Особенности ручной и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 01.11.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
1.1.Современные представления о стертой дизартрии
1.2.Состояние ручной моторики у детей со стертой дизартрией
1.3.Состояние артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
Глава 2. Методика исследования сформированности ручной и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией
2.1.Научно-теоретические основы и содержание констатирующего эксперимента
2.2.Цели, задачи, методы и организации исследования
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Основная цель психодиагностического исследования ребенка со стертой дизартрией — выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи (13, с. 302).
Исходя из всего вышесказанного, нами была определена гипотеза экспериментального исследования - правильно подобранные методы диагностики позволят выявить нарушения в развитии ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией и составить эффективную коррекционную программу для ребенка.
Глава 2. Методика исследования сформированности ручной и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией
Научно-теоретические основы и содержание констатирующего эксперимента
Научно-теоретической основой экспериментальной работы являются исследования, методические разработки, научные труды, статьи по развитию речи, ручной и артикуляционной моторики дошкольников Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.
Содержание констатирующего эксперимента направлено на выявление особенностей развития ручной и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методики, используемые для диагностики, подобраны исходя из возрастных и психических особенностей детей со стертой дизартрией.
Диагностика особенностей развития ручной и артикуляционной моторики необходима для коррекционной работы с детьми, имеющими дизартрию.
В исследовании будет принимать участие 15 детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией и 15 детей среднего дошкольного возраста с нормативным вариантом речевого развития.
Цели, задачи, методы и организации исследования
Цель исследования - изучить особенности ручной и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Исходя из цели, определяются следующие задачи исследования:
1. Подобрать методики для изучения особенности ручной и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
2. Провести диагностику особенностей ручной и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием подобранных методик.
Объект исследования: моторные функции у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Предмет исследования: дети дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Гипотеза экспериментального исследования - правильно подобранные методы диагностики позволят выявить нарушения в развитии ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией и составить эффективную коррекционную программу для ребенка.
1. Тесты психолого-диагностического изучения развития ручной моторики и тонких движений пальцев рук детей дошкольного возраста со стертой дизартрией: (14, с. 28)
1) «Кинь мяч»
Инструкция: «Возьми мячик и начинай бросать его о стену по моей команде и бросай его до тех пор, пока я не скажу – стоп».
Процедура: после словесной инструкции, ребенок начинает выполнять действия.
Оценка результатов. Если за 30 секунд ребёнок бросил и поймал мяч больше 24 раз - координация движений его рук хорошая (3 балла), от 24 до 19 раз – удовлетворительная (2 балла), меньше 19 – плохая (1 балл).
2) «Езда по дорожке»
Процедура: Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Оценка результатов. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз – 3 балла; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки – 1 балл. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.
Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний – 2 балла.
3) Комплексный тест диагностики развития ручной ловкости у детей
Процедура: Дети выполняют сразу несколько упражнений.
- одновременно поворачивают кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);
- кисти обеих рук одновременно сжимают в кулак, а затем разжимают соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;
- кладут кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно переворачивают ладони;
- кладут кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжать в кулак, а правой – раскрыть, затем одновременно меняют эти положения, т.е. разжимают левую руку и сжимают в кулак правую.
Инструкция: «повторяй за мной упражнения, которые я буду выполнять».
Оценка результатов. Если ребенок все 4 упражнения выполнил хорошо, не сбился и не перепутал движения – высокий уровень развития ручной ловкости – 3 балла; если ребенок выполнил хорошо всего 3 упражнения – средний уровень развития ручной ловкости – 2 балла; меньше 3 правильно выполненных упражнений – низкий уровень развития ручной ловкости – 1 балл.
2. Тесты психолого-диагностического изучения развития артикуляционной моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией: (12, с. 41)
Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, необходимо отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера:
Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;
Зубы: неправильный прикус и посадка зубов (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, с промежутками, отсутствие резцов).
Язык: наличие массивной и короткой подъязычной связки; язык большой, узкий;
Твердое небо: узкое, куполообразное, плоское;
Мягкое небо: короткое мягкое небо, раздвоенный мягкий язычок, его отсутствие.
Функциональные пробы изучения артикуляционной моторики:
Проба 1. Ребенка просят открыть рот и высунуть язык вперед, и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемыкающимися в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнить артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с запрокидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Проба 3. Для челюстей:
Рот широко открыть, закрыть
Нижняя челюсть вправо, влево.
Для губ:
Растянуть губы в улыбке.
Вытянуть губы вперёд трубочкой.
«Улыбка»- «трубочка».
Поднять верхнюю губу.
Опустить нижнюю губу.
Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.
Для языка:
«Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
«Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.
«Лопаточка» - «Иголочка».
«Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.
«Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
«Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.
«Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для мягкого нёба:
Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].
Широко открыть рот и зевнуть.
Оценка состояния моторных функций по 3 пробе:
5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение
4- движения выполняет, но ослаблен тонус.
3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы
2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы
1- невыполнение.
На наш взгляд данные методики позволят выявить нарушения в развитии ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией и составить эффективную коррекционную программу для ребенка.
Заключение
Таким образом, исходя из данного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Стертая дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
2. Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
3. При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
4. При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
5. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
6. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.
7. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
8. Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого-педагогический и логопедический аспекты.
Итак, мы выполнили цель исследования - проанализировали особенности ручной и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.
Решили следующие задачи исследования:
Проанализировали современное состояние проблемы исследования ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
Раскрыли методику исследования сформированности ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
Список литературы
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. – 296 с.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 398 с.
Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973. – 213 с.
Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 245 с.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. – с.75
Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
Кольцова М.И. Значение ручной моторики в речевом развитии детей дошкольников. – М., 1987. – 194 с.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М., 1990. – 290 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 283—511.












2

1.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. – 296 с.
2.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 398 с.
3.Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
5.Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
6.Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973. – 213 с.
7.Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 245 с.
8.Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. – с.75
9.Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
12. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
16.Кольцова М.И. Значение ручной моторики в речевом развитии детей дошкольников. – М., 1987. – 194 с.
17. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
18. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М., 1990. – 290 с.
19.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
20. Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
21.Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
22.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 283—511.

Вопрос-ответ:

Какие особенности ручной и артикуляционной моторики наблюдаются у дошкольников со стертой дизартрией?

У дошкольников со стертой дизартрией наблюдаются особенности в развитии ручной и артикуляционной моторики. В ручной моторике дети могут испытывать затруднения в выполнении мелких движений пальцев, координированности движений рук и пальцев. В артикуляционной моторике могут возникать проблемы с правильным произношением звуков и формированием речи.

Какие представления о стертой дизартрии существуют в современной лингводефектологии?

В современной лингводефектологии стертая дизартрия рассматривается как нарушение артикуляции, возникающее вследствие органических поражений нервной системы. Она характеризуется трудностями в формировании и произношении отдельных звуков, а также в построении артикуляционных движений при речи.

Каково состояние ручной моторики у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией состояние ручной моторики может быть нарушено. Дети могут иметь затруднения в координации движений пальцев, слабую моторику кисти, а также трудности в выполнении мелких движений рук. Вместе с тем, каждый случай индивидуален и требует отдельного исследования.

Что можно сказать о состоянии артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией?

Артикуляционная моторика у детей со стертой дизартрией может быть нарушена. Могут возникать проблемы с произношением звуков, образованием речи и формированием артикуляционных движений при речи. Важно проводить исследование состояния артикуляционной моторики для определения группы детей, нуждающихся в коррекционной работе.

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это нарушение артикуляции речи, при котором происходит смешение звуков в словах и отсутствие определенных звуков, что сказывается на понимании и произношении слов.

Какие особенности ручной моторики у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдается сниженная точность движений рук. Они могут испытывать трудности в выполнении мелких и сложных движений, таких как письмо или пользование инструментами.

Как выглядит состояние артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией?

Артикуляционная моторика у детей со стертой дизартрией характеризуется нарушением координации артикуляционных органов при формировании звуков. Они могут иметь трудности в правильном произношении отдельных звуков и слогов.

Как проводится исследование сформированности ручной и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией?

Исследование проводится с помощью специальной методики, включающей оценку мелкой моторики рук и оценку артикуляционных движений. Она включает в себя ряд заданий, которые позволяют оценить точность и скорость движений рук, а также правильность произношения звуков.

Зачем важно изучать ручную и артикуляционную моторику у детей со стертой дизартрией?

Изучение ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией позволяет более глубоко понять особенности и причины их речевых нарушений. Это помогает разработать эффективные методы коррекционной работы и помочь детям улучшить свои речевые навыки.

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это нарушение произношения звуков и речевого аппарата, которое проявляется сложностью в артикуляции и выполнении движений рук у детей.

Каково состояние ручной моторики у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией может наблюдаться нарушение координации движений рук, замедление выполнения мелких моторных задач, трудности в выполнении последовательных движений, и неустойчивость руки при выполнении точных движений.