Особенности атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их учет в коррекционной работе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 17.09.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности атрибутного словаря дошкольников c общим недоразвитием речи
1.1.Лексические особенности
1.2.Грамматические особенности
Глава 2. Нарушения речевой функции
2.1. Аутизм
2.2. Заикание
2.3. Дизартрия
Глава 3. Коррекционная работа логопеда
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.
7. Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? — Берлога». Логопед сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда?) — в дупло, волк — в логово, зайка — под куст, лиса — в нору.
8. Закрепление материала. Читается стихотворение.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка, Лисичка рыжая — в норе, ежик спит в сухой траве. Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных. Стихотворение дети учат с воспитателем вечером.
9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»





















Глава 3. Коррекционная работа логопеда

Логопедическая работа в специальных детских садах и школах VIII вида как составная часть всей системы коррекционного воздействия должна быть направлена, прежде всего, на расширение знаний и представлений об окружающем, накопление социального опыта, развитие познавательной деятельности и активности учащихся. Поэтому система речевых упражнений должна включаться в задания, нацеленные на решение основных коррекционных задач, стоящих перед специальными учреждениями. Работа по развитию речи должна быть направлена, прежде всего, на преодоление тех дефектов, которые препятствуют обучению этих детей: формирование значения слов, грамматических категорий и понятий, действия понимания речи и увеличение на этой основе объема пассивной речи, обогащение словаря, преодоление аграмматизма и развитие связной речи.
Значительная роль отводится также коррекции фонематического развития: воспитанию дифференцированного фонематического восприятия, направленности внимания на звуковое оформление речи, фонематического анализа и на этой основе — формированию четких фонематических представлений, преодолению дефектов звукопроизношения и их предупреждению. На каждом логопедическом занятии, независимо от его темы и частных целей, должны решаться указанные задачи.
Работа по развитию речи в детском саду проводится учителем-дефектологом в рамках общего коррекционного обучения. Ведущей формой работы являются подгрупповые занятия (4—5 чел.). Занятия проводятся со всеми детьми возрастной группы. Предлагаемое содержание коррекционной работы по развитию речи частично может быть реализовано в старшей, и особенно подготовительной группе детского сада. В полном объеме эта работа проводится в 1 или частично во 2 классах школ VIII вида в рамках логопедических занятий. Логопедические занятия в этих школах проводятся также преимущественно в форме подгрупповых (5—6 чел.). На эти занятия отбираются учащиеся, речевое развитие которых препятствует обучению, особенно по языку по программе школы VIII вида. Уровень речевого развития, с которым умственно отсталые дети подходят к школе после специального обучения в детском саду, является недостаточным для успешного усвоения школьных знаний, особенно по родному языку. Многие же дети в дошкольном возрасте не получили специальной подготовки, уровень их речевого развития является еще более низким. Все это вызывает необходимость охвата логопедической работой практических всех учащихся 1 -го класса школы VIII вида. Предлагаемое содержание логопедических занятий направлено на развитие речи у детей с ослабленными первичными речевыми дефектами (дизартрией, алалией, заиканием). Цель: формирование среди учащихся такой речевой базы, которая не препятствовала бы усвоению школьных знаний, подготовила бы детей к овладению языком как школьным предметом и способствовала бы предупреждению нарушений письма.
При разработке содержания логопедических занятий необходимо учитывать программные требования дошкольных и школьных учреждений VIII вида, особенно по разделам: развитие речи; развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы; обучение грамоте; грамматика, правописание и развитие речи. Рассмотрим содержание названных разделов работы. Работу с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста начинают с формирования самого действия понимания речи. С этой целью педагог учит соотносить услышанные простые предложения, тексты с соответствующими предметами и действиями. Для этого рекомендуются следующие упражнения:
—выполнение действия с предметами по словесной инструкции педагога;
—выполнение детьми действия с игрушками в процессе чтения педагогом отдельных предложений и элементарных связных текстов.
Для детей младшего школьного и дошкольного возраста: чтение педагогом составленных им рассказов по серии сюжетных картинок, чтение этих рассказов и соотнесение детьми каждого предложения с соответствующей сюжетной картинкой.
Важно в процессе этих упражнений использовать постепенно усложняющийся речевой и смысловой материал. Однако на данном этапе он должен включать в себя только те языковые знаки (слова, морфемы, конструкции предложений), значением которых ребенок владеет (далее приводятся образцы таких текстов). Поэтому формирование действия понимания речи проводится и на всех последующих этапах работы по мере расширения у ребенка пассивного словаря, а также объема понимаемых им грамматических структур:
—выполнение детьми действий с игрушками по ходу чтения не сложных тестов.
—выполнение детьми действий по ходу чтения сказки "Катя и кошка".
На столе расставляется игрушечная мебель: кровать, шкаф, стол, стул. Педагог называет все эти предметы, затем читает текст, дети выполняют соответствующие действия. "Жила была девочка, маленькая Катя. Вот она. Ребята, кто это? Была у Кати кошечка. Спала кошечка на коврике, вот здесь, а Катя — в кроватке, вот здесь. Катя кошечку любила, гладила, молочком поила, (дети выполняют действия). Пошла Катя на прогулку. Ушла Катя далеко - далеко (кукла ставится на конец стола). А кошечка что делает? Забралась в кровать, одеялом накрылась, (дети выполняют действие) и лежит тихо. Пришла Катя домой. Смотрит, нет кошки. Стала Катя кошку искать. Под кровать заглянула (выполняют действие) — нет кошки. Под стул заглянула (выполняют действие) — нет кошки. В шкафу посмотрела (выполняется действие).
Если дети затрудняются его выполнить, помогает логопед и несколько раз называет действие.


























Заключение

Нарушение речи у детей означает, что существуют некие отклонения в развитии речевого аппарата у ребенка при нормально функционирующем слухе и интеллекте. Встречается много видов нарушений речи и проявляются они могут тоже в разных вещах. Либо в искаженном произношении, либо в неверном грамматическом построении речи, либо в скупости словарного запаса, а так же в нарушениях скорости и плавности разговора.
Мне хотелось бы особенно выделить те, которые не мешают обучаться в общей школе и более серьезные нарушение, которые требуют проведения специального обучения.
Но как правильно и в общих учебных заведениях, дети с такими отклонениями речи должны получать специализированную помощь и поддержку. Сейчас почти во всех детских садах функционируют специальные логопедические кружки, где квалифицированный специалист логопед работает с детьми, а воспитатели, получившие специальные навыки, помогают ему в этом. Кроме работы над коррекцией речи, ведется работа по совершенствованию памяти, развитию мышления, развивающие упражнения для общей моторики, а так же детей учат грамоте и проводят занятия по математике.
Ребятам постарше, которые уже учатся в школе, помощь оказывается в специализированных логопедических кабинетах, которые функционируют при общеобразовательный школах. Для занятий в этих классах направляются дети с нарушениями речи и недостатками навыков в письме, которые объясняются недостаточным речевым развитием. Так же помогают детям с заиканием. Вся работа по коррекции речи ведется параллельно с основными занятиями и помогает детям подтянуть успеваемость. Очень тесно эффект от логопедической коррекции связан с тем, как в семье занимаются закреплением навыков, которые дети получают в школе.
В случае тяжелых нарушений речи у детей, их учеба в общеобразовательных школах становится нереальной, для этого и создаются специализированные детские садики и школы. Обычно тяжелым отклонениям в речи сопутствуют и общая недоразвитость ребенка, что видно из неполноценной звуковой и лексической сторон разговора.





















Литература


1. Агранович З.Е. Помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, СПб, Детство – Пресс, 2004.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
3. Венгер Л.А. Проблемы восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967.
4. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. СПб, 1994.
5. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – Изд. 2-е.-М., 1972.
6. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок // Дефектология. — 1994. № 6. 7. Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. — 1994. — № 3. 8. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1997. 9. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей. — М., 1992.
10. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.— М., 1993.
11. Дубинская И.Д. Формирование здоровья детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях // Педиатрия. — 1979. — № 3. 12. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1961.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников – М., 1990.
14. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
15. ЗахаровАЛ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —М., 1986. 16. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Воспитание детей— М.,
17. Карнес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред. В.Я. Пилиповского — М., 1992.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб, МиМ, 1997.
19. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Ростов-на-Дону, 1997.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, СПб, Союз, 2001.
21. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961, 311 с.
22. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии, М., 1968.
23. Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6-ти летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология, 1988, №1.
24. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР (1-4 классы). – М., Педагогика., 1980.
25. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.
1985.



Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. СПб, 1994.

Агранович З.Е. Помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, СПб, Детство – Пресс, 2004.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961, 311 с.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб, МиМ, 1997.













30

Литература


1. Агранович З.Е. Помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, СПб, Детство – Пресс, 2004.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
3. Венгер Л.А. Проблемы восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967.
4. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. СПб, 1994.
5. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – Изд. 2-е.-М., 1972.
6. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок // Дефектология. — 1994. № 6.
7. Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. — 1994. — № 3.
8. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника /
Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1997.
9. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей. — М., 1992.
10. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.— М., 1993.
11. Дубинская И.Д. Формирование здоровья детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях // Педиатрия. — 1979. — № 3.
12. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1961.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников – М., 1990.
14. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
15. ЗахаровАЛ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —М., 1986.
16. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Воспитание детей— М.,
17. Карнес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред. В.Я. Пилиповского — М., 1992.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб, МиМ, 1997.
19. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Ростов-на-Дону, 1997.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, СПб, Союз, 2001.
21. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961, 311 с.
22. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии, М., 1968.
23. Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6-ти летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология, 1988, №1.
24. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР (1-4 классы). – М., Педагогика., 1980.
25. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.
1985.

Вопрос-ответ:

Какие особенности атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Особенности атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть связаны с лексическими и грамматическими аспектами. Недоразвитие речи может приводить к ограниченному знанию и использованию слов, а также к недостаточной грамматической правильности при их использовании.

Какие лексические особенности могут быть у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Лексические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут проявляться в недостаточном количестве слов в словаре ребенка, а также в неправильном использовании слов с точки зрения их значения и семантики.

Какие грамматические особенности могут быть у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Грамматические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут проявляться в неправильном использовании грамматических форм слов (например, существительных, прилагательных), а также в неправильной постановке слов в предложении и нарушении синтаксической структуры предложения.

Какие нарушения речевой функции могут возникать у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут возникать нарушения речевой функции, связанные с аутизмом, заиканием и дизартрией. Аутизм может приводить к нарушению способности к общению и социальной взаимодействию. Заикание проявляется в повторении звуков или слогов, блокировании и запинках при произнесении слов. Дизартрия связана с нарушениями активности и точности артикуляции речи.

Какую коррекционную работу может проводить логопед с старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи?

Логопед может проводить коррекционную работу с старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, направленную на развитие лексического и грамматического словаря, а также на устранение нарушения речевой функции. В работе с ребенком могут использоваться различные методики и игровые формы обучения.

Какие особенности атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Атрибутивный словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи может иметь лексические и грамматические особенности. Лексические особенности могут проявляться в неполной заполненности словаря, ограниченном количестве используемых слов, трудностях в переходе от абстрактных понятий к конкретным образам. Грамматические особенности могут выражаться в неправильном использовании грамматических форм и структур.

Какие речевые нарушения могут встречаться у детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать такие речевые нарушения, как аутизм, заикание и дизартрия. Аутизм характеризуется нарушением способности к контакту с окружающим миром и проявляется в отсутствии социальной взаимосвязи, повторяющихся движениях и интересах, а также ограниченных коммуникативных навыках. Заикание проявляется в повторении, заедании и длительных паузах в речи. Дизартрия характеризуется нарушением артикуляционной и интонационной стороны речи и возникает из-за проблем с мышечным контролем артикуляционного аппарата.

Как логопед проводит коррекционную работу с детьми со старшим дошкольным возрастом и общим недоразвитием речи?

Логопед проводит коррекционную работу с детьми со старшим дошкольным возрастом и общим недоразвитием речи путем использования различных методик и игр. В работе с лексическими особенностями используются игры на развитие словарного запаса, создание ассоциаций и понятийных связей. В работе с грамматическими особенностями используются игры на формирование правильных грамматических конструкций и тренировки правильного использования грамматических форм. При нарушениях речевой функции, таких как аутизм, заикание и дизартрия, проводится индивидуальная коррекционная работа с помощью специализированных методик.

Какие особенности атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Атрибутивный словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет лексические особенности, такие как ограниченный объем активного и пассивного словаря, а также наличие слов с неправильным употреблением и неправильной произносительной формой. Грамматические особенности включают нарушения правильной грамматической структуры предложений, ошибки в согласовании числа, падежей и временных форм.

Какие особенности речевой функции наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи могут наблюдаться нарушения речевой функции, такие как аутизм, заикание и дизартрия. Аутизм проявляется в ограниченности коммуникативных навыков, нарушении взаимодействия с окружающими и проблемах восприятия речи. Заикание характеризуется повторением звуков, слов и фраз, а также блокировкой речи. Дизартрия связана с нарушением артикуляции и интонации речи из-за проблем с мышечным контролем.

Какую работу проводит логопед для коррекции атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи?

Логопед проводит коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи, чтобы улучшить их атрибутивный словарь. Он применяет различные методы и техники, такие как игры, упражнения на расширение словарного запаса, работа над грамматическими навыками и развитие продуктивной и рецептивной речи. Логопед также сотрудничает с родителями, чтобы обеспечить постоянную практику и поддержку в домашней обстановке.