Нарушение фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 27.09.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
1.1. Формирование фонематического восприятия в онтогенезе
1.2. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стертой дизартрией
1.2.1. Дизартрия и стертая дизартрия: определение и этиология
1.2.2. Речевая и неречевая симптоматика стертой дизартрии
1.3. Характеристика фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Научно – теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
2.2. Методики исследования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Процедура: за ширмой находится несколько предметов: колокольчик, погремушка, бубен. Ребенка просят назвать тот предмет, который издает звук.
Инструкция: послушай звук. Как ты думаешь, что так может звенеть?
2. Различение высоты, силы, тембра голоса.
Цель: исследование особенностей высоты, силы, тембра голоса.
Процедура. Ребенку предлагается повторить задания на изменение характеристик голоса посредством произнесения гласных звуков.
Речевой материал:
- Я пропою тебе звуки, а ты повтори за мной: А-А-А, О-О-О. Скажи, как ходит маленький мишка – топ-топ (высокий), а большой медведь – ТОП-ТОП (низкий голос) (высота),
- Послушай: о – тихо, О – громко. Повтори за мной (сила голоса),
- Я скажу тебе несколько предложений, а ты повтори за мной: На дворе теплая осень. Дети пошли гулять. (тембр голоса).
3 Дифференциация фонем.
Цель: исследовать способность
Процедура: ребенку предлагается выполнить задание.
Инструкция: Сейчас я буду называть звуки, твоя задача услышав звук [С], поднять руку. Порядок звуков случайный.
Стимульный материал: Ряд звуков как акустически и артикуляторно далеких, так и близких заданному звуку (например, звук С). Порядок звуков случайный: [С, П, Т, Н, 3, С, В, Л, К, Ф, С, М, С, Д, С, Г, X, С, Ш, Л, С].
4 Дифференциация слогов.
Цель: исследование способности выделять слог в цепочке слогов.
Процедура: ребенка просят поднять флажок, когда услышит искомый слог.
Инструкция: Сейчас я буду называть слоги, а ты поднимай флажок, когда услышишь звук С: ДО, СА, ПО, РА, СУ, ГО, ВЫ, СО, ТО, СЫ, НО, РУ, СА, КА, СУ.
Материал исследования: Серии слогов с заданным звуком С и слоги без него . Порядок серии слогов случайный.
5 Различение слов, близких по звуковому составу.
Цель: исследование способности различать слова, близкие по звуковому составу.
Процедура: ребенку предлагаются предметные картинки и просят назвать изображение.
Инструкция: посмотри на картинки, скажи, кто это?
Материал: парные картинки : коза – коса, мишка – миска, мышка, мишка, удочка – уточка.
Оценка по данным видам заданий осуществляется по 5-балльной системе:
4 балла – высокий уровень развития слухопроизносительной системы, искажений не обнаружено,
3 балла – уровень выше среднего, отмечаются незначительные ошибки в дифференциации 1-2 звуков, т.е. имеются незначительные нарушения в слухопроизносительной системе.
2 балла – средний уровень, при котором отмечаются 3-4 ошибки в дифференциации звуков,
1 балл – низкий уровень, при котором отмечаются наличие трудностей при дифференциации звуков и слогов, отсутствие способности различать слова, близкие по звуковому составу.
0 баллов – грубые нарушения, слухопроизносительная система не сформирована.
Состояние фонематических процессов оценивается с помощью следующих задания:
6. Определение начального гласного звука в слове.
Цель: изучение фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа.
Процедура: ребенку предлагается прослушать слова и выделить первый звук в словах.
Инструкция: я назову тебе слова, а ты скажи, какой первый звук в слове.
Материал: (Аня, аист, утка, ель).
7. Выделение звука на фоне слов
Цель: исследование фонематического слуха и восприятия.
Процедура: ребенку предлагается прослушать слова и определить, какое из слов содержит заданный звук.
Инструкция: я назову тебе слова, а ты подними руку, когда услышишь звук «М».
Материал: мак, морковка, голова, лампа.
8. Определение местоположение звука в слове.
Цель: исследование фонематического восприятия, звукового анализа.
Процедура: ребенку предлагается прослушать ряд слов и определить в какой позиции стоит заданный звук.
Инструкция: я назову тебе слово, а ты скажи, где стоит звук «м» - в начале, конце или середине слова.
Материал: моряк, дом, самолет.
9. Произнесение слов сложного звукового состава и со стечением согласных.
Цель: исследовать фонематическое восприятие, слух.
Процедура: ребенку предлагается повторить ряд слов.
Инструкция: я назову тебе слова, а ты, пожалуйста, повтори за мной.
Материал: картина, машина, динамика, снеговик, телевизор, сковорода.
Оценка по данным видам заданий осуществляется по 5-балльной системе:
4 балла – высокий уровень развития фонематической системы, искажений не обнаружено,
3 балла – уровень выше среднего, отмечаются незначительные ошибки (1-2) в формировании фонематических процессов.
2 балла – средний уровень фонематических процессов, при котором отмечаются 3-4 ошибки при выполнении заданий,
1 балл – низкий уровень, для которого характерно грубое нарушение фонематической системы.
0 баллов – фонематические процессы не сформированы, задания не выполнены.
Оценка психических процессов осуществляется с помощью следующих методов:
10. «Что здесь лишнее».
Цель: исследование анализа и синтеза.
Поцедура. Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.
11. «Составь рассказ по серии картинок».
Цель: исследование анализа, синтеза.
Процедура. Ребенку предлагается ряд сюжетных картинок и просят составить рассказ по ним.
Инструкция: посмотри на картинки и скажи, о чем здесь нарисовано.
Материал: серия сюжетных картинок.
12. «Изучение слухового восприятия и внимания»
Цель: изучить особенности слухового восприятия и внимания.
Процедура: экспериментатор встает позади ребенка. Ребенку шепотом предлагается выполнить задание по инструкции.
Инструкция: Я буду называть тебе задания, а ты их выполняй.
Речевой материал:
- возьми мяч и дай мне,
- возьми грибок и поставь рядом со стулом.
- возьми матрешку и поставь ее под стул.
- возьми у меня мяч и положи его в корзину.
Оценка по перечисленным методикам осуществляется следующим образом:
4 балла – высокий уровень развития психических процессов, искажений не обнаружено,
3 балла – уровень выше среднего, отмечаются незначительные трудности в выполнении задания.
2 балла – средний уровень психических процессов, при котором отмечаются 3-4 ошибки при выполнении заданий,
1 балл – низкий уровень, для которого характерно грубое нарушение психических процессов.
0 баллов – психические процессы не сформированы, задания не выполнены.
Таким образом, методика исследования фонематических функций у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией включает изучение как речевых, так и неречевых процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей общение со взрослыми и сверстниками - все это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию и саморазвитию.
При стертой дизартрии имеются нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройства могут лежать лёгкие остаточные нарушения иннервации артикуляторного аппарата, которые выявляются только углублённом неврологическом исследовании.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стёртой дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными при данной речевой патологии. Дошкольники этой категории не могут определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Особенно тяжело детям определить неправильный звук в чужой речи. Также дети затрудняются при выделении звука из цепочки звуков, выделении слога из группы слогов, выделении звука в слове.
Изучение исследований в области психолингвистики (А. А. Леонтьев, Швачкин Н. Х), нейрофизиологии (А. Р. Лурия), психологии (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский) показывает, что способность к произвольному анализу и воспроизведению речи формируется у детей на основе таких процессов как слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховая память, которые подготавливают базу для формирования фонематического восприятия – способности различать и выделять фонемы звучащей речи.
На основе проведенного теоретического анализа была составлена методика констатирующего исследования, направленная на выявление речевых симптомов фонематических функций, а также психических функций (аналитико – синтетической деятельности, слухового внимания и восприятия). Данная методика позволяет комплексно оценить состояние артикуляционного аппарата, биологического слуха, общей и речевой моторики, а также слухопроизносительной системы и фонематических функций (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ, 2006. – 319 с.
Бабина Г. В., Идес Р. Е. Факторы, определяющие моделирование процесса формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией // Всеросс. конференция «Проблемы детской речи – 1996». – М., 1996
Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико – фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982
Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учиться говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96 с.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1963
Калягин В.А. Логопсихология./В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб.: Союз, 2004.
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.
Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2. — С. 64—70
Лопатина Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой формой дизартрии. // Логопедия. – 2005. - №3. – С. 28 – 32
Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. — СПб, 1995. — С. 149-150
Лопатина Л.В., Позднякова Л. А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией //Логопедия. – 2004 - №1. – С. 53 – 60
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 191 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с
Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией //Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975
Мухина В.С. Психология дошкольника. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
Рожкова Л. А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти// Дефектология. – 2000. - №2. – С. 13-21
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
Серебрякова Н. В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2006. – №2. – С. 10 – 20
Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
2
1.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ, 2006. – 319 с.
2.Бабина Г. В., Идес Р. Е. Факторы, определяющие моделирование процесса формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией // Всеросс. конференция «Проблемы детской речи – 1996». – М., 1996
3.Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико – фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982
4.Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учиться говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96 с.
5.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1963
6.Калягин В.А. Логопсихология./В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320 с.
7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
8.Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб.: Союз, 2004.
9.Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.
10.Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2. — С. 64—70
11.Лопатина Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой формой дизартрии. // Логопедия. – 2005. - №3. – С. 28 – 32
12.Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. — СПб, 1995. — С. 149-150
13.Лопатина Л.В., Позднякова Л. А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией //Логопедия. – 2004 - №1. – С. 53 – 60
14.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 191 с.
15.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
16.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
17.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с
18.Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией //Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975
19.Мухина В.С. Психология дошкольника. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
20.Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
21.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
22.Рожкова Л. А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти// Дефектология. – 2000. - №2. – С. 13-21
23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
24.Серебрякова Н. В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2006. – №2. – С. 10 – 20
25.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974
26.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают у детей со стертой дизартрией?
Дети со стертой дизартрией имеют нарушения фонематических функций, что ведет к трудностям в произношении звуков и формировании речи.
Как формируется фонематическое восприятие у детей в онтогенезе?
Фонематическое восприятие у детей формируется на протяжении всего детства, начиная с раннего возраста. Оно является основой для развития речи и позволяет детям различать звуковые единицы в речи других людей и осознавать их значимость.
Чем отличается дизартрия от стертой дизартрии?
Дизартрия и стертая дизартрия - это два разных понятия. Дизартрия - это общий термин, описывающий нарушение артикуляции и произношения речи. Стертая дизартрия - это конкретный вид дизартрии, характеризующийся нарушениями фонематических функций, т.е. трудностями в различении и произношении звуковых единиц.
Как проявляется фонематическая симптоматика у детей со стертой дизартрией?
Фонематическая симптоматика у детей со стертой дизартрией проявляется в том, что они испытывают затруднения в различении и произношении отдельных звуков, что сказывается на понимании и произношении речи. Они могут заменять одни звуки на другие, пропускать звуки или искажать их.
Какие методы используются для коррекции фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией?
Для коррекции фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией применяются различные методы и техники, такие как артикуляционная гимнастика, тренировки произношения звуков, занятия по развитию фонематического восприятия и дифференциации звуков, игры на развитие речевых навыков и т.д.
Что такое нарушение фонематических функций у дошкольников и как оно проявляется?
Нарушение фонематических функций у дошкольников - это отклонения от нормы в развитии способности воспринимать и произносить звуки языка. Оно проявляется в неспособности дошкольника различать звуки, путанице звуков в словах и замене одних звуков другими.
Как формируется фонематическое восприятие у детей в онтогенезе?
Формирование фонематического восприятия у детей происходит постепенно в процессе развития речи. Оно начинается с умения различать звуки, затем переходит к различению слов и их частей, а затем к осознанию и использованию фонем в речи.
Чем отличается дизартрия и стертая дизартрия?
Дизартрия - это речевой дефект, вызванный нарушениями артикуляционного аппарата. Стертая дизартрия - это один из видов дизартрии, характеризующийся легкой степенью нарушений артикуляции и относительной сохранностью речи, при которой ребенок может продолжать развиваться в других аспектах речевой деятельности.
Какая симптоматика наблюдается при стертой дизартрии?
Симптоматика стертой дизартрии может включать плохую артикуляцию некоторых звуков, монотонность речи, замедленность речи, нарушения интонации и ритма речи. Также могут быть проблемы с пониманием и запоминанием слов.
Какие фонематические нарушения чаще всего наблюдаются у дошкольников с стертой дизартрией?
У дошкольников со стертой дизартрией чаще всего наблюдаются замены одних звуков другими, путаница созвучных звуков, перестановка звуков в словах и слабое различение звуков в речи. Они также могут проявлять трудности в запоминании и использовании слов с определенными звуками.
Что такое стертая дизартрия?
Стертая дизартрия — это форма речевого дефекта, который характеризуется нарушением фонематических функций у детей. Она связана с особенностями артикуляционного аппарата и проявляется в трудностях произношения отдельных звуков и звукосочетаний.
Как формируется фонематическое восприятие у детей?
Фонематическое восприятие формируется в онтогенезе, то есть развивается в процессе роста и развития ребенка. Оно зависит от различных факторов, таких как слуховое восприятие, внимание и память. У детей с стертой дизартрией этот процесс может быть нарушен, что приводит к трудностям в распознавании и различении звуков речи.