Нарушение фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 46 46 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 01.11.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей
1.1.Формирование фонематического восприятия в онтогенезе
1.2. Характеристики и структура речевого дефекта у детей со стертой дизартрией
1.2.1. Дизартрия и стертая дизартрия: определение и этиология
1.2.2. Речевая и неречевая симптоматика стертой дизартрии
1.3. Характеристика фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей.
Глава 3. Нарушение фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
3.1.Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
3.2.Методика констатирующего эксперимента
3.3.Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Инструкция: «Положи столько квадратиков на стол, сколько звуков я сейчас назову [о] (затем [уо]; [ауо]; [иоуа])».
Речевой материал: цепочки звуков – [О; УО; АУО; ИОУА]; квадратики.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнены три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена только одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
Ж) Определение последовательности звуков в слове.
Процедура: Логопед называет ребенку слова, а испытуемый должен определить последовательность звуков в слове.
Инструкция: «Сейчас я назову тебе слова, а ты скажи, какие звуки в словах: сон, рот, мак, каша!»
Речевой материал: сон, рот, мак, каша.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнено три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена только одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
З) Определение первого согласного звука в слове.
Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен определить, какой звук первый.
Инструкция: «Послушай, пожалуйста, слова и скажи какой первый звук в словах: суп, птица, кепка, шапка!»
Речевой материал: слова – суп, птица, кепка, шапка. Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнено три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена только одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
И) Определение последнего звука в словах.
Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен назвать последний звук в слове.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой звук последний в словах - домик, дятел, ведро, барак!»
Речевой материал: слова – домик, дятел, ведро, баран.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнено три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена только одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
К) Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
Процедура: Логопед называет слова, и просит испытуемого назвать местоположение заданного звука в этих словах.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой по счету звук [к] в словах – кот, окно, ток, кит?»
Речевой материал: слова – кот, окно, ток, кит.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнено три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена только одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
Л) Составление слова из последовательно данных звуков.
Процедура; Логопед произносит последовательно звуки, а испытуемый должен составить из них слово.
Инструкция: «Слушай, меня внимательно, я тебе назову звуки, а должен составить из них слово, и назвать его!»
Речевой материал: [с] - [т] - [о] - [л]; [к] - [р.] - [о] - [т]; [л] - [а] - [к]; [п.] [л]-[о]-[в].
Критерии оценки:
4 балла все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнено три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно составил только одно слово;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
М) Составление слова из звуков, данных в разбивку.
Процедура: Логопед произносит звуки в неправильном порядке, а испытуемый должен поставить звуки в нужной последовательности и назвать получившееся слово.
Инструкция: «Я буду называть тебе звуки, а тебе надо их поставить в нужной последовательности, чтобы получилось слово и назвать его!»
Речевой материал: [т] - [о] - [р] - рот; [д] - [м] - [о]- дом; [с] - [к] - [о] - к; [ж] - [к] - [у] – жук.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно выполнено три пробы;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно составил только одно слово;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
Н) Процедура: Логопед показывает ребенку картинки и называет их, не договаривая последний звук, испытуемый должен подобрать нужный звук и назвать слово. Инструкция: «Я буду показывать, и называть картинку не целиком, а должен подобрать нужный звук и закончить слово, и произнести это слово целиком».
Речевой материал: предметные картинки: наук, стакан, заяц, забор; она; пау_; стакан_; зая_; забо_.
Критерии оценки:
4 балла - все задание выполнено верно;
3 балла – правильно назвал три картинки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно назвал только одну картинку;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
5) Фонематические представления.
А) Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.
Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, испытуемый должен отобрать те картинки, в названии которых есть заданный звук.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки, отбери, пожалуйста, те, которые начинаются на звук [л]!»
Речевой материал: картинки с изображением – лука, лопаты, попугая, лужи, попугая, робота, ракеты, лампы.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно отобрал 3 картинки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно отобрал только одну картинку;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
Б) Подбор слов с заданным звуком.
Процедура: Логопед просит ребенка назвать слова, в которых есть данный звук. Инструкция: «Назови мне, пожалуйста, четыре слова, в которых есть звук [п] ([р], [л], [с])!»
Речевой материал: звуки [п], [р], [л], [с].
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допускает не грубые ошибки;
2 балла – половина задания выполнил верно;
1 балла – более половины задания выполнено не верно;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
В) Нахождение картинок, в названии которых заданное количество звуков.
Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, и просит отобрать те, в названии которых три звука.
Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки, и отбери те из них, в названии которых три звука!»
Речевой материал: картинки с изображением – кота, вазы, жука, лука, волка, дома, банана.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – правильно отобрал три картинки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно отобрал только одну картинку;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
Г) Подбор слов с заданным количеством звуков.
Процедура: Логопед просит ребенка назвать четыре слова, состоящие и трех звуков.
Инструкция: «Назови мне, пожалуйста, четыре слова, состоящие из тех звуков!»
Речевой материал:
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла правильно названо три слова;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балла – правильно назвал только одно слово;
0 баллов – отказ или не выполнение задания;
3. Оценка психических процессов осуществляется с помощью следующих методов:
1) Изучение слухового восприятия и внимания
Процедура: Логопед встает позади ребенка, и шепотом говорит инструкции, которые ребенок должен выполнить.
Инструкция: «Я буду тихо говорить тебе задания, а ты их должен выполнить».
Речевой материал: «Возьми мяч и дай его мне», «Возьми грибок и поставь его рядом со стулом», «Возьми матрешку и поставь ее под стул», «Возьми у меня мяч – и положи его в корзину».
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущена одна ошибка;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ от выполнения задания или не выполнение задания;
2) Исследование анализа и синтеза.
Процедура: Логопед предлагает ребенку ряд сюжетных картинок и просит составить рассказ по ним.
Инструкция: «Посмотри на картинки и составь рассказ о том, что на ней изображено».
Речевой материал: серия сюжетных картинок. Критерии оценки:
4 балла – высокий уровень развития психических процессов, все задан е выполнено верно;
3 балла – уровень выше среднего, отмечаются незначительные трудности в выполнении задания (1-2 ошибки);
2 балла – средний уровень психических процессов, при котором отмечаются 3-4 ошибка при выполнении заданий;
1 балл – низкий уровень, допускает большое количество ошибок.
0 баллов – психические процессы не сформированы, задание не выполнено или отказ от выполнения задания.
Таким образом, методика исследования фонематических функций у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией включает традиционные логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Анализ полученных экспериментальных данных показал следующие результаты.
Общая и артикуляционная моторика.
Результаты исследования общей и артикуляционной моторики представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования общей и артикуляционной моторики
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Общая моторика 2,5 3,2 Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики 1,8 3,0 Действия с предметами 1,8 3,0 Артикуляционная моторика 1,5 2,8 Средний балл 1,9 3,0
В экспериментальной группе наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Наибольшее затруднение вызывало задание прокатить мяч по одной линии. Но в целом с заданиями на общую моторику справились все.
У всех детей экспериментальной группы отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, что проявляется в нарушении точности, координированности движений, неполноценности выполнения пальцевых проб, нарушении переключения от одного движения к другому.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата выявило недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, ограниченность движений языка, отмечается нарастающее утомление, недостаточность сокращения мягкого неба; сглаженность носогубных складок; саливация.
В контрольной группе большая часть детей справилась со всеми заданиями, иногда они допускали небольшие ошибки, но в целом показали хороший уровень развития моторики.
Графически результаты представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Исследование моторики

Слухопроизносительная система и фонематические процессы.
Результаты исследования слухопроизносительной системы и фонематических процессов представлены в Таблице 2.


Таблица 2
Результаты исследования слухопроизносительной системы и фонематических процессов
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Изолированное произношение звуков 1,6 2,8 Произнесение звуков в слогах 1,7 2,9 Произнесения звука в словах 1,6 2,6 Произнесения звука в предложении 1,8 3,1 Узнавание неречевых звуков 1,6 2,9 Различение на слух высоты и тембра голоса 1,5 3,2 Фонематическое восприятие 1,5 2,9 Фонематический анализ 1,6 2,7 Фонематические представления 1,5 3,0 Средний балл 1,6 2,9
У детей экспериментальной группы наблюдались недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.
 Просодическая сторона речи у всех детей экспериментальной группы сформирована с нарушениями. Отмечаются назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный).
Эти расстройства влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи детей.
У детей в контрольной группе наблюдается искажение слоговой структуры, которая проявляется, начиная с трехсложных слов, чаще в словах со стечением согласных. В большинстве случаев наблюдается перестановка слогов и пропуск звука или слога. Чаще искажаются слова мало знакомые и редко употребляемые.
У всех исследуемых детей экспериментальной группы отмечается недоразвитие фонематического слуха. Особую сложность представляют свистящие, шипящие, парные звонкие и глухие согласные звуки.
У детей контрольной группы в целом все задания были выполнены полностью, иногда допускались некоторые ошибки, в основном связанные с произношением шипящих звуков и незнакомых слов. Графически результаты представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов

Аналитико-синтетическая деятельность, внимание и восприятия.
Результаты исследования аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия представлены в Таблице 3.




Таблица 3
Результаты исследования аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Слуховое восприятие и внимание 2,0 3,4 Анализ и синтез 2,0 3,0 Средний балл 2,0 3,2
У детей экспериментальной группы слуховое восприятие и внимание заметно нарушено, они допускают ошибки при выполнении данных заданий, путаются в действиях. Анализ и синтез также недостаточно развит, дети непоследовательны в составлении последовательного рассказа, путают последовательность действий.
У детей контрольной группы состояние слуховое восприятие и внимание находятся на высоком уровне, дети сразу выполняли полученное задание. Анализ и синтез также не нарушен, все дети смогли построить ряд сюжетных картинок.
Графически результаты представлены на рисунке 3.


Рисунок 3. Исследование аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия
Таким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией уровень состояния общей и артикуляционной моторики, слухопроизносительной системы, фонематических процессов, аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия значительно ниже детей того же возраста с развитием в норме. Хуже всего состояние слухопроизносительной системы и фонематических процессов.




















Заключение
Таким образом, были выполнены поставленные задачи: систематизированы методики, исследования состояния фонематических функций и проанализировано состояние фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Фонематические функции у детей формируются, начиная с рождения, когда ребенок начинает воспринимать звуки. В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок дифференцирует звуки, а в более старшем возрасте у детей начинают формироваться высшие формы фонематического восприятия – анализ и синтез.
Стертая дизартрия проявляется в виде нарушения произношения. Вместе с тем у детей с данной формой речевой патологии проявляется как речевая, так и неречевая симптоматика.
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией имеет качественное и количественное своеобразие в отличие от нормально развивающихся сверстников. Это свидетельствует о том, что для стертой дизартрии характерна не только речевая, но и неречевая симптоматика.
Для детей со стертой дизартрией характерными является нарушения фонематической стороны речи. Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ и синтез) являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением.
Проведенное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией уровень состояния общей и артикуляционной моторики, слухопроизносительной системы, фонематических процессов, аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия значительно ниже детей того же возраста с развитием в норме.
Таким образом, подтверждается поставленная гипотеза: фонетико-фонематические нарушения в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии, представляя сложный симптомокомплекс, являются качественно неоднородными и детерминированы специфическими моторными нарушениями реализации речи вследствие поражения различных структур мозга, участвующих в управлении двигательным механизмом речи.
























Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ, 2006. – 319с.
2. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Факторы, определяющие моделирование процесса формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией // II Всеросс. Конференция «Проблемы детской речи - 1996». – М., 1996.
3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушением речи. – М., 1982.
4. Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
5. Журова Л.Е., Эльконин д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: 1963.
6. Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: РОУ, 1996. –180с.
8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб.: Союз, 2004.
10. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрия и дифференциация их обучения. // Дефектология. – 1986. –№ 2. – С. 64-70.
11. Лопатина Л.В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой формой дизартрии. // Логопедия. – 2005. – К23. – С. 28-32.
12. Лопатина Л.В. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. – СПб., 1995.– С. 149-150.
13. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия. –2004 – №1. – С. 53-60.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГГВ им. А.И. Герцена, 2001.– 191с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под редакцией Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
16. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высших и средних педагогических учебных заведений. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000.
17. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СП6.: КАРО, 2004. – 48с.
18. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.
19. Мухина В.С. Психология дошкольника. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
20. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240С.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, К.Н. Кутепова и др.; Под ред. ТВ. Волосовец. – М.: Издательекий центр «Академия», 2002. – 200с.
22. Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти // Дефектология. –2000. – №2. – С. 13-21.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713с.
24. Серебрякова Н.В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи // Логопедия. –2006. - №2. – С.10-20.
25. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. – М., 1974.
26. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. –2004. - К25. – С. 6-15.
27. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в речи в раннем детстве. – М., 1948.








48

Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ, 2006. – 319с.
2. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Факторы, определяющие моделирование процесса формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией // II Всеросс. Конференция «Проблемы детской речи - 1996». – М., 1996.
3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушением речи. – М., 1982.
4. Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
5. Журова Л.Е., Эльконин д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: 1963.
6. Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: РОУ, 1996. –180с.
8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб.: Союз, 2004.
10. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрия и дифференциация их обучения. // Дефектология. – 1986. –№ 2. – С. 64-70.
11. Лопатина Л.В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой формой дизартрии. // Логопедия. – 2005. – К23. – С. 28-32.
12. Лопатина Л.В. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. – СПб., 1995.– С. 149-150.
13. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия. –2004 – №1. – С. 53-60.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГГВ им. А.И. Герцена, 2001.– 191с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под редакцией Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
16. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высших и средних педагогических учебных заведений. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000.
17. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СП6.: КАРО, 2004. – 48с.
18. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.
19. Мухина В.С. Психология дошкольника. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
20. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240С.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, К.Н. Кутепова и др.; Под ред. ТВ. Волосовец. – М.: Издательекий центр «Академия», 2002. – 200с.
22. Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти // Дефектология. –2000. – №2. – С. 13-21.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713с.
24. Серебрякова Н.В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи // Логопедия. –2006. - №2. – С.10-20.
25. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. – М., 1974.
26. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. –2004. - К25. – С. 6-15.
27. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в речи в раннем детстве. – М., 1948.