Условия политической стабильности и методы её обеспечения
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Политическая стабильность. Понятие и определение
1.1 Факторы влияющие на политическую стабильность
1.2 Виды и типы политической стабильности
1.3 Условия политической стабильности
1.4 Методы обеспечения политической стабильности
2. Сохранение политической стабильности в России на современном этапе
2.1 Социально-политическая безопасность
2.2 Нравственность
2.3 Конституционализм
2.4 Правовой менталитет
Заключение
Литература
Напомним основные шаги федерального законодателя по трансформации политической системы России, реализованные без внесения поправок в Конституцию:
- первое - изменение порядка формирования Совета Федерации посредством удаления из него руководителей регионов и замены их представителями, которые после перехода к назначению губернаторов в реальности никого не представляют;
- второе - учреждение федеральных округов и института полномочных представителей Президента в федеральных округах; в Конституции государства, несмотря на то, что федеральные округа все больше становятся своего рода макросубъектами Федерации, обладающими огромными правами, но не несущими особых обязанностей и ответственности, о них по-прежнему нет ни слова;
- третье - внедрение новой схемы разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами; она не только не сняла существующих проблем (в первую очередь - нефинансируемого федерального мандата, бюджетной необеспеченности регионов и отсутствия гарантий получения гражданами полагающихся им по закону социальных благ), но и создала новые;
- четвертое - реформа местного самоуправления, которая оказалась настолько непроработанной; в ряде субъектов федерации прямые выборы глав муниципальных образований заменены на назначение конкурсными комиссиями; де-факто начался процесс интеграции муниципальных образований в вертикаль исполнительной власти страны;
- пятое - законодательное ограничение права граждан на проведение референдумов в период федеральных избирательных кампаний; существенное ограничение права граждан на проведение митингов и публичных собраний;
- шестое - отмена прямых выборов руководителей регионов;
- седьмое - фактическое ограничение участия граждан в политической деятельности; искусственное сокращение количества партий, которые могут выступать в качестве реальных политических сил, в результате чего в государстве установилась так называемая «полуторапартийная» система;
- восьмое - произвольное изменение правового статуса автономных округов;
- девятое - фактическое лишение субъектов Российской Федерации полномочий в природоресурсной сфере, относящейся согласно Конституции страны к совместному ведению, и многое другое.
Примечательно, что перечисленных схем сама Конституция не содержит. Если проанализировать указанные действия с точки зрения их целеполагания, то они очень просто встраиваются в тенденцию сокращения прав граждан России избирать и быть избранными в органы публичной власти, а также выражать свою позицию через демократические институции.
Главной мишенью осуществляемых преобразований является ст. 3 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Именно народ, вопреки Конституции страны, старательно выводится за рамки политической системы через практику умаления прямого волеизъявления граждан посредством выборов и референдумов.
Тезис о том, что данный процесс может привести к росту политической стабильности, справедлив лишь в краткосрочной перспективе. Опыт соседних государств свидетельствует, что назначаемость губернаторов отнюдь не предотвращает «оранжевых революций», а напротив - способствует выходу политических страстей на улицы, поскольку население лишено права выражать свою волю в рамках закона через демократические институты. В сложившейся системе кризис неизбежен и является лишь вопросом времени.
Кризис конституционализма закономерно обернулся кризисом научной отрасли, призванной «обслуживать интересы» данной сферы права. Источник проблем, на наш взгляд, находится глубже, чем даже проблема несовершенства предмета исследовании конституционного права. Согласно ст. 1 Конституции, наша страна - это федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И, несмотря на все сложности, на практике федеративные отношения постепенно складываются. Определяющее воздействие на эти процессы оказывают федеральное и региональное законодательство, традиции и обычаи народов, населяющих нашу страну, чиновничий менталитет, климатические, экономические и множество других факторов.
Однако нужно отметить, что в Конституции России, как, впрочем, и в законах, ничего не сказано о качестве федеративных отношений, как ничего не сказано и о сущности правового государства, и о многих других «базовых» понятиях, которыми активно оперирует действующее законодательство. Они, по сути, приняты на веру, как «не подлежащие сомнению истины». По их поводу можно размышлять как бы post factum.
2.4 Правовой менталитет
Желаемые результаты реформы публичной власти не могут быть получены без выстраивания эффективного механизма взаимодействия государства, его органов и должностных лиц с гражданами. А для этого недостаточно стремления к сотрудничеству только одной стороны - субъектов публичной власти. Необходим достаточно широкий слой граждан, обладающих современным, активно-демократическим правовым (политико-правовым) менталитетом.
Повысить эффективность государственности невозможно без активно функционирующего гражданского общества. Его формирование выступает как стратегическое направление правовой трансформации российской государственности. Важнейшим же фактором построения и функционирования гражданского общества является сам человек как активный правовой субъект, то есть автономная и ответственная личность. Именно личность, осуществляющая свое право на самореализацию, выступает основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства.
России необходима такая система государственной власти, которая, не поступаясь принципами демократизма, продолжая строить, совершенствовать, развивать демократический политический режим, повышала бы в то же время степень способности эффективно контролировать ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым российскую государственность.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Одна из постоянных, наиболее существенных проблем функционирования политической системы — обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций.
2. Стабильность, устойчивость политической системы — это такое состояние, когда происходящие изменения не влияют на образцы изменений (они остаются прежними), когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм. Неправомочные действия погашаются правомочными. Состояние, когда возникающие потребности и интересы социальных субъектов артикулируются системой, и каналы артикуляции сами адаптируются к новым потребностям.
3. Стабильность обеспечивается совокупностью факторов: институтов, связей, отношений, ценностей, норм и т. д., способствующих созданию наиболее благоприятных условий для функционирования политической системы и ее выживаемости. В числе постоянно действующих факторов стабильности: экономические, работающие на поддержание достаточного уровня благосостояния народа; социальные оптимальное равновесие социальных интересов; идеологические и социально-психологические, ориентирующие поведение членов общества на ценности и нормы существующей системы.
4. Политическая стабильность — устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов различных социальных групп, на оптимальном соотношении преемственности и модификации, обусловленной внутренними и внешними стимулами.
5. Сохранение политической стабильности в России на современном этапе – важный этап российской государственности, призванный обеспечивать систему политической безопасности.
6. Система политической безопасности - это механизм по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства.
Литература
Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 170.
Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008.
Востриков И.В. Институционально-правовая трансформация российской государственности в переходный период: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 20 - 23.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. N 10. С. 3-5.
Политология: Курс лекций / Сост. Л. Онищенко.- М.: ЭКСМО, 2008.
Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.
Пугачев В.П., А.И. Соловьев. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /. – М.: Аспект Пресс, 2007.
Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции // Право и политика. 2007. №8. – С. 11-13.
Добрынин Н.М. Конституционно-правовая наука и Российский конституционализм : В поисках выхода // Право и политика. 2007. №6. – С. 3-4.
Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2007. №7. – С. 3-4.
Тасаков С.В. Охрана общественной нравственности – задача уголовного закона // Российская юстиция. 2008. №10. С. 16-19.
Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008. – с. 149
Добрынин Н.М. Конституционно-правовая наука и Российский конституционализм : В поисках выхода // Право и политика. 2007. №6. – С. 3-4.
Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции // Право и политика. 2007. №8. – С. 12.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 170.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.
Востриков И.В. Институционально-правовая трансформация российской государственности в переходный период: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 20 - 23.
24
1.Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 170.
2.Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008.
3.Востриков И.В. Институционально-правовая трансформация российской государственности в переходный период: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 20 - 23.
4.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5.Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. N 10. С. 3-5.
6.Политология: Курс лекций / Сост. Л. Онищенко.- М.: ЭКСМО, 2008.
7.Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
8.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.
9.Пугачев В.П., А.И. Соловьев. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /. – М.: Аспект Пресс, 2007.
10.Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции // Право и политика. 2007. №8. – С. 11-13.
11.Добрынин Н.М. Конституционно-правовая наука и Российский конституционализм : В поисках выхода // Право и политика. 2007. №6. – С. 3-4.
12.Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2007. №7. – С. 3-4.
13.Тасаков С.В. Охрана общественной нравственности – задача уголовного закона // Российская юстиция. 2008. №10. С. 16-19.
Вопрос-ответ:
Что такое политическая стабильность?
Политическая стабильность - это состояние, когда политическая система функционирует без серьезных конфликтов и изменений на длительном промежутке времени.
Какие факторы могут влиять на политическую стабильность?
На политическую стабильность могут влиять различные факторы, такие как экономическая процветание, социальная справедливость, эффективность государственного управления, наличие политического согласия и доверия к власти.
Какие виды политической стабильности существуют?
Существует несколько видов политической стабильности, включая институциональную (связанную с работой политических институтов), социальную (связанную с состоянием общества и его социальной структурой) и экономическую (связанную с состоянием экономики и социальной неравенством).
Какие условия необходимы для политической стабильности?
Для политической стабильности необходимы такие условия, как правовая государственность, демократические процессы, защита прав и свобод граждан, эффективное государственное управление и наличие механизмов мирного разрешения конфликтов.
Какими методами можно обеспечить политическую стабильность?
Для обеспечения политической стабильности используются различные методы, такие как проведение социально-экономических реформ, укрепление правового порядка, развитие демократических институтов, вовлечение граждан в процесс принятия решений и предотвращение массовых нарушений прав граждан.
В чем заключается понятие политической стабильности?
Политическая стабильность означает состояние, когда политическая система функционирует без значительных потрясений и изменений в течение длительного периода времени. Это означает отсутствие политических конфликтов, социальных протестов и других факторов, которые могут нарушить нормальное функционирование политической системы.
Какие факторы могут влиять на политическую стабильность?
На политическую стабильность могут влиять различные факторы, такие как экономическое развитие, уровень социальной справедливости, наличие устойчивых институтов государственной власти, политическая культура населения, национальная безопасность и другие. Также важным фактором является лидерство политических элит и их способность удерживать власть и обеспечивать эффективное управление страной.
Какие виды и типы политической стабильности существуют?
Существует несколько видов и типов политической стабильности. Виды политической стабильности могут быть внутренними и внешними. Внутренняя стабильность означает отсутствие внутренних конфликтов и потрясений в политической системе, а внешняя стабильность - отсутствие угроз со стороны других государств или международных организаций. Также политическая стабильность может быть временной или долгосрочной в зависимости от продолжительности периода без заметных изменений или конфликтов в политической системе.
Какие условия необходимы для обеспечения политической стабильности?
Для обеспечения политической стабильности необходимо выполнение ряда условий. Важными условиями являются наличие сильного и устойчивого государственного аппарата, эффективная система правосудия, регулярные и законные выборы, защита прав и свобод граждан, наличие механизмов мирного разрешения конфликтов, социальная справедливость и равенство возможностей для всех слоев населения.
Что такое политическая стабильность?
Политическая стабильность - это состояние, при котором политическая система функционирует без серьезных нарушений, обеспечивая безопасность, устойчивость и развитие общества.