Управление собстенным капиталлом коммерческого банка
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 Теоретические основы управления собственным капиталом банка
1.1 Понятие, функции и источники собственного капитала банка
1.2 Управление собственным капиталом
2 Анализ политики формирования ё и управления собственным капиталом банка (на примере Сбербанка России)
2.1 Общая оценка состава и структура собственного капитала банка Сбербанка России
2.2 Анализ политики Сбербанка России по формированию и управлению собственным капиталом
3 Проблемы управления собственным капиталом банка
Заключение
Список использованных источников
В современных условиях основными источниками формирования собственного капитала коммерческого банка являются: уставный капитал; резервный фонд; эмиссионный доход; фонды специального назначения и накопления, в той части, использование которой не приводит к уменьшению имущества банка; прирост стоимости, полученной от переоценки имущества, неиспользованная прибыль прошлых лет и текущего года, субординированные кредиты (депозиты).
3 Проблемы управления собственным капиталом банка
Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров.
Российская практика пока не создала достаточно эффективного инструментария планирования и управления собственным капиталом. Постоянные изменения в области нормативного регулирования и в состоянии финансовых рынков не позволяют оценить результативность принимаемых управленческих решений. В Сбербанке России работа по управлению капиталом ограничивается выполнением требований надзорных органов, руководство часто не видит самостоятельного объекта управления в том, что объединяется в понятии собственного капитала, однако именно Сбербанк России наиболее успешно справляется с данными вопросами, нежели другие банки.
Значительный опыт управления капиталом накоплен мировой банковской практикой. Однако используемые приемы и методы приспособлены к условиям развитой банковской системы и не могут быть прямо перенесены на российские банки, в частности Сбербанк России.
Объектами управления являются: абсолютная величина собственного капитала, соотношение между капиталом 1 и 2 уровней, структура по элементам внутри каждого уровня, затраты на формирование и рентабельность капитала.
В последние годы банки всего мира испытывают все большую необходимость и увеличение объема капитала для поддержания роста активов и уменьшения уровня риска для вкладчиков, данной политики придерживается и Сбербанк России.
Сбербанк России применяет практику планирования капитала, но все они преимущественно включают следующие основные этапы:
разработка общего финансового плана;
определение величины капитала, необходимого банку с учетом его целей, предполагаемых новых услуг, приемлемой степени подверженности риску, условий государственного регулирования;
определение величины капитала, которую можно привлечь за счет внутренних источников;
определение величины капитала за счет внешних источников;
оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источникам капитала.
Планирование собственного капитала Сбербанка России осуществляется на основе общего финансового плана, хотя ограничения в области капитала могут значительно повлиять на окончательный вариант принятой стратегии банка. Планированию капитала предшествуют разработки по определению темпов роста активных операций Сбербанка России и их структуры, т.е. составляется прогнозный баланс активных операций.
На следующем этапе определяются необходимые источники финансирования активных операций, прогнозируется размер и источники привлеченных средств (депозитные и недепозитные), оценивается состав активов по степени риска, исходя из стратегии банка. Эти данные являются необходимой исходной базой для составления плана доходов банка с учетом различных сценариев движения процентных ставок и прогнозируемого уровня непроцентных доходов и затрат. На основе прогноза выплаты дивидендов определяется вероятный размер внутреннего генерируемого капитала, т.е. сумма прибыли, которая может быть направлена на прирост собственного капитала. Исходя из планируемого роста активов, рассчитывается необходимая величина капитала, привлекаемого за счет внешних источников.
Источники прироста банковского капитала традиционно делятся на:
1. Внутренние (прибыль, переоценка фондов)
2. Внешние.
1. Внутренние источники. Соотношение между этими источниками нередко определяется Сбербанком России и его стратегией. Сбербанк России имеет доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеет возможность выпускать обыкновенные и привилегированные акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. При этом отметим, что в отличии от Сбербанка России - у небольших банков такие возможности весьма ограничены. Они, как правило, не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответствующей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связанно с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим банкам больше приходиться полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала. Рассмотрим более подробно названые источники прироста капитала, их преимущества и недостатки.
Источники собственного капитала для банка:
- накопление прибыли в виде различных фондов или в нераспределенном виде. Это нередко самый легкий и наименее дорогостоящий метод пополнения капитала, особенно для Сбербанка России, деятельность которых характеризуется высокой нормой прибыли. Кроме того, привлечение капитала за счет внутренних источников не несет в себе угрозы потери контроля над банком существующими акционерами и снижения доходности их акций. Недостатком такого внутреннего способа увеличения капитала является то, что прибыль, направляемая на прирост капитала, полностью облагается федеральными налогами.
- изменений экономических условий, процентных ставок, валютного курса и т.д., т.е. изменения которыми банк не имеет возможности прямо управлять.
- является результат его кредитной, инвестиционной, финансовой и дивидендной политики, поэтому итоги деятельности могут привести как к увеличению собственного капитала, так и к его сокращению вследствие убытков.
Величина прибыли, остающейся в распоряжении Сбербанка России, имеет первостепенное значение для управления капиталом банка. Низкий уровень прибыли ведет к медленному росту внутренних источников капитала, повышая тем самым риск банкротства и сдерживая рост активов и соответственно доходов. В то же время высокие дивиденды ведут к росту курсовой стоимости акций Сбербанка России, что облегчает наращивание капитала, приводит к снижению выплачиваемых дивидендов. В то же время высокие дивиденды ведут к росту курсовой стоимости акций Сбербанка России, что облегчает наращивание капитала за счет внешних источников. Дивиденды в этом случае выполняют двойную функцию: увеличивают доходы имеющихся акционеров и облегчают наращивание капитала путем дополнительного выпуска акций.
В настоящее время предпочтительным было бы большую часть прибыли направлять на прирост капитала, т.е. выплачивать дивиденды в минимальных размерах или вообще отказаться от их выплат. Однако многие акционеры могут предпочесть немедленное увеличение текущих дивидендов возможным будущим доходам.
Оптимальной дивидендной политикой будет та, которая максимизирует рыночную стоимость инвестиций акционеров. Банк сможет привлекать новых акционеров и сохранять старых, если доходность акционерного капитала, по крайней мере, равна доходности инвестиций в другие сферы бизнеса с той же степенью риска.
В условиях развитого рынка важной задачей для Сбербанка России является выработка стабильной дивидендной политики. Когда доля дивидендов поддерживается на относительно постоянном уровне, инвесторы рассматривают их как достаточно стабильные доходы и банк выглядит для них более привлекательно.
Решающим фактором, влияющим на управленческое решение Сбербанка России о приемлемой доле удержания прибыли и доле дивидендов, является планируемый рост активов. Банк не может допустить чрезмерного снижения отношения величины собственного капитала к сумме активов. Другими словами, необходимо рассчитать, как быстро должна расти прибыль банка, чтобы обеспечить неизменным отношение собственного капитала к активам, если банк продолжает платить дивиденды своим акционерам по постоянной ставке.
Прирост стоимости имущества за счет переоценки собственных зданий и оборудования является существенным источником капитала для Сбербанка России, имеющего вложения в недвижимость с повышающейся ценой. Однако этот источник не является достаточно надежным, так как стоимость материальных активов подвержена значительным колебаниям особенно в условиях нестабильной экономики.
Сбербанк России, растущий быстро, чем это позволяет норма внутреннего роста капитала, должны привлекать дополнительный капитал из внешних источников.
2. Внешние источники прироста собственного капитала банка выступают:
-продажа обыкновенных и привилегированных акций,
-продажа активов,
-аренда некоторых видов основных фондов, в частности принадлежащих банку зданий,
- реорганизация банков в форме слияния и присоединения.
Выбор одного из указанных способов зависит главным образом от того, какой эффект это будет иметь по отношению к доходам акционеров, который обычно измеряется прибылью на одну акцию. Другими важными факторами, которые должны быть учтены руководством, являются:
относительные издержки, связанные с каждым источником капитальных средств (включая процентные расходы, расходы и комиссионные платежи по размещению ценных бумаг, а также инспекционные расходы);
влияние на собственность и контроль за деятельностью банка существующих и потенциальных акционеров;
относительный риск, связанный с каждым источником капитала;
общая подверженность банка риску, выражаемая такими показателями, как соотношение совокупного объема выданных кредитов и активов банка, либо депозитов, либо капитала банка;
сила и слабость рынков капитала, на которых может осуществляться привлечение новых капитальных средств;
регулирующие нормативные акты, касающиеся как объема, так и структуры собственного капитала.
Заключение
Таким образом, проведя анализ данной работы следует отметить следующее. Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка.
Анализ структуры источников собственных средств Сбербанка России показал, что преобладающая доля в структуре собственных средств банка на 01.01.2010г. приходится на фонды и нераспределенную прибыль прошлых лет, за анализируемый период сумма увеличилась на 36 %.
В настоящее время важной проблемой банковской практики является вопрос эффективного управления банковскими ресурсами. Эффективное использование ресурсов банка представляет из себя процесс, предполагающий анализ, обработку и накопление информации о тенденциях на рынке в конкретный промежуток времени с целью принятия на основании данной информации грамотных решений по направлениям размещения свободных собственных и привлеченных средств с учетом возможных рисковых потерь, направленных на повышение доходности банковского портфеля.
Список использованных источников
Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности»
Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Афанасьев А.А. Коммерческие банки на рынке производственных финансовых инструментов: методология, риски, регулирование. – Владивосток: ДВГАЭУ, 2008. – 306с.
Банковское дело: стратегическое руководство/ Под ред. Тамилова М.Н. - М.: Консалт - банкинг,2009. – 414 с.
Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 252с.
Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.
Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб. : Питер, 2009. - 302 с.
Белоглазова Г. Н. Банковское дело: орг. деятельности коммер. банка. - М. : Высш. образование, 2009. - 422 с.
Буевич С. Ю. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М. : Экономистъ, 2008. - 235 с.
Маренков Н. Л. Банковский маркетинг. - М.: Флинта, 2008. - 266 с.
Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
www.sbrf.ru
www.invest.btabank.ru
www.bankir.ru
www.rbc.ru
www.kommersant.ru
www.uficon.ru
3
0
100
200
300
400
500
600
700
800
900
01.01.2008
01.01.2009
01.10.2009
Series1
0
20
40
60
80
100
120
млрд.долл.
01.01.2007г.
01.01.2008г.
01.01.2009г.
01.01.2010г.
1.Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности»
2.Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
3.Афанасьев А.А. Коммерческие банки на рынке производственных финансовых инструментов: методология, риски, регулирование. – Владивосток: ДВГАЭУ, 2008. – 306с.
4.Банковское дело: стратегическое руководство/ Под ред. Тамилова М.Н. - М.: Консалт - банкинг,2009. – 414 с.
6. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 252с.
7. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.
8.Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб. : Питер, 2009. - 302 с.
9.Белоглазова Г. Н. Банковское дело: орг. деятельности коммер. банка. - М. : Высш. образование, 2009. - 422 с.
10.Буевич С. Ю. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М. : Экономистъ, 2008. - 235 с.
11.Маренков Н. Л. Банковский маркетинг. - М.: Флинта, 2008. - 266 с.
12.Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
13.www.sbrf.ru
14.www.invest.btabank.ru
15.www.bankir.ru
16.www.rbc.ru
17.www.kommersant.ru
18.www.uficon.ru
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы управления собственным капиталом банка рассматриваются в этом товаре?
В этом товаре рассматриваются теоретические основы управления собственным капиталом коммерческого банка.
Какие источники собственного капитала банка рассматриваются в этом товаре?
В этом товаре рассматриваются различные источники собственного капитала банка, включая эмиссию акций, прибыль и резервы банка.
Что такое управление собственным капиталом банка?
Управление собственным капиталом банка - это процесс планирования, контроля и принятия решений по использованию и распределению собственных средств банка для достижения максимальной эффективности и минимизации рисков.
Какую политику формирования и управления собственным капиталом банка рассматривает данный товар на примере Сбербанка России?
Данный товар рассматривает политику Сбербанка России по формированию и управлению собственным капиталом, включая оценку состава и структуры капитала, а также анализ и планирование его использования.
Какие проблемы управления собственным капиталом банка рассматриваются в данном товаре?
В данном товаре рассматриваются различные проблемы управления собственным капиталом банка, такие как определение оптимальной структуры капитала, контроль рисков и влияние внешних факторов на уровень капитала банка.
Какие функции и источники собственного капитала банка?
Функции собственного капитала банка включают обеспечение финансовой устойчивости, покрытие потенциальных убытков, поддержку банковской деятельности и привлечение доверия клиентов. Источники собственного капитала включают прибыль банка, уставный капитал, резервный капитал и дополнительные акции.
Как осуществляется управление собственным капиталом банка?
Управление собственным капиталом банка осуществляется через определение стратегии формирования и использования капитала, анализ состава и структуры капитала, контроль за достаточностью капитала и определение капиталовложений. Также важно оценивать эффективность использования капитала и принимать необходимые меры для улучшения его использования.
Какова политика Сбербанка России по формированию и управлению собственным капиталом?
Политика Сбербанка России по формированию и управлению собственным капиталом направлена на обеспечение финансовой устойчивости и роста банка. Банк активно формирует собственный капитал из прибыли, увеличивает уставный капитал и привлекает дополнительные инвестиции. Структура капитала Сбербанка России включает различные виды акций и резервный капитал.
Какая структура собственного капитала банка Сбербанка России?
Структура собственного капитала банка Сбербанка России включает уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, накопленную прибыль и другие резервы. Капитал банка представлен различными видами акций, в том числе привилегированными и обыкновенными акциями.
Какие проблемы могут возникнуть при управлении собственным капиталом банка?
При управлении собственным капиталом банка могут возникать проблемы недостаточности капитала, несоответствия структуры капитала требованиям регуляторов, падение рентабельности капитала, нерациональное использование капиталовложений и сложности в привлечении дополнительного капитала. Важно иметь стратегию по управлению капиталом и постоянно анализировать его состояние.
Какие есть источники собственного капитала банка?
Источниками собственного капитала банка могут выступать: акционерный капитал, прибыль, резервный фонд, нераспределенная прибыль, погашенные акции, излишки стоимости над стоимостью чистых активов после слияния банков и другие.
С чем связана политика формирования и управления собственным капиталом банка?
Политика формирования и управления собственным капиталом банка связана с рядом факторов: размером капитала, рисками, операционными потерями, финансовой устойчивостью, законодательством, требованиями регуляторов и прочими условиями рынка.