корректировка заказа Н-21955 Использование малых форм фольклора для развития речи детей 2-3 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 30.11.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Научно – теоретический анализ проблемы использования малых фольклорных форм для речевого развития детей раннего возраста
1.1. Понятие малых фольклорных форм
1.2. Особенности развития речи детей 2-3 лет
2. Экспериментальное исследование по развитию речи детей 2-3 лет
2.1. Методика экспериментального исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Возможность использования малых фольклорных форм для развития речи детей 2-3 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

У всех детей имеются нарушения в осуществлении активной функции речи. Среди таких нарушений наиболее ярко выражены следующие. У детей часто отмечаются ошибки в произношении слов винительного и предложного падежа. Так, например, на вопрос «Во что ты играешь?» дети отвечали «Мишка ест», не употребляя существительные в винительном падеже. Практически у всех детей в речи отмечаются слова с уменьшительным суффиксом (мишка, куколка, машинка). Слоговая структура слов нарушена у части детей. Такие дети не могут правильно называть слова, состоящие из 3 слогов без стечения согласных (собака – бака, молоко – моко). Практически у всех детей имеются нарушения в произношении звуков: перестановка звуков, замена звуков, отсутствие звуков в словах. В общении со взрослыми все дети употребляют одно-, двух, - трехсловные предложения.

Понимание речи у 6 детей осуществляется лишь по 8-9 категориям из предложенных. При этом наиболее сложными оказались для понимания категории, отражающие прилагательные, действия и наречия. Особенно слоны для детей наречия (близко, далеко). У двоих детей понимание речи на высоком уровне по всем предложенным категориям, хотя наречия также вызывали затруднения, однако с помощью экспериментатора дети справились и называли необходимые слова.
По результатам исследования у 6 детей отмечается средний уровень развития речи, у двоих детей – уровень выше среднего, т.к. показатели понимания речи у таких детей высокие.
Таким образом, в речи детей 2-3 лет отмечаются недостаточный уровень сформированности показателей активной речи, а также понимания таких категорий как действие, прилагательные, наречия. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости поиска способов развития речи детей. В качестве средства развития речи детей раннего возраста важно использовать малые фольклорные формы.

2.3. Возможность использования малых фольклорных форм для развития речи детей 2-3 лет

Самыми простыми для детей 2-3 лет являются такие малые фольклорные формы как песенки, потешки, пестушки. Такие формы можно использовать в различных режимных моментах. Примеры использования малых фольклорных форм приведены в приложении.
Дети любят народные хороводные игры. Эти игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. В процессе совместных игр важно использовать различные хороводные песни.
Полезно также использовать малые фольклорные формы для формирования физических качеств, игровых действий, певческих навыков, музыкально-ритмических движений.
Малышу фольклорные формы способствуют наблюдению за природой, обогащению знаний об окружающей действительности.
Речевое развитие детей 2-3 лет тесно связано с развитием мелкой моторики. В раннем возрасте для развития мелкой моторики прибегают к различным приемам, упражнениям, играм. Такие упражнения и игры необходимо развивать на протяжении раннего и дошкольного детства, т.к. в это будет стимулировать руку ребенка и подготавливать его к письму.
Наиболее популярным и доступным средством развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. В таких играх пальчиками изображаются определенные фигуры, иллюстрирующие стишок или потешку. Наиболее популярными являются игры «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В процессе рассказывания стишка ребенок сам или при помощи взрослого загибает пальчики правой, начиная с большого пальца. К трем годам можно использовать пальчиковые игры, направленные на развитие не только мелкой моторики, но и общей моторики руки. Подобные игры, направленные на развитие как мелкой, так и общей моторики развивают попутно и произвольность движений.
Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Использование детского фольклора подчеркивает роль малых фольклорных форм для детского развития. Их использование способствует психическому и личностному развитию ребенка 2-3 лет.
Особенно важную роль малые фольклорные формы имеют для развития речи. В период 2-3 лет у ребенка отмечается бурный рост активной речи, ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающим миром и в соответствии с этим растет активный словарь. При этом именно фольклорные формы приобретают важное значение для развития речи ребенка, т.к. они близки детям интонационно, по средствам выразительности, а также двигательно. Все это свидетельствует о том, что в период раннего возраста, особенно в период 2-3 лет использование малых фольклорных форм играет важное значение для ребенка, его речевого становления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ показал, что фольклор — это основанное на традициях творчество групп или личностей, отражающее ожидания (надежды) общины, являющееся адекватным выражением ее культурного и социального самосознания. Фольклорные нормы и ценности передаются устно, подражанием или другими способами. Народное творчество по указанию многих исследователей имеет особые свойства языкового феномена, что исходит из специфики текстов фольклорных форм. Такой язык понятен и близок детям, поэтому его часто используют в процессе речевого развития детей раннего возраста.
Многими исследователями отмечается, что в раннем возрасте усваиваются практически все звуки речи, однако произношение ребенка еще недостаточно совершенно. Кроме того, автор отмечает значительный рост словаря в раннем возрасте, что связано с активным взаимодействием ребенка с окружающим миром. На третьем году жизни резко возрастает речевая активность ребенка.
Экспериментальное исследование показало, что в раннем возрасте у детей 2-3 лет отмечаются нарушения активной речи: дети не употребляют в речи слов в винительном, предложном падеже, допускают ошибки в употреблении данных слов, отмечаются аграмматизмы. В пассивной речи детей мало употребляется прилагательных, наречий. Все это свидетельствует о необходимости использования малых форм фольклора для развития речи детей раннего возраста.
Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что малые фольклорные формы незаменимы в общении с ребенком как для родителей, так и для педагогов, воспитателей. Использование данного вида жанров способствует созданию эмоционально – положительной обстановки, снимает напряжение с ребенка, активизирует его речевую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. Педагогика, 1984
Гусев В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры. // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. - СПб.: Санкт – Петербургское философское общество, 2001.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 244 с.
Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учиться говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96 с.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963
Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Питер, 1996
Кайгородова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. Фестиваль педагогических идей «открытый урок» [электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/506589/
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1983
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 1996
Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты. - Петрозаводск, 2001
Мухина В. С. Детская психология – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма-Пресс, 1999.- 352с.
Песенки, загадки, пословицы: Сборник русского фольклора (в обраб. Иваницкого Н., Капицы О., Шейна П. и др.); сост. Калугина М. – М.: Стрекоза – пресс, 2006
Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 86-91
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006
Смирнова Е. О. Детская психология. – М. : Владос, 2003. – 366 с.
Ушакова Т. Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии// Психологический журнал. – 1999. - №3. - С. 59-70
Чечулина Л.С. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Фестиваль педагогических идей «открытый урок» [электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/505413/
Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: КДУ, 2005


ПРИЛОЖЕНИЕ
Потешки:
“Поехали – поехали по ровненькой дорожке
По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам
Все прямо и прямо”.
“А потом вдруг…в яму! Бух!....”.
***
“Бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюшка будет спать,
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.”

Пестушки:
“Водичка, водичка, умой Маше личико,
Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!”

Хороводные песни:
“Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой!”

Пальчиковые игры:
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!












5

ЛИТЕРАТУРА

1.Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
2.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. Педагогика, 1984
3.Гусев В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры. // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. - СПб.: Санкт – Петербургское философское общество, 2001.
4.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 244 с.
5.Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учиться говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96 с.
6.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963
7.Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Питер, 1996
8.Кайгородова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. Фестиваль педагогических идей «открытый урок» [электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/506589/
9.Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1983
10.Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 1996
11.Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты. - Петрозаводск, 2001
12.Мухина В. С. Детская психология – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма-Пресс, 1999.- 352с.
13.Песенки, загадки, пословицы: Сборник русского фольклора (в обраб. Иваницкого Н., Капицы О., Шейна П. и др.); сост. Калугина М. – М.: Стрекоза – пресс, 2006
14.Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 86-91
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006
16.Смирнова Е. О. Детская психология. – М. : Владос, 2003. – 366 с.
17.Ушакова Т. Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии// Психологический журнал. – 1999. - №3. - С. 59-70
18.Чечулина Л.С. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Фестиваль педагогических идей «открытый урок» [электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/505413/
19.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: КДУ, 2005