Доходы населения и их дифференциация

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 33 33 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 17.12.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Доходы населения как экономическая категория
1.1. Понятие доходы населения
1.2. Понятие дифференциации доходов населения
2. Структура , дифференциация и динамика доходов населения России в 2000-2007 г.г.
2.1. Анализ финансов населения
2.2. Уровень бедности и степень неравенства населения по доходам в России
2.3. Денежные расходы
3. Пути увеличения доходов населения
3.1. Рост благосостояния граждан РФ
3.2. Реформирование экономических механизмов выравнивания доходов
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Повышение минимального размера заработной платы до реально значимой величины является фактором восстановления основных функций заработной платы. Особо важная роль его заключается в установлении объективной дифференциации оплаты по труду, если при ее регулировании придерживаться установленных соотношений между минимальной и средней заработной платой, минимальным и максимальным уровнями в различных отраслях и секторах экономики, а также внутри предприятий и организаций.
К наиболее важным направлениям по снижению асимметрии уровня жизни необходимо отнести:
- обеспечение постоянного экономического роста и роста ВВП в расчете на душу населения;
обеспечение минимальных государственных гарантий, финансируемых из бюджета, исходной основой которых является минимальный социальный бюджет, отражающий социально необходимый уровень жизни не обеспеченного населения;
реализацию региональных и целевых программ по борьбе с бедностью и безработицей;
развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства и устранение на этой основе высокой дифференциации в уровнях оплаты труда;
усиление роли минимальной заработной платы как инструмента реального воздействия на социальные и экономические процессы;
совершенствование системы взимания подоходного налога на основе внедрения прогрессивной шкалы налогообложения индивидуальных доходов;
формирование механизма индексирования доходов малообеспеченных слоев при росте цен на важнейшие продукты питания и социально значимые услуги;
усиление государственного контроля за формированием издержек и обоснованностью цен на предметы первой необходимости;
поддержка и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала на основе государственного финансирования в пределах фиксированной доли в процентах к ВВП;
обеспечение доступности социально значимых благ и услуг, прежде всего медицинского обслуживания, образования, жилья на уровне минимального социального стандарта.
Также одним из приоритетных направлений социальной политики на уровне региона должна стать программа адресной социальной поддержки малоимущим семьям. Но при этом необходимо учитывать то, что материальное положение семьи, адекватное состоянию бедности, является необходимым, но недостаточным условием для получения адресной социальной помощи.
Социальной помощью должны быть охвачены только те категории граждан, которые наиболее пострадали при переходе к рыночным отношениям в экономике, и собственными силами не способны поправить свое материальное положение. К таким категориям, прежде всего, относятся дети, многодетные бедные семьи, престарелые граждане.
Одним из недостатков адресной социальной помощи автор считает неполный учет имущественного положения семьи. Зачастую в составе совокупного семейного дохода определяются только доходы от приусадебного хозяйства и полностью не учитываются наличие и стоимость личного имущества, в состав которого входят различные виды собственности, обладающие относительно высокой степенью рыночной ликвидности и образующие личное богатство.
Результаты социальных реформ в решении проблемы бедности на уровне региона можно объективно оценивать по тому, как будет меняться соотношение показателей уровня бедности, измеренных по абсолютному подходу (т. е. численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума) и по методу субъективных оценок (количество граждан, которые сами себя считают бедными). Если субъективные оценки выявят, по крайней мере, неуменьшение числа бедных, это будет лишним доказательством неудовлетворительной организации социальных реформ.

3.2. Реформирование экономических механизмов выравнивания доходов

Разработка механизмов снижения уровня дифференциации доходов современного общества как в стране, так и на уровне региона определяет необходимость смены парадигмы с реактивной на упреждающую в стратегии управления. Новый подход требует изменения форм и методов управленческой деятельности в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде. Требуется пересмотр основ социальной политики государства с целью обоснования путей и возможностей эффективного анализа и управления процессом снижения уровня дифференциации доходов населения.
В настоящее время государственная политика в области выравнивания доходов населения сконцентрирована по существу лишь на одной крупномасштабной цели – сокращение зоны бедности российского населения и регулирования доходов малообеспеченных групп. Более того, в последние годы другие направления социальной политики, формально преследующие иные цели, в реальности прямо или косвенно были подчинены именно этой задаче. Наиболее рельефным примером служит государственная политика на рынке труда. Ее основной функцией стала не борьба с безработицей, ее масштабами и продолжительностью, а попытка поддержания доходов безработных через выплату пособий по безработице, досрочных пенсий, доплат на иждивенцев и прочих видов денежных выплат и материальной помощи. Ресурсов эффективно выполнить эту задачу у государства явно недостаточно, и естественным результатом этой порочной парадигмы стал очевидный провал политики занятости практически по всем направлениям.
Та же тенденция характерна и для функций социальной защиты отдельных групп, например, политики по отношению к инвалидам.
В результате реальные действия были направлены на выполнение денежных обязательств перед инвалидами и обеспечение многочисленных льгот, абсолютно бoльшая часть которых не связана с самой природой и последствиями инвалидности. Политику по отношению к инвалидам можно рассматривать как слабую попытку “вывода” определенной группы населения из зоны бедности. По мере истощения финансовых ресурсов эта задача также оказалась невыполнимой.
Эти два примера наглядно свидетельствуют о том, что декларации социально ориентированных целей, не подкрепленные реальным ресурсным обеспечением, не просто малоэффективны и не только бесполезны. Они чреваты очень серьезными деструктивными последствиями и способны не снять, а обострить социальное напряжение в обществе.

Заключение

Помимо субъективных факторов, определяющих неравномерность распределения доходов населения (различия в индивидуальных способностях, уровень образования, первоначальное благосостояние человека (домохозяйства) и т. д.), наиболее важную роль играют факторы, зависящие от проводимой государством социальной политики. К ним можно отнести высокую дифференциацию доходов между частью населения, воспользовавшейся близостью к управлению и приватизировавшей бывшую государственную собственность в социально несправедливом порядке и остальной массой, а также высокую межотраслевую и территориальную дифференциацию в уровне оплаты труда, уровень развития системы социальной защиты населения и т. д. Определение ключевых факторов усиливающейся дифференциации доходов населения должно стать основой для переориентации социальной политики государства на реализацию интересов большинства общества, а не на усиление влияния ограниченной, «сверх» богатой группы лиц, приближенной к административному ресурсу.
В 2007 г. сохранилась степень дифференциации средней заработной платы по видам экономической деятельности. Самой низкой стоимость рабочей силы оказалась в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении, а максимальной – в отраслях добывающей промышленности и финансовой деятельности. Так, в финансовых организациях средняя зарплата в 2007 г., как и в 2006 г., была в 4 раза выше по сравнению со сложившейся в учреждениях образования. Вместе с тем доля персонала с заработной платой ниже величины прожиточного минимума значительно уменьшилась и достигла в 2007 г. 16,5% (22,2% в 2006 г.).
В нашей стране бедность в большей степени распространена в сельской местности: доля сельского населения среди бедных выше, чем среди небедных, и составляет 60%. В составе бедных высока доля семей с детьми. Так, среди полных семей с 1 -2 детьми удельный вес бедных составляет более половины, а с тремя детьми и более - 3/4. Среди неполных семей, где трое детей и более, - 85% бедные. Две трети всех временно неработающих и более половины пенсионеров по инвалидности являются членами бедных семей. В структуре бедных слоев населения заметна доля трудоспособных, которые работают, но не могут заработать достаточных для существования средств для обеспечения себя и иждивенцев.
В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:
Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.
Сокращение льготных категорий населения.
Усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов.
Способствование образованию «среднего класса» путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.
Грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов.
Борьба с «теневой экономикой», путём искоренения коррупции во властных структурах.


Список использованной литературы

Федеральный закон о потребительской корзине в целом по Российской Федерации №44 ФЗ от 2006 г. - http://www.akdi.ru/GD/proekt/097829GD.SHTM
Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. -Новосибирск: Издат. компания "Лада", 2007.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы - ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма "Контракт", Инфра-М, 2007.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/ Под ред. А.И.Добрынина. - М.: Инфра- М., 2007.
Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - СПб.: Издательство Питер, 2007. - Серия "Краткий курс".
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель - С.-Пб, 1992. - 496 с.
Курс экономической теории: Учебник/Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2007.
Обзор занятости в России, вып. 1 (1991-2007 гг.). - М. – 2008.
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2007. - С. 426.
Попов Д. Несоизмеримые потери ценностями // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 2004,- № 4, -С. 32-36.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).
Расходы и потребление домашних хозяйств//Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2006. - С.236.
Спиглазов П. Л. Адресная социальная помощь на уровне региона - один из подходов в решении вопроса снижения асимметрии доходов населения // Изв. вузов. Поволж. регион. - 2006. - № 4. -С.316-320.
Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений., - М., 2007. С. 77.
Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики // экономист. 2007, № 6. С. 51-58.
Шевяков А.Ю. Кирута А.Я. Измерение экономического неравенства. - М., 2007. С. 157-158.
Экономическая теория: Учебник/ Под ред.В.Д.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2007.
Социальные индикаторы доходов и уровня жизни насления (по состоянию на 10 декабря 2007 года) - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/91



Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений., - М., 2007. С. 77.

Шевяков А.Ю. Кирута А.Я. Измерение экономического неравенства. - М., 2007. С. 157.

Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики // экономист. 2007, № 6. С. 55.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2007. - С. 426.

Спиглазов П. Л. Адресная социальная помощь на уровне региона - один из подходов в решении вопроса снижения асимметрии доходов населения // Изв. вузов. Поволж. регион. - 2006. - № 4. -С.316.

Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики // экономист. 2007, № 6. С. 53.
Спиглазов П. Л. Адресная социальная помощь на уровне региона - один из подходов в решении вопроса снижения асимметрии доходов населения // Изв. вузов. Поволж. регион. - 2006. - № 4. -С.319.

Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения (по состоянию на 10 декабря 2007 года) - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/91

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2007. - С. 426.

Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения (по состоянию на 10 декабря 2007 года) - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/91

Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения (по состоянию на 10 декабря 2007 года) - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/91

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2007. - С. 426.

Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения (по состоянию на 10 декабря 2007 года) - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/91

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2007. - С. 345.

Спиглазов П. Л. Адресная социальная помощь на уровне региона - один из подходов в решении вопроса снижения асимметрии доходов населения // Изв. вузов. Поволж. регион. - 2006. - № 4. -С.318.

Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений., - М., 2007. С. 77.













2

1.Федеральный закон о потребительской корзине в целом по Российской Федерации №44 ФЗ от 2006 г. - http://www.akdi.ru/GD/proekt/097829GD.SHTM
2.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. -Новосибирск: Издат. компания "Лада", 2007.
3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы - ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма "Контракт", Инфра-М, 2007.
4.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/ Под ред. А.И.Добрынина. - М.: Инфра- М., 2007.
5.Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - СПб.: Издательство Питер, 2007. - Серия "Краткий курс".
6.Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель - С.-Пб, 1992. - 496 с.
7.Курс экономической теории: Учебник/Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2007.
8.Обзор занятости в России, вып. 1 (1991-2007 гг.). - М. – 2008.
9.Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2007. - С. 426.
10.Попов Д. Несоизмеримые потери ценностями // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 2004,- № 4, -С. 32-36.
11.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).
12.Расходы и потребление домашних хозяйств//Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2006. - С.236.
13.Спиглазов П. Л. Адресная социальная помощь на уровне регио¬на - один из подходов в решении вопроса снижения асимметрии до¬ходов населения // Изв. вузов. Поволж. регион. - 2006. - № 4. -С.316-320.
14.Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений., - М., 2007. С. 77.
15.Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики // экономист. 2007, № 6. С. 51-58.
16.Шевяков А.Ю. Кирута А.Я. Измерение экономического неравенства. - М., 2007. С. 157-158.
17.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.В.Д.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2007.
Социальные индикаторы доходов и уровня жизни насления (по состоянию на 10 декабря 2007 года) - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/91



Вопрос-ответ:

Что такое доходы населения?

Доходы населения - это совокупный доход всех членов общества за определенный период времени, полученный от различных источников, таких как заработная плата, пенсии, социальные пособия и другие.

Что означает дифференциация доходов населения?

Дифференциация доходов населения - это различие в уровне доходов между разными группами населения, такими как богатые и бедные слои общества. Она характеризуется неравномерностью распределения доходов и создает социальные неравенства.

Какие факторы влияют на динамику доходов населения в России?

Влияние на динамику доходов населения в России оказывают такие факторы, как экономический рост, уровень безработицы, инфляция, изменения в политике социальной поддержки, региональные различия и другие.

Какие пути могут помочь увеличить доходы населения в России?

Увеличение доходов населения в России может быть достигнуто путем роста экономики, создания новых рабочих мест, повышения уровня образования и квалификации работников, улучшения системы социальной защиты, поддержки предпринимательства и других мероприятий.

Каковы степень неравенства и уровень бедности населения по доходам в России?

Степень неравенства и уровень бедности населения в России являются проблематичными. Данные показывают, что богатые слои населения получают значительно больший доход, чем бедные. Уровень бедности также остается высоким, особенно в некоторых регионах страны.

Что такое доходы населения?

Доходы населения - это совокупная сумма денежных средств, полученных гражданами от различных источников за определенный период времени. Это зарплата, пенсии, социальные пособия, доходы от предпринимательской деятельности и другие денежные получения.

Что такое дифференциация доходов населения?

Дифференциация доходов населения - это процесс, при котором доходы граждан распределены неравномерно, то есть некоторые люди имеют значительно больше доходов, чем другие. Это приводит к образованию различных социальных групп и неравенству в обществе.

Какие факторы влияют на дифференциацию доходов населения?

Дифференциация доходов населения зависит от множества факторов, включая образование, профессиональную квалификацию, тип занятости, регион проживания, пол и возраст. Также важную роль играют экономические и социальные политики государства.