Фрагмент для ознакомления
На вопрос «Имеются ли симптомы ухудшения самочувствия на данное время» 100% детей первой группы ответили отрицательно.
2) Степень активности у детей во второй группе в 90% случаев улучшилась, в 10% имеются незначительные улучшения в активности детей; Качество сна, настроение и направленность у детей во второй группе улучшилось в 90% случаев и 10 отмечены незначительные улучшения. На вопрос «Имеются ли симптомы ухудшения самочувствия на данное время» 100% детей второй группы ответили отрицательно.
3.3. Анализ результатов педагогического наблюдения
Рисунок №3
Полученные при обследовании субъективные и объективные показатели оценивались на основе сопоставления результатов в начале и в конце периода наблюдения.
По результатам наблюдения можно сделать вывод, что в первой группе результаты активности улучшились в 100% случаев, снижение активности не наблюдалось. Улучшение работоспособности наблюдалось в 90% случаев, что позволяет отметить о 10% незначительных результатах по оценке состояния работоспособности.
Во второй группе результаты активности улучшились в 100% случаев, снижение активности не наблюдалось. Улучшение работоспособности наблюдалось в 80% случаев, что позволяет отметить о 20% незначительных результатах по оценке состояния работоспособности.
3.4 Оценка результатов достоверности различий по Стьюденту
Таблица №10
Показатель 1 группа 2 группа t-Стьюдента p М m М m Пульс 81,4 1,454495 81,4 1,454495 0 Частота дыхательных движений 20 0 20 0 0 Сгибание в плечевом суставе 57,5 4,362084 49,5 2,291288 2,623624 p<0,05 Разгибание в плечевом суставе 156 8,326664 175 2,981424 2,34827 p<0,05 Сгибание в локтевом суставе 53,5 3,578485 49 1,943651 1,105036 Разгибание в локтевом суставе 161,5 7,112196 176 4 1,77699 Окружность
плеча 19,7 1,088322 20,2 1,108177 0,28972 Окружность предплечья 19,0 0,920296 19,3 0,913631 0,23134
Оценка результатов достоверности различий по критерию Стьюдента, у детей имеющих травмы верхних конечностей до занятий лечебной физкультурой и после них, были получены данные на уровне статистически достоверных различий (p<0,05) по переменной сгибание в плечевом суставе (2,623624) и переменной разгибание в плечевом суставе (2,34827). Результаты подтверждают различия по данным значения до занятий лечебной физкультурой и после них и, следовательно, эффективность проведения экспериментальной программы.
Выводы
Исследование эффективность занятий лечебной физкультурой при травмах верхних конечностей у детей проводилось на базе детского реабилитационного центра восстановительной медицины. Для участия в исследовании были приглашены 20 детей, из них 5 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 6 – 16 лет. Диагностическое обследование проводилось в пять этапов.
По результатам проведения занятий лечебной физической культурой были сделаны следующие выводы.
1) У детей с травмами верхних конечностей внимание поверхностное, снижена мотивационная деятельность, наблюдается нарушение активности. Дети и подростки быстро утомляются, отвлекаются, что сказывается на качестве выполнения предлагаемых заданий. Они несамостоятельны, легко внушаемы, при возникновении затруднений дети и подростки склонны проявлять пассивность, быстро отказываются от попыток добиться успешного результата, что свидетельствует о слабости волевых процессов.
Дети, участвующие в исследовании, умеют подражать предъявленному образцу, но внимание у них неустойчивое, дети легко и часто отвлекаются. На занятиях лечебной физкультурой активны, легко повторяют упражнения и задания, стараются сделать как можно больше. По окончании занятий долго находятся в хорошем настроении.
По заключению антропометрическому исследованию, заключению из медицинских карт и психолого-педагогического обследования развитие детей первой и второй групп соответствует возрасту.
2) По результатам оценки эффективности влияния программы на состояние детей с травмами верхних конечностей полученные результаты из которых следует, что, в первой группе отмечено 100% улучшение показателей состояния детей с травмами верхних конечностей, однако следует отметить, что 20% случаев восстановление поврежденного сустава наступило не полностью.
Во 2 группе, несмотря на проведенные лечебно-восстановительные мероприятия – у 90% отмечены улучшение показателей, а у 10% пациентов отмечены только незначительные улучшения. Следует отметить, что 80% случаев восстановление поврежденного сустава наступило не полностью.
По результатам субъективного состояния детей с травмами верхних конечностей были получены следующие результаты: 1) Степень активности у детей в первой группе в 90% случаев улучшилась, в 10% имеются незначительные улучшения в активности детей; Качество сна, настроение и направленность у детей первой группы улучшилось в 100% случаев. На вопрос «Имеются ли симптомы ухудшения самочувствия на данное время» 100% детей первой группы ответили отрицательно.
2) Степень активности у детей во второй группе в 90% случаев улучшилась, в 10% имеются незначительные улучшения в активности детей; Качество сна, настроение и направленность у детей во второй группе улучшилось в 90% случаев и 10 отмечены незначительные улучшения. На вопрос «Имеются ли симптомы ухудшения самочувствия на данное время» 100% детей второй группы ответили отрицательно.
3) По результатам наблюдения можно сделать вывод, что в первой группе результаты активности улучшились в 100% случаев, снижение активности не наблюдалось. Улучшение работоспособности наблюдалось в 90% случаев, что позволяет отметить о 10% незначительных результатах по оценке состояния работоспособности.
Во второй группе результаты активности улучшились в 100% случаев, снижение активности не наблюдалось. Улучшение работоспособности наблюдалось в 80% случаев, что позволяет отметить о 20% незначительных результатах по оценке состояния работоспособности.
4) Оценка результатов достоверности различий по критерию Стьюдента, у детей имеющих травмы верхних конечностей до занятий лечебной физкультурой и после них, были получены данные на уровне статистически достоверных различий (p<0,05) по переменной сгибание в плечевом суставе (2,623624) и переменной разгибание в плечевом суставе (2,34827). Результаты подтверждают различия по данным значения до занятий лечебной физкультурой и после них и, следовательно, эффективность проведения экспериментальной программы.
По результатам исследования можно сделать общий вывод о высокой эффективности занятий лечебной физкультурой при травмах верхних конечностей у детей. Следовательно, гипотезу работы о высокой эффективности занятий лечебной физкультурой при травмах верхних конечностей у детей можно считать доказанной.
В заключении необходимо отметить индивидуальный подход в каждом конкретном случае заболевания или травмы. Владея частной методикой лечебной физической культуры, зная методику общих и специальных упражнений, врач, инструктор (методист) или медицинская сестра, приступая к занятиям, должны учитывать происшедшие изменения в состоянии больного, его настроение и т. д. Очень часто объем занятий и примененные упражнения уже не годятся на следующий день. Следовательно, занятия должны быть проведены в другом варианте и в другой дозировке. Поэтому, определяя особенности лечебной физкультуры при том или ином заболевании, обычно дают только принципиальную схему построения занятий и примерные комплексы физических упражнений.
Учитывая закономерность того, что для большинства больных характерно снижение жизненного тонуса. Оно неизбежно в условиях постельного режима из-за уменьшения двигательной активности. При этом резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, тонуса мускулатуры и интенсивности протекания вегетативных процессов. При длительном постельном режиме, особенно в сочетании с иммобилизацией, происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций.
Заболевание (травма) и гиподинамия ведут к существенным изменениям гомеостаза, атрофии мышц, функциональным нарушениям эндокринной и кардиореспираторной систем и т. д. Поэтому применение физических упражнений для профилактики и лечения заболеваний не только патогенетически обосновано, но жизненно необходимо.
Физические упражнения действуют тонизирующее: стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активизации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет преимущественно повышать тонус тех систем и органов, у которых он снижен. Стимуляционное воздействие на организм физических упражнений осуществляется через нейрогуморальные механизмы. При выполнении физических упражнений в тканях усиливается метаболизм.
В лечебной физкультуре очень важно умение правильно дозировать физические упражнения, что осуществляется путем: установления их необходимой продолжительности; выбора правильных исходных положений; установления количества повторений отдельных упражнений и их темпа; выбор амплитуды и ритма движений; правильного чередования Периодов работы и отдыха; регулирования эмоционального фактора; правильного врачебно-педагогического подхода и учета индивидуальных особенностей больного. (Иванов С. М., 2006)
В заключение работы необходимо отметить, что подбор упражнений должен проводиться с учетом индивидуальных особенностей больных детей, состояния каждого из них к моменту проведения занятий, в связи, с чем применение всякого рода стандартных комплексов упражнений следует считать недопустимым. А также еще раз подчеркнуть необходимость положительной мотивации и настроя на активную деятельность и достижения конкретного результатов у пациентов.
Список литературы
Абаев. Ю.К. Справочник хирурга. Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 427 с.
Дубровский В.И.Лечебная физкультура и врачебный контроль. М.: МИА, 2006. – 598 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ, 2004. – 336 с.
Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медицина, 2000. – 402 с.
Нестеренко Ю.А., Ступин В.А. Хирургия. М.: Медицина, 2005. – 592 с.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Наука, 2005. – 221 с.
Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарсева Т.С. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. – 416 с.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов. Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Педагогика, 2004. – 412 с.
Теория и организация адаптивной физической культуры. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физкультуры. Под редакцией Евсеева Ю.И. М.: советский спорт, 2002. – 448 с.
Теория и методика физического воспитания. Т 1. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев, 2004. – 356 с.
Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
Хирургические болезни. Под редакцией Кузина М.И. М.: Медицина, 2004. – 640 с.
Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб.: Ювента, 2004. – 624 с.
Частные методики адаптивной физической культуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
Приложения
Приложение № 1. Протоколы I группа с травмами верхних конечностей (занимающиеся ЛФК)
1) Шаров Алексей (упал на продленке на руку, г. Пушкин, возраст 12 лет).
Диагноз: Состояние после открытой репозиции. Перелом внутреннего апофиза левой плечевой кости со смещением.
Дата заболевания: 9.08.2008 год, поступил в больницу на реабилитацию 10.09.2008 год.
12/08 – открытая репозиция.
14/09 – снятие спиц.
16/09 – состояние удовлетворительное.
Пульс – ритмический. 80 в мин.; ЧДД 20 в мин. Левая рука фиксирована гипсовой лангетой.
2) Захаров Данил (упал на руку с дивана дома, г. Санкт-Петербург, 6 лет).
Диагноз: Консолидирующий перелом правой плечевой кости, через мыщелковый.
Дата заболевания: 11.08.2008 год, поступил в больницу на реабилитацию 12.09.2008 год.
13.09.2008 года – удаление 2-х спиц.
15.09.2008 года – Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмический 106 в мин.; ЧДД 20 в мин. Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
3). Споденейко Данил (упал на левую руку со скейтборда, г. Санкт-Петербург, возраст 9 лет).
Диагноз: Консолидирующий перелом головни мыщелки левой плечевой кости. Контрактура левого локтевого сустава.
Дата заболевания: 5.08.2008 года.
5.09.2008 год – удаление спиц, состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмический 88 в мин. ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
4) Афанасьев Игорь (получил травму в драке, г…….., 17 лет).
Диагноз: Консолидирующий перелом правой плечевой кости.
Дата заболевания: 7.08.2008 год.
9.09.2008 год – поступил на реабилитацию
12.08.2008 год – была сделана репозиция.
9,09,2008 год – состояние удовлетворительное.
5) Артемов Евгений (10 лет, г. Колпино.)
Диагноз: Закрытый перелом головчатого возвышения правой плечевой кости.
Дата заболевания: 6,08,2008 год.
4.09.2008 год – поступил на реабилитацию в больницу.
5.09 – Состояние удовлетворительное
Пульс: ритмичен 80 в мин, ,ЧДД 20 в мин.
6) Шаклатов Павел (г. Павловск, 15 лет, получил травму при нападении с целью отнять мобильный телефон).
Диагноз: Закрытый перелом апофиза левой плечевой кости со смещением. Вывих локтевого сустава.
Дата заболевания: 9.07.2008 год.
8.09.2008 год – попал на реабилитацию в больницу.
9.09.2008 – Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 78 в мин., ,ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
7) Литман Станислав (толкнули в доме упал на руку, г. Колпино, 9 лет).
Диагноз: Закрытие репозиции черезмышлелкового перелома.
Дата заболевания: 30.07.2008 год.
1.09.2008 год – поступил на реабилитацию в больницу.
4.08.2008 год – Закрытие репозиции черезмышлелкового перелома.
1.09.2008 год – Удаление спиц.
2,09,2008 год – самочувствие удовлетворительное.
Пульс: 88 в мин., ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
8) Егоров Сергей (г. Металлострой, 7 лет).
Диагноз: Контрактура левого плечевого сустава после перелома с/3 плечевой кости.
Дата заболевания: 1.08.2008 год
10.09.2008 год – поступил на реабилитацию в больницу.
11.09.2008 год – удаление 2-х гвоздей Бгданова из ………..плечевой кости.
12.09.2008 год – состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичен 98 в мин., ЧДД 20 в мин.
9) Сеченых Андрей (упал с велосипеда, г. Колпино, 16 лет).
Диагноз: Закрытый перелом внутреннего апофиза правой плечевой кости со смещением.
Дата заболевания: 4.08.2008 год
15.09.2008 год – поступил на реабилитацию в больницу.
15.09.2008 год – удаление спиц………………
16.09.2008 год – состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 76 в мин., ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
10) Грачов Саша (упал на вытянутую руку с качели, г. Колпино, 6 лет).
Диагноз: Закрытый перелом через мыщелковый левой плечевой кости.
Дата заболевания 17.08.2008 год
19.09.2008 год – поступил на реабилитацию в больницу.
19.08.2008 год – удаление спиц.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
Приложение №2. Протоколы обследования II группы детей с травмами верхних конечностей (не занимающиеся ЛФК)
1) Игнатьева Екатерина (упала дома на руку, г. Колпино, 9 лет).
Диагноз: Закрытый перелом левой плечевой кости в с/3 со смещением.
Дата заболевания: 05.07.09 – рука фиксирована гипсовой лангетой.
2) Бнисио Евгений (упал на руку во время игры в футбол, г. Колпино, 16 лет).
Диагноз: Закрытый перелом в/3 правой плечевой кости со смещением.
Дата заболевания: 2.08.09.
4.09.08 – объективно: рука зафиксирована на гипсовой лангетой. Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 76 в мин., ЧДД 20 в мин.
3) Волох Василий (упал на вытянутую руку на тренировке по акробатике, г. Колпино, 16 лет).
Диагноз: Закрытый перелом медиального над мыщелка левой плечевой кости.
Дата заболевания: 1.08.08
4.09.08 – объективно: рука зафиксирована гипсовой лангетой. Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 78 в мин., ЧДД 20 в мин.
4) Естафьев Дима (упал на руку с дерева, г. Колпино, 12 лет).
Диагноз: Черезмыщелковый перелом левой плечевой кости без смещения.
Дата заболевания: 3.08.08.
3.09.08 – рука зафиксирована гипсовой лангетой. Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 80 в мин., ЧДД 20 в мин.
5) Смирнова Любовь (сбита велосипедистом, п. Понтонный, 11 лет).
Диагноз: Закрытый перелом диафиза правой плечевой кости средней трети без смещения.
Дата заболевания: 5.08.08.
8.09.08 – объективно: рука зафиксирована гипсовой лангетой. Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 78 в мин., ЧДД 20 в мин.
6) Самович Мария (Упала не руку катаясь на роликовых коньках, п. Никольское, 9 лет).
Диагноз: Закрытый перелом хирургической шейки правой плечевой кости без смещения.
Дата заболевания: 6.08.08
5.09.08 – объективно: Состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 87 в мин., ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
7) Яковлев Алексей (упал со скейтборда на вытянутую руку, г. Колпино, 13 лет).
Диагноз: Черезмыщелковый перелом левой плечевой кости без смещения.
Дата заболевания: 7.08.08.
5.09.08 – объективно: состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 76 в мин., ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
8) Евдокимова Ксения (упала на руку с качелей, г. Колпино, 8 лет).
Диагноз: Закрытый перелом большого бугорка правой плечевой кости без смещения.
Дата заболевания: 1.08.08.
7.09.08 – объективно: состояние удовлетворительное.
Пульс: 86 в мин., ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
9) Егоров Сергей (упал с велосипеды на вытянутую руку, п. Металлострой, 7 лет).
Диагноз: Закрытый перелом левой плечевой кости в с/3 со смещением.
Дата заболевания: 6.08.08.
6.09.08 – объективно: состояние удовлетворительное.
Пульс: ритмичный 87 в мин., ЧДД 20 в мин.
10) Григоренко Настя (упала с забора на правую руку, 13 лет).
Диагноз: Закрытый перелом левого диафиза плечевой кости с/3 без смещения.
Дата заболевания: 8.08.08.
7.09.08 – объективно: состояние удовлетворительное.
Пульс: 80 в мин., ЧДД 20 в мин.
Больная рука фиксирована гипсовой лангетой.
19
1.Абаев. Ю.К. Справочник хирурга. Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 427 с.
2.Дубровский В.И.Лечебная физкультура и врачебный контроль. М.: МИА, 2006. – 598 с.
3.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
4.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ, 2004. – 336 с.
5.Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медицина, 2000. – 402 с.
6.Нестеренко Ю.А., Ступин В.А. Хирургия. М.: Медицина, 2005. – 592 с.
7.Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Наука, 2005. – 221 с.
8.Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарсева Т.С. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. – 416 с.
9.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
10.Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов. Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Педагогика, 2004. – 412 с.
11.Теория и организация адаптивной физической культуры. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физкультуры. Под редакцией Евсеева Ю.И. М.: советский спорт, 2002. – 448 с.
12.Теория и методика физического воспитания. Т 1. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев, 2004. – 356 с.
13.Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
14.Хирургические болезни. Под редакцией Кузина М.И. М.: Медицина, 2004. – 640 с.
15.Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб.: Ювента, 2004. – 624 с.
16.Частные методики адаптивной физической культуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
Вопрос-ответ:
Какие виды травм верхних конечностей у детей существуют?
Среди травм верхних конечностей у детей можно выделить переломы, вывихи, растяжения и различного рода повреждения суставов и связок.
Каковы основные характеристики травм верхних конечностей у детей?
Основные характеристики травм верхних конечностей у детей включают в себя частые повреждения предплечья, плечевого сустава и кисти, а также высокую частоту переломов ключицы и локтевого сустава.
Какие основные принципы лечения переломов верхних конечностей у детей?
Основными принципами лечения переломов верхних конечностей у детей являются достижение и поддержание правильного положения костей, иммобилизация поврежденной конечности и проведение реабилитационных мероприятий для восстановления функциональности.
В чем особенности лечебной физкультуры при переломах верхних конечностей?
Лечебная физкультура при переломах верхних конечностей у детей включает специально разработанные упражнения, направленные на развитие силы, координации и гибкости, а также улучшение кровообращения и восстановление функций поврежденной конечности.
Какова гипотеза работы исследования эффективности занятий лечебной физкультурой при травмах верхних конечностей у детей?
Гипотеза работы исследования заключается в предположении о том, что занятия лечебной физкультурой могут значительно повысить эффективность лечения травм верхних конечностей у детей, способствуя более быстрому восстановлению и улучшению функциональности поврежденной конечности.
Какие основные характеристики травм верхних конечностей у детей?
Травмы верхних конечностей у детей имеют свои особенности. Например, наиболее часто наблюдаются переломы плечевой кости, предплечья и кости запястья. Также дети могут получить повреждения суставов, растяжения и рваные раны в области верхних конечностей. Травмы могут быть вызваны падениями, ударами или другими травматическими воздействиями.
Какие основные принципы лечения переломов верхних конечностей у детей?
Основными принципами лечения переломов верхних конечностей у детей являются правильная репозиция или смещение костей в исходное положение, надежная фиксация поврежденной конечности при помощи гипса или специальных аппаратов, а также проведение реабилитационных мероприятий для восстановления функций конечности. Важно также обеспечить пациенту комфортное состояние и минимизировать риск осложнений.
Какие особенности лечебной физкультуры при переломах верхних конечностей?
Лечебная физкультура при переломах верхних конечностей у детей имеет свои особенности. Прежде всего, она должна быть направлена на восстановление функций поврежденной конечности, развитие силы и гибкости мышц, улучшение кровообращения и общей физической подготовки организма. Методы лечебной физкультуры могут включать упражнения с гимнастическими и спортивными снарядами, особенностями групповых и индивидуальных занятий, а также применение физиотерапевтических процедур.
Что говорит гипотеза работы лечебной физкультуры при переломах верхних конечностей у детей?
Гипотеза работы лечебной физкультуры при переломах верхних конечностей у детей предполагает, что специальные упражнения и физические нагрузки могут способствовать более быстрому восстановлению функций поврежденной конечности. Отдельные исследования указывают на то, что правильно организованная физкультура может ускорить процесс заживления костей, улучшить подвижность суставов, снизить риск осложнений и сократить сроки реабилитации.