Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 62 62 страницы
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 31.12.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ




Введение
Глава 1. Понятие и функции государственного бюджета и бюджетной системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета государства
1.2. Бюджетная система Российской Федерации
1.3. Сбалансированность бюджета. Дефицит. Профицит
Глава 2. Анализ доходов, расходов и сбалансированности федерального бюджета в 2006 – 2007 годах
2.1. Анализ формирования доходов федерального бюджета
2.2. Анализ расходов и сбалансированности федерального бюджета
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Вообще рост расходов бюджета наблюдался по всем статьям функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (рис.2.3).
Как видно из рисунка 2.3. и таблицы 2.5., самый большой рост величины расходов наблюдается по следующим статьям:
Национальная оборона – рост 46,5% по отношение к 2006 году;
Здравоохранение и спорт – рост 38,4% по отношение к 2006 году;
Образование - рост 37,9% по отношение к 2006 году;
Жилищно-коммунальное хозяйство - рост 36,4% по отношение к 2006 году.
Практически не изменилась величина расходов на социальную политику. Ост составил 5% от 2006 года.

Рис.2.3. Соотношение величины расходов по основным статьям расходов функциональной классификации расходов бюджета РФ в 2006 – 2007 годах
По остальным статьям расходов наблюдался рост в 20 – 30% по отношению к 2006 году.
Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2007 год является существенное увеличение непроцентных расходов. В 2007 году предусмотрено увеличение расходов на 1110,4 млрд. рублей, или на 26,5 %, по сравнению с ожидаемым исполнением в 2006 году. В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с предыдущим отчетным годом увеличатся на 16,9 %, что на 10,9 процентного пункта выше темпов роста ВВП (6 %). В 2007 году наблюдается более значительное превышение темпов прироста непроцентных расходов в реальном выражении над темпами прироста экономики по сравнению с 2003-2006 годами.
В 2007 году наибольший прирост непроцентных расходов (в относительных показателях) по сравнению с 2006 годом предусматривается по разделам «Общегосударственные вопросы» - на 50,9 %, «Национальная экономика» - на 46,1 %.
Более чем на 30 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Образование» и «Здравоохранение и спорт». Более чем на 20 % планируется прирост расходов федерального бюджета по другим разделам, за исключением раздела «Социальная политика», по которому расходы увеличиваются на 2,8 %.
Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, практика неравномерного расходования средств федерального бюджета могут привести в 2007 году к неполному и неэффективному использованию средств федерального бюджета, дальнейшему росту остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета.
В пояснительной записке к законопроекту расходы федерального бюджета на 2007 год впервые представлены в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета. Вместе с тем представленный ведомственный разрез расходов федерального бюджета на 2007 год не содержит отчетных и планируемых индикаторов результативности, разделения расходов на действующие и принимаемые обязательства, данных о реестре расходных обязательств субъектов бюджетного планирования.
Федеральным бюджетом на 2007 год предусматривается увеличение расходов на реализацию приоритетных национальных проектов на 114,9 млрд. рублей, или в 2 раза больше, чем предусмотрено в 2006 году. В 2007 году предусматривается выделение средств на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации, направленных на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации, в сумме 32,3 млрд. рублей.
К особенностям расходной части федерального бюджета на 2007 год по сравнению с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» следует отнести включение новых целевых статей и видов расходов, направленных на финансирование ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап); на строительство и модернизацию территориальных и муниципальных автомобильных дорог и другие. 26 новых видов субсидий и субвенций передается бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрены также новые виды расходов, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Важным приоритетом расходов федерального бюджета на 2007 год является повышение заработной платы работникам, оплачиваемым по единой тарифной сетке (далее - ЕТС), увеличение оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам, индексация должностных окладов судей. Расходы на оплату труда с начислениями по сравнению с соответствующим показателем 2006 года увеличены на 230,9 млрд. рублей, или на 27,2 %.
В 2007 году произошло увеличение расходов на федеральные целевые программы, по сравнению с 2006 годом на 159,1 млрд. рублей, или на 42,4 %, и на Федеральную адресную инвестиционную программу на 177,7 млрд. рублей, или 53,8 %. Наибольшие объемы финансирования ФЦП в 2007 году направлены на решение таких приоритетных задач, как «Развитие инфраструктуры», «Наука, инновации и передовые технологии» и «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды».
Формирование межбюджетных отношений в 2007 году будет происходить в условиях завершения разграничения полномочий между бюджетами различных уровней и начала реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах.
В 2007 году предусматривается значительное увеличение по сравнению с 2006 годом расходов на межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) на 247,9 млрд. рублей, или на 46,8 %, которые составят 777,2 млрд. рублей. На увеличение расходов на межбюджетные трансферты в 2007 году существенное влияние окажет двукратный рост объемов субвенций из Федерального фонда компенсаций.
В 2007 году усилится зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации от финансовой помощи и иных ассигнований из федерального бюджета. Доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составла 17,9 % и увеличится по сравнению с 2006 годом на 1,7 процентного пункта.
Законопроектом предусмотрено направить в качестве дополнительного финансирования неиспользованные по состоянию на 1 января 2007 года остатки средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по 19 главным распорядителям средств федерального бюджета без установления объемов указанных средств.
В целях обеспечения прозрачности федерального бюджета Счетная палата полагает необходимым установить объемы остатков на счетах по учету средств федерального бюджета, предусматриваемых на дополнительное финансирование расходов федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и ведомственной структуры расходов федерального бюджета.
Особенностью долговой политики в 2007 году является уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними.
Вместе с тем объем государственного долга увеличится в 2007 году на 6,3 % по сравнению с ожидаемым исполнением в 2006 году и составит 2596,3 млрд. рублей, или 8,3 % ВВП. В 2007 году впервые объем государственного внутреннего долга превысит государственный внешний долг.
К особенностям расходной части федерального бюджета на 2007 год по сравнению с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» следует отнести включение новых целевых статей и видов расходов, направленных на финансирование ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап), в том числе на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, строительство общежитий для учреждений высшего профессионального образования, профессионального училища и техникума, на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Кроме того, к новым относятся расходы, направляемые на строительство и модернизацию территориальных и муниципальных автомобильных дорог, включая дороги в поселениях, на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью, оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием.
В 2007 году 26 новых видов субсидий и субвенций передается бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрены также новые виды расходов, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Анализ экономической структуры увеличения расходов федерального бюджета на 2007 год в сумме 825,1 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом, представленной в пояснительной записке к закону (69,1 % общего увеличения расходов федерального бюджета), показывает, что основная доля увеличения расходов федерального бюджета на 2007 год приходится на безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам, национальным и международным организациям, правительствам иностранных государств (31,3 %), на оплату труда и начисления на оплату труда (19,3 %) и на приобретение услуг (12,3 %).
Общая сумма безвозмездных и безвозвратных перечислений бюджетам увеличилась на 373,7 млрд. рублей, или на 26 %, при этом перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации увеличилась на 247,9 млрд. рублей, или на 46,8 %, и составляют 66,3 % общего объема увеличения по этой статье, расходы на приобретение услуг - на 147,2 млрд. рублей, или на 23,9 %.
Счетная палата отмечает, что не распределены средства федерального бюджета по статьям экономической структуры расходов (поступление нефинансовых и финансовых активов, выбытие финансовых активов) в сумме 1468,2 млрд. рублей (26,9 % общей суммы расходов). Структура экономической классификации представлена только по укрупненным статьям экономической классификации, что не позволяет провести более детальный анализ.
Приоритетом расходов проекта федерального бюджета на 2007 год стало повышение заработной платы в бюджетной сфере. В соответствии с экономической структурой расходов федерального бюджета на 2007 год расходы на оплату труда с начислениями увеличены по сравнению с соответствующим показателем 2006 года на 230,9 млрд. рублей, или на 27,2 %.
Значительная часть прироста расходов проекта федерального бюджета на 2007 год предусматривалась на увеличение заработной платы работникам, оплачиваемым по ЕТС (с 1 сентября - в 1,15 раза); увеличение оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам (с 1 января - в 1,1 раза, с 1 декабря - в 1,15 раза); индексацию должностных окладов судей (с 1 января - на 7,5 %).
Расходы федерального бюджета в 2007 году, по предварительным данным, составили 5982,2 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,2 п.п. больше расходов в 2006 году.
Расходы на обслуживание долга в 2007 году снизились до 142,1 млрд. руб. по сравнению с 172,8 млрд. руб. 2006 году (0,4% ВВП и 0,6% ВВП соответственно). Исполнение по непроцентным расходам составило 5840 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП выше, чем в 2006 году (4112 млрд. руб., или 15,3% ВВП).
Основной причиной высокого уровня расходов в 2007 году послужили единовременные перечисления средств федерального бюджета в объеме 550 млрд. руб. в уставные капиталы корпораций развития: 240 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 180 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 130 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий». Без учета этих расходов непроцентные расходы составили бы 16% ВВП.







Таблица 2.6. Анализ доходов, расходов и сбалансированности федерального бюджета в 2006 – 2007 годах
Структура расходов федерального бюджета (данные по финансированию), (% ВВП)
  2006  2007  Расходы  16,2  18,6  Процентные расходы 0,6 0,4 Непроцентные расходы 15,6  18,1  Общегосударственные вопросы 1,5  2,1  Национальная оборона  2,5  2,5  Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  2,1  2,0 Национальная экономика 1,3  2,1  Жилищно-коммунальное хозяйство  0,2  0,9  Охрана окружающей среды  0,0  0,0  Образование  0,8  0,9  Культура, кинематография и средства массовой информации  0,2  0,2 Здравоохранение и спорт  0,6 0,8  Социальная политика  0,8 0,7  Межбюджетные трансферты 5,6  5,8
В функциональной классификации расходов наибольший объем непроцентных расходов пришелся на межбюджетные трансферты, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику. В сравнении с 2006 годом значительно повысились расходы на национальную экономику, общегосударственные расходы (без учета процентных расходов), жилищно-коммунальное хозяйство.
Следует также отметить, что объем расходов в 2007 году оказался на 549,2 млрд. руб. меньше, чем предусмотрено в бюджете с учетом внесенных поправок. Часть отклонения обусловлена неиспользованными ассигнованиями Инвестиционного фонда Российской Федерации. Указанные расходы будут производиться в будущих периодах. Другая часть вызвана поздним внесением поправок в закон о федеральном бюджете на 2007 год. Виду этого, отдельные дополнительные расходы даже не были профинансированы в отчетном году и будут осуществляться в текущем году. Необходимые для этого нормы уже внесены в закон о бюджете.
Соотношение кассовых и профинансированных непроцентных расходов в текущем году практически повторило динамику 2006 года и составило 97,6% по сравнению с 98,1% в прошлом году.
При относительно равномерном поквартальном планировании расходов федерального бюджета и проводимой Минфином России политики опережающего финансирования расходов, кассовые расходы в 2006-2007 годах осуществлялись крайне неравномерно. При этом в 2007 году ситуация несколько ухудшилась. В процентном отношении к общему объему кассовых расходов исполнение в первом, втором и третьем кварталах 2007 года составило 15,8%, 20,5% и 21,6% (соответственно, в 2006 году – 19,2%, 24,1% и 23,6%). В результате, в течение года на бюджетных счетах накапливались значительные объемы неиспользованных остатков. В последнем квартале 2007 года темп расходования бюджетных средств значительно вырос и составил 42,1% от годового объема кассовых расходов. Аналогичный показатель в 2006 году составлял 33,1 процента.


Рис.2.4. Исполнение федерального бюджета по кварталам в 2006 – 2007 годах, %
В 2007 году профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина России, определился на уровне 1782,4 млрд. руб., или 5,4% ВВП (в 2006 году 1994,1 млрд. руб., или 7,4% ВВП). Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые перечислялись в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.
Как и в предшествующие годы, в условиях профицитного бюджета и роста объема Стабилизационного фонда, долговая политика была направлена на постепенное снижение внешнего долга и замещение его внутренними заимствованиями. Правительство Российской Федерации продолжило политику досрочного погашения внешнего долга за счет средств Стабфонда, хотя и в менее значительных объемах, чем в предшествующие годы.
Объем Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года достиг 3849,11 млрд. руб. (156,81 млрд. долл., или 11,7% ВВП) и увеличился по сравнению с 2006 годом на 64 процента.
В конце года в Стабфонд поступили доходы от размещения средств в объеме 151,9 млрд. руб. (в 2006 году 23 млрд. руб.), которые представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабфонда в иностранной валюте. С другой стороны, инвестирование в иностранные финансовые активы в условиях укрепления национальной валюты привело к возникновению отрицательной курсовой разницы (-60 млрд. рублей).
В течение года средства Стабфонда использовались для досрочного погашения части внешнего долга Российской Федерации. На эти цели было направлено 34,1 млрд. руб. Также в 2007 году было принято решение об использовании 300 млрд. руб. за счет средств Стабфонда на капитализацию институтов развития.
С 2008 года механизм управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета значительно изменяется. Стабилизационный фонд преобразуется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, нормативная величина которых составит  3069 млрд. руб. и 780,1 млрд. руб. соответственно.
Итак, в результате анализа особенностей формирования доходов и расходов федерального бюджета РФ в 2006 – 2007 годах можно сделать следующие выводы.
Доходы и расходы федерального бюджета в 2007 году выросли по сравнению с 2006 годом на 38%, что говорит о реализации возможностей роста доходной части бюджета государства. Расходы бюджета увеличились на 27,9% по отношению к 2006 году. Самый большой рост величины расходов наблюдается по следующим статьям: Национальная оборона – рост 46,5% по отношение к 2006 году; Здравоохранение и спорт – рост 38,4% по отношение к 2006 году; Образование - рост 37,9% по отношение к 2006 году; Жилищно-коммунальное хозяйство - рост 36,4% по отношение к 2006 году.
Увеличены расходы на реализацию приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», предусмотрены расходы на улучшение демографической ситуации в стране.
В 2007 году предусмотрено повышение заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС, денежного содержания военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, федеральных государственных гражданских служащих; увеличены расходы на реализацию приоритетных национальных проектов.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики, сегодня являются: обеспечение улучшения качества жизни населения, реализация приоритетных национальных проектов, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами, повышение качества бюджетного планирования, последовательное снижение темпов инфляции, снижение общей налоговой нагрузки на экономику, повышение эффективности налогового администрирования.
Профицит федерального бюджета на 2006 год был определён в объёме 776 млрд. рублей, или 3,2 % ВВП, что выше утверждённого в 2005 году параметра – 201,4 млрд. рублей (1 % ВВП), однако существенно ниже ожидаемого в 2005 году уровня – 1473,7 млрд. рублей (7 % ВВП). В 2007 году профицит федерального бюджета предусматривается в объёме 431,1 млрд. рублей (1,5 % ВВП), в 2008 году – 470,1 млрд. рублей (1,5 % ВВП).
Правительством Российской Федерации одобрен проект перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы.








Заключение

В результате проделанной работы были проанализированы особенности федерального бюджета Российской Федерации и его сбалансированность.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
Раскрыта социально-экономическая сущность бюджета государства;
Рассмотрены функции и роль государственного бюджета;
Дана характеристика бюджетной системы Российской Федерации;
Раскрыта сущность сбалансированности бюджета: дано понятие дефицита и профицита;
Проведен анализ формирования доходов федерального бюджета;
Проанализированы расходы и рассмотрены аспекты сбалансированности федерального бюджета;
В первой главе работы были рассмотрены понятия и функции государственного бюджета. Государственный бюджет- это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период. Была рассмотрена бюджетная система Российской Федерации. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
В процессе составления, утверждения исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами - профицит бюджета.
Во второй главе был проведен анализ особенностей формирования расходной и доходной частей федерального бюджета в 2006 – 2007 годах, а также рассмотрены вопросы его сбалансированности. Доходы и расходы федерального бюджета в 2007 году выросли по сравнению с 2006 годом на 38%, что говорит о реализации возможностей роста доходной части бюджета государства. Расходы бюджета увеличились на 27,9% по отношению к 2006 году. Самый большой рост величины расходов наблюдается по следующим статьям: Национальная оборона – рост 46,5% по отношение к 2006 году; Здравоохранение и спорт – рост 38,4% по отношение к 2006 году; Образование - рост 37,9% по отношение к 2006 году; Жилищно-коммунальное хозяйство - рост 36,4% по отношение к 2006 году.
Профицит проекта федерального бюджета на 2007 год предусмотрен в сумме 1501,84 млрд. рублей, что на 268,62 млрд. рублей, или на 15,2 %, ниже ожидаемого исполнения в 2006 году.
Сбалансированность параметров федерального бюджета в 2007 году обеспечивается за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2007 года в размере 136 млрд. рублей, а также за счет совокупного сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 52,9 млрд. рублей. Таким образом, для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2007 году предусматривается использовать превышение привлечения средств над погашением долга в источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Это требует внесения изменений в статью 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Профицит федерального бюджета на 2006 год был определён в объёме 776 млрд. рублей, или 3,2 % ВВП, что выше утверждённого в 2005 году параметра – 201,4 млрд. рублей (1 % ВВП), однако существенно ниже ожидаемого в 2005 году уровня – 1473,7 млрд. рублей (7 % ВВП). В 2007 году профицит федерального бюджета предусматривается в объёме 431,1 млрд. рублей (1,5 % ВВП), в 2008 году – 470,1 млрд. рублей (1,5 % ВВП).
В дальнейшем, при разработке данной темы, возможно, сравнить ситуацию со сбалансированностью бюджета в 2006 – 2008 годах с 90-ми годами. Это даст возможность увидеть динамику развития бюджетной системы в долгосрочном периоде и более объективно посмотреть на современную ситуацию. Кроме того, необходимо будет выявить проблемы бюджетной системы и разработать предложения по совершенствованию различных аспектов функционирования бюджетной системы, влияющих на сбалансированность бюджета.





























Список литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 04.11.2005). – Справочная система Гарант.
Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.12.2005). – Справочная система Гарант.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант.
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 07 декабря 2005 года;
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 8 декабря 2006 года;
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2005). – Справочная система Гарант.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 31.12.2005) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2006). – Справочная система Гарант.
Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. N 703. – Справочная система Гарант.
Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2004.
Белова В.Л. Введение в макроэкономику: федеральный и региональный бюджет // Социально-политический журнал – 2007. - №6.- С. 25 – 38.
Бутаков Д.Д. Реформирование бюджетных систем: опыт Восточной Европы //Финансы. – 2005. - № 9. – С. 54 – 62.
Бюджет в Российской Федерации / Институт финансового менеджмента; А.О. Баранов, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева и др. – Москва: Перспектива – ИНФРА-М, 2002.
Бюджетная система России: Учебник для вузов./Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2004.
Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – Москва: Юрайт, 2004.
Вахрин П.И. Управление бюджетом в РФ // Социально-политический журнал – 2006. - №6.- С. 25 – 38.
Величенков А.А. Черный ящик превратится в аквариум // Российская газета. 2007. 25 янв. Рудовол И.П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета. Автореф. дис. ... к.ю.н. Омск, 2007.
Герасимов Б.И. Бюджетная система РФ. - М.: Юрайт, 2005.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Задорнов М.М. Бюджет жесткий, но реальный // Финансы. - 2004. - N 3 - с.3-8.
Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации // Финансы. - 2006.- N 1 - с.6 – 13.
Замков О.О. Бюджет и бюджетная система РФ// Вестник Московского Университета. - Серия 6: Экономика. - 2005. - № 11. – С. 3 – 22.
Ивантер А. На пол пути к оживлению // Эксперт – 2005. - №46. - с.10-12.
Клименко М.Н. Доходы областного бюджета от использования государственного имущества: Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире: Материалы IX Всероссийского форума молодых ученых и студентов / Отв. за выпуск В.П. Иваницкий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. Ч.2. – 0,2 п.л.
Клименко М.Н. Неналоговые доходы бюджетов от использования государственного имущества: Мат. III Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе». Пенза, 2006. – 0,3 п.л.
Клименко М.Н. Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней: Сборник научных записок кафедры финансов, денежного обращения и кредита № 19. – Екатеринбург, Издательство Урал. гос. экон. ун-та, 2006.– 0,5 п.л.
Клименко М.Н. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов за счет использования государственного имущества: Мат. междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование механизма хозяйствования в современных условиях». Белгород, 2006. – 0,4 п.л.
Клименко М.Н., Казак А.Ю. Укрепление доходов бюджета за счет эффективного использования государственного имущества // Известия УрГЭУ, № 3, 2006. – 0,8 п.л (0,4 п.л.).
Комягин Д.Л. О регистрации договоров поставок для государственных нужд в органах Федерального казначейства // Финансы. 2008.- №9. С. 5 – 14.
Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации. // Финансы, 2006 - № 6. – с. 17 – 29.
Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы, 2005, № 11. – с. 31 – 38.
Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами // Финансы. 2004. - №3. – с. 15 – 31.
Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство: пять лет работы //Финансы – 2004. - №7. – с. 25 – 24.
Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.
Павлова Л. Перспективы бюджетной политики // Экономист – 2007. - №1. – С. 45 – 61.
Павлова Л. Экономическая сущность бюджета государства // Экономист – 2003. - №1. – С. 45 – 61.
Петров Ю.К. Особенности исполнения региональных бюджетов в Российской Федерации // Российский экономический журнал. – 2005 - № 11. – с. 16 – 23.
Родионова В.М. Современная бюджетное устройство//Финансы и кредит. – 2005. - №7. – с. 17 – 29.
Романовский М.В. Основы теории и практики государственных финансов. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2006.
Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне. - М.: Высшая школа, 2004.
Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ. - М.: Инфра-М, 2005.
Смирнов А. Бюджетная система России: проблемы и тенденции // Федерализм. – 2007. - №2. – с. 37 – 44.
Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2007.
Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2005.
Финансы и кредит / Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Александрова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.В. Богачева.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
Финансы: Учебник для ВУЗов./Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Ходорович М. И. Бюджет и бюджетная система: правовые основы и тенденции. – М.:ВЗФЭИ-М, Экономическое образование, 2005.
Чернов С.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. СПб.: университет экономики и финансов, 2006.
















3



2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 04.11.2005). – Справочная система Гарант.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.12.2005). – Справочная система Гарант.
4.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант.
4.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 07 декабря 2005 года;
5.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 8 декабря 2006 года;
5. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федера-ции» от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2005). – Справочная система Гарант.
6.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 31.12.2005) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2006). – Справочная система Гарант.
7.Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. N 703. – Справочная система Гарант.
8.Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2004.
9.Белова В.Л. Введение в макроэкономику: федеральный и региональный бюджет // Социально-политический журнал – 2007. - №6.- С. 25 – 38.
10.Бутаков Д.Д. Реформирование бюджетных систем: опыт Восточной Европы //Финансы. – 2005. - № 9. – С. 54 – 62.
11.Бюджет в Российской Федерации / Институт финансового менеджмента; А.О. Баранов, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева и др. – Москва: Перспектива – ИНФРА-М, 2002.
12.Бюджетная система России: Учебник для вузов./Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
13.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2004.
14.Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – Москва: Юрайт, 2004.
15.Вахрин П.И. Управление бюджетом в РФ // Социально-политический журнал – 2006. - №6.- С. 25 – 38.
16.Величенков А.А. Черный ящик превратится в аквариум // Российская газета. 2007. 25 янв. Рудовол И.П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета. Автореф. дис. ... к.ю.н. Омск, 2007.
17.Герасимов Б.И. Бюджетная система РФ. - М.: Юрайт, 2005.
18.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
19.Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2007.
20.Задорнов М.М. Бюджет жесткий, но реальный // Финансы. - 2004. - N 3 - с.3-8.
21.Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации // Финансы. - 2006.- N 1 - с.6 – 13.
22.Замков О.О. Бюджет и бюджетная система РФ// Вестник Московского Университета. - Серия 6: Экономика. - 2005. - № 11. – С. 3 – 22.
23.Ивантер А. На пол пути к оживлению // Эксперт – 2005. - №46. - с.10-12.
24.Клименко М.Н. Доходы областного бюджета от использования государственного имущества: Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире: Материалы IX Всероссийского форума молодых ученых и студентов / Отв. за выпуск В.П. Иваницкий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. Ч.2. – 0,2 п.л.
25.Клименко М.Н. Неналоговые доходы бюджетов от использования государственного имущества: Мат. III Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе». Пенза, 2006. – 0,3 п.л.
26.Клименко М.Н. Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней: Сборник научных записок кафедры финансов, денежного обращения и кредита № 19. – Екатеринбург, Издательство Урал. гос. экон. ун-та, 2006.– 0,5 п.л.
27.Клименко М.Н. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов за счет использования государственного имущества: Мат. междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование механизма хозяйствования в современных условиях». Белгород, 2006. – 0,4 п.л.
28.Клименко М.Н., Казак А.Ю. Укрепление доходов бюджета за счет эффек-тивного использования государственного имущества // Известия УрГЭУ, № 3, 2006. – 0,8 п.л (0,4 п.л.).
29.Комягин Д.Л. О регистрации договоров поставок для государственных нужд в органах Федерального казначейства // Финансы. 2008.- №9. С. 5 – 14.
30.Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации. // Финансы, 2006 - № 6. – с. 17 – 29.
31.Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образова-ний. // Финансы, 2005, № 11. – с. 31 – 38.
32. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами // Финансы. 2004. - №3. – с. 15 – 31.
33. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство: пять лет работы //Финансы – 2004. - №7. – с. 25 – 24.
34.Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.
35.Павлова Л. Перспективы бюджетной политики // Экономист – 2007. - №1. – С. 45 – 61.
36.Павлова Л. Экономическая сущность бюджета государства // Экономист – 2003. - №1. – С. 45 – 61.
37.Петров Ю.К. Особенности исполнения региональных бюджетов в Российской Федерации // Российский экономический журнал. – 2005 - № 11. – с. 16 – 23.
38.Родионова В.М. Современная бюджетное устройство//Финансы и кредит. – 2005. - №7. – с. 17 – 29.
39.Романовский М.В. Основы теории и практики государственных финан-сов. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2006.
40.Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне. - М.: Высшая школа, 2004.
41.Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ. - М.: Инфра-М, 2005.
42.Смирнов А. Бюджетная система России: проблемы и тенденции // Федерализм. – 2007. - №2. – с. 37 – 44.
43.Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бон-дарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2007.
44.Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2005.
45.Финансы и кредит / Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
46.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Александрова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
47.Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.В. Богачева.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
48.Финансы: Учебник для ВУЗов./Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
49.Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
50.Ходорович М. И. Бюджет и бюджетная система: правовые основы и тен-денции. – М.:ВЗФЭИ-М, Экономическое образование, 2005.
51.Чернов С.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. СПб.: уни-верситет экономики и финансов, 2006.

Вопрос-ответ:

Какое понятие имеет государственный бюджет и его функции?

Государственный бюджет - это основной финансовый инструмент государства, позволяющий планировать и контролировать доходы и расходы. Его функции включают в себя финансирование государственных программ, обеспечение социальной защиты, поддержку экономики и регулирование доходов и расходов.

Какова социально-экономическая сущность бюджета государства?

Социально-экономическая сущность бюджета государства заключается в том, что он является инструментом распределения общественных ресурсов. Благодаря бюджету государство может собирать налоги и другие доходы, а затем выделять эти средства на финансирование различных социальных и экономических программ и проектов.

Что такое бюджетная система Российской Федерации?

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой комплекс учреждений, организаций и правовых норм, которые регулируют формирование, исполнение и контроль бюджетов на различных уровнях - федеральном, региональном и местном. Она обеспечивает взаимосвязь между этих уровней и позволяет эффективно управлять государственными финансами.

Что такое дефицит и профицит бюджета?

Дефицит бюджета - это разница между расходами и доходами государственного бюджета. Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит, который нужно покрывать за счет заемных средств или продажи государственных ценных бумаг. Профицит бюджета, напротив, возникает, когда доходы превышают расходы, и может быть использован для погашения государственного долга или инвестирования в различные проекты.

Как проанализировать доходы и расходы федерального бюджета в 2006-2007 годах?

Для анализа доходов федерального бюджета в указанный период можно изучить структуру доходов (налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы от продажи государственного имущества и т.д.), а также провести сравнение с предыдущими годами для определения тенденций и изменений. Для анализа расходов нужно изучить структуру расходов (социальные программы, оборона, образование и т.д.), а также сравнить с предыдущими годами и определить эффективность расходования средств.

Какая функция имеет государственный бюджет?

Одной из главных функций государственного бюджета является финансовое обеспечение государственных нужд и реализация государственной политики. Бюджет позволяет государству осуществлять распределение ресурсов в соответствии с приоритетами, финансировать социальные программы, инфраструктурные проекты, обеспечивать безопасность и оборону, а также регулировать экономику.

Что такое сбалансированность бюджета?

Сбалансированность бюджета означает, что доходы государственного бюджета должны быть равны его расходам. В идеале, бюджет должен быть сбалансирован, чтобы избежать дефицита или профицита. Дефицит означает, что расходы превышают доходы, что может привести к увеличению государственного долга. Профицит, в свою очередь, означает, что доходы превышают расходы, что может привести к недостатку инвестиций и росту инфляции.

Каким образом формируются доходы федерального бюджета?

Доходы федерального бюджета формируются из различных источников. Основными источниками доходов являются налоги с населения и предприятий, акцизы, пошлины, доходы от продажи государственного имущества и другие внебюджетные поступления. Также значительную часть доходов составляют неналоговые поступления, такие как доходы от использования природных ресурсов и прочие.