Развитие предпринимательства в России и за рубежом
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 08.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖЕМ
1.1 История развития предпринимательства в России
1.2 История развития предпринимательства за рубежом
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий
2.1.1 Вступление в ВТО и открывающиеся для России перспективы
2.1.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в промышленности
2.1.3 Состояние малого бизнеса в промышленности
2.1.4 Пути решения проблем малого и среднего бизнеса в промышленности и перспективы развития
2.2 Анализ динамики малого предпринимательства в России в 1999-2006гг.
2.3 Численность занятых на малых предприятиях
2.4 Количество зарегистрированных малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2 Анализ динамики малого предпринимательства в России в 1999-2006гг.
Динамика двух основных показателей развития малого предпринимательства после финансового кризиса 1998 года наглядно представлена на нижеследующих графиках (рисунок 1, рисунок 2). Далее приводится поочередное описание динамики каждого показателя.
Рисунок 1. Динамика количества малых предприятий
Визуальный анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1999 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода:
Период спада (1999 – 2001 гг.),
Период подъема (2002 – 2006 гг.).
Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При этом в 2003 году количество малых предприятий почти не изменилось по сравнению с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного роста малых предприятий в период подъема.
Эконометрический анализ динамики позволяет получить достаточно точные количественные оценки и, в частности, обосновать указанное выделение двух периодов в развитии малого предпринимательства.
По отношению к количеству малых предприятий в ходе анализа было построено 3 линейных регрессионных уравнения: общее уравнение, объясняющее динамику за весь период с 1999 по 2006 годы (с использованием фиктивной переменной, характеризующей смену тенденции спада на подъем), и по одному уравнению для каждого из периодов, являющихся частными случаями по отношению к общему уравнению.
Результаты построения регрессионных уравнений количества малых предприятий позволяют сделать вывод о линейности абсолютных изменений количества малых предприятий, то есть количество малых предприятий изменяется в арифметической прогрессии. Также они указывают на значимость слома тенденции медленного спада 1999 – 2001 годов на подъем 2002 – 2006 годов на уроне 0,01%. При этом коэффициент R2, показывающий долю дисперсии количества малых предприятий, объясненной общим регрессионным уравнением, составил приблизительно 0,956 (то есть уравнением объяснено 95,6% всей дисперсии количества малых предприятий) Для уравнения, соответствующего периоду роста (2002 – 2006 гг.), показатель R2 составил 0,9347. С учетом того, что единственной объясняющей переменной в уравнении, кроме фиктивной, отвечающей за слом тенденции, является период времени, можно говорить о практически полной линейной детерминации развития малого предпринимательства.
В период спада (1999 – 2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. В период подъема (2002 – 2006 гг.) количество малых предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч предприятий в год. Минимум малых предприятий, который пришелся на первую половину 2001 года, составил 841,2 тысяч предприятий.
2.3 Численность занятых на малых предприятиях
На рисунке 2 представлен график численности занятых на малых предприятиях за 1999 – 2006 гг. Визуальный анализ позволяет выявить в динамике численности занятых на малых предприятиях закономерности, аналогичные динамике количества малых предприятий.
Рисунок 2. Динамика численности занятых на малых предприятиях
Совершенно четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что были получены на основе данных количества малых предприятий.
Период «спада» (1999 – 2001 гг.),
Период подъема (2002 – 2006 гг.).
При этом, однако, стоит отметить, что по отношению к численности занятых на малых предприятиях для периода 1999 – 2001 гг. характерен не спад, а стабильность (стагнация) с незначительными сезонными колебаниями.
Сезонность данного показателя также четко прослеживается на всем рассматриваемом временном промежутке, однако ее характер существенно отличается от сезонности количества малых предприятий. Количество работников малых предприятий неизменно растет в течение каждого года, что в высокой степени обусловлено сезонностью спроса на продукцию малых предприятий (в силу производного характера спроса на труд). Известно, что значительная доля малых предприятий занято в сферах производства потребительских товаров и оптовой и розничной торговли, спрос на продукцию которых в начале года традиционно является низким, а затем растет по мере приближения конца года.
На основе данных численности занятых на малых предприятиях в ходе анализа построено два регрессионных уравнения: общее уравнение (1999 – 2006 гг.) и уравнение для периода подъема (2002 – 2006 гг.), аналогично уравнениям количества малых предприятий (уравнение «спада» в данном случае не является актуальным, так как коэффициент при переменной временного периода не значим).
Результаты построения регрессионных уравнений численности занятых позволяют сделать выводы, аналогичные выводам о количестве малых предприятий:
линейность абсолютных изменений (численность малых предприятий растет в арифметической прогрессии),
значимость слома тенденции в 2002 году (в данном случае стагнация сменилась подъемом),
еще большие значения R2: для общего уравнения R2 составил 0,97731, для уравнения подъема 0,94959,
2.4 Количество зарегистрированных малых предприятий
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост / сокращение (-)
количества
зарегистрированных МП
на 100 тыс. чел. населения
за период
01.10.2006- 01.10.2007 РФ 791,9 73,0 Центральный 996,9 61,3 Северо-Западный 1 402,7 223,6 Южный 499,1 10,1 Приволжский 623,2 58,9 Уральский 661,3 43,2 Сибирский 658,8 97,0 Дальневосточный 794,8 121,3 На 1 октября 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2006 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2006 г. на 73,0 ед.
Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство, бизнес - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, в отличие от многих других стран, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
Предпринимательство - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.
Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.
Конечно, бурный рост малых компаний пришелся на начало 90-х годов, когда малый бизнес выполнял в основном социальную функцию - обеспечение трудовыми местами безработных.
Но и в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.
Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний - малые, 50-60% объема рынка металлопластиковых окон - компании малого бизнеса, предприятия производят более 30% витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70% рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60% валовой продукции.
Конечно, данные цифры - не повод для спокойствия.
По-прежнему бизнес-сообщество отмечает значительные затраты, связанные с выполнением противоречащих друг другу и трудно объяснимых норм и правил.
Да и само число малых компаний пока существенно отстает от показателей экономически развитых стран. И речь идет не только о простом математическом сравнении количества компаний. В экономике всех стран - экономических лидеров - малый и средний бизнес производит не менее половины валового национального продукта.
Достижение амбициозной цели - войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России - невозможно без формирования развитого сектора малых компаний.
И вот почему.
Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.
Во-вторых, малые компании - эта та среда, откуда в перспективе "вырастают" и средние компании, и крупные глобальные корпорации.
В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода "полигоном" для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного "перехода".
И наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.
Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 2007.
Доугерти К. Введение в эконометрику: Учебник. 2-е изд. / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Москва 2008г
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под. общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова, М.: Новое издательство, 2007.
Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. Центр экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР). М:ИНФРА 2006
Раку Ю.И. Из истории предпринимательства.// Предприниматель, № 1-2, 2002.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Социально-экономическое положение России. Статистический сборник. Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_01/Main.htm.
Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России, ОПОРА России – ВЦИОМ, Москва, 2006.
Ходжсон Джеффри, Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. – М.: Дело, 2003.
Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 2003.
Юданов А. Гении национального бизнеса. // Эксперт, №16, 2007
Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 2007. стр. 25-26
Юданов А. Гении национального бизнеса. // Эксперт, №16, 2007 стр. 94-96
Ходжсон Джеффри, Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. – М.: Дело, 2003. стр. 234-236
Доугерти К. Введение в эконометрику: Учебник. 2-е изд. / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. стр. 124-127
Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 2003. стр. 267-268
Раку Ю.И. Из истории предпринимательства.// Предприниматель, № 1-2, 2002. 9. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. стр. 43-46
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под. общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова, М.: Новое издательство, 2007. стр. 103-107
Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. Центр экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР). М:ИНФРА 2006 стр. 85-86
«Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России», ОПОРА России – ВЦИОМ, Москва, 2006. стр. 167-168
Социально-экономическое положение России. Статистический сборник. Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_01/Main.htm.
2
1.Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 2007.
2.Доугерти К. Введение в эконометрику: Учебник. 2-е изд. / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3.Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Москва 2008г
4.Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под. общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова, М.: Новое издательство, 2007.
5.Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. Центр экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР). М:ИНФРА 2006
6.Раку Ю.И. Из истории предпринимательства.// Предприниматель, № 1-2, 2002.
7.Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
8.Социально-экономическое положение России. Статистический сборник. Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_01/Main.htm.
9.Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России, ОПОРА России – ВЦИОМ, Москва, 2006.
10.Ходжсон Джеффри, Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. – М.: Дело, 2003.
11.Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 2003.
12.Юданов А. Гении национального бизнеса. // Эксперт, №16, 2007
Вопрос-ответ:
Каковы основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России?
Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России включают ограниченный доступ к финансовым ресурсам, сложные административные процедуры, непрозрачность законодательства, высокую коррупцию, неэффективную правоприменительную систему и проблемы с инфраструктурой.
Какое место занимает Россия в мировом рейтинге предпринимательства?
В мировом рейтинге Doing Business, составляемом Всемирным банком, Россия занимает 31-е место среди 190 стран в 2020 году. Этот рейтинг оценивает условия для предпринимательства, включая процедуры регистрации бизнеса, получение кредита, оплату налогов и решение споров.
Как историческое развитие предпринимательства в России отличается от развития за рубежом?
Историческое развитие предпринимательства в России и за рубежом отличается во многих аспектах. В России предпринимательство было сильно ограничено и контролировалось государством в период коммунистического режима, что привело к слабому развитию бизнеса. За рубежом, особенно в странах с развитой рыночной экономикой, предпринимательство имеет более свободные условия и поддерживается государством.
Какое влияние на развитие предпринимательства в России может оказывать членство в ВТО?
Вступление России в Всемирную торговую организацию (ВТО) может оказывать положительное влияние на развитие предпринимательства в стране. Членство в ВТО открывает новые рынки для российских предпринимателей, обеспечивает защиту их прав и интересов в международной торговле, а также способствует улучшению бизнес-климата и снижению административных барьеров.
Каковы основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России?
Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России включают отсутствие доступного кредитования, высокие налоговые и административные барьеры, сложную процедуру регистрации и лицензирования бизнеса, недостаток профессиональных кадров, неполное соблюдение правил конкуренции, коррупцию и нестабильность правовой среды.
Какие перспективы открываются для России вступлением в ВТО?
Вступление России в Всемирную торговую организацию (ВТО) дает российским предпринимателям большие перспективы для развития бизнеса. Это включает увеличение доступа к международным рынкам, снижение таможенных пошлин и препятствий в международной торговле, стимулирование конкуренции, улучшение инвестиционного климата и повышение легитимности и прозрачности бизнес-практик.
Какова история развития предпринимательства в России и за рубежом?
История развития предпринимательства в России и за рубежом различается. В России предпринимательство начало активно развиваться после распада СССР, однако столкнулось с множеством проблем и ограничений. Зарубежные страны имеют долгую историю предпринимательской деятельности, которая прошла через различные этапы развития, от феодальной системы до индустриальной революции и появления новых технологий.
Какое влияние малое и среднее предпринимательство оказывает на развитие промышленности и технологий?
Малое и среднее предпринимательство играют важную роль в развитии промышленности и технологий. Они способствуют созданию новых рабочих мест, развитию инноваций, переводу научных исследований в коммерчески жизнеспособные продукты и услуги. Они также способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и стимулировать конкуренцию, что способствует экономическому росту и снижению зависимости от крупных корпораций.
Какая история развития предпринимательства в России?
История развития предпринимательства в России имеет свои особенности. В СССР предпринимательская деятельность была запрещена и полностью контролировалась государством. После распада СССР начался переход к рыночной экономике, что создало благоприятные условия для развития предпринимательства. Однако, до сих пор в России существуют некоторые преграды и проблемы, затрудняющие развитие предпринимательской сферы.
Какая история развития предпринимательства за рубежом?
История развития предпринимательства за рубежом имеет свои особенности в разных странах. В развитых странах Западной Европы и США предпринимательская деятельность имеет долгую и успешную историю. Страны Азии, такие как Япония и Китай, также имеют свои традиции предпринимательства. Развивающиеся страны, такие как Бразилия и Индия, активно работают над созданием благоприятной среды для предпринимательства.
Какова оценка состояния развития предпринимательства в России?
Оценка состояния развития предпринимательства в России может быть разной. С одной стороны, существует активное развитие малого и среднего предпринимательства в различных секторах экономики. С другой стороны, есть некоторые проблемы, такие как высокая бюрократия, сложные процедуры регистрации бизнеса и нестабильность правовой системы. Вступление России в ВТО открывает новые перспективы для развития предпринимательства.
Какое влияние малое и среднее предпринимательство оказывают на промышленность и технологии в России?
Малое и среднее предпринимательство играют важную роль в развитии промышленности и технологий в России. Они способствуют инновационному развитию, созданию новых рабочих мест, увеличению конкуренции и улучшению качества продукции. Малые и средние предприятия также являются источником экономической активности и роста.