Теоретические основы изучения социально-педагогической работы с неполными семьями (по заказу с-5731)
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 78 + 78 источников
- Добавлена 11.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Неполная семья как современная социально-демографическая проблема
Глава 2. Особенности социально-педагогической работы с неполной семьей
Заключение
Список литературы
Достаточно большим опытом и возможностями социально-педагогической, профилактической и реабилитационной работы с неполной семьей обладают Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) – государственные учреждения, относящиеся к системе социального обслуживания, призванные содействовать реализации семейной политики государства.
В Центрах оказывается комплексная социальная помощь в виде экономических, юридических, медицинских, психолого-педагогических услуг различным категориям семей с детьми; непосредственно ведётся работа с детьми и подростками в специальных Отделениях дневного пребывания. Эти Центры стали появляться сравнительно недавно, поэтому сфера их деятельности и потенциал не достаточно ещё изучены. Главной особенностью работы центров является оказание адресной помощи различным категориям семей и граждан [23].
Для оказания комплексной и многоаспектной социальной помощи семьям, детям и подросткам в Центрах созданы отдельные структурные подразделения.
Отделение приёма граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования предназначено для выявления потребности граждан, семей и детей на обслуживаемой территории в конкретных видах социальных услуг, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями – для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-трудовой, социально-медицинской) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также для обучения родителей особенностям их воспитания в семье и методикам реабилитации.
В структуре Центров социальной помощи семье и детям существует Отделение срочного социального обслуживания – для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних служит для профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних; индивидуальной работы с детьми и подростками «группы риска»; социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Специалисты, в лице социальных работников, социальных педагогов и психологов непосредственно осуществляют деятельность по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних (в основном работа ведётся с неблагополучными семьями), разрабатывают индивидуальные групповые программы социальной реабилитации семей и детей, проводят открытые мероприятия и акции, ориентированные на профилактику безнадзорности детей и подростков и т.д.
Отделение психолого-педагогической помощи семье. Целью работы отделения является обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.
Центры оказывают социальные услуги всем гражданам, в том числе детям и подросткам, как обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов и учреждений системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др. Большой популярностью у населения пользуется отделение дневного пребывания несовершеннолетних (ОДП). Это отделение предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания детей, реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних детей и детей с ограниченными возможностями, организации досуга, семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов, привлечения к посильной трудовой деятельности несовершеннолетних. Как правило, в ОДП принимаются дети и подростки из категории семей «группы риска». Продолжительность их пребывания может соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами реабилитации [6].
Работники Центров организуют досуговую деятельность детей и подростков, проводят реабилитационную, реадаптационную и разного рода профилактическую работу. Социальное обслуживание семей, детей и отдельных граждан структурными подразделениями Центров может осуществляться на разовой, временной или постоянной основе.
Технологии и конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей «группы риска» в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с семьей имеют много общего.
Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав – права на жизнь в необходимый для полноценного развития уровень жизни. В практике работы Центров помощи семье и детям сложились следующие направления деятельности с семьями «группы риска»: профилактической, диагностической, коррекционной и реабилитационной работы.
Профилактическая работа – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи в центрах психолого-педагогической помощи семье и детям. На данном этапе деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.
Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При Центрах социальной помощи семье и детям создаются курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха, для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. Педагогическое просвещение включает деятельность информационного в обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей в базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.
Диагностическая работа в условиях Центров помощи семье и детям предполагает два варианта деятельности социального педагога:
при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
• сбор информации;
• анализ информации;
• постановка социального диагноза.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
Этические принципы: конфиденциальность; степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.
Одним из важнейших направлений в работе с семьей является реабилитационно-коррекционная работа, так как проводится она на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Реабилитационная работа состоит из индивидуальной, групповой и общинной форм работы с семьями. В индивидуальной работе с родителями или ребенком используются несколько технологий [43].
Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Социальный патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Групповая работа включает:
беседы (диалог между двумя участвующими сторонами);
лекции (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель – повышение уровня информированности клиента);
диспуты (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
дискуссии (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
собрания (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников).
В ходе занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, мозгового штурма и т.д.
Технологии общинной реабилитационной работы включают лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники, благотворительные акции, спортивные состязания и пр.). Для их проведения нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.
Одна из базовых технологий социальной педагогики – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных). Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование) [43].
Специфика работы социального педагога с неполными семьями в условиях Центров помощи семье и детям определила принципы его работы:
гуманный подход в работе со всеми членами семьи;
педагогический оптимизм, приоритет семьи и семейного воспитания;
обеспечение государственных гарантий социальной помощи и защиты семье;
индивидуализация и адресность социальной работы, системность и последовательность;
формирование основ здорового образа жизни;
обеспечение добровольности и автономности семьи в выборе путей социального развития, педагогический такт и конфиденциальность.
Заключение
В процессе написания данной курсовой работы была реализована поставленная в начале исследования цель – основы социально-психологической работы с неполными семьями оказались изучены. Для решения данной цели были решены следующие задачи:
рассмотрена неполная семья как современная социально-демографическая проблема;
изучены особенности социально-педагогической работы с неполной семьей.
В результате проведения теоретического обзора по проблеме исследования удалось установить следующее:
Неполной семьей в педагогическом контексте следует считать семью одинокого родителя, проживающего с детьми (в отдельных случаях и с ближайшими родственниками) и осуществляющего воспитательный процесс самостоятельно, единолично реализующего функции семьи. Можно выделить три основных источника формирования неполных семей: распад семьи вследствие развода супругов, внебрачная рождаемость, непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин. По мнению большинства ученых, в монородительской (семья с одним родителем) семье семейные функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические. Вместе с тем, необходимо отметить, что не каждый ребенок, выросший в неполной семье, ощущает на себе описанные выше негативные последствия такой семейной ситуации. При этом важно и другое: любое негативное влияние неполной семей на ребенка может и поддается коррекции с помощью социально-педагогической работы.
Традиционно, социально-педагогическая помощь неполным семьям осуществляется в следующих аспектах: социально-правовом, медико-социальном, психологическом и педагогическом. Основными направлениями социально-педагогической работы с неполными семьями должны быть: поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; юридическая помощь и советы, с тем, чтобы предотвратить все формы эксплуатации (насилие, правонарушения), как физические, так и психологические. Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на неполные семьи, является воспитание родительских чувств и обязанностей. Специфика работы социального педагога с неполными семьями в условиях Центров помощи семье и детям определила принципы его работы: гуманный подход в работе со всеми членами семьи; педагогический оптимизм, приоритет семьи и семейного воспитания; обеспечение государственных гарантий социальной помощи и защиты семье; индивидуализация и адресность социальной работы, системность и последовательность; формирование основ здорового образа жизни; обеспечение добровольности и автономности семьи в выборе путей социального развития, педагогический такт и конфиденциальность.
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики.
Список литературы
Авдеева Н.В. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте / Н.В. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 54 – 57.
Андреас С. Эффективная психотерапия. Паттерны магии Вирджинии Сатир / С. Андреас. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 218 с.
Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000.
Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка / Е.В. Андрюшина // Народонаселение. – 1998. – № 2.
Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровья детей раннего возраста / М.М. Балыгин // Здравоохранение РФ. – 1998. – № 3.
Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева. – М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2006.
Белогай К.Н. Структурные компоненты родительских отношений личности / К.Н. Белогай. – Красноярск : Сибирский государственный университет, 2006.
Браун Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева. – М. : [б.и.], 1999.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Бреева. – М. : Просвещение, 1998. – 207 с.
Валетас М. Отцы и дети после развода / Д. Валетас, Л. Прокофьева // Демоскоп weekly. – 2001. – № 9-10.
Валлерштейн Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности / Дж.В. Валлерштейн, Дж. Келли // Лабиринты одиночества / ред.: Н.Е. Покровский. – М. : [б.и.], 1989.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. – СПб. : Речь, 2001. – 144 с.
Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом / В.И. Гарбузов // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. – Л. : [б.и.], 1978.
Город. Реформы. Жизнь. Москва в цифрах. 1992-1995. – М., 1995.
Гурко Т.А. Родительство : социологический аспект / Т.А. Гурко. – М. : [б.и.], 2003.
Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. – №11.
Донина О.И. Психолого-педагогические основы работы с семьей / О.И. Донина. – Ульяновск : Ульян. гос. ун-т, 2005.
Дружинин Н.В. Психология семьи / Н.В. Дружинин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 208 с.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования / А.Н. Елизаров. – М. : Ось-89, 2003. – 336 с.
Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2005. – 400 с.
Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2002. – № 1. – С. 36.
Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска / А.Н. Елизаров// Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. – М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2004.
Жигалин С.С. Родительская позиция как система отношений отца и матери / С.С. Жигалин. – Курган : Изд-во Кург. гос. ун-та, 2005.
Захаров А.И. Нарушение семейных отношений и неправильное воспитание – причины возникновения невроза / А.И. Захаров. – М. : Просвещение, 1986. – 128 с.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. [б.и.], 2000.
Захаров С.В. Рождаемость и брачность в России / С.В. Захаров, Е.И. Иванова // Социологические исследования. – 1997. – №7.
Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации /Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – М. : Речь, 2003 – 247 с.
Илларионова Л.П. Семья, попавшая в социально опасную ситуацию / Л.П. Илларионова. – М. : Экон-Информ, 2008.
Ильина Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М. : Просвещение, 1987.
Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина // Теоретический и практический аспект экономического развития. – М., 1997.
Каменева Т.Н. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи / Т.Н. Каменева, Н.С. Степашов // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». – Курск: [б.и.], 2001.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 320 с.
Кон И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. – М. : [б.и.], 2000. – 304 с.
Кон И.С. Отец / И.С. Кон // Неделя. – 1989. – №11.
Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. – 2003. – №4.
Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова. – СПб. : Речь, 2005.
Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М. : Просвещение, 1990.
Лакосина Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии / Н.Д. Лакосина // 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. – Т. 1. – М. : [б.и.], 1985.
Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага : [б.и.], 1994.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – М. : [б.и.], 1979.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005.
Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии / Л.В. Мардахаев. – Рязань : [б.и.], 1999.
Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / З. Матейчик // Воспитание детей в неполной семье / ред.: Н.М. Ершова. – М. : [б.и.], 1990.
Минухин С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М. : Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.
Морозова О.В. Педагогика семьи / О.В. Морозова. – Омск : [б.и.], 2000.
Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова. – М. : Жизнь и мысль, 1999.
Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 241 с.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко. – М. : Академия, 2002.
О положении детей в Российской Федерации / Государственный доклад. – М., 2000.
Основы психологии семьи и семейного консультирования / ред.: Н.Н. Посысоев. – М. : Владос-Пресс, 2004.
Психология семьи / ред.: Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2002.
Психологические тесты / ред.: А.А. Карелин: В 2т. – М. : [б.и.], 2001.
Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Саготовская. – Томск : [б.и.], 1971.
Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб. : Речь, 2001. – 283с.
Семейное воспитание: хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. – М. : [б.и.], 2001.
Семейный кодекс РФ. – М. : Эксимо, 2005.
Смирнова Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1999. – №6.
Социальная педагогика / ред.: М.А. Галагузова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / сост.: Л.Б. Шнайдер: В 2 ч. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2004.
Сюллеро Э. Надо вернуть детям отцов! / Э. Сюллеро // Литературная газета. – 1994, 16 марта.
Теория и практика воспитательных систем / ред.: Л.И. Новикова. – М. : ИТП и МИО РАО, 1993.
Ушаков Г.К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей / Г.К. Ушаков. – М. : [б.и.], 1996.
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование / Г. Фигдор. – М. : [б.и.], 1995.
Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М. Эриксон. –М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М. : [б.и.], 2006.
Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! – 2000. – №2.
Черкасова О.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития / О.В. Черкасова. – Самара : Сам. ун-т, 2000.
Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
Черняк Е.М. Социология семьи / Е.М. Черняк. – М. : Дашков и К, 2003.
Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье / И.В. Шаповаленко // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / ред.: Е.Г. Силяева. – М. : [б.и.], 2002.
Шерман Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство / Р. Шерман, Н. Фридман. – М. : Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум / И.Ю. Шилова. – СПб. : Петрополис, 2000.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: / Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Фолиум, 1996. – 63 с.
Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2003 – 336 с.
Эйдемиллер Э.Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике / Э.Г. Эйдемиллер // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. – СПб. : [б.и.], 1996.
Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. эйдемиллер. – М. : [б.и.], 2000.
49
1.Авдеева Н.В. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте / Н.В. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 54 – 57.
2.Андреас С. Эффективная психотерапия. Паттерны магии Вирджинии Сатир / С. Андреас. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 218 с.
3.Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000.
4.Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка / Е.В. Андрюшина // Народонаселение. – 1998. – № 2.
5.Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровья детей раннего возраста / М.М. Балыгин // Здравоохранение РФ. – 1998. – № 3.
6.Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева. – М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2006.
7.Белогай К.Н. Структурные компоненты родительских отношений личности / К.Н. Белогай. – Красноярск : Сибирский государственный университет, 2006.
8.Браун Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
9.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева. – М. : [б.и.], 1999.
10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Бреева. – М. : Просвещение, 1998. – 207 с.
11.Валетас М. Отцы и дети после развода / Д. Валетас, Л. Прокофьева // Демоскоп weekly. – 2001. – № 9-10.
12.Валлерштейн Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности / Дж.В. Валлерштейн, Дж. Келли // Лабиринты одиночества / ред.: Н.Е. Покровский. – М. : [б.и.], 1989.
13. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. – СПб. : Речь, 2001. – 144 с.
14.Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом / В.И. Гарбузов // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. – Л. : [б.и.], 1978.
15.Город. Реформы. Жизнь. Москва в цифрах. 1992-1995. – М., 1995.
16.Гурко Т.А. Родительство : социологический аспект / Т.А. Гурко. – М. : [б.и.], 2003.
17.Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. – №11.
18. Донина О.И. Психолого-педагогические основы работы с семьей / О.И. Донина. – Ульяновск : Ульян. гос. ун-т, 2005.
19. Дружинин Н.В. Психология семьи / Н.В. Дружинин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 208 с.
20. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования / А.Н. Елизаров. – М. : Ось-89, 2003. – 336 с.
21. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2005. – 400 с.
22.Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2002. – № 1. – С. 36.
23.Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска / А.Н. Елизаров// Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. – М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2004.
24.Жигалин С.С. Родительская позиция как система отношений отца и матери / С.С. Жигалин. – Курган : Изд-во Кург. гос. ун-та, 2005.
25.Захаров А.И. Нарушение семейных отношений и неправильное воспитание – причины возникновения невроза / А.И. Захаров. – М. : Просвещение, 1986. – 128 с.
26.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. [б.и.], 2000.
27.Захаров С.В. Рождаемость и брачность в России / С.В. Захаров, Е.И. Иванова // Социологические исследования. – 1997. – №7.
28.Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации /Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – М. : Речь, 2003 – 247 с.
29. Илларионова Л.П. Семья, попавшая в социально опасную ситуацию / Л.П. Илларионова. – М. : Экон-Информ, 2008.
30.Ильина Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М. : Просвещение, 1987.
31.Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина // Теоретический и практический аспект экономического развития. – М., 1997.
32. Каменева Т.Н. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи / Т.Н. Каменева, Н.С. Степашов // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». – Курск: [б.и.], 2001.
33. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 320 с.
34. Кон И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. – М. : [б.и.], 2000. – 304 с.
35. Кон И.С. Отец / И.С. Кон // Неделя. – 1989. – №11.
36. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. – 2003. – №4.
37.Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова. – СПб. : Речь, 2005.
38. Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М. : Просвещение, 1990.
39.Лакосина Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии / Н.Д. Лакосина // 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. – Т. 1. – М. : [б.и.], 1985.
40.Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага : [б.и.], 1994.
41.Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – М. : [б.и.], 1979.
42.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005.
43.Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии / Л.В. Мардахаев. – Рязань : [б.и.], 1999.
44.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / З. Матейчик // Воспитание детей в неполной семье / ред.: Н.М. Ершова. – М. : [б.и.], 1990.
45. Минухин С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М. : Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.
46.Морозова О.В. Педагогика семьи / О.В. Морозова. – Омск : [б.и.], 2000.
47.Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова. – М. : Жизнь и мысль, 1999.
48. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 241 с.
49.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко. – М. : Академия, 2002.
50.О положении детей в Российской Федерации / Государственный доклад. – М., 2000.
51.Основы психологии семьи и семейного консультирования / ред.: Н.Н. Посысоев. – М. : Владос-Пресс, 2004.
52.Психология семьи / ред.: Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2002.
53.Психологические тесты / ред.: А.А. Карелин: В 2т. – М. : [б.и.], 2001.
54.Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Саготовская. – Томск : [б.и.], 1971.
55.Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб. : Речь, 2001. – 283с.
56.Семейное воспитание: хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. – М. : [б.и.], 2001.
57.Семейный кодекс РФ. – М. : Эксимо, 2005.
58.Смирнова Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1999. – №6.
59.Социальная педагогика / ред.: М.А. Галагузова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
60.Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / сост.: Л.Б. Шнайдер: В 2 ч. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2004.
61.Сюллеро Э. Надо вернуть детям отцов! / Э. Сюллеро // Литературная газета. – 1994, 16 марта.
62.Теория и практика воспитательных систем / ред.: Л.И. Новикова. – М. : ИТП и МИО РАО, 1993.
63.Ушаков Г.К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей / Г.К. Ушаков. – М. : [б.и.], 1996.
64.Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование / Г. Фигдор. – М. : [б.и.], 1995.
65.Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М. Эриксон. –М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.
66.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М. : [б.и.], 2006.
67. Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! – 2000. – №2.
68.Черкасова О.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития / О.В. Черкасова. – Самара : Сам. ун-т, 2000.
69.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
70.Черняк Е.М. Социология семьи / Е.М. Черняк. – М. : Дашков и К, 2003.
71. Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье / И.В. Шаповаленко // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / ред.: Е.Г. Силяева. – М. : [б.и.], 2002.
72. Шерман Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство / Р. Шерман, Н. Фридман. – М. : Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
73. Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум / И.Ю. Шилова. – СПб. : Петрополис, 2000.
74.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000.
75.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: / Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Фолиум, 1996. – 63 с.
76.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2003 – 336 с.
77.Эйдемиллер Э.Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике / Э.Г. Эйдемиллер // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. – СПб. : [б.и.], 1996.
78.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. эйдемиллер. – М. : [б.и.], 2000.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при работе с неполными семьями?
При работе с неполными семьями возникают различные проблемы, такие как недостаток финансовых ресурсов, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями и детьми, психологические проблемы у детей и другие.
Какие учреждения имеют опыт работы с неполными семьями?
Опыт работы с неполными семьями имеют Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД). Это государственные учреждения, которые оказывают помощь неполным семьям и детям в социально педагогической профилактической и реабилитационной работе.
Какие особенности есть в социально педагогической работе с неполными семьями?
В социально педагогической работе с неполными семьями есть ряд особенностей, таких как необходимость адаптации детей к измененной семейной ситуации, помощь родителям в решении конфликтов, оказание эмоциональной поддержки и т.д.
Какие государственные учреждения оказывают помощь неполным семьям?
Государственные учреждения, оказывающие помощь неполным семьям, включают Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД). В этих учреждениях работают социальные педагоги, психологи и другие специалисты, которые оказывают поддержку и помощь неполным семьям в различных аспектах их жизни.
Где можно почитать литературу по теме социально педагогической работы с неполными семьями?
Литературу по теме социально педагогической работы с неполными семьями можно найти в списке литературы, представленном в статье. Там указаны источники, которые можно использовать для изучения данной темы и получения более подробной информации.
Что такое неполная семья и почему она является социально демографической проблемой?
Неполная семья - это семья, в которой отсутствует один из родителей или два (развод, смерть, одиночное материнство и пр.). Она является социально демографической проблемой, потому что количество неполных семей растет, что сказывается на демографической ситуации в обществе и на благополучии детей, воспитывающихся в таких семьях.
Какие особенности есть у социально педагогической работы с неполной семьей?
Особенности социально педагогической работы с неполной семьей связаны с тем, что в таких семьях может быть нарушена структура семейных ролей, снижен доход, возможны конфликты, психологические проблемы и другие сложности. Педагогическая помощь в таких семьях может включать поддержку детей и родителей, решение конфликтных ситуаций, консультации и т.д.
Какие государственные учреждения занимаются социально педагогической работой с неполной семьей?
Социально педагогическую работу с неполной семьей осуществляют Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), которые являются государственными учреждениями. Эти центры предоставляют различные услуги, например, консультации, психологическую поддержку, помощь в решении бытовых и социальных проблем и т.д.
Каков список литературы по теме социально педагогической работы с неполной семьей?
Список литературы по теме социально педагогической работы с неполной семьей может включать следующие источники: 1. Фамилия, Имя. "Название книги". Год издания. 2. Фамилия, Имя. "Название статьи". Название журнала, год издания, номер и страницы. 3. Фамилия, Имя. "Название документа". Название организации, год. Важно обратить внимание на актуальность и авторитетность источников.
Что представляют собой неполные семьи?
Неполные семьи – это семьи, в которых отсутствует хотя бы один из родителей (обычно отец или мать) или родители живут отдельно.