Управление качеством продукции
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 10.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Качество как экономическая категория и объект управления………...……….5
2. Современные концепции и модели управления качеством………...………...11
3. Правовое регулирование качества продукции………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………...
В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.
В ст.721 ГК регулирующее качество работы также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.
Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.
Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса - важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.
Наиболее распространенный способ определения качества продукции - отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.
Государственная система управления качеством Российской Федерации создана с учетом международных стандартов на системы качества (МС ИСО серии 9000).
Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления продукции.
В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000, в которых были установлены требования обеспечения качества продукции. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:
1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
2. ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
3. ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
4. ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:
- 9001 - требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.
- 9002 - требования к системе организации производства.
- 9003 - требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартов распространяется на предприятия конкретной отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдение требований стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций разрабатываются этими организациями и утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации.
В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.
Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам.
Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.
Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам.
Сертификация продукции (далее - сертификация) - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях: создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми с ним актами законодательства Российской Федерации.
Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
Заключение
Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства.
Улучшение системы качества является объективной необходимостью в условиях рыночной экономики. Если это требование рыночных отношений в условиях рыночной отношений оставить без внимания, то возникнет опасность наступления негативных последствий для всех наших предприятий, экономики и материального благополучия каждого человека.
Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке.
К управлению качеством необходим системный подход. Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством должна удовлетворять стандартам ИСО 9000.
Внедрять международные стандарты ИСО серии 9000 заставляет жизнь, выгодные сделки могут быть заключены лишь в случае, если заказчики и потребители могут убедиться в наличии на предприятии отвечающей международным стандартам системы качества, что воспринимается как способность предприятия стабильно функционировать на рынке и реализовывать свою продукцию.
Список литературы
1. Закон о сертификации продукции и услуг (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 02.03.98 N 30-ФЗ)
2. Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 2002 г.
3. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б., Управление качеством. Инфра-М – 2001 г.
4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА - М, 2005 г.
5. Ершов А., Управление качеством. Университетская книга, Логос: - 2008 г.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Под ред. Л.А. Волковой. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2005 г.
7. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н., Кривенков А.В., Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2002 г.
8. Ребрин Ю.И., Общие понятия управления качеством. Учеб. Пособие. – 2004 г.
9. Созинов А. С., Обеспечение качества управления маркетинговыми процессами предприятия, - 2005 г.
10. Шевчук Д., Управление качеством: учебник. М.: - 2008 г.
11. Эванс Дж. Менеджмент. Управление качеством. -2007 г.
Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 2002 г.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА - М, 2005 г.
Новицкий Н.И., Олексюк В.Н., Кривенков А.В., Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2002 г.
Басовский Л. Е., Протасьев В. Б., Управление качеством. Инфра-М – 2001 г.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Под ред. Л.А. Волковой. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2005 г.
Басовский Л. Е., Протасьев В. Б., Управление качеством. Инфра-М – 2001 г.
Шевчук Д., Управление качеством: учебник. М.: - 2008 г.
Шевчук Д., Управление качеством: учебник. М.: - 2008 г.
Закон о сертификации продукции и услуг (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 02.03.98 N 30-ФЗ)
24
1. Закон о сертификации продукции и услуг (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 02.03.98 N 30-ФЗ)
2. Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 2002 г.
3. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б., Управление качеством. Инфра-М – 2001 г.
4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА - М, 2005 г.
5. Ершов А., Управление качеством. Университетская книга, Логос: - 2008 г.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Под ред. Л.А. Волковой. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2005 г.
7. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н., Кривенков А.В., Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2002 г.
8. Ребрин Ю.И., Общие понятия управления качеством. Учеб. Пособие. – 2004 г.
9. Созинов А. С., Обеспечение качества управления маркетинговыми процессами предприятия, - 2005 г.
10. Шевчук Д., Управление качеством: учебник. М.: - 2008 г.
11. Эванс Дж. Менеджмент. Управление качеством. -2007 г.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет качество продукции с экономической точки зрения?
Качество продукции имеет большое значение с экономической точки зрения. Высокое качество продукции способствует удовлетворению потребностей покупателей, повышению их лояльности и доверия к бренду, увеличению продаж и прибыли. Кроме того, высокое качество продукции снижает риск возникновения рекламаций, возвратов и претензий, а следовательно, экономит ресурсы и улучшает репутацию компании.
Какие современные концепции и модели управления качеством существуют?
Существует несколько современных концепций и моделей управления качеством. Одна из них - это концепция "нулевых дефектов", которая предполагает постоянное стремление к идеальному качеству продукции и постоянное улучшение процессов производства. Другая концепция - это "управление качеством через управление процессами", которая подразумевает управление качеством путем оптимизации бизнес-процессов и внедрения системного подхода. Также существуют модели управления качеством, такие как модель ISO 9000, которая предлагает набор стандартов для обеспечения качества продукции и сервиса.
Какое правовое регулирование существует в отношении качества продукции?
В отношении качества продукции существует правовое регулирование, которое предусматривает обязательные требования к качеству товаров. Эти требования устанавливаются законодательством и включают в себя такие аспекты, как безопасность, соответствие стандартам и техническим нормам, информация о продукте и его свойствах, маркировка и упаковка. Нарушение требований к качеству продукции может влечь за собой административные и уголовные наказания, а также гражданско-правовую ответственность.
Какие последствия могут быть в случае нарушения требований к качеству продукции?
В случае нарушения требований к качеству продукции могут возникнуть различные последствия. Потребитель может обратиться с претензией, требуя замены товара, возврата денежных средств или компенсации ущерба. Также возможно привлечение виновной стороны к административной или уголовной ответственности. Нарушение требований к качеству продукции может повлечь утрату доверия потребителей, репутационные потери, потерю рыночной доли и снижение прибыли компании.
Что такое качество продукции?
Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности и ожидания потребителей. Оно позволяет оценивать степень соответствия продукции установленным требованиям и стандартам.
Какое значимое место занимает качество продукции в экономической сфере?
Качество продукции является важной экономической категорией, так как оно напрямую влияет на конкурентоспособность предприятий и их успех на рынке. Высокое качество продукции позволяет привлекать больше клиентов, удерживать их и получать прибыль.
Какие существуют модели управления качеством продукции?
Существует несколько моделей управления качеством продукции, включая ISO 9000, Six Sigma, Lean-производство и ТОQ. Каждая модель имеет свои принципы и инструменты, но их основная цель - повышение качества продукции и эффективность работы предприятия.
Какое правовое регулирование существует в отношении качества продукции?
Правовое регулирование качества продукции осуществляется через законы и нормативные акты, которые устанавливают обязательные требования к качеству продуктов и услуг. За несоблюдение этих требований предусмотрены юридические последствия, включая штрафы и привлечение к уголовной ответственности в случаях, когда некачественная продукция представляет угрозу для здоровья и безопасности потребителей.
Что нужно делать, если продаваемый товар не соответствует требованиям качества?
Если продаваемый товар не соответствует требованиям качества, потребитель имеет право на обмен или возврат товара, а также на компенсацию убытков. В таких случаях рекомендуется обратиться к продавцу или производителю товара с претензией и требовать исправления ситуации. Если претензия не будет удовлетворена, потребитель может обратиться в суд или к контролирующим органам за защитой своих прав.
Что такое качество и почему оно является экономической категорией?
Качество - это характеристика продукции, которая определяет ее способность удовлетворять потребности и ожидания потребителей. Качество является экономической категорией, так как оно влияет на конкурентоспособность товара и его рыночную стоимость. Продукция высокого качества может быть продана по более высокой цене и привлечь больше потребителей, тогда как низкое качество может негативно отразиться на репутации компании и снизить ее прибыльность.
Какие современные концепции и модели управления качеством существуют?
Существует несколько современных концепций и моделей управления качеством, которые широко применяются в современных организациях. Одной из них является система управления качеством ISO 9001:2015. Она основана на принципах установления целей, контроля процессов и постоянного улучшения. Другой известной концепцией является метод Six Sigma, который стремится к минимизации дефектов и улучшению качества продукции через использование статистических инструментов и методов. Также важную роль в управлении качеством играют модели Total Quality Management (TQM) и Lean Production.