Экономика предприятия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономический анализ
  • 44 44 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 12.11.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Методология анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1Определение понятия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономического анализа
1.2Показатели в экономическом анализе
1.3Методы экономического анализа
1.4Проблемы в области экономического анализа
2Исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «СпортСтайл»
2.1Характеристика предприятия
2.2Исследование хозяйственной деятельности
2.3Анализ финансовой устойчивости
2.4 Проблемы, выявленные в результате анализа
3Разработка проекта совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3.1Рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности в целом
3.2Расчет экономической эффективности предлагаемых рекомендаций
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Двух-факторная модель позволятет определенить надежность, степень отдаленности предприятия от банкротства на основе данных коэффициента текущей ликвидности и удельного веса заемных средств в пассивах.
Z= - 0,3877+(-1,0736)*К1+0,579*К2, где:
К1- коэффициент текущей ликвидности;
К2- удельный вес заемных средств в пассивах,
Z-надежность, степень отдаленности от банкротства.
Удельный вес заемных средств составил 0,4.
Таким образом, Z= - 0,3877+(-1,0736)*0,7+0,579*0,4= -0,9084
Поскольку Z<0, вероятность банкротства мала.
Проблемы, выявленные в результате анализа


В 2005 году общая среднегодовая стоимость основных фондов составила 1485938 тыс. руб., что составляет 100%. Из них удельный вес здания в структуре основных фондов составил 40%, что составляет 608140,5 тыс. руб., удельный вес сооружений составил 28%, что составляет 411436,5 тыс. руб., удельный вес машин и оборудований составил 31%, что составляет 458629,5тыс. руб., удельный вес транспортных средств составил 0,57%, что составляет 3994,5 тыс. руб., удельный вес многолетних насаждений составил 0,03%, что составляет 378 тыс. руб., удельный вес многолетних насаждений составил 0,4 %, что составляет 3359 тыс. руб.

Рисунок 4-Структура основных средств ООО «СпортСтайл» за 2007 год.
В 2007 году общая среднегодовая стоимость основных фондов составила 1574709,5 тыс. руб., что составляет 100%. Из них удельный вес здания в структуре основных фондов составил 40%, что составляет 633155,5 тыс. руб., удельный вес сооружений составил 26%, что составляет 415028 тыс. руб., удельный вес машин и оборудований составил 33%, что составляет 518363 тыс. руб., удельный вес транспортных средств составил 0,56%, что составляет 4418 тыс. руб., удельный вес многолетних насаждений составил 0,04%, что составляет 381 тыс. руб., удельный вес многолетних насаждений составил 0,4 %, что составляет 3364 тыс. руб.
В 2007 году темп роста:
по зданиям составил 1, 008, т.е. в 2007 году среднегодовой объем зданий увеличился на 0,8% по сравнению с 2006 годом;
по сооружениям составил 1,006, т.е. в 2007 году среднегодовой объем сооружений увеличился на 0,6% по сравнению с 2006 годом;
по машинам и оборудованиям составил 1,09, т.е. в 2007 году среднегодовой объем машин и оборудований увеличился на 9% по сравнению с 2006 годом;
по транспортным средствам составил 1,07, т.е. в 2007 году среднегодовой объем транспортных средств увеличился на 7% по сравнению с 2006 годом;
по многолетним насаждениям составил 1,004, т.е. в 2007 году среднегодовой объем многолетних насаждений увеличился на 0,4% по сравнению с 2006 годом;
по производственному инвентарю и др. составил 1,0007, т.е. в 2007 году среднегодовой объем производственного инвентаря увеличился на 0,07% по сравнению с 2006 годом.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается различными путями.
На стадии обращения:
Приближение потребителей продукции к ее изготовителям;
Совершенствование системы расчетов;
Увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов;
Тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.
Если говорить об улучшении использования оборотных средств, нельзя не сказать и об экономическом значении экономии оборотных фондов, которая выражается в следующем:
Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды. Оно, прежде всего, дает возможность из данного количества материальных ресурсов выработать больше готовой продукции и выступает поэтому как одна из серьезных предпосылок увеличения масштабов производства.
Стремление к экономии материальных ресурсов побуждает к внедрению новой техники и совершенствованию технологических процессов.
Экономия в потреблении материальных ресурсов способствует улучшению использования производственных мощностей и повышению общественной производительности труда.
Уровень платежеспособности не является идеальным, у предприятия ООО «СпортСтайл» имеются долги с поставщиками, банками или другими юридическими или физическими лицами.




Разработка проекта совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности в целом

В рыночных условиях фирма способна реализовать свою продукцию только при наличии покупателей, которые появятся лишь в том случае, если продукция фирмы действительно пользуется спросом на рынке. Сталелитейный завод может достичь высокой эффективности выпуска стали, однако при отсутствии рыночного спроса на сталь он останется без прибыли. Исходя из этого, любому предприятию прежде всего необходимо правильно оценить реальные потребности рынка. В известной мере это можно осуществить, наблюдая за поведением рыночных цен. Так как большинство товаров, таких, как промышленное оборудование или автомобили, нуждаются в тщательной разработке в зависимости от запросов потребителя, предприятию следует научиться предугадывать рыночный спрос.
Поэтому в первую очередь на предприятии должен быть образован отдел маркетинга. Этот отдел проводит анализ рынка путем изучения покупательского спроса на те или иные товары. После этого исследования предприятие получает более четкое представление о том, что именно ему следует производить.
Вторым шагом на пути удовлетворения покупательского спроса является обеспечение нормального функционирования системы гарантийного или иного обслуживания (для ремонта вышедшего из строя оборудования) и внутреннего технического контроля для сокращения объемов брака.
Появляется необходимость анализа эффективности использования имеющегося оборудования, используемых материалов и средств, применяемых для контроля за качеством продукции.
В качестве третьего шага многим предприятиям необходимо специализироваться на выпуске конкретного вида продукции. В рыночной экономике каждой фирме проще специализироваться на выпуске небольшого ассортимента товаров, а в остальном -довериться рынку, который поможет приобрести необходимые товары у других фирм. Для оценки возможностей предприятия, расчета прогнозных показателей прибыли и рентабельности в зависимости от выбранного ассортимента товаров необходимо изучать и применять опыт развитых стран в области экономического анализа.
Четвертым шагом является совершенствование системы бухгалтерского учета - стратегического оружия предприятия в условиях рынка, С его помощью менеджеры имеют возможность точно определить, какие структуры предприятия приносят прибыть, а какие - не оправдывают ожиданий. Бухгалтерия должна работать в тесном взаимодействии с финансовым отделом, в задачи которого входит контроль над финансовым состоянием предприятия и разработка общей финансовой стратегии.
Пятое необходимое нововведение - это пересмотр структуры управления фирмой и предоставление большей свободы действий подразделениям, В современной крупной компании новые идеи должны внедряться постоянно: в области производства, проектирования, обслуживания клиентов и т.д. Новые идеи нередко возникают на низшем уровне производственной структуры, поступая от рабочих или менеджеров среднего звена, ответственных за конкретную деятельность.
Для успешной деятельности в рыночной экономике огромное значение имеет экономический анализ эффективности новых технологий, предпринимательского риска и производственного роста.
Сверхприбыль получают предприниматели, предлагающие рынку радикальные нововведения, которые обеспечивают удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей новыми способами. Предприниматели, имитирующие, т.е. повторяющие, это нововведения, получают прибыль. Перераспределение ресурсов от предприятий, действующих неэффективно, происходит в конкурентной среде за счет механизмов финансового и денежного рынков.
Продукция компании ООО «СпортСтайл» является конкурентоспособной по ряду причин:
соотношение невысокой цены и высокого качества,
стильный дизайн и современность,
использование высококачественных материалов при создании моделей и т.д.
Для того, чтобы не потерять лидирующие позиции фирме необходимо внедрение инноваций, качественное и постоянное отслеживание конкурентной деятельности, осуществление своей политики работы в соответствии с изменениями рынка.
Среди основных целей фирмы ООО «СпортСтайл» на рынке можно выделить следующие:
добиться лидирующего положения на рынке спортивных товаров;
расширение деятельности, освоение новых регионов;
увеличение прибыли путем привлечения новых клиентов, чего можно добиться проведением рекламных и PR-компаний, а также повышением качества продукции и обслуживания;
недопустимость вытеснения компании с места одной из ведущих.


Расчет экономической эффективности предлагаемых рекомендаций

Для оценки влияния факторов на будущее организации можно использовать матрицу «вероятность усиления фактора – воздействие фактора», представленную на Рисунке 4.


Вероятность

Воздействие Высокая Средняя Низкая Сильное Умеренное Слабое
Высокое значение факторов
Среднее значение факторов
Низкое значение факторов

Рисунок 4- Матрица «вероятность/воздействие»
Значение воздействия факторов на деятельность компании высока (климатические условия, сезон, изменение доходов населения, возраст и т.д.).
Так, для компании ООО «СпортСтайл» характерно высокое значение факторов.
Таблица 13 - Определение взвешенной оценки степени влияния факторов среды на организацию
Факторы среды Вес Оценка Взвешенная оценка А Б В = А х Б Внешние факторы:
Налоговая политика страны

Таможенные тарифы
Сезонность
Эконом. ситуация в стране
Уровень жизни населения
Внутренние факторы:
Конкуренция
Предпочтения потребителей
Цена

0,2



0,2

0, 15

0,35

0,1



0,5
0,2

0,3

9

8

4

10
6


7



10
6

8

2,7

1,6

2

3,5
6


7



5
1,2

2,4 Итого: 1 68 31,4
Для более эффективной работы предприятия в дальнейшем руководству следует принять меры по увеличению прибыли предприятия.
Для достижения этой цели уже к 2008 году предприятию следует провести ряд важных мероприятий. Необходимо использовать имеющиеся резервы для удовлетворения сезонных потребностей покупателей к 2008 году, т. е. увеличить запасы соответствующих товарных групп к концу зимы – началу весны. Такую политику фирма ООО «СпортСтайл» уже начала активно использовать в 2006 году и её результат имел заметный положительный эффект.
Руководству ООО «СпортСтайл» следует провести в магазинах анкетирование покупателей с целью выявления наиболее предпочтительных для них видов и марок спортивных товара.
Существует также такое понятие, как человеческий фактор. Корректное и доброжелательное отношение продавца к покупателю, его активное участие и совет в выборе товара, красочный плакат в магазине «Мы рады видеть Вас вновь» положительно влияет на клиентов магазина.



Заключение


В ходе написания данной работы было выяснено, что процедура анализа выполняется специализированными подразделениями (главная бухгалтерия, финансовый отдел, отдел маркетинга и др.) или отдельными специалистами из состава экономических служб, или аудиторскими фирмами.
Существует несколько возможных интерпретаций выбора сущности аналитических методов анализа. Эти интерпретации определяются прежде всего основными теоретическими традициями в исследовании аналитических методов.
Основные функции, которые выполняет экономический анализ, – это определение резервов на экономическом субъекте для их реализации в дальнейшем и принятии адекватных управленческих решений.
Так, к основным элементам финансово-экономического анализа деятельности предприятия относятся:
план производственно-хозяйственной деятельности;
система отчетности предприятия;
показатели хозяйственной деятельности и факторы, определяющие уровень этих показателей;
методы анализа.
Под методом экономического анализа понимается способ изучения и подхода к производственной деятельности предприятия.
Для изучения деятельности предприятия используются различные экономические показатели. Уровень этих показателей, его изменение, причины изменения являются объектом непосредственного изучения финансово-экономического анализа деятельности предприятия.
Так, цель финансового анализа – оценка финансового состояния предприятия и возможное увеличение эффективности функционирования предприятия с помощью рациональной финансовой политики.
Метод финансового анализа – это система категорий (понятий), инструментария и принципов исследования процессов или явлений. Достижение цели осуществляется с помощью различных методов.
Рыночная экономика очень динамична и для оценки финансовой устойчивости предприятия необходимо:
владеть методикой оценки финансовой структуры предприятия;
иметь соответствующее информационное обеспечение;
иметь квалифицированный персонал.
Оценка финансового состояния предприятия может быть выполнена, укрупнено (экспресс анализ) и детально (углубленный анализ финансового состояния).
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, которые позволяют выявить связи между основными показателями с целью:
определения финансового положения предприятия в настоящий момент времени;
выявление изменений в финансовом состоянии предприятия в динамике;
выявление основных факторов, вызвавших изменение финансового состояния предприятия;
прогноз основных тенденций изменения финансового состояния предприятия.
В финансовом анализе используется три основных типа моделей:
дескриптивные;
нормативные;
предикатные.

Список использованной литературы

Баканов М. И. Курс анализа хозяйственной деятельности или экономический анализ / М. И. Баканов, А. Д Шеремет. – М.: ФиСК. – 2006.- 408 с.
Богданова Л. С. Анализ хозяйственной деятельности: Методические указания к практическим работам / Л. С. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 299 с.
Дротикова Р.З. Банкротство предприятий. СПб.- «Дрозд».-2006.-371 с.
Карагоз И. И. Теория экономического анализа / И. И. Карагоз, В. И. Самборский. – Киев.- 2006.- 359 с.
Каховских В.А. Антикризисное управление на предприятии. Учебник. Кн.2.-М.: 2005.-512 с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва: «Альянс-М».-2006.- 379 с.
Мамет А. С. Современная экономика / А. С. Мамет. – М.: ФиС.- 2005..- 399 с.
Марков С.Д. АХД предприятия. Москва: «Пересвет».-2007.- 379 с.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с.
Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / под ред. М. И. Баканова. – М.: ФиС, 2007.- 419 с.
Управленческий учет: учеб. пособие для вузов / ред. Шеремен А. Д. – М.: ИД “ФБК - ПРЕСС”, 2000. – 510 с.
Шеремет А. Д. Финансы и кредит.– М.: Финансы, 1994. – 3-е переработанное изд.– М.: ФиС.- 2007.- 539 с.

1 Марков С.Д. АХД предприятия. Москва: «Пересвет».-2007.- 379 с., с. 28
2 Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва: «Альянс-М».-2006.- 379 с., с. 65
3 Баканов М. И. Курс анализа хозяйственной деятельности или экономический анализ / М. И. Баканов, А. Д Шеремет. – М.: ФиСК. – 2006.- 408 с., с. 127
4 Богданова Л. С. Анализ хозяйственной деятельности: Методические указания к практическим работам / Л. С. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 299 с., с. 184-185
5 Карагоз И. И. Теория экономического анализа / И. И. Карагоз, В. И. Самборский. – Киев.- 2006.- 359 с., с. 273
6 Мамет А. С. Современная экономика / А. С. Мамет. – М.: ФиС.- 2005..- 399 с., с. 297
7 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с., с. 417-419
8 Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / под ред. М. И. Баканова. – М.: ФиС, 2007.- 419 с., с. 395-399
9 Шеремет А. Д. Финансы и кредит.– М.: Финансы, 1994. – 3-е переработанное изд.– М.: ФиС.- 2007.- 539 с., с. 418-421
10 Управленческий учет: учеб. пособие для вузов / ред. Шеремен А. Д. – М.: ИД “ФБК - ПРЕСС”, 2000. – 510 с., с. 103
11 Каховских В.А. Антикризисное управление на предприятии. Учебник. Кн.2.-М.: 2005.-512 с., с.93
12 Дротикова Р.З. Банкротство предприятий. СПб.- «Дрозд».-2006.-371 с., 206












3










0,56%
0,04% 0,4%
33% 40%






26%

здания 40%

сооружения 26%

машины и

оборудование

33%

многолетние

насаждения

0,04%

транспортные

сооружения

0,56%

произв инвентарь

и др 0,4%

1.Баканов М. И. Курс анализа хозяйственной деятельности или экономический анализ / М. И. Баканов, А. Д Шеремет. – М.: ФиСК. – 2006.- 408 с.
2.Богданова Л. С. Анализ хозяйственной деятельности: Методические указания к практическим работам / Л. С. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 299 с.
3.Дротикова Р.З. Банкротство предприятий. СПб.- «Дрозд».-2006.-371 с.
4.Карагоз И. И. Теория экономического анализа / И. И. Карагоз, В. И. Самборский. – Киев.- 2006.- 359 с.
5.Каховских В.А. Антикризисное управление на предприятии. Учебник. Кн.2.-М.: 2005.-512 с.
6.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва: «Альянс-М».-2006.- 379 с.
7.Мамет А. С. Современная экономика / А. С. Мамет. – М.: ФиС.- 2005..- 399 с.
8.Марков С.Д. АХД предприятия. Москва: «Пересвет».-2007.- 379 с.
9.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с.
10.Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / под ред. М. И. Баканова. – М.: ФиС, 2007.- 419 с.
11.Управленческий учет: учеб. пособие для вузов / ред. Шеремен А. Д. – М.: ИД “ФБК - ПРЕСС”, 2000. – 510 с.
12.Шеремет А. Д. Финансы и кредит.– М.: Финансы, 1994. – 3-е переработанное изд.– М.: ФиС.- 2007.- 539 с.

Вопрос-ответ:

Что такое финансово-хозяйственная деятельность предприятия?

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия включает в себя все процессы, связанные с управлением финансовыми ресурсами, планированием, контролем и анализом финансовых операций компании.

Какие показатели используются в экономическом анализе предприятия?

В экономическом анализе предприятия используются различные показатели, такие как прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость активов и другие, которые позволяют оценить финансовое состояние и эффективность работы предприятия.

Какие методы используются в экономическом анализе предприятия?

В экономическом анализе предприятия используются такие методы, как горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, динамический анализ, управленческий анализ и другие, которые позволяют провести комплексное изучение финансово-хозяйственной деятельности компании.

Какие проблемы могут возникнуть в области экономического анализа?

В области экономического анализа могут возникнуть проблемы с недостаточностью доступных данных, неправильным выбором методов анализа, неправильным интерпретацией результатов, а также с отсутствием согласованности и объективности при проведении анализа.

Как провести исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

Для исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно выбрать конкретную компанию, например ООО "СпортСтайл", и провести анализ ее хозяйственной деятельности, включая оценку финансовой устойчивости, рентабельности, ликвидности, оборачиваемости активов и других показателей, что позволит сделать выводы о состоянии и эффективности работы предприятия.

Что такое финансово-хозяйственная деятельность предприятия?

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия – это совокупность финансовых и хозяйственных операций, которые осуществляются предприятием для достижения своих целей и обеспечения своего функционирования. Она включает в себя планирование, организацию, учет и контроль финансовых ресурсов, а также анализ финансовых результатов предприятия.

Какие показатели используются в экономическом анализе предприятия?

В экономическом анализе предприятия используются различные показатели, такие как прибыль, выручка, затраты, рентабельность, оборачиваемость активов и др. Они помогают оценить финансовое состояние и эффективность работы предприятия, выявить проблемные моменты и разработать стратегию для улучшения показателей.

Какие методы используются в экономическом анализе предприятия?

В экономическом анализе предприятия применяются различные методы, такие как вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, сравнительный анализ, индексный метод и др. Они позволяют провести детальное и всестороннее исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выявить его сильные и слабые стороны.