Особенности фонематического развития дошкольников с детским церебральным параличом.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 06.10.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования фонематических функций у детей с детским церебральным параличом
1.1.Понятие фонематической системы
1.2.Характеристика нарушений при детском церебральном параличе
1.3.Особенности фонематического развития у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Глава 2. Методика исследования фонематического развития
Заключение
Список литературы
Оценка выполнения: неправильное воспроизведение от 1 до 2-х слогов - 3 балла, от 2 слогов до 4 - 2 балла, от 4 до 6 слогов -1 балл, свыше 6 слогов - 0 баллов.
2) Повторение слов с различными частотными характеристиками спектра звучания:
Материал исследования: 3 группы слов, ориентированные по своему составу на определенные частотные характеристики спектра звучания:
а) повторение слов, состоящих преимущественно из высокочастотных звуков
-только из высокочастотных звуков (высокие+высокие): шить, тяжесть, десять, шутить, задеть, чуять, суша, счастье;
- из высокочастотных в сочетании с среднечастотными звуками (высокие + средние): зал, цель, узел, сени, шило, сало, сено, ванна, сера, число;
- из высокочастотных в сочетании с низкочастотными звуками (высокие + низкие): сок, черт, дед, дико, усик, тяга, сода, шуба, сухо, живо.
б) повторение слов, состоящих преимущественно из среднечастотных звуков:
- только из среднечастотных звуков (средне + средние): ну, мы, рано, мера, ныне, еле, рана, мина, лимон, Мирон;
- из среднечастотных звуков в сочетании с высокочастотными (средние +высокие): наш, ночь, меньше, лучше, месяц, моши, разрез, летал, иметь;
- из среднечастотных звуков в сочетании с низкочастотными (средние+ низкие): над, нет, ряд, альфа, муха, мука, рота, нету, нота;
в) повторение слов, состоящих преимущественно из низкочастотных звуков:
-только из низкочастотных звуков (низкие + низкие): ход, быт, то, обувь, веко, туго, худо, утка, око, того;
- из низкочастотных в сочетании со среднечастотными (низкие + средние): том, топ, конь, атом, воля, поле, пара, тонна, утро, дама.
Процедура: ребенку для восприятия поочередно предъявляется 3 группы слов, которые он должен воспроизвести. Каждое слово предъявляется один раз.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду говорить слова, повторяй за мной».
Оценка выполнения: правильное воспроизведение слов трех групп - 3 балла, ошибочное воспроизведение слов одной из групп - 2 балла, ошибочное воспроизведение слов из 2-х групп - 1 балл, ошибочное воспроизведение слов из 3-х групп - 0 баллов.
2. Исследования фонематического анализа.
Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить данный звук.
Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка, весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.
Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, карман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.
Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар, чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.
Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка, шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.
Процедура: ребенку предлагается ряд слов, из которых он по заданию должен выделить заданный звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук "С" (Ш Р Л) подними руку».
Оценка выполнения:
правильное выполнение задания - 3 балла,
ошибки при выполнении звука в словах со стечением согласных - 2 балла,
ошибки при выделении звука в словах со стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением звука в середине слова - 1 балл,
ошибки при выделении звука в простых словах с местоположением звука в начале или конце слова - 0 баллов [11].
3. Исследования фонематического синтеза.
Речевой материал: звуки, произносим в заданной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к, а.
Процедура называется звуки и предлагается составить слово из этих звуков.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово можно составить из этих звуков?»
Оценка выполнения:
правильное выполнение задания — 3 балла,
ошибки в синтезе 2-х сложных слов со стечением согласных - 2 балла,
ошибки в синтезе 2-х сложных слов без стечения согласных — 2 балла,
ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение заданий - 0 баллов [11].
Данная методика позволит выявить нарушения в фонематическом развитии детей с церебральным параличом.
Заключение
В заключение исследования отметим еще раз, что нарушения развития ребенка в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т.е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Наряду с двигательными нарушениями у детей с ДЦП нарушено и развитие речи, в том числе и развитие фонематической системы.
Речь формируется невнятной, возможности к вербальному общению у многих больных ДЦП ограничены. Такие дети нередко не различают многие звуки на слух, то есть у них страдает нормальное развитие фонематического восприятия. В связи с тем, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, то можно говорить о нарушении всего фонематического развития ребенка с церебральным параличом.
Итак, мы выполнили цель исследования - проанализировали особенности развития фонематической системы у дошкольников с церебральным параличом.
Решили все задачи исследования:
Проанализировали современное состояние проблемы исследования фонематических функций детей с церебральным параличом.
Раскрыли особенности фонематического развития дошкольников с церебральным параличом.
Составили методику констатирующего эксперимента, направленную на исследование фонематического развития детей с церебральным параличом.
Список литературы
Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1992. – с. 187
Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994. – 210 с.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А. Логопедические игры и задания. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 97 с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003. – 302 с.
Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 245 с.
Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003. – 323 с.
Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – М., 2006. – 213 с.
Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - №3.
Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. - М., 2003. – 189 с.
Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте// Уч. записки ЛГПИ им.Герцена. - 1946. - Т.53. - С.44-50.
2
2.Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994. – 210 с.
3.Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
5.Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
6.Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003. – 302 с.
7.Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 245 с.
8.Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003. – 323 с.
9.Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
12. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
17. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – М., 2006. – 213 с.
18.Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
19. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - №3.
20.Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. - М., 2003. – 189 с.
21. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
Вопрос-ответ:
Что такое фонематическая система?
Фонематическая система - это совокупность звуков, которые используются в определенном языке для образования слов.
Какие особенности наблюдаются при нарушениях у детей с детским церебральным параличом?
У детей с детским церебральным параличом могут наблюдаться различные нарушения, такие как задержка речевого развития, слабость артикуляционного аппарата, недостаточная контроль устной моторики и подвижность губ, языка и челюстей.
Какие особенности фонематического развития наблюдаются у детей с детским церебральным параличом дошкольного возраста?
У детей с детским церебральным параличом дошкольного возраста наблюдаются особенности в фонематическом развитии, такие как затруднения в различении и правильном произношении звуков, слабая артикуляция, трудности в образовании и осознании звуковых сочетаний.
Как проводится исследование фонематического развития у детей с детским церебральным параличом?
Исследование фонематического развития у детей с детским церебральным параличом проводится с использованием специальных методик, направленных на оценку различных аспектов речевого развития, таких как артикуляция, восприятие и речепроизводство звуков.
Какие источники литературы были использованы при исследовании фонематического развития у детей с детским церебральным параличом?
Для исследования фонематического развития у детей с детским церебральным параличом были использованы различные источники литературы, включая научные статьи, монографии и диссертации, посвященные данной проблематике.
Какие особенности фонематического развития у детей с детским церебральным параличом?
У детей с детским церебральным параличом наблюдаются нарушения фонематических функций. Они испытывают трудности с восприятием и анализом звуков речи, а также с произношением определенных звуков. Эти особенности связаны с повреждениями центральной нервной системы и моторной сложности.
Что такое фонематическая система?
Фонематическая система - это система звуков речи, которые различаются и играют важную роль в развитии языковых навыков. Она включает в себя все фонемы, присутствующие в данном языке, и правила их использования.
Какие характеристики нарушений наблюдаются при детском церебральном параличе?
При детском церебральном параличе дети могут испытывать трудности с контролем движений, включая движения органов артикуляции. Это может привести к нарушениям произношения звуков речи и понимания акустических характеристик звуков. Дети также могут иметь слабую моторику языка и губ, что затрудняет правильное произношение определенных звуков.
Какие особенности фонематического развития у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом?
Дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом могут иметь отставание в развитии фонематических функций. Они могут проявлять трудности с различением звуков речи, а также с их правильным произношением. Однако с помощью специальных методик и регулярных занятий речевой терапии, они могут добиться прогресса в своем фонематическом развитии.
Как проводится исследование фонематического развития у детей с детским церебральным параличом?
Для исследования фонематического развития у детей с детским церебральным параличом применяются различные методики, включающие аудио- и видеозапись речи, анализ произношения звуков, анализ понимания звуков и т.д. Эти методики помогают выявить нарушения в фонематическом развитии и определить оптимальные стратегии речевой терапии для каждого ребенка.