Нарушение психомоторики у заикающихся дошкольников (часть работы)
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 25.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
3.1. Состояние общей моторики
3.2. Состояние мелкой моторики
3.3. Состояние артикуляторной моторики
3.4.Общая характеристика состояния психомоторики
4 ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРИКИ
4.1. Научно-теоретические предпосылки организации работы
4.2. Методика по коррекции нарушения общей моторики у заикающихся дошкольников
4.3. Методика по коррекции нарушения мелкой моторики у заикающихся дошкольников
4.4. Методика по коррекции нарушений артикуляторной моторики.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
М., 2003.
Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004.
Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. М., 1994.
Нахимовский А.И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. СПб: Речь, 2005.
Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М.: Астрель, 2008.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М: АРКТИ, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики исследования психомоторных функций у дошкольников с заиканием
I. Исследование состояния общей моторики.
Исследование статической координации.
Задание 1. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге в течение 10-ти секунд.
Цель: определяется возможность удержания заданной позы.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- ребенок хорошо удерживает позу – 2 балла;
- удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола – 1 балл;
- не удается сохранить позу, схождение с места – 0 баллов.
Задание 2. Стоять на «цыпочках» в течение 10-ти секунд.
Цель: определяется возможность удержания заданной позы.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- выполнено правильно, движения координированные, плавные, спокойные, дети хорошо удерживают равновесие – 2 балла;
- неудержание позы, схождение с места – 1 балл;
- балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение – 0 баллов.
Исследование динамической координации
Задание 3. Ребёнок должен пройти с открытыми глазами по прямой линии 2 метра. При этом носок одной ноги должен касаться пятки другой (одна ступня составляет продолжение другой). Руки по швам. Необходимо следить, чтобы ребёнок не сошёл с линии.
Цель: исследование динамической координации.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- выполнено правильно, движения координированные, плавные, спокойные, дети хорошо удерживают равновесие – 2 балла;
- ступня не составляет продолжение другой – 1 балл;
- задание выполнено с нарушениями, ребёнок не сошёл с линии – 0 баллов.
Задание 4. Определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах) (по 5 раз).
Цель: исследование динамической координации.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- выполнено правильно, свободно прыгает на одной ноге – 2 балла;
- касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками – 1 балл;
- не удается прыгать на одной ноге – 0 баллов.
Задание 5. Перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием.
Цель: исследование динамической координации.
Материал: мяч.
Инструкция: «Давай поиграем в мяч: попробуй повторить».
Оценка:
- выполнено правильно, движения координированные – 2 балла;
- координация нарушена незначительно, мяч падал – 1 балл;
- задание выполнено с нарушениями, координация нарушена – 0 баллов.
Исследование одновременности движений
Задание 6. Определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку.
Цель: исследование одновременности движений.
Материал: коробка, спички.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно – 2 балла;
- движения не всегда одновременные – 1 балл;
- одновременные движения не удаются – 0 баллов.
Задание 7. Последовательное выполнение движений руками. Исходное положение - руки опущены вниз. Затем по очереди поставить руки на пояс (сначала одну, затем другую), вперед в стороны, на плечи и т.д.
Цель: исследование координации движений (согласование, сочетание движения различных мышц).
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- выполнено правильно, движения согласованы – 2 балла;
- движения не всегда согласованы – 1 балл;
- движения не согласованы – 0 баллов.
Задание 8. «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой. Повторить пять раз.
Цель: исследование координации движений.
Инструкция: словесная инструкция «Давай поиграем». При затруднениях возможен показ действий.
Оценка:
- выполнено правильно, движения координированные, ловкие, пластичные – 2 балла;
- есть ошибки и затруднения, движения неловкие – 1 балл;
- задание не выполнено, движения неловкие, неуклюжие – 0 баллов.
Оценка и интерпретация состояния общей моторики: баллы по всем заданиям раздела суммируются. Общий максимальный балл за выполнение заданий равен 16.
14 и более баллов - высокий уровень развития общей моторики;
от 11 до 13 баллов включительно – уровень развития общей моторики выше среднего;
от 7 до 10 баллов включительно – средний уровень;
от 3 до 6 баллов включительно - уровень ниже среднего.
менее 3 баллов – низкий уровень развития общей моторики.
II. Исследование состояния мелкой моторики.
Задание 1. Соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке.
Цель: обследование тонких движений пальцев.
Инструкция. Подражание речевой инструкции, в форме игры, например: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем - раз, два, три, четыре».
Действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Упражнение проводится то правой, то левой рукой, затем двумя одновременно, сначала в медленном, а потом в максимально быстром темпе.
Оценка:
- ребёнок не прикасался подряд к одному и тому же пальчику или не пропускал пальчика – 2 балла;
- недостаточно четкое выполнение инструкции – 1 балл;
- плохая координация, неловкость – 0 баллов.
Задание 2. Поочерёдное соединение одноимённых пальцев на 2-х руках. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не путал порядок пальцев.
Цель: обследование тонких движений пальцев.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- ребёнок не путал порядок пальцев – 2 балла;
- ребёнок иногда (2-3 раза) путал порядок пальцев – 1 балл;
- ребёнок путал порядок пальцев – 0 баллов.
Задание 3. Поочерёдное сжимание кистей. Положить кисти обеих рук на стол - ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно поменять эти положения, т.е. разжать левую руку и сжать в кулак правую и т.д.
Цель: обследуется реципрокная (взаимная) координация движений.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- координация движений хорошая – 2 балла;
- ребёнок иногда (2-3 раза) путал очерёдность сжимания кистей – 1 балл;
- ребёнок путал очерёдность сжимания кистей – 0 баллов.
Задание 4. Поочередное переворачивание ладоней. Положить кисти обеих рук на стол: левую ладонь вниз - правую ладонь вверх, затем одновременно переворачивать ладони.
Цель: обследуется координированность движений.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- координация движений хорошая– 2 балла;
- ребёнок иногда (2-3 раза) путал очерёдность переворачивания ладоней – 1 балл;
- ребёнок путал очерёдность переворачивания ладоней – 0 баллов.
Задание 5. «Асимметричное постукивание». Воспроизведение по подражанию 5-9 серий движений из переменного постукивания по столу два раза одной рукой и один раз - другой (2-1). Затем руки меняются (1 - 2). Задание выполняется в медленном и быстром темпе. При затруднениях вводится речевой подсчёт ударов.
Цель: обследуется координированность движений.
Инструкция: действия производятся по подражанию: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка каждого из заданий:
- точное и четкое выполнение – 2 балла;
- недостаточно четкое выполнение, требовался речевой подсчёт ударов – 1 балл;
- неточное и нечеткое выполнение – 0 баллов.
Задание 6. Исследование мелкой моторики рук.
Цель: завязать узелки, бантики.
Материал: ленты, веревочки.
Инструкция: действия производятся по речевой инструкции «Давай поиграем».
Оценка:
- точное и четкое выполнение задания – 2 балла.
- недостаточно четкое выполнение задания – 1 балл.
- плохая координация, неловкость – 0 баллов.
Задание 7. Исследование мелкой моторики рук.
Цель: заплести косички у куклы.
Материал: кукла.
Инструкция: действия производятся по речевой инструкции «Давай поиграем и поможем кукле причесаться».
Оценка: аналогично заданию 6.
Задание 8. Исследование мелкой моторики рук.
Цель: одеть куклу.
Материал: кукла.
Инструкция: действия производятся по речевой инструкции «Давай поиграем и поможем кукле одеться».
Оценка: аналогично заданию 6.
Оценка и интерпретация состояния мелкой моторики: баллы по всем заданиям раздела суммируются. Общий максимальный балл за выполнение заданий равен 16.
14 и более баллов - высокий уровень развития мелкой моторики;
от 11 до 13 баллов включительно – уровень развития мелкой моторики выше среднего;
от 7 до 10 баллов включительно – средний уровень;
от 3 до 6 баллов включительно - уровень ниже среднего.
менее 3 баллов – низкий уровень развития мелкой моторики.
III. Исследование состояния артикуляционной моторики.
Задание 1. Удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»).
Цель: оценка удержания артикуляционной позы.
Инструкция: действие производится по подражанию, по речевой инструкции экспериментатора: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- удерживает заданную позу - 2 балла;
- отмечается трудность удержания артикуляционной позы – 1 балл;
- отсутствие удержания позы – 0 баллов.
Задание 2. Удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»).
Цель: оценка удержания артикуляционной позы.
Инструкция: действие производится по подражанию, по речевой инструкции экспериментатора: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка - как в задании 1.
Задание 3. Удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»).
Цель: оценка удержания артикуляционной позы.
Инструкция: действие производится по подражанию (по речевой инструкции экспериментатора): «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка - как в задании 1.
Задание 4. Удержание языка в позе «лопаточка».
Цель: оценка удержания артикуляционной позы.
Инструкция: действие производится по подражанию (по речевой инструкции экспериментатора): «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка - как в задании 1.
Задание 5. Удержание языка в позе «иголочка».
Цель: оценка удержания артикуляционной позы.
Инструкция: действие производится по подражанию (по речевой инструкции экспериментатора): «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка - как в задании 1.
Задание 6. Удержание языка в позе «парус».
Цель: оценка удержания артикуляционной позы.
Инструкция: действие производится по подражанию (по речевой инструкции экспериментатора): «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка - как в задании 1.
Задание 7. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»).
Цель: оценка переключаемости движений.
Инструкция: действие производится по подражанию, по речевой инструкции экспериментатора: «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка:
- хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме - 2 балла;
- движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно – 1 балл;
- выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений – 0 баллов.
Задание 8. Касание кончиком языка у верхних и нижних зубов («качели»).
Цель: оценка переключаемости движений.
Инструкция: действие производится по подражанию (по речевой инструкции экспериментатора): «Давай поиграем: я буду показывать тебе, а ты попробуй повторить».
Оценка как в задании 7.
Оценка и интерпретация состояния артикуляционной моторики: баллы по всем заданиям раздела суммируются. Общий максимальный балл за выполнение заданий равен 16.
14 и более баллов - высокий уровень развития артикуляционной моторики;
от 11 до 13 баллов включительно – уровень развития артикуляционной моторики выше среднего;
от 7 до 10 баллов включительно – средний уровень;
от 3 до 6 баллов включительно - уровень ниже среднего.
менее 3 баллов – низкий уровень развития артикуляционной моторики.
2
2.Белякова Л. И. Логопедия: заикание. – М. : Academia, 2003.
3.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. — М.: Секачев, 1998.
4.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.
5.Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание: проблемы теории и практики. Под. Ред. Л.И. Беляковой М. – 1992. - С. 76-87.
6.Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб, 2003.
7.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Т 1–2. - М., 1930.
8.Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. М., 2003.
9.Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004.
10.Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. М., 1994.
11.Нахимовский А.И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. СПб: Речь, 2005.
12.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М.: Астрель, 2008.
13.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000.
14.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М: АРКТИ, 2000.
Вопрос-ответ:
Какие особенности психомоторики у детей с заиканием?
У детей с заиканием наблюдаются нарушения общей моторики, мелкой моторики и артикуляторной моторики.
Как описать состояние общей моторики у заикающихся дошкольников?
У заикающихся дошкольников наблюдаются нарушения в координации движений, плохая устойчивость и баланс, неуклюжесть в моторных действиях.
Что можно сказать о состоянии мелкой моторики у заикающихся дошкольников?
У заикающихся дошкольников наблюдается недостаточная сила и точность движений пальцев, затруднения при выполнении мелких манипуляций.
Какие трудности возникают в артикуляторной моторике у заикающихся детей?
У заикающихся детей наблюдаются осложнения с подвижностью языка, губ и мышц голосового аппарата, что затрудняет правильное произношение слов и звуков.
Каким образом можно корректировать нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников?
Для коррекции нарушений психомоторики у заикающихся дошкольников применяется комплексная логопедическая работа, включающая специальные методики и упражнения.
Какие особенности психомоторики у детей с заиканием?
У детей с заиканием наблюдаются нарушения в общей моторике, мелкой моторике и артикуляторной моторике.
Как можно охарактеризовать состояние психомоторики у заикающихся дошкольников?
Состояние психомоторики у заикающихся дошкольников характеризуется нарушениями в общей моторике, мелкой моторике и артикуляторной моторике.
Какие направления логопедической работы помогают корректировать нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников?
В логопедической работе по коррекции нарушений психомоторики у заикающихся дошкольников используются научно-теоретические предпосылки и методика по коррекции общей моторики.