Формирование экологии культуры молодёжи средствами социально-культурной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.09.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Экологическая культура молодежи
1.Экологическая культура, просвещение
2. О мировоззрение современного молодого человека
3. Экологическое образование и воспитание
4. Волонтерство. Гринпис, Волонтерская организация Санкт-Петербурга, экологическое движение «Мусора больше нет»
Заключение
Литература





Фрагмент для ознакомления

- Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
- Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство, с другой стороны, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
- Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Существует несколько различных видов волонтерства:
- Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
- Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
- Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития. (Пример - Изентаев, на общественных началах возглавляет Комитет Жокаргы Кенеса РК по общественным объединениям и местному самоуправлению.)
- Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов:
- Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества.
- Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством. (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.)
В настоящий момент, когда проблемы охраны окружающей среды требуют немедленного решения, очень значимой является работа волонтеров в экологических и природоохранных организациях. Чем выше становится благосостояние жителей России, тем больше городов задыхается от выхлопных газов автомобилей, работающих на полную мощность заводов и полигонов с бытовыми отходами, все ближе подступающих к границам мегаполисов. Человечество активно развивает материальное производство, использует больший объем ресурсов, нарушая баланс между людьми и природой.
Гринпис
Если не действовать сейчас, потом может быть поздно. Это понимали несколько активистов, в 1971 году отправившихся в плавание на небольшом рыболовецком судне, чтобы предотвратить ядерные испытания на Аляске. Так началась история всемирно известной природоохранной организации Гринпис (Greenpeace). Сегодня Гринпис – мощная международная сила, опирающаяся на поддержку более 2.5 млн. человек, из них 12 тысяч в России. Более чем в 40 странах мира открыты отделения Гринпис. Организация объединяет людей, живущих на разных континентах, с различным цветом кожи, говорящих на множестве языков и имеющих общее увлечение и единую миссию – сохранение жизни на Земле во всем ее многообразии. В нашей стране Гринпис появился в 1988 году. В России Гринпис содействует сохранению последних уголков нетронутой природы, борется с ядерной опасностью, стремится устранить угрозы, вызванные химическим и генетическим загрязнениями, работает по спасению озера Байкал. У Гринпис России 12 тысяч сторонников, которые разделяют наши взгляды и поддерживают организацию финансово. Самые активные из них становятся волонтерами и поддерживают Гринпис своими знаниями и действиями. Непосредственная помощь волонтеров очень необходима организации в ее важном деле спасения природы.
Основными направлениями деятельности волонтеров в Гринпис являются:
экологические инспекции (выявление незаконных рубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок мусора и пр.);
участие в акциях (по посадке деревьев, уборке мусора и пр.);
проведение информационных столов;
участие в акциях протеста;
участие в просветительской работе и информационных программах (проведение занятий в школе, организация семинаров и т.п.);
сбор подписей под обращениями к представителям власти;
помощь в офисе (сбор и систематизация информации, помощь в почтовой рассылке и пр.).
Волонтерская служба Санкт –Петербурга
В последние годы все более активно развивается и волонтерская служба в России. Возникла такая организация и в Санкт-Петербурге, у нее есть свой сайт ……Организация определяет свои цели так:
«Мы представляем студенческую региональную благотворительную общественную организацию Волонтерская служба. Наша цель - привлечь молодежь к организации и участию в благотворительных акциях, позволяя развивать инициативность и ответственность за происходящее в обществе вокруг, а так же раскрывая новые горизонты в понимании того, как живет это общество на основе реального опыта. В этой рассылке мы будем информировать вас о происходящих и готовящихся благотворительных акциях и целых проектах, новых идеях и потребностях наших волонтеров и сотрудничающих с нами организаций, неформальных встречах и заседаниях нашего клуба и некоторыми новостями, происходящими в мире в нашем ключе. Поле деятельности очень большое и вы можете стать волонтером, взяв на себя какую-то часть этой рассылки - например, перевод некоторых новостей или оформление или что-либо еще. Помните, Ваша инициатива у нас всегда приветствуется! You are wellcome!»
Одним из направлений деятельности организации является – экологическая деятельность. Организацией был разработан проект «5 элементов» - экологический проект, направленный на изменение сознания людей в позитивную сторону относительно окружающей среды. В частности в рамках данного проекта проводятся различные акции, такие как «Жвачное искусство» Акция «Жевательные картинки» задумана с целью привлечь внимание молодёжи к такой проблеме, как загрязнение улиц города, а также полов и мебели в школах, университетах и детских садах. В ВУЗах Петербурга были установлены плакаты с контурами рисунков, на которые каждый студент мог приклеить свою жвачку вместо того, чтобы выплюнуть её на асфальт, таким образом, получились картины. Цель акции: обратить внимание людей на то, как сильно загрязнены тротуары жевательной резинкой. Акция освещалась на телеканале MTV.
Недавно от возникла еще одна волонтерская организация «Мусора больше нет» (http://musora.bolshe.net). Цель движения «Мусора больше нет» « что бы не было мусора: на газонах и во дворах, в парках, лесах, на полях и полянах, на пляжах и тротуарах, детских площадках. Мусор должен быть в урнах, мусорных баках и на станциях переработки мусора». Цели движения:
- поиск движений и организаций , занимающихся сходной деятельностью
- проведение акций по уборке мусора
- обращение внимание и делать замечания тем, кт мусорит
- освещать деятельность движения в СМИ и Интернете
- привлечение новых добровольцев.
Хочется отметить, что подобных движений становится все больше, все больше молодых людей вовлекается в экологическое движение.







Заключение
Человеческая цивилизация находится ныне как бы на распутье. Традиционно сложившиеся в культуре ориентации и установки, исследовательские программы, познавательные модели, ценностные приоритеты и деятельностные регулятивы уже не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Новые же установки, вызванные веяниями современности, только начинают вырисовываться. Их поиск отягощен ситуацией глубокого, глобального кризиса в культуре, катастрофическим состоянием отношений общества и природы, кризисом норм и идеалов в науке, искусстве, политике, праве, педагогике, мировоззрении в целом.
Поиск новых регулятивов культуры, которые бы определили стратегию дальнейшего развития человечества, носит в наши дни не только теоретический, но и острейший смысложизненный практический характер. Вклад в этот процесс вносит, вполне естественно, вся совокупная общественная мысль нашего времени. Однако при этом весьма большое место занимает в нем современная теоретическая и практическая педагогика.
В системе традиционной культуры педагогика традиционно занимала устойчивое почетно-консервативное место. Подрастающему поколению давались в знании уже апробированные. принятые человеческим сообществом в качестве парадигмальных нормы, идеалы, принципы, мировоззренческие ориентиры.
Наше неоклассическое время все перевернуло в этом неспешном, процессе. Речь ныне идет не просто о том или ином качестве жизни. Речь идет о выживании человечества и сохранение на планете Земля жизни как таковой. У человечества нет времени на ожидание того, когда новые нормы и идеалы культуры станут общепризнанными.
Скорейшим и наиболее коротким путем для решения этой задачи является формирование новых мировоззренческих ориентации через действующую систему воспитания и образования молодежи. Для этого надо кардинальным образом изменить установки и принципы этой системы воспитания и образования. Можно сказать, что на современную начальную, среднюю и высшую школу, всю систему воспитания и образования ложится ныне задача принципиальной и фундаментальной важности: не только отражать в системе воспитания и образования сложившиеся нормы и стереотипы общественного развития, но и возглавить инновационный процесс формирования новой парадигматики современной культуры, осуществить становление системы опережающего образования.
Это сложнейшая и очень трудно решаемая задача, учитывая стереотипы общественного сознания, коренные закономерности соотношения бытия и мышления. Однако без ее решения человечеству не выжить. Поэтому так важно сейчас улавливать и поддерживать любые начинания, предпринимаемые в этом направлении.















Литература
1.Биджиева Р. У, Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис.... канд, философ, наук.-М., 1981.
2.Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
3.Вернандский В.И. Биосфера и ноосфера .- М.:Владос, 2003
4.Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6тт. Т.2 .- М.Просвещение, 1982
5.Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособ..- М.: Юрайт, 2001

6. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология.- М.: ИФ РАН, 2002

7. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону:Феникс, 1996.
8. Дрегало А.А. Социальная защита: общественная потребность и принципы перестройки. //Экология человека.- 1994.- № 1.
9. Захлебный А.Н.  На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
10. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.
11. Карпинская Р.С. идр. Философия природ:коэволюционная стратегия.- М., 1995
12. Клейберг Ю.А. Социоэкология личности: социальная среда – личность – стресс. // Социальные процессы. – Кемерово, 1996. – С. 52-54.
13. Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологичских представлений//Вопросы психологии. - 1998. -№ 1.-С. 65-75.
14. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
15.Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., 1995
16. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования//Экологическое образование и устойчивое развитие .- М., 1995
17. Маринченко А. В. Экология: учебное пособие для вузов по техническим направлениям и специальностям/ А. В. Маринченко.- М.: Дашков и К;2007
18. Мягков С.М. Социальная экология. Этнокультурные основы устойчивого развития.- М.: НИиПИ экологии города, 2001
19. Протасов, В. Ф. Экология, охрана природы : законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, эколог. доктрина, Киотский протокол, термины и понятия, эколог. право : учеб. пособие / В. Ф. Протасов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Финансы и статистика, 2006
20. Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. Пособие.- М.: Академия, 2000
21. Социология молодежи//Под ред. В.Т. Лисовского .- СПб:Питер, 1996
22. Тощенко Ж. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 1998
23. Турен А. Сможем ли мы жить вместе?//Вопросы философии – 1998 .- №2 .- с.8-10
24. Философия экологического образования/под ред Лисеев И.К. .- М.:Прогресс-Традиция, 2001
25.Хесле В. Философия и экология.- М.:Наука, 1993
26. Шадже А. Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества // Социально-политический журнал.- 1996.- № 6.
27. Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973

28. Экология - экономика - политика. // Кондратов В.К. и др. - СПб.: СПбНЦ РАН, 1996. - 827 с
29. Экология: безопасность науки.: Сб. ст. // Под. ред. З Тагирова. - Казань: Экополис, 1998. - 183 с.
30. Экология : учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Денисова испр. и доп. - М.- Ростов н/Д: МарТ, 2006.




Философия экологического образования/под ред Лисеев И.К. .- М.:Прогресс-Традиция, 2001.- с. 154

Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. Пособие.- М.: Академия, 2000.- с.167

Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. Пособие.- М.: Академия, 2000.- с.168

Философия экологического образования/под ред Лисеев И.К. .- М.:Прогресс-Традиция, 2001.- с.213

Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. Пособие.- М.: Академия, 2000.-с.168

Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. Пособие.- М.: Академия, 2000 .- с.170













5

Литература
1.Биджиева Р. У, Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис.... канд, философ, наук.-М., 1981.
2.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
3.Вернандский В.И. Биосфера и ноосфера .- М.:Владос, 2003
4.Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6тт. Т.2 .- М.Просвещение, 1982
5.Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособ..- М.: Юрайт, 2001

6. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология.- М.: ИФ РАН, 2002

7. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону:Феникс, 1996.
8. Дрегало А.А. Социальная защита: общественная потребность и принципы перестройки. //Экология человека.- 1994.- № 1.
9. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
10. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.
11. Карпинская Р.С. идр. Философия природ:коэволюционная стратегия.- М., 1995
12. Клейберг Ю.А. Социоэкология личности: социальная среда – личность – стресс. // Социальные процессы. – Кемерово, 1996. – С. 52-54.
13. Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологичских представлений//Вопросы психологии. - 1998. -№ 1.-С. 65-75.
14. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
15.Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., 1995
16. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования//Экологическое образование и устойчивое развитие .- М., 1995
17. Маринченко А. В. Экология: учебное пособие для вузов по техническим направлениям и специальностям/ А. В. Маринченко.- М.: Дашков и К;2007
18. Мягков С.М. Социальная экология. Этнокультурные основы устойчивого развития.- М.: НИиПИ экологии города, 2001
19. Протасов, В. Ф. Экология, охрана природы : законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, эколог. доктрина, Киотский протокол, термины и понятия, эколог. право : учеб. пособие / В. Ф. Протасов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Финансы и статистика, 2006
20. Ситаров В.А. , Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. Пособие.- М.: Академия, 2000
21. Социология молодежи//Под ред. В.Т. Лисовского .- СПб:Питер, 1996
22. Тощенко Ж. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 1998
23. Турен А. Сможем ли мы жить вместе?//Вопросы философии – 1998 .- №2 .- с.8-10
24. Философия экологического образования/под ред Лисеев И.К. .- М.:Прогресс-Традиция, 2001
25.Хесле В. Философия и экология.- М.:Наука, 1993
26. Шадже А. Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества // Социально-политический журнал.- 1996.- № 6.
27. Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973

28. Экология - экономика - политика. // Кондратов В.К. и др. - СПб.: СПбНЦ РАН, 1996. - 827 с
29. Экология: безопасность науки.: Сб. ст. // Под. ред. З Тагирова. - Казань: Экополис, 1998. - 183 с.
30. Экология : учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Денисова испр. и доп. - М.- Ростов н/Д: МарТ, 2006.




Вопрос-ответ:

Что такое экологическая культура молодежи?

Экологическая культура молодежи - это совокупность знаний, убеждений, ценностей, норм, принципов и поведенческих моделей, которые направлены на формирование экологической осознанности и ответственности у молодежи.

Каким образом формируется экологическая культура молодежи?

Экологическая культура молодежи формируется с помощью социально-культурной деятельности, которая включает в себя различные мероприятия, такие как экологические акции, кружки, тренинги, конференции и другие формы обучения и взаимодействия.

Какие вопросы мировоззрения важны для современной молодежи?

Важными вопросами мировоззрения для современной молодежи являются осознание неотъемлемой связи между человеком и природой, понимание значимости бережного отношения к окружающей среде, а также осознание глобальных экологических проблем и поиск путей их решения.

Какая роль играет экологическое образование и воспитание в формировании экологической культуры молодежи?

Экологическое образование и воспитание имеют важное значение в формировании экологической культуры молодежи, так как они способствуют расширению знаний о природе, развитию экологического мышления, формированию экологических ценностей и навыков устойчивого поведения в повседневной жизни.

Какую роль играет волонтерство в формировании экологической культуры молодежи?

Волонтерство играет важную роль в формировании экологической культуры молодежи, так как позволяет молодым людям активно участвовать в различных экологических проектах, добровольчески оказывать помощь в охране окружающей среды, и тем самым вносить положительный вклад в экологическую сферу общества.

Как можно формировать экологию культуры молодежи с помощью социокультурной деятельности?

Существует несколько способов формирования экологии культуры молодежи с помощью социокультурной деятельности. Один из них - проведение экологических мероприятий и акций, таких как посадка деревьев, уборка мусора, организация экологических выставок и концертов. Такие мероприятия помогают привлечь внимание молодежи к проблемам окружающей среды и воспитывают у них ответственное отношение к природе.

Что такое экологическая культура и почему она важна для молодежи?

Экологическая культура - это система ценностей, знаний и навыков, связанных с охраной окружающей среды. Она включает в себя понимание взаимосвязи всех живых организмов и призывает к устойчивому использованию ресурсов планеты. Экологическая культура важна для молодежи, потому что она помогает им осознать свою роль в сохранении природы и приобрести навыки, необходимые для решения экологических проблем.

Можете ли вы рассказать о мировоззрении современного молодого человека в отношении экологии?

У молодых людей современного времени мировоззрение в отношении экологии часто связано с осознанием необходимости бережного отношения к окружающей среде и признанием важности экологических проблем. Молодежь все чаще выступает в поддержку эко-движений и готова внести свой вклад в решение экологических проблем, осознавая, что их будущее зависит от состояния окружающей среды.

Как экологическое образование и воспитание могут помочь формированию экологической культуры у молодежи?

Экологическое образование и воспитание играют важную роль в формировании экологической культуры у молодежи. Они помогают передать знания о пользе заботы о природе, о взаимосвязи всех живых существ и о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду. Также через экологическое образование и воспитание молодежь приобретает практические навыки по устойчивому использованию ресурсов и решению экологических проблем.

Как можно формировать экологию культуры молодежи с помощью социально-культурной деятельности?

Экологию культуры молодежи можно формировать с помощью социально-культурной деятельности путем организации экологических мероприятий, вовлечения молодежи в реализацию экологически значимых проектов, проведения образовательных программ по экологии, создания экологических клубов и организаций.

Что такое экологическая культура и как ее можно просветить среди молодежи?

Экологическая культура - это система знаний, ценностей, навыков и норм поведения, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды. Ее можно просветить среди молодежи путем проведения экологических образовательных программ, организации экологических акций и мероприятий, использования средств массовой информации и социальных сетей, привлечения известных экологов и активистов для рассказа о важности экологической культуры.