Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.10.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1.Психофизиологическая структура процесса письма
1.2. Характеристика речи у дошкольников с ОНР
1.3. Характеристика дисграфии
1.4.Необходимость профилактической работы среди дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Научно-теоретические основы методики констатирующего эксперимента
2.2. Методика констатирующего эксперимента
Выводы по главе 2:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

В. Щерба, А.В. Дудников, Е.А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливает нормы изменения и образования новых слов, способы их соединения.
Современные научные данные о процессе развития лексико-грамматического строя речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин, и др.). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.
В работах Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.
Исследования Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. говорят о том, что нечеткость слухового и кинестетического образа слова у детей с ОНР (и особенно окончаний) приводит к нарушениям морфологической системы языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР выражаются и в существенных трудностях словообразования и словоизменения. Такие нарушения обусловлены различными факторами и их сочетаниями: несформированностью или нарушением систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем.
Опираясь на исследования Р.М. Боскис и Р.Е. Левиной, мы принимаем точку зрения об установлена зависимость между нарушением артикуляции и формированием письма. Авторы указывают, что речь детей с нарушенной артикуляцией развивается в условиях недостаточной произносительной деятельности. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и слишком не расчленены для формирования письма.
А.Р. Лурия подчеркивает роль правильной артикуляции, которую рассматривает как существенное условие для подготовки процесса письма. Его исследования показали, что помехи артикулирования препятствуют анализу звуков и слогов, составляющих слово.
Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсорную базу. Как вид деятельности письмо включает три основные операции: а) символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем, б) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; в) графо-моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
Недостаточно развитый словарный запас, грамматически неправильно оформленная речь препятствуют образованию межсловесных ассоциаций, связей. Низкая общая и речевая культура, незрелость таких психических функций, как восприятие, память, внимание, неустойчивость эмоционально-волевой сферы детей, их мотивации также влияют на успешность овладения навыком письма.

2.3. Методика констатирующего эксперимента
Можно предложить следующую методику исследования предпосылок к возникновению аграмматической дисграфии у старших дошкольников с ОНР, основанную на методических рекомендациях Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В., Ефименковой Л.Н., Иваненко С.Ф. [2].
При разработке методики исследования грамматического строя речи у дошкольников подготовительной группы с ОНР были использованы материалы Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой.
Речевой материал подобран с учётом программы детского сада.
Все задания предлагаются детям в индивидуальном порядке.
Методика исследования состоит из двух разделов:
Исследование импрессивной речи
Исследование экспрессивной речи
1. Состояние импрессивной речи
Понимание логико-грамматических конструкций (с помощью сюжетных картинок)
Процедура: ребёнку предлагается картинка
Инструкция: Покажи на картинке …
… девочку, которая ловит бабочку;
… бабушку, которая вяжет носки;
… маму, которая стирает белье;
… папу, который читает газету
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
Понимание конструкций с разными падежными формами (с использованием простых сюжетных картинок)
Процедура: ребёнку предлагается картинка.
Инструкция: На картинке девочка бегает по лугу и ловит бабочку. Покажи…
… чем девочка ловит бабочку;
… кого ловит девочку;
… кто ловит бабочку;
… где девочка ловит бабочку
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
1.3. Понимание предложных конструкций
Процедура: ребёнку предлагается выполнить действия
Инструкция: Положи мяч под стол.
Возьми кубик из ящика
Посади куклу на стул
Нарисуй дерево около дома
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
1.4. Дифференциация единственного и множественного числа существительных
Процедура: ребёнку предлагаются картинки.
Инструкция: Покажи на картинке…
… где мяч, а где мячи?
… где чашка, а где чашки?
… где ребенок, а где дети?
… где машина, а где машины?
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
1.5. Понимание названий детенышей домашних и диких животных (с помощью сюжетных картинок)
Процедура: ребёнку предлагаются картинки.
Инструкция: У кошки котенок. Покажи…
У лошади жеребенок. Покажи…
У собаки щенок. Покажи…
У коровы теленок. Покажи…
У тигра тигренок. Покажи…
Оценка результатов:
4 б – 1-о неправильно выполненное задание;
3 б – 2-а неправильно выполненных задания;
2 б – 3-и неправильно выполненных задания;
1 б – 4-е неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
1.6. Понимание слов с противоположным значением (с помощью сюжетных картинок)
Процедура: ребёнку предлагаются картинки
Инструкция: Покажи на картинке
Входит – выходит.
Открывает – закрывает.
Стоит – идет.
Большой – маленький.
Высокий – низкий.
Оценка результатов:
4 б – правильно выполненное задание;
3 б – 1 - 2-а неправильно выполненных задания;
2 б – 3-и неправильно выполненных задания;
1 б – 4-е неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
1.7. Понимание названий профессиональных действий (с помощью сюжетных картинок)
Процедура: ребёнку предлагаются картинки
Инструкция: Покажи на картинке.
Врач – лечит.
Художник – рисует.
Строитель – строит.
Музыкант – играет.
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.

Состояние экспрессивной речи
Словоизменение
2.1. Изменение существительных по числам
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
один стол, а много — это...
стул — ...
окно —
звезда —
ухо —
2.2. Употребление формы родительного падежа
Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.
стол, а много чего? — ...
стул —
окно —
звезда —
ухо —
Оценка результатов:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образованная форма в половине заданий;
1 балл — невыполнение более половины заданий
0 баллов – невыполнение или отказ.
2.3. Согласование прилагательного с существительным (с использованием предметных картинок)
Инструкция: На картинке тарелка белого цвета. А какого цвета ...?
Платье, шар, карандаш, шапка, ботинки
Оценка результатов:
4 б – правильно выполненное задание;
3 б – 1-2-а неправильно выполненных задания;
2 б – 3-и неправильно выполненных задания;
1 б – 4-е неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
2.4. Изменение глаголов по числам
Инструкция: Яблоко зреет. Яблоки зреют
Цветок пахнет – цветы ….
Корова мычит – коровы …..
Заяц прыгает – зайцы …
Конь скачет – кони ….
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
2.5. Согласование глагола прошедшего времени с существительным в роде и числе.
Инструкция: Кошка [спать]. Правильно – кошка спит. А как будет правильно …?
Кот (спать), море (шуметь), котята (играть), ручьи (шуметь)
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
2.6. Согласование глаголов с личными местоимениями
Инструкция: Я [идти]. Правильно – я иду. А как будет правильно …?
Ты (идти), он (читать), они (читать), мы (работать), она (работать)
Оценка результатов:
4 б – правильно выполненное задание;
3 б – 1-2-а неправильно выполненных задания;
2 б – 3-и неправильно выполненных задания;
1 б – 4-е неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.
2.7. Употребление предлогов (с помощью предметных картинок)
Инструкция: Смотри: здесь нарисована собака в будке. А здесь?
Собака (перед) будкой, собака (за) будкой, кошка (на) окне, кошка (в) лодке.
Оценка результатов:
4 б – полностью правильно выполненное задание;
3 б – 1-о неправильно выполненное задание;
2 б – 2-а неправильно выполненных задания;
1 б – 3-и неправильно выполненных задания;
0 б – полностью неправильно выполненные задания или отказ от них.

Словообразование
2.8. Образование новых слов (детёныши животных)
Инструкция: у кошки — котята, а у...
козы — собаки —
волка — курицы —
утки — свиньи —
лисы — коровы —
льва — овцы —
Оценка результатов:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образованная форма в половине заданий;
1 балл — невыполнение более половины заданий
0 баллов – невыполнение или отказ.
2.9. Образование существительных в уменьшительной форме
Инструкция: большой — мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
стол
стул
дом
снег
дерево
Оценка результатов:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образованная форма в половине заданий;
1 балл — невыполнение более половины заданий
0 баллов – невыполнение или отказ.

2.10. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги — она бумажная.
шляпка из соломы —
горка изо льда —
салат из моркови —
варенье из вишни —
суп из грибов —
варенье из яблок —
варенье из сливы —
варенье из малины —
варенье из клубники —
варенье из черники —
лист дуба —
лист клена —
лист осины —
шишка ели —
Оценка результатов:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образованная форма в половине заданий;
1 балл — невыполнение более половины заданий
0 баллов – невыполнение или отказ.
б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ...
волка за жадность —
зайца за трусость —
медведя за силу —
льва за смелость —
Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если
мороз
солнце
снег
дождь
ветер
холод
Оценка результатов:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образованная форма в половине заданий;
1 балл — невыполнение более половины заданий
0 баллов – невыполнение или отказ.
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
кошки — зайца — гнездо орла —
медведя — белки — клюв птицы —
волка — ружье охотника —
льва —
лисы —
Оценка результатов:
4 балла — правильный ответ;
3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла — неверно образованная форма в половине заданий;
1 балл — невыполнение более половины заданий
0 баллов – невыполнение или отказ.

Критерий количественной оценки базируется на учёте степени сформированности исследуемых функций.
Высокий – 4 балла.
Выше среднего – 3 балла.
Средний – 2 балла.
Ниже среднего – 1 балл.
Низкий – 0 баллов.

Вывод: данная методика позволяет выявить особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по профилактике аграмматической дисграфии. Методика исследования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все задания предлагаются детям в индивидуальном порядке.

Выводы:
Исследование проводилось на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей речевого нарушения. В обследовании использовались наглядные, словесные и практические методы, а также проведение бесед с родителями, сбор и анализ анамнестических данных.
Прежде чем приступить к выполнению задания экспериментатор давал четкую инструкцию, в которой указывалось, что должен сделать испытуемый, или предъявлялся образец. В протоколах отмечалась дополнительная помощь ребенку. Наряду с этим отмечались особенности поведения ребенка в течение всего эксперимента, его отношение к заданию.
По данной методике было обследовано 20 дошкольников. Контрольная группа (КГ) – 10 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная группа (ЭГ) – дошкольники с ОНР.
Каждому ребёнку предлагалось 17 заданий. Констатирующий эксперимент включает в себя 2 раздела:
Исследование импрессивной речи – 7 заданий
Исследование экспрессивной речи – 10 заданий
Обследование проводилось в утренние часы в период наибольшей активности и усидчивости детей. Каждый ребенок выполнял тесты индивидуально, находясь в группе в привычной обстановке. Время выполнения заданий каждым ребенком составляло не более 10 минут в день и зависело от усталости ребенка, его усидчивости и интереса.
Таким образом, данная методика позволяет выявить особенности формирования функций словоизменения и словообразования у дошкольников подготовительной группы с ОНР, которые необходимо учитывать в коррекционно- педагогической деятельности по профилактике аграмматической дисграфии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучением нарушений письма занимались многие исследователи: Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, С.Б. Яковлев и др.
Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
Диагностика детей по предупреждению нарушений письменной речи рассматривается только как этап в организации последующей индивидуализации обучения. Проводить диагностику готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению письменной речи необходимо заранее. Это позволит не только определить сформированность речевых психических функций старшего дошкольника, но и осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, дать необходимые рекомендации родителям по улучшению состояния здоровья и недостатка воспитания.
Профилактика аграмматической дисграфии, заключающаяся в устранении выявленных ее предпосылок, должна быть направлена на преодоление отставания в формировании процессов словоизменения и словообразования. В каждом конкретном случае при этом нужно исходить из данных обследования, то есть работать именно над тем, что у ребенка не сформировано.
Важными условиями предупреждения дисграфии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
С целью предупреждения возникновения аграмматической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была разработана методика констатирующего исследования, направленная на изучение процессов словоизменения и словообразования.
ЛИТЕРАТУРА

Белова Р.А. Нарушение речи у дошкольников. - М., 1995.
Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2004.
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1965.
Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс., М., 1970.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб., 1997.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д:, 2004.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М., 1959. – С. 207 – 252.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001.
Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М., 1997.
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма. Хрестоматия по логопедии. - М., 1997.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969 – С. 190 – 212.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2001.
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.
Цветкова Л.С. Введений в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М., 2000.
Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. - М., 1967.
Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993.






43

1.Белова Р.А. Нарушение речи у дошкольников. - М., 1995.
2.Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошко-льного и школьного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов. - М., 2004.
4.Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с не-достатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1965.
5.Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразви-тии речи. Автореф. канд. дисс., М., 1970.
6.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб., 1997.
7.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговор-ной речи у дошкольников. – Ростов н/Д:, 2004.
8.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
9.Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недораз-витием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М., 1959. – С. 207 – 252.
10.Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.
11.Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
12.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
13.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М., 1997.
14.Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нару-шением письма. Хрестоматия по логопедии. - М., 1997.
15.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисгра-фии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпи-девского. - М., 1969 – С. 190 – 212.
16.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2001.
17.Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.
18.Цветкова Л.С. Введений в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М., 2000.
19.Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляцион-ного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. - М., 1967.
20.Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмма-тической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993.

Вопрос-ответ:

Каково современное состояние проблемы изучения предупреждения нарушения письменной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Современное состояние проблемы изучения предупреждения нарушения письменной речи у детей с общим недоразвитием речи заключается в необходимости проведения профилактической работы среди дошкольников для предотвращения аграмматической дисграфии.

Какие психофизиологические аспекты влияют на процесс письма у детей?

Психофизиологическая структура процесса письма включает в себя сложные механизмы, такие как координация движений руки и глаза, умение контролировать силу нажатия на карандаш, а также развитие мелкой моторики рук.

Как характеризуется речь у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Речь у дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется нарушениями в области грамматики, лексики и фонетики. Они часто имеют ограниченный словарный запас и испытывают затруднения в выражении своих мыслей и идей.

Что такое дисграфия и как она характеризуется?

Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое проявляется в трудностях с написанием и орфографией слов. Дети с дисграфией часто делают грамматические и орфографические ошибки, неправильно формируют буквы и могут иметь проблемы с читаемостью своего написанного текста.

Почему необходима профилактическая работа среди дошкольников с общим недоразвитием речи?

Профилактическая работа среди дошкольников с общим недоразвитием речи необходима для предотвращения возникновения аграмматической дисграфии. Раннее обнаружение и вмешательство в этом возрасте могут помочь детям развивать навыки письма и построения предложений, что повышает их шансы на успешную адаптацию в будущем.

Что такое аграмматическая дисграфия?

Аграмматическая дисграфия - это нарушение письма, при котором ребенок делает ошибки в использовании грамматических правил и структур. Например, он может пропускать окончания слов или путать порядок слов в предложении.

Каково современное состояние проблемы изучения предупреждения нарушения письменной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Современное состояние проблемы изучения предупреждения нарушения письменной речи у детей с общим недоразвитием речи подразумевает углубленное изучение проблемы, разработку методик и программ профилактической работы.

Какие особенности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть следующие особенности: дефекты артикуляции, задержка речевого развития, бедный активный словарь, недостаточная грамматическая оснащенность, нарушения звукопроизношения и т.д.

Почему необходима профилактическая работа среди дошкольников с общим недоразвитием речи?

Профилактическая работа среди дошкольников с общим недоразвитием речи необходима для предупреждения возникновения аграмматической дисграфии и других нарушений письменной речи. Раннее воздействие может помочь снизить риск развития данных нарушений и облегчить последующую коррекционную работу.

О чем будет рассказано в главе 2?

В главе 2 будет описана методика исследования предпосылок аграмматической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, включая их психофизиологическую структуру, характеристику речи у данных детей, а также необходимость профилактической работы.