Особенности формирования и современные проблемы рынка труда в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика труда
  • 25 25 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 17.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Сущность, структура и функционирование рынка труда в России
1.1. Сущность рынка труда
1.2. Структура рынка труда
1.3. Особенности функционирования рынка труда
Глава 2. Правовое регулирования рынка труда в России
2.1. Перспективы рынка труда в России
2.2. Развитие рынка труда Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
развитие кадрового потенциала;
оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
стимулирование экономической активности населения;
повышение качества рабочих мест.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами;
совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;
совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;
реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.
С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

2.2. Развитие рынка труда Российской Федерации

В целях развития рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:
- формирование механизмов, мотивирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных программ содействия занятости населения;
- осуществление комплекса мер по регулированию рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
- осуществление дополнительных мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферах экономической деятельности, развития малого предпринимательства и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;
- осуществление комплекса мер по устранению экономических ограничений, сдерживающих перемещение российских граждан по территории страны (иногородних работников) в целях осуществления трудовой деятельности;
- использование информационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В целях решения проблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.
Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.





























Заключение

В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
В первой главе мы дали целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.
Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда. В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства. Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.
Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества


















Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Ст. 37, п. 1. Новосибирск: изд-во Сиб. унив., 2005. С.64.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2006. С. 5, 32.
Конвенция МОТ от 15 июня 1960 г. N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" // Дискриминация вне закона. М.: Юристъ, 2003. С. 256 - 258.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901);


Учебная литература:

Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;
Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991—2000 гг.). — М.:ГЕИС, 2002, С.14;
Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4—5;
Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 254;
Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. — М., 2000, С.111;
Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.146.

Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;

Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;

Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4.



Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4—5.


Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 254;

Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. — М., 2000, С.111;

Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 256;

Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.146.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901);













24

Учебная литература:

1.Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;
2.Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991—2000 гг.). — М.:ГЕИС, 2002, С.14;
3.Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2007 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4—5;
4.Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2005, С. 254;
5.Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. — М., 2000, С.111;
6.Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.146.

Вопрос-ответ:

Какова сущность рынка труда в России?

Сущность рынка труда в России заключается в взаимодействии между спросом на рабочую силу со стороны работодателей и предложением труда со стороны населения. На рынке труда происходит продажа и покупка рабочей силы, где работники предлагают свои услуги по труду, а работодатели выбирают наиболее подходящих соискателей для выполнения требуемой работы.

Какова структура рынка труда в России?

Структура рынка труда в России включает различные отрасли и секторы экономики, где требуются работники разного уровня квалификации и специализации. В сфере занятости можно выделить такие сегменты, как общественное питание, медицина, строительство, образование, информационные технологии и другие. Кроме того, на рынке труда существуют разные формы занятости, такие как работа по найму, предпринимательская деятельность и сезонная работа.

Каковы особенности функционирования рынка труда в России?

Особенности функционирования рынка труда в России включают высокую степень государственного регулирования, неравномерное распределение рабочей силы по территории страны, недостаток квалифицированных кадров в некоторых отраслях и регионах, а также высокую степень сезонности некоторых видов работы. Также на рынке труда существуют проблемы безработицы, неполной занятости и неравноправия в оплате труда в зависимости от пола и возраста.

Какие перспективы развития рынка труда в России?

Перспективы развития рынка труда в России связаны с модернизацией экономики, развитием инфраструктуры, улучшением образования и подготовкой кадров, а также созданием новых рабочих мест в сфере высоких технологий. Одной из важных задач является сокращение безработицы и неполной занятости, а также улучшение условий труда и социальной защиты работников.

Каковы основные проблемы современного рынка труда в России?

Одной из основных проблем современного рынка труда в России является высокая структурная безработица, когда спрос на определенные профессии превышает предложение, в то время как другие профессии испытывают перегруженность рабочей силой. Еще одной проблемой является низкий уровень занятости молодежи и женщин.

Какие особенности формирования рынка труда в России?

Одной из особенностей формирования рынка труда в России является наличие большого количества незаконного или неофициального труда. Это связано с высоким уровнем теневой экономики и недостатком социальной защищенности для работников. Также существует проблема несоответствия спроса на рабочую силу и предложения, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и низкой производительности труда.

Каковы перспективы развития рынка труда в России?

Перспективы развития рынка труда в России связаны с внедрением современных технологий и развитием инновационных отраслей, что позволит создать новые рабочие места. Также важным аспектом является подготовка квалифицированных кадров, которые смогут успешно работать в сфере высоких технологий и инноваций.

Какое правовое регулирование существует на рынке труда в России?

На рынке труда в России действуют различные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Одним из основных документов является Трудовой кодекс Российской Федерации, который устанавливает правила трудового права, включая условия труда, защиту прав работников и работодателей, процедуры приема на работу и увольнения и другие вопросы, связанные с трудовыми отношениями.

Какая сущность имеет рынок труда в России?

Рынок труда в России представляет собой совокупность отношений между работодателями и работниками, на котором происходит обмен рабочей силой. Здесь определяются условия труда, формируются заработная плата и спрос на рабочую силу.