Психологические особенности детей проблемных семей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 27 27 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 22.08.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ социально – психологических исследований по проблеме неблагополучных семей
1.1. Понятие неблагополучной семьи
1.2. Типология неблагополучной семьи
Глава 2. Анализ исследований по проблеме психологических особенностей детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях
2.1. Особенности воспитания в проблемных семьях
2.2. Психологические механизмы формирования личности ребенка в проблемной семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

«Страхи, дурные предчувствия». Практически у всех детей из семей больных алкоголизмом отмечены неприятные ощущения, страх, который они испытывают при возвращении домой из школы или от друзей. Ребенок боится увидеть свою семью, родителей, а, точнее, их состояние. С годами страх усугубляется.
«Разочарования». В алкогольных семьях как больной, так и небольной родитель часто не выполняет своих обещаний. Постоянные обещания родителей и их невыполнение разочаровывают детей.
«Слишком быстрое взросление». В семьях больных алкоголизмом дети часто самостоятельны, т.к. родители не в состоянии бывают их накормить, проверить уроки, проводить в школу. Дети рано накапливают социальный опыт, связанный с ведением домашнего хозяйства и т.д.
«Оскорбления». Дети в семьях алкоголиков часто подвергаются различного рода оскорблениям: словесным, физическим, часто в таких семьях дети подвергаются насилию.
«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания к ребенку является популярным стилем воспитания в алкогольной семье.
«Пониженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей формирует пониженную самооценку. Дети, с которыми обращались, не замечая их, часто растут некомпетентными во многих областях жизни.
В целом, М.Д. Москаленко указывает, что в алкогольной семье для детей характерны склонность к изоляции, интроверсия, страхи, неврозы, нарушение межличностных отношений со сверстниками. В дальнейшем, уже во взрослой жизни полученный опыт воспитания в алкогольной семье и приобретенные неблагоприятные черты личности формируют недоверие к окружающему миру, оказывают негативное влияние на построение собственных семейных отношений и отношений с собственными детьми.
Проблемной семьей является и семья с больным ребенком. Рождение больного ребенка рассматривается как деструктивный фактор, который приводит к различным негативным взаимоотношениям в семье. Д.Н. Исаев исследовал особенности детей, в чьей семье воспитывается родитель или ребенок с проблемами в развитии. Автор отмечал у здорового ребенка из такой семьи следующие характеристики:
- снижение контактов с окружающими, прежде всего, со сверстниками. Ребенок не приглашает друзей к себе домой, стыдясь внешнего вида или поведения инвалида,
- ограничение общей активности внутри семейного пространства,
- изменение родительского поведения, снижение их ответственности, заботы за здоровыми детьми.
Вследствие таких причин у здорового ребенка отмечается нарушение межличностных отношений со сверстниками, искажение личностных свойств: скрытность, эмоциональный дискомфорт, невроз и т.д.
Таким образом, проблемная семья порождает так или иначе ситуацию неполноценности, характеризующейся отсутствием эмоционального тепла, общения, напряженностью в детско – родительских отношениях, отсутствием гармоничности. Дети в таких семьях находятся под влиянием родителей, которые неадекватно относятся к процессу воспитания, допуская грубейшие ошибки (непоследовательность воспитания, собственного поведения, насилие, угрозы, недоверие и непринятие ребенка). Подобные ошибки не могут исчезнуть бесследно. Они отражаются на развитии ребенка, для которого семья – это первоначальный социальный опыт, образец поведения. Несомненно, что в таких неблагоприятных условиях развитие ребенка осуществляется по пути невротизации личности, искажения моральных устоев, принятых в обществе, полоролевых представлений и т.д. Поэтому неблагополучные семьи являются сегодня объектом пристального внимания социальных работников, психологов, педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социально – психологической литературы показал, что к проблемным относятся те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Проблемной называют дисфункциональную, дисгармоничную, неблагополучную семью. Термин «дисфункциональная» семья используется для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи. Неблагополучная семья — семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. Таким образом, к проблемным относятся семьи, которые не способны выполнять свои функции, важнейшей из которых является воспитание ребенка. К таким семьям относятся семьи с родителями, ведущими аморальный или асоциальный образ жизни, неполные семьи, семьи с больным, повторные браки и т.д. Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.
Исследователи подчеркивают, что нарушение семейного воспитания, дисгармония детско – родительских отношений является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи заведомо предполагает формирование у него невротической личности, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Проблемная семья порождает так или иначе ситуацию неполноценности, характеризующейся отсутствием эмоционального тепла, общения, напряженностью в детско – родительских отношениях, отсутствием гармоничности. Дети в таких семьях вырастают с невротическими чертами личности, искаженной самооценкой, трудностями в межличностных отношениях, страхом и т.д. Ребенок, не справившись с проблемной ситуацией, с которой он, как правило, остается один на один, может поддаться негативному влиянию со стороны сверстников, ступить на путь асоциального развития. Поэтому важно своевременно выявить проблемную семью, оказать психологическую, педагогическую помощь как детям, так и родителям.
ЛИТЕРАТУРА

Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.— Свердловск, 1986
Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов. // Высшее образование для XXI века.- 2005. - №4. – С. 63-68
Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с.
Ганнушкин П. Б Клиника психопатий / Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982
Городецкая Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей. // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №2. – С. 52
Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. 176 с.
Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской. // Вопросы психологии. – 1998. - №2. – С. 46
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 246 с
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Питер, 1996
Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
Марова З. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: ВЛАДОС, 1998
Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет. // Вопросы психологии. – 1991. - №4. – С. 65-73
Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
Прокофьева Л.М, Валетас М.Ф. Отцы и дети после развода. // Социологические исследования. – 2002. - №6. – С. 111 - 115
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. – М.Е Педагогика – Пресс, 1992. – 192 с.
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: Академия, 1996
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983
Титов Б.А., Машкова Л.Т. Семейная драма глазами ребенка. - Л.: Знание, 1990
Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с

Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской. // Вопросы психологии. – 1998. - №2. – С. 46
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. С. 15
Титов Б.А., Машкова Л.Т. Семейная драма глазами ребенка. - Л.: Знание, 1990
Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004. С. 208
Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004. С. 208
Там же
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: ВЛАДОС, 1998
Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004. С.209
Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов. // Высшее образование для XXI века.- 2005. - №4. – С. 63-68
Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов. // Высшее образование для XXI века.- 2005. - №4. – С. 63-68
Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов. // Высшее образование для XXI века.- 2005. - №4. – С. 63-68
Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000
Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.— Свердловск, 1986
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с. С. 70

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с. С. 135
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с
Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004. 328с. С. 232
Цит. по: Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192с. С. 98
Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. 176 с.
Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
Ганнушкин П. Б Клиника психопатий / Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 246 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. – М.Е Педагогика – Пресс, 1992. – 192 с.
Прокофьева Л.М, Валетас М.Ф. Отцы и дети после развода. // Социологические исследования. – 2002. - №6. – С. 111 - 115
Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с. С. 36
Городецкая Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей. // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №2. – С. 52
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с. С. 199
Марова З. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980. - с. 6-68
Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет. // Вопросы психологии. – 1991. - №4. – С. 65-73
Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет. // Вопросы психологии. – 1991. - №4. – С. 65-73
Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Питер, 1996












28

1.Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.— Свердловск, 1986
2.Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов. // Высшее образование для XXI века.- 2005. - №4. – С. 63-68
3.Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с.
4.Ганнушкин П. Б Клиника психопатий / Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982
5.Городецкая Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей. // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №2. – С. 52
6.Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. 176 с.
7.Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской. // Вопросы психологии. – 1998. - №2. – С. 46
8.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 246 с
9.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
10.Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Питер, 1996
11.Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
12.Марова З. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980
13.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: ВЛАДОС, 1998
14.Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет. // Вопросы психологии. – 1991. - №4. – С. 65-73
15.Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004
16.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
17.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
18.Прокофьева Л.М, Валетас М.Ф. Отцы и дети после развода. // Социологические исследования. – 2002. - №6. – С. 111 - 115
19.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
20.Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. – М.Е Педагогика – Пресс, 1992. – 192 с.
21.Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
22.Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000
23.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: Академия, 1996
24.Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983
25.Титов Б.А., Машкова Л.Т. Семейная драма глазами ребенка. - Л.: Знание, 1990
26.Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
27.Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с

Вопрос-ответ:

Какие исследования были проведены по проблеме неблагополучных семей?

Социально-психологические исследования по проблеме неблагополучных семей были проведены с целью изучить особенности таких семей и их влияние на детей. Были анализированы факторы, которые приводят к неблагополучию семьи, а также определены типы неблагополучных семей.

Что означает понятие "неблагополучная семья"?

Неблагополучная семья - это семья, в которой возникают различные проблемы, мешающие нормальному функционированию и развитию ее членов. Это может быть связано с наличием конфликтов, насилия, алкоголизма, наркомании или других факторов, которые негативно влияют на взаимоотношения внутри семьи и на психологическое состояние всех ее членов, в том числе и детей.

Какие типы неблагополучных семей были определены?

Была проведена типология неблагополучных семей, в результате которой были выделены несколько типов. Это могут быть семьи, где присутствуют ссоры и конфликты, семьи, где один из родителей является алкоголиком или наркоманом, семьи, где есть физическое или психическое насилие и т.д. Каждый тип неблагополучной семьи имеет свои особенности и требует специализированного подхода к работе с ним.

Какие особенности воспитания есть в проблемных семьях?

В проблемных семьях часто наблюдается непоследовательность воспитания, отсутствие четких правил и ограничений, а также недостаток тепла и заботы со стороны родителей. Это может привести к формированию у детей низкой самооценки, агрессивности, проблем в общении с окружающими и другими психологическими проблемами.

Какие психологические механизмы формируют личность ребенка в проблемной семье?

В проблемной семье формируются различные психологические механизмы, которые влияют на развитие личности ребенка. Это может быть например, избегание ответственности, агрессия, подавленность или низкая самооценка. Ребенок может также развивать негативные убеждения о себе и окружающем мире, что может отрицательно сказываться на его жизни взрослой жизни.

Какие исследования проводились по проблеме неблагополучных семей?

Исследования по проблеме неблагополучных семей включали анализ социально-психологических аспектов данной проблемы. Было выяснено, что неблагополучная семья - это семья, в которой возникают серьезные социальные и психологические проблемы, связанные с отсутствием гармонии, недостатком эмоциональной и материальной поддержки, нарушением родительских функций и т.п.

Как можно классифицировать неблагополучные семьи?

Неблагополучные семьи могут быть классифицированы по разным признакам. Например, по степени неблагополучия можно выделить три типа семей: с лёгким, средним и тяжёлым неблагополучием. Также можно классифицировать семьи по причинам неблагополучия: семьи, в которых есть алкоголизм, наркомания, насилие или другие социальные проблемы.

Какие особенности воспитания есть в проблемных семьях?

Воспитание в проблемных семьях характеризуется недостаточной эмоциональной и психологической поддержкой со стороны родителей. Часто родители не обладают необходимыми навыками родительства, не уделяют достаточно внимания ребёнку, не создают положительную атмосферу в семье. Это ведёт к формированию у детей различных проблемных поведенческих и эмоциональных проявлений.

Какие психологические механизмы влияют на формирование личности ребенка в проблемной семье?

Формирование личности ребенка в проблемной семье может быть подвержено влиянию различных психологических механизмов. Например, негативные родительские образцы поведения, недостаток эмоциональной поддержки, насилие в семье, низкая самооценка и пр. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на формирование личности ребенка и его психологическое развитие.

Какие исследования проводились по проблеме неблагополучных семей?

Анализ социально-психологических исследований по проблеме неблагополучных семей позволяет выделить различные аспекты этого вопроса. Исследования включают в себя анализ понятия неблагополучной семьи, типологию таких семей, а также анализ влияния неблагополучной семьи на психологические особенности детей.

Какие особенности воспитания в проблемных семьях были выявлены в исследованиях?

Исследования по проблеме психологических особенностей детей воспитывающихся в неблагополучных семьях показали, что в таких семьях обычно отсутствует адекватное воспитание, нарушается коммуникация между родителями и детьми, а также отсутствует доверительная атмосфера. Это может приводить к различным психологическим проблемам у детей, таким как низкая самооценка, агрессивное поведение, аутизм и другие.