Становление многопартийности в России: проблемы и перспективы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 18 18 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 28.04.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН
Введение
1. Понятие и функции политической партии
2. Особенности политического спектра в России
3. Формирование многопартийности в России
4. Перспективы российской многопартийности
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Однако, как показали и выборы в России 2007 г., коммуникативные технологии в политике и методы воздействия на электорат, используемые политическими партиями, ещё не достигли совершенства.
Накануне выборов все партии, кроме партии власти, утверждали, что власти проводят кампанию давления на своих политических противников и что эта кампания имеет самое прямое отношение к выборам. Основной же провозглашенный принцип деятельности органов власти у нас – принцип гласности, который означает: обязательное опубликование в открытой печати отчетов о деятельности органов власти всех уровней, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри органа местного самоуправления, либо между законодательным органом и органами местного самоуправления. Да и сам президент декларирует приверженность демократическим принципам.
Либеральные партии, например, СПС в этих условиях переориентировались на популизм: партийные лозунги нивелировались и стали условно-левацкими — такими же, как у всех остальных российских партий. Деятельность СПС подвергается резкой критике со стороны партии «Гражданская сила», которая заявляет о своей приверженности либеральной идеологии.
По мнению другой либеральной партии «Яблоко», СПС находится под полным контролем властей и поддерживает их политику. «Яблоко» также считает, что в 2000 году СПС поддержал кандидатуру Путина, отказавшись от выдвижения единого кандидата; члены СПС, стремясь сохранить посты и доходы, поддерживают власть в ряде её информационных мероприятий; в 1996 году представители будущего СПС использовали цензуру и фальсификации против оппозиции, поддерживая Ельцина; СПС поддерживала политику криминальной приватизации и залоговых аукционов; СПС неоднократно обманывала граждан. На этом основании «Яблоко» отказалось от объединения с СПС. Это лишь один из наглядных примеров разобщенности либерального движения в России. Итак слабые либеральные силы никак не могут прийти к консолидации.
Если говорить о России, то вряд ли можно всерьез считать политическими партиями не поддерживаемые населением либеральные организации, не способные формировать правительство и достигать, таким образом, необходимой полноты государственной власти в стране.
Указанная нечеткость, размытость идейно-политических принципов и ориентаций находит свое карикатурное воплощение в деятельности другой партии – ЛДПР. Несмотря на название, вряд ли кто сумеет определить ее идеологическое лицо. Её лидер В.В. Жириновский способен делать заявления любого рода: от крайне левых до крайне правых, смотря по обстоятельствам.
Вполне очевидно, что подобное ложное позиционирование и идейная самопрезентация партий не только дезориентируют избирателей, но, в конечном счете, негативно сказываются на действенности в России партийной системы и политической системы в целом. Особенно если учесть идеологическую аморфность, вялость политических позиций многих других либеральных партий, суть которых можно выразить анекдотичным призывом «быть здоровым и богатым, а не бедным и больным». Такие партии идеологически неотличимы друг от друга не только для избирателей, но даже для политических аналитиков. И это не удивительно, если учесть, что нередко авторство их политических программ принадлежит наемным «идеологам».
Заключение
Итак, многопартийность, рожденная в ходе перестройки в суровой политической борьбе, сегодня находится под угрозой. Одной из серьезных проблем современного этапа общественного развития стало изменение истинного смысла многих понятий, характеризующих политические и социальные процессы. К таким понятиям относятся, прежде всего «демократия», «политика», «политическая партия», положительное содержание которых явно утрачивается, а отношение к ним населения становится все более негативным. Немаловажным фактором этого процесса является усиливающееся отчуждение большинства народа от власти, утрата возможности влиять на ее решения. «Демократические» выборы в России становятся все менее массовыми, а современные выборные технологии все более являются способом манипулирования сознанием масс.
Если говорить о России, то гражданские свободы, альтернативные выборы, реальная многопартийность, казалось, должны были автоматически устранить политическое доминирование бюрократии. Однако развитие России в 1990-е -2000-е гг. годы и, в частности, возникновение такого феномена, как "партия власти", продемонстрировали способность значительной части чиновничества использовать в собственных интересах новые институты и воспроизводить с их помощью свое преобладание в политической элите.
Сущность и цели современного государства заключаются в обеспечении и регулировании деятельности всех общественных, политических институтов и структур. Реализуя эту функцию, государство должно принимать нормы, определяющие демократический порядок работы политических партий, союзов, ассоциаций, их взаимоотношения с государством и друг с другом.
Литература
Дюверже М. Политические партии. - М., 2001. – 429 с.
Иноземцев В. Природа и перспективы путинского режима // Свободная мысль. – 2007. - № 2. – С.39-50.
Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - С.72-82.
Иноземцев В. «Демократическая перспектива для России не просматривается» // Неприкосновенный запас. – 2008. - № 1.
Институциальная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России / под ред. С.В. Патрушева. М.: ИСП РАН, 2006. – 590 с.
Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы // Полис. - 2004. - № 4. – С.23-30.
Карозерс Т. Ошибка теории «поэтапной демократизации» // Pro et contra. – 2007. – Том.11. – С.85-102.
Кива А. Какой режим формируется в России // Свободная мысль. – 2007. - № 12. - С.5-16.
Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. - 2005. - № 6.
Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социс. - 2006. - № 1. - С.3 – 19.
Лимонка (газета НБП).- 2009. - № 334 // http://limonka.nbp-info.ru/list.php.
Макаренко Б. Шансы перехода к демократии // Полис. 2007. № 3. – С.34 -40.
Манан П. Нельзя смешивать понятия нации и демократии // Свободная мысль. – 2007. - № 8. – С.5-16.
Петухов В.В. Демократия участия и политическая трансформация России. М.: Академия, 2007. – 309 с.
Политология. Под ред. М.А. Василика, - М., 2007. – 432 с.
Рябов А. Демократы и демократия в посткоммунистической России // Знамя. – 2008. - № 9.
Сохань И.П. Деспотия демократии // Социс. - 2008. - № 3. - С.110-119.
Суханова М.И. Зачем России две либеральные партии? //  Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 61-70. 
Фишман Л. Нравственное значение нашей «революции» // Свободная мысль. – 2008. - № 1. – С.49-60.

См.: Дюверже М. Политические партии. - М., 2001. – С.123.
Политология / Под ред. М.А. Василика, - М., 2007. – С.321.
См.: Дюверже М. Политические партии. - М., 2001. – С.12.
Там же.
Там же. – С.48.
См.: Ильин И.А. О воспитании национальной элиты.- М., 2001. – С.13.
См.: Ильин И.А. О воспитании национальной элиты.- М., 2001. – С.13, 19, 112, 220.
Лимонка.- 2009. - № 334 // http://limonka.nbp-info.ru/list.php.
См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 94 с.
См.: Политология. Учебник для вузов. Под ред. А.И. Кравченко. М., 2007. – С. 98.

См.: Макаренко Б. Шансы перехода к демократии // Полис. 2007. № 3. – С.34.
Там же.
См.: Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - С.72.













2

1.Дюверже М. Политические партии. - М., 2001. – 429 с.
2.Иноземцев В. Природа и перспективы путинского режима // Свободная мысль. – 2007. - № 2. – С.39-50.
3.Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - С.72-82.
4.Иноземцев В. «Демократическая перспектива для России не просматривается» // Неприкосновенный запас. – 2008. - № 1.
5.Институциальная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России / под ред. С.В. Патрушева. М.: ИСП РАН, 2006. – 590 с.
6.Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы // Полис. - 2004. - № 4. – С.23-30.
7.Карозерс Т. Ошибка теории «поэтапной демократизации» // Pro et contra. – 2007. – Том.11. – С.85-102.
8.Кива А. Какой режим формируется в России // Свободная мысль. – 2007. - № 12. - С.5-16.
9.Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. - 2005. - № 6.
10.Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социс. - 2006. - № 1. - С.3 – 19.
11. Лимонка (газета НБП).- 2009. - № 334 // http://limonka.nbp-info.ru/list.php.
12.Макаренко Б. Шансы перехода к демократии // Полис. 2007. № 3. – С.34 -40.
13.Манан П. Нельзя смешивать понятия нации и демократии // Свободная мысль. – 2007. - № 8. – С.5-16.
14.Петухов В.В. Демократия участия и политическая трансформация России. М.: Академия, 2007. – 309 с.
15.Политология. Под ред. М.А. Василика, - М., 2007. – 432 с.
16.Рябов А. Демократы и демократия в посткоммунистической России // Знамя. – 2008. - № 9.
17.Сохань И.П. Деспотия демократии // Социс. - 2008. - № 3. - С.110-119.
18.Суханова М.И. Зачем России две либеральные партии? //
Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 61-70.
19.Фишман Л. Нравственное значение нашей «революции» // Свободная мысль. – 2008. - № 1. – С.49-60.

Вопрос-ответ:

Что такое политическая партия и какие функции она выполняет?

Политическая партия - это организация, объединяющая группу людей с общими политическими целями и идеями. Она выполняет такие функции, как представление интересов своих членов, формирование и выражение политической воли, участие в выборах и государственном управлении.

Какие особенности характерны для политического спектра в России?

Политический спектр в России отличается особенностями, включающими доминирующее положение партии власти, слабое разделение на правые и левые партии, а также ограниченный выбор политических альтернатив. Более консервативные либеральные и националистические силы также присутствуют в российском политическом пространстве.

Как формировалась многопартийность в России?

Многопартийность в России формировалась в период после распада Советского Союза. В начале 1990-х годов были созданы первые политические партии, а в 1993 году была принята Конституция, признающая право граждан на создание партий. В результате, на сегодняшний день в России существует большое количество политических партий различной направленности.

Каковы перспективы российской многопартийности?

Перспективы российской многопартийности могут быть разнообразными. Некоторые эксперты полагают, что российская многопартийность будет развиваться и укрепляться, придавая больше веса различным политическим альтернативам. Другие считают, что в условиях сильного влияния партии власти, борьба между партиями может быть ограничена, и перспективы развития многопартийности будут ограничены.

Какие методы воздействия на электорат используются политическими партиями в России?

Политические партии в России используют различные методы воздействия на электорат, включая проведение агитационной кампании, использование массовых коммуникационных средств, организацию мероприятий и митингов, а также разработку и распространение программ и обещаний. Однако, некоторые из этих методов еще не достигли совершенства и не всегда позволяют полностью убедить избирателей в правоте идеологии партии.

Что такое многопартийность и какая роль политических партий в ней играют?

Многопартийность - это политическая система, в которой существует несколько различных политических партий, имеющих право на участие в выборах и представление своих идей и программ. Политические партии играют важную роль в многопартийности, так как они представляют различные социальные группы и интересы, формулируют программы и конкурируют друг с другом за голоса избирателей. Они также являются инструментом мобилизации и организации политической активности.

Какие особенности политического спектра в России?

Политический спектр в России отличается от других стран своими особенностями. В России существует большое количество политических партий, представляющих широкий спектр идей и интересов. Однако, большинство из них не получают значительной поддержки избирателей или ограничены в своей деятельности. Вместо этого, политическая система России доминируется одной партией, находящейся у власти уже долгое время.

Как формировалась многопартийность в России?

Многопартийность в России формировалась после распада Советского Союза в 1991 году. В течение 1990-х годов, партийная система была очень фрагментированной, с большим количеством маленьких и непрочных партий. В последующие годы, происходили слияния и вытеснения партий, и сейчас в России осталось небольшое число крупных партий.

Каковы перспективы многопартийности в России?

Перспективы многопартийности в России неоднозначны. Несмотря на то, что формально в России существуют различные политические партии, на практике одна партия, находящаяся у власти, контролирует большую часть политической сферы. Российская политическая система также испытывает проблемы коррупции и ограничения политической свободы. Однако, надежда на развитие российской многопартийности остается, особенно при условии изменения политической ситуации и внутренних реформ.