Особенности этики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 12.11.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности этики Нового времени
2. Скептицизм – начало переориентации этики
3. Рационалистическая этика
4. Сенсуалистическая этика
5. Практическая этика
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Возникающее впоследствии умственное неравенство Гельвеции объяснял различием в воспитании [1, С. 280].
Крайности рационализма и натуралистического сенсуализма в этике пытается снять пантеистический евдемонизм. Он возникает в рамках сенсуализма, является его разновидностью, но при этом сама человеческая чувственность наполняется в этике пантеизма альтруистическим содержанием. Пантеистический евдемонизм связывает моральность человека с божественной сущностью природы и на этой основе пытается обосновать единство индивида и рода, чувств и разума, склонностей и долга.
Пантеистическая теория Антони Эшли Купера Шефтсбери (1671-1713) рассматривает природу как гармонический духовно-вещественный синтез и целостный порядок, а в добродетели видит любовь к порядку, красоту соразмерности. Этика Шефтсбери теснейшим образом переплетена с эстетикой и вместе с последней служит основой его философского мировоззрения
Моральный мир Шефтсбери характеризовал как специфическое продолжение закона великой природы. Постижение и осуществление естественной телеологии, говорит Шефтсбери, дает нам «моральную архитектонику», «внутренний строй» нравственного поведения [3, С. 399]
Этическое мышление французского просветителя Жана Жака Руссо (1712-1778) является кульминационным пунктом в истории этики сенсуализма. Путем анализа исторических корней морали Ж. Ж. Руссо раскрыл диалектический характер истории общества, единство прогресса и несчастья, углубление противоположности между деспотизмом и всеобщим бесправием. Диалектически углубленное понимание истории связано у Руссо с усилением критического характера сенсуалистской этики. Его сенсуализм становится требованием вывести общество из состояния всеобщей испорченности [1, С. 300].
5. Практическая этика
Следующий крупный этап буржуазной философии, связанный с именами И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Л. А. Фейербаха, явился кульминацией классической буржуазной этики и одновременно выходом за ее пределы. Он стал философской подготовительной работой, необходимой для выработки историко-материалистического понимания человека и морали.
Этика немецкой классической философии является кульминацией развития европейского рационализма. От изучения внешнего мира – сверхъестественного (Бог) и естественного (Природа) – разум перешел к анализу собственной внутренней структуры, занявшись этико-философской рефлексией. Впервые были сделаны попытки обосновать автономное существование морали как самодостаточного принципа, не зависящего от социальной среды и жизненного опыта личности.
И. Кант (1724-1804) разделил все структуры сознания на два типа:
1) Изначально, доопытно (априори) данные человеку способности познания; к ним относится и всеобщий нравственный закон – категорический императив.
2) Полученное на протяжении жизни из опыта (апостериори) знание, в том числе гипотетический императив, обусловленный воспитанием, исторической эпохой, окружающей человека реальностью.
Исходя из того, что моральный закон обладает абсолютной необходимостью, Кант приходит к выводу, что он выступает как долг и совпадает со всеобщей формой законодательства. При этом свобода человеческих поступков не отменяет их необходимости, они существуют в разных, не пересекающихся плоскостях. Нравственность дана человеку постольку, поскольку он является разумным существом и принадлежит миру свободы.
Г.Ф.В. Гегель (1770-1831) связывает мораль со структурами сознания.
Моральность и нравственность у Гегеля не тождественны: мораль – это область духовных ценностей, нравственность – соответствующие им социальные отношения. Гегель обосновывает мораль как объективное состояние и как субъективный принцип долженствования, утверждающий лицо в качестве субъекта. Отсюда моральная воля – «для себя сущая свобода».
Нравственность же есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода, не переставая быть субъективным принципом моральности, возвышается до действительного – объективного состояния. Если категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть», то категории нравственности – «семья», «гражданское общество», «государство», то есть область гражданской этики.
Этика Л. Фейербаха (1804-1872) превращает, по его собственным словам, «человека... в единственный, универсальный и высший предмет философии», делая его воплощением единства материального и духовного вне конкретно-исторических условий его существования. Антропологизм Фейербаха проявился в созданной им «новой религии любви», главным принципом которой он провозгласил веру не в Бога, а в Человека как Бога для человека. В основе этой религии лежит взаимная любовь, требующая разумного самоограничения, бескорыстия, справедливого «распределения» счастья между людьми, когда стремление к счастью одного человека согласовывается с таким же стремлением другого.
Этика Фейербаха, особенно по сравнению с авторитаризмом этики Гегеля, безусловно, носит гуманистический характер [2, С. 148].








Заключение
Таким образом, этика Нового времени обнаруживает поразительную преданность гносеологии, нацеленной в свою очередь на дискредитацию и полное изгнание из человеческой жизни всех других авторитетов, кроме авторитета разума.
Суди согласно разуму, учит Монтень. Не смеяться, не плакать, не ненавидеть, а понимать, провозглашает Спиноза и называет добродетель жизнью по одному только руководству разума, а блаженство видит в том, чтобы созерцать действительность под знаком вечности и необходимости. Кант, желая придать безусловную убеждающую силу своему нравственному закону, пытается доказать, что это не просто человеческий закон, а закон всеобщий, необходимый, закон всех разумных существ. Наконец, Гегель, окончательно закрепляя диктатуру необходимости, логического знания, провозглашает свой знаменитый тезис о разумности всего действительного.
Почему философы видели назначение морали в том, чтобы санкционировать необходимость, учить людей безоговорочно следовать всем требованиям и предписаниям разума, почему этика в своей превалирующей тенденции не придавала серьезного значения тому, что трудно упорядочить, систематизировать, но играет столь важную роль в жизни человека, - любви, восторгу, надежде, радости, отчаянию, своеволию, капризу и т. д.?
Трудно однозначно ответить на этот вопрос и однозначно оценить эту позицию. Знания опосредствуют труд как специфичный способ человеческого существования. В этом смысле этика, которая критерий различия добра и зла сближала и даже сводила к критерию различия между знанием и заблуждением, которая объявляла священными границы действия, намечаемые познающим разумом, такая этика помогала науке, знанию выполнять свою важную роль в деле господства общества над природой.



Список литературы
Блинников Л.В. Великие философы. – М.: Логос, 1998. – 432 с.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 472 с.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики – М.: Мысль, 1987. – 589 с.
Дружинина В.Д. Демина Л.А. Этика: курс лекций. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.
Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – 271 с.
Этика: Учебник / Под общей редакцией Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.




































7

1.Блинников Л.В. Великие философы. – М.: Логос, 1998. – 432 с.
2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 472 с.
3.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики – М.: Мысль, 1987. – 589 с.
4.Дружинина В.Д. Демина Л.А. Этика: курс лекций. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.
5.Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
6.Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – 271 с.
7.Этика: Учебник / Под общей редакцией Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.

Вопрос-ответ:

Чем отличается этика Нового времени от этики других эпох?

Этика Нового времени отличается от этики других эпох тем, что она ставит в центр внимания рациональное мышление и принципы разума. Вместо религиозных и метафизических объяснений, этика Нового времени стремится к логике, аргументации и научному подходу.

Что такое скептицизм в этике?

Скептицизм в этике - это философская позиция, которая отрицает возможность достоверного познания истины и объективных норм морали. Скептики считают, что все знания относительны и субъективны, и поэтому необходимо сомневаться в любых утверждениях и ценностях.

Какие основные принципы рационалистической этики?

Основные принципы рационалистической этики включают веру в разум и его способность открывать истину и нравственные ценности, признание универсальности и объективности моральных норм, стремление к осуществлению рациональных действий и принятие этических решений на основе логического анализа и рациональных аргументов.

Что такое сенсуалистическая этика и как она отличается от рационализма?

Сенсуалистическая этика основывается на представлении о том, что все познание основано на ощущениях и чувствах. Она отличается от рационализма тем, что вместо умозрительного рассуждения и анализа, сенсуалисты признают опыт и субъективное восприятие как источник этических знаний и ценностей.

Что такое практическая этика?

Практическая этика - это область этики, которая занимается исследованием этических принципов и норм, применяемых в повседневной жизни и практике. Она рассматривает вопросы о выборе правильного поведения, нравственных обязательствах и гражданской ответственности.

Какие особенности этики Нового времени?

Особенности этики Нового времени включают рост интереса к рациональному мышлению, акцент на индивидуальных правах и свободах, снижение влияния церкви на моральные нормы.

Что представляет собой скептицизм в этике?

Скептицизм в этике представляет собой начало переориентации от установления абсолютных норм и ценностей к относительности и субъективности моральных принципов.

Какая этика связана с рационализмом?

Рационалистическая этика связана с утверждением, что разум является источником моральных норм и ценностей, а вера и чувства играют второстепенную роль.

Какую этику представляет сенсуализм?

Сенсуализм представляет собой этику, основанную на удовлетворении чувственных потребностей и наслаждениях. Он акцентирует важность чувств и эмоций в определении нравственности.