Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (1 класс)
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.11.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Психофизическое развитие детей 6—7 лет и их готовность к обучению письму
2. Дисграфия и ее виды
3. Различные подходы к профилактике дисграфии
Заключение
Литература
Второй подход к преодолению дисграфии может осуществляться в русле широкомасштабной коррекционно-развивающей работы школьного логопеда, которая построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой (1984, 1997). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность. Кроме того, организация работы с учетом рекомендаций А.В. Ястребовой позволяет школьному логопеду охватить большое количество учащихся. В рамках данного подхода коррекционно-развивающая работа посвящена, прежде всего, совершенствованию устной речи детей, развитию речемыслительной деятельности и формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности.
Соответствующие мероприятия специалисты начинают реализовывать уже с первоклассниками, составляющими так называемую группу риска, т.е. с детьми, имеющими нарушения или недоразвитие устной речи. Основная задача логопеда в работе с такими детьми — с помощью систематических занятий, учитывающих школьную программу по родному языку (с начала обучения грамоте), совершенствовать устную речь детей, помогать им овладевать письменной речью и, в конечном счете, предупредить появление дисграфии и дислексии.
Развивая все компоненты речевой функциональной системы, совершенствуя у детей навыки произвольных операций с языковыми элементами с учетом материала школьной программы по русскому языку, логопед одновременно решает несколько задач. К этим задачам А.В. Ястребова относит: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дислексии и дисграфии, предупреждение функциональной неграмотности и другие.
Можно выделить и третий подход в коррекции дисграфии у школьников. Наиболее полно он охарактеризован в книге И.Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников» (1995), в которой автор предлагает свою методику диагностики нарушения письма, выделяет возможные направления работы, предлагает виды упражнений по их реализации. Этот подход, как и первый, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции. Однако, в отличие от первого, данный подход к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования какому-либо определенному алгоритму в процессе логопедической работы. Так, среди ведущих И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.
В практике логопедов может встречаться упрощенный вариант симптоматического подхода — когда логопед объединяет школьников (не обязательно с выраженной дисграфией) на основании общности того или иного вида допускаемых на письме ошибок. С этими детьми проводится определенное количество занятий, посвященных преодолению ошибок данного вида. Иногда школьные логопеды работают только по такому принципу. Как правило, это обусловлено трудностями организации работы в школе с большим количеством учащихся начальных классов. Другой причиной может являться и недостаточно профессиональная работа учителей начальных классов по обучению детей грамоте, тогда логопед вынужден восполнять многочисленные недоработки коллег.
Нетрудно заметить, что все охарактеризованные выше подходы к коррекции дисграфии у школьников направлены прежде всего на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности — письма. Это соответствует традиционному в логопедии пониманию детской дисграфии как отражения в письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.
Заключение
Проблеме нарушений письма у детей — дисграфии — посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
— большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
— необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
— многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов).
Особый интерес к изучению дисграфии связан также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков — письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.
Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается традиционным педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы.
Помимо закономерных изменений в развитии детей, опосредованных новыми условиями окружающего их экономического, экологического и социокультурного пространства, специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и психического здоровья. Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения. По данным Ю.В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей.
Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитии детей, значительное увеличение так называемых сочетанных нарушений у различных категорий детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Усложняется и дифференциальная диагностика в отношении пограничных случаев отклонений в развитии (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001). Все это в целом обусловливает необходимость расширения представлений специалистов о детской дисграфии и изучения ее с позиции современных знаний из разных областей науки.
Подобный междисциплинарный подход позволяет рассматривать дисграфию как специфическое проявление задержки или «отклонения» в психическом развитии школьника, так как при дисграфии наблюдается расстройство формирования и функционирования сложно организованного вида психической деятельности — письма (а в дальнейшем — письменной речи). Такой подход расширяет представления о причинах возникновения дисграфии, механизмах нарушения, симптомах (не ограничивая их ошибками в письме), позволяет и более широко подойти к разработке методов профилактики, диагностики и коррекции дисграфии у детей.
Литература
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. Москва—Воронеж, 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
3. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология, 1984, №1.
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997, 2003.
5. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «Детство-пресс», 2004. 208 с.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
8. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
10. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
12. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
13. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Т.2. М., 1997.
14. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
15. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997, 2003.
Там же.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «Детство-пресс», 2004. 208 с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Т.2. М., 1997.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. Москва—Воронеж, 2001.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология, 1984, №1.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997, 2003.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «Детство-пресс», 2004. 208 с.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997, 2003.
Там же.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
Там же.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Т.2. М., 1997.
Там же.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. Москва—Воронеж, 2001.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
Там же.
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология, 1984, №1.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «Детство-пресс», 2004. 208 с.
29
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
3. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология, 1984, №1.
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997, 2003.
5. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «Детство-пресс», 2004. 208 с.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
8. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
10. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
12. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
13. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Т.2. М., 1997.
14. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
15. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Вопрос-ответ:
Каким образом можно профилактировать дисграфию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться через проведение различных занятий и игр, направленных на развитие мелкой моторики руки, улучшение координации движений, а также формирование правильного постановления руки при письме.
Какое значение имеет психофизическое развитие детей 6-7 лет и их готовность к обучению письму?
Психофизическое развитие детей 6-7 лет играет важную роль в их готовности к обучению письму. На этом этапе развития дети активно развивают мелкую моторику рук, координацию движений, учатся сосредотачиваться и следовать инструкциям, что позитивно сказывается на процессе обучения письму.
Какие виды дисграфии существуют?
Существует несколько видов дисграфии, включая моторно-дисграфию, дисграфию артикуляционного типа, а также дисграфию с нарушенной графической ориентацией и координацией движений.
Какими методами можно профилактировать дисграфию у детей?
Профилактика дисграфии у детей может быть реализована через различные подходы. Одним из них является проведение занятий с педагогом-логопедом, направленных на развитие графических навыков и мелкой моторики рук. Также важно предоставлять детям возможность писать и рисовать, поддерживая их интерес к учению и развитию письменных навыков.
Какие подходы к профилактике дисграфии описаны в литературе?
В литературе описаны различные подходы к профилактике дисграфии. Одним из них является индивидуальный подход, основанный на понимании особенностей развития каждого ребенка и подстройке занятий под его потребности. Второй подход предлагает широкомасштабную коррекционно-развивающую работу с логопедом, которая строится в соответствии с методическими рекомендациями и направлена на преодоление дисграфии.
Как можно предотвратить дисграфию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Для предотвращения дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить различные упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, ориентации в пространстве и координации движений. Также важно формировать правильную осанку и соблюдать эргономические требования при работе с письменными принадлежностями.
Какие виды дисграфии существуют?
Существуют различные виды дисграфии, такие как дисграфия моторного типа, когнитивная дисграфия, дисграфия анализаторного типа и др. Каждый вид характеризуется специфическими нарушениями в области письма, например, затруднения с письменным построением букв, слабая графическая выразительность и т.д.
Как проходит профилактика дисграфии в рамках работы школьного логопеда?
Профилактика дисграфии в рамках работы школьного логопеда может осуществляться посредством широкомасштабной коррекционно-развивающей работы. Она включает различные упражнения и игры, направленные на совершенствование письменных навыков и исправление ошибок. Также логопед может использовать методические рекомендации А.В. Ястребовой для проведения работы с детьми с дисграфией.
Какой подход к преодолению дисграфии является вторым?
Второй подход к преодолению дисграфии заключается в реализации широкомасштабной коррекционно-развивающей работы школьного логопеда. Этот подход построен в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой и включает различные упражнения и игры, направленные на исправление нарушений письма и развитие письменных навыков у детей с дисграфией.
Какие литературные источники рекомендуются для работы со школьными логопедами при профилактике дисграфии?
При профилактике дисграфии школьным логопедам рекомендуется использовать методические рекомендации А.В. Ястребовой, опубликованные в 1984 и 1997 годах. Эти рекомендации содержат различные методики и упражнения, помогающие преодолеть дисграфию и развить навыки письма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Как предотвратить дисграфию у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста?
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может быть осуществлена с помощью различных подходов. Важно развивать психофизические навыки у детей 6-7 лет и готовить их к обучению письму. Также полезно применять методики, которые развивают мелкую моторику и координацию движений рук. Важно наблюдать за процессом письма и своевременно обращаться за помощью логопеда, если ребенок испытывает трудности в письменной речи.
Какие виды дисграфии существуют?
Дисграфия - это нарушение письма и написания слов. Существуют различные виды дисграфии, такие как механическая дисграфия (неправильное формирование букв), графическая дисграфия (неправильное расположение букв и слов на листе), пространственная дисграфия (проблемы с ориентацией на странице) и фонемическая дисграфия (неправильное отображение звуков речи в письменной форме). Каждый вид дисграфии требует своего подхода к профилактике и коррекции.