Содержание взаимодействия с семьей как средство личностно-социального развития детей 3-го года жизни.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 12.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2. ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
I. Массовые:
1.Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, клубы по интересам и пр.
2. Совместные мероприятии педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, кружки, совместное творчество, праздники, выпуск газеты, концерты и пр.
II. Индивидуальные: беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений.
III. Наглядно-информационные: информационно-просветительская работа (ознакомление родителей с особенностью ДОУ), информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).
Рассмотрим подробнее формы работы с родителями детей раннего возраста. В настоящее время актуальными задачами ДОУ продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Информационно – аналитическое направление работы с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно рекомендовать начать с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируют особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания, вырабатывают тактику общения с каждым родителем.
Качественные показатели сотрудничества и взаимодействия: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
- Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители - критические наблюдатели.
Появляется возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Наглядно - информационное направление включает в себя: родительские уголки; папки - передвижки, например, «Здоровейка», «По Совету всему свету»; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» и др.; - библиотеку – передвижку; фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»; фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»; семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Учись быть папой»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел», копилку Добрых дел и пр..
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной и помогала активизировать родителей можно использовать рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», ««Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие [4]. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей детей раннего возраста с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети и пр). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей [4].
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. К конференции готовятся выставка педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; семейные игры, подготовки спектаклей.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Согласно современным концепциям управления ДОУ для разработки программы развития создается рабочая группа из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы не только педагогов, но и родителей [9, с.24].
Таким образом, использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения и сотрудничества. Позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости ДОУ.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Под социализацией понимается процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения. Ранняя социализация связана преимущественно с первым этапом этого процесса.
В соответствии со своей социально-психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Ребенок как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Задачи педагогов ДОУ: повышение педагогической грамотности родителей и создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.
Формы взаимодействия с семьей: лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и пр.
Согласно современным концепциям управления ДОУ для разработки программы развития создается рабочая группа из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы не только педагогов, но и родителей
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
В результате проделанной работы с использованием различных форм и методов общения с родителями, повышается психолого-педагогическая грамотность родителей; повышается культура межличностного взаимодействия детей в группе. Взаимодействие с семьей - эффективное средство личностно-социального развития детей 3-го года жизни,
ЛИТЕРАТУРА
Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 78 с.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. - С. 52 - 58.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001. — 114 с.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. — 172 с.
Галигузова Л.Н. Мещерякова И.А. Педагогика детей раннего возраста. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 301с.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 60 - 68.
Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду, 2007. - 124с.
Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2009. № 4. – С. 10-19.
Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 396 с.
Сушкова И. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2008, (Серия: Приложение к журналу «Управление ДОУ»).- 128 с.
2
1.Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 78 с.
2.Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. - С. 52 - 58.
3.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001. — 114 с.
4.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. — 172 с.
5.Галигузова Л.Н. Мещерякова И.А. Педагогика детей раннего возраста. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 301с.
6.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 60 - 68.
7.Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду, 2007. - 124с.
8.Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2009. № 4. – С. 10-19.
9.Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.
10.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
11.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 396 с.
12.Сушкова И. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2008, (Серия: Приложение к журналу «Управление ДОУ»).- 128 с.