоpа.
Это не окончательный список, но он включат основопологающие правила, которыми могут и должны овладеть учащиеся.

Заключение.

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:
1. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
2. Нравственные чувства формируются в результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм.
3. Своеобразие формирования нравственного облика глухих детей связанно с трудностями общения со сверстниками, имеющими нормальное развитие, и взрослыми, что требует применения к ним особого педагогического подхода.
4. Естествознание в школе для глухих – это учебный предмет, в содержании которого раскрываются элементарные знания о живой и неживой природе, о строении и гигиене человеческого тела и путях воздействия человека на природу.
5. Основной целью преподавания естествознания в школе для глухих является формирование у детей доступного их возрасту представления о природе, воспитание любви и уважения к природе, стремление к труду, развитие любознательности и экологического отношения к окружающему миру.
6. Экологическое воспитание – является одной из сторон нравственного воспитания. Формирование нравственных и правовых принципов природопользования, развитие экологической культуры, ответственного отношения к природе и к человеку, в частности, как части природы - вот основная цель экологического воспитания.
7. Нравственное, экологическое воспитание детей происходит при соблюдении в обучении определенных условий.
8. Нравственное воспитание на уроках естествознания предполагает формирование и закрепление определенных норм поведения и отношения со стороны ребенка по отношению к окружающему миру.

Литература:
Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки.-1991, N2, С. 186-190.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение,1979.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 1967, с. 28- 30
Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / Сост. И.А. Михаленкова. - СПб., 2003.
Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. – с. 463
Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.
Психология глухих детей: Сб. / Под ред. И.М.Соловьева и др. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. /Под ред. Т.В. Розановой. –М.: Педагогика,1991.
Саркисова Э.А. , А.Ф.Чередниченко. Нравственно-правовое воспитание школьников. Минск. 1983.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972. - 96 с.
Степанов С. С., Пузанов Б. П., ред., составитель Авт -. Дефектология, Словарь-справочник, Сфера, Творческий центр,2007г.
Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. - 384 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
Цукерман И.В. "Глухота и проблема общения". Учеб.пособие. - Ленинградский восстановительный центр ВОР, 1980.
Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. –М.- 1986.
Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.
Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. –М.- 1986.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972. - 96 с.
Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.

Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.

Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 1967, с. 28- 30

Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.

Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. – с. 463

Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки.-1991, N2, С. 186-190.

Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.










26

1.Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки.-1991, N2, С. 186-190.
2.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение,1979.
3.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
4.Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
5.Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 1967, с. 28- 30
6.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
7.Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / Сост. И.А. Михаленкова. - СПб., 2003.
8.Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. – с. 463
9.Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.
10. Психология глухих детей: Сб. / Под ред. И.М.Соловьева и др. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
11. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. /Под ред. Т.В. Розановой. –М.: Педагогика,1991.
12.Саркисова Э.А. , А.Ф.Чередниченко. Нравственно-правовое воспитание школьников. Минск. 1983.
13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972. - 96 с.
14. Степанов С. С., Пузанов Б. П., ред., составитель Авт -. Дефектология, Словарь-справочник, Сфера, Творческий центр,2007г.
15.Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. - 384 с.
16.Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
17.Цукерман И.В. "Глухота и проблема общения". Учеб.пособие. - Ленинградский восстановительный центр ВОР, 1980.
18.Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. –М.- 1986.
19.Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.

Вопрос-ответ:

Какой смысл вложен в понятие "нравственное воспитание детей с недостатками слуха в процессе преподавания естествознания"?

Нравственное воспитание детей с недостатками слуха в процессе преподавания естествознания означает формирование у них ценностей, моральных норм и правил поведения на основе знаний в области науки. Это важно для развития их личности и интеграции в общество.

Какие психологические аспекты имеют значение при нравственном воспитании детей с недостатками слуха?

При нравственном воспитании детей с недостатками слуха следует учитывать особенности их психологического развития. Например, необходимо использовать специальные методики обучения, обращать внимание на развитие эмпатии и социальных навыков, а также обеспечивать возможность коммуникации и взаимодействия с окружающими.

Какие механизмы используются при нравственном воспитании детей с недостатками слуха в процессе преподавания естествознания?

При нравственном воспитании детей с недостатками слуха в процессе преподавания естествознания применяются различные механизмы. Например, использование наглядных материалов и адаптированных учебных пособий, работа в группах смешанного возраста, проведение дискуссий и коллективной работы, стимулирование самостоятельного поиска и анализа информации.

Как осуществляется нравственное воспитание глухих детей?

Нравственное воспитание глухих детей осуществляется путем создания условий для их развития и интеграции в общество. Это включает в себя обучение навыкам общения, развитие эмоциональной сферы, формирование ценностей и этических норм, стимулирование самодеятельности и саморазвития.

Какую роль играет естествознание в школе для глухих детей?

Естествознание в школе для глухих детей играет важную роль в их нравственном воспитании. Оно помогает расширить их знания о мире, развить научное мышление, формировать умение анализировать и делать выводы. При этом естествознание позволяет учиться наблюдать и уважать природу, развивать экологическое сознание и ответственность перед окружающим миром.

Какая суть нравственного воспитания детей с недостатками слуха через преподавание естествознания?

Суть нравственного воспитания детей с недостатками слуха через преподавание естествознания заключается в том, чтобы помочь им развить понимание этических норм и ценностей, а также формирование моральных принципов и стандартов поведения.

Какие психологические аспекты влияют на нравственность детей с недостатками слуха?

У детей с недостатками слуха могут быть особые психологические особенности, такие как ограниченность коммуникативных навыков или повышенная чувствительность к критике. Эти аспекты могут влиять на их способность понимать и принимать нравственные ценности.

Какие механизмы используются в нравственном воспитании детей с недостатками слуха через преподавание естествознания?

В нравственном воспитании детей с недостатками слуха через преподавание естествознания используются различные механизмы, такие как моделирование положительного поведения, нахваливание и поощрение, объяснение этических принципов и обсуждение нравственных дилемм.