Политика и мораль.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 21 21 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 20.10.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Политика и мораль
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Моральные убеждения в правовом государстве суть дело личное (дело личности). Не существует общеобязательной государственной идеологии и в том числе религии (церковь отделена от государства). Это – то, что называется «свободой совести».
Прогресс морали, приведший ее к тому ее типу, который мы здесь имеем в виду, состоял в обретении ею автономии, в том, что она все более становилась собственной сознательной задачей личности и соответственно задачей реального добра, «плода доброго», а не делом ее послушания кому-то или чему-то (вождям, богам, Богу с его заповедями, власти или обществу с той или иной их казенной идеологией). Начался этот процесс с того, что самого Бога в нас, покуда он представлялся основанием личной морали, научились различать и защищать от «кесаря», от власти («Богу – Богово, кесарю – кесарево»: начало «отделения церкви от государства»). Все, что нужно нашей моральности от власти – это чтобы власть ей не мешала; совести от государства нужно лишь одно – «свобода совести». Пришел же этот процесс к тому, в числе прочего, что и церковь, как общественная организация, «отделяется» от личности и от ее религии, которая становится делом сугубо частным, интимным. А притязания церкви на управление нашей моралью становятся столь же нетерпимыми, как и притязания всякой другой власти. С тех пор, как искренне верить в то, что единый Бог именно православный (католик, или может быть иудей или мусульманин), стало немыслимо, церковь сама превратилась – в откровенную политику.
Мораль в самой политике? – Это 1) требование, чтобы деятельность политиков действительно имела целью интересы общества, а не только захват и удержание власти и не их собственные корыстные или тщеславные интересы, и 2) соблюдение властью достигнутого на данное время баланса между тем, что власть может делать во имя общественных интересов, как она их понимает, и правами человека (личности). Этот баланс может разниться от нулевого, в пользу власти – как при каком-нибудь Иване Грозном, – до довольно значительного, в пользу личности, как в современных конституционных государствах (о которых уже говорилось). Однако и в последнем случае этот баланс соблюдается не абсолютно, а лишь в формально определенных «законных» рамках, да и за тем – лишь до известного рубежа: например, в случае морального шантажа власти террористами, как и в случае самой справедливой оборонительной войны власть бывает вынужденной снова перейти к счету абсолютно-безмерно-ценных личностей «по головам» (так, выбирая из двух зол меньшее, власть, штурмуя террористов, невольно отдает кого-то им на расправу…).
Можно сказать еще, что (3) моральная политика не применяет неадекватных средств (даже и «целесообразных»): главное, она не прибегнет к насилию или лишней жестокости там, где достаточно умеренной жестокости или простого манипулирования. То есть она может считаться моральной тогда, когда для нее все-таки не любая ее цель и не любые верные средства к ней оправдывает. Если политик, «властелин», не платит большим за меньшее – например нашими жизнями за наше предполагаемое благополучие – то все-таки имеет в душе верную шкалу моральных ценностей, и это хорошо.
…И при всем том «политика», как уже говорилось выше, неизбежна и в морали (и в этом – самое ужасное для нее, ее кошмар): неизбежна тогда, когда моральный выбор являет собою не просто трудный, но ясный выбор между хорошим и плохим, а коллизию – моральную невозможность – когда из двух зол приходиться добровольно выбирать зло меньшее, чтобы не дать осуществиться злу большему. Когда хорошего решения нет, а уклониться от наименее дурного – значит «умыть руки». Когда приходится, например, лгать, или воровать, или унижаться – чтобы не предать, не убить, не поломать чьих-то судеб.
Отказ от «политики» в морали – есть «донкихотство» и в его лучшем, и в его худшем смысле. Ибо у этого явления действительно имеются и лучший, возвышенный и вдохновляющий, и худший, удручающий смыслы. – Так вот, лучший смысл «донкихотства» – тогда и в том проявляется, когда человек, «рыцарь», «Дон Кихот», борется за нравственный идеал до последнего, и даже при заведомо проигранной игре. Так и следует подлинной морали, ибо она не ищет выгоды, «выигрыша», она самоценна. Худший же смысл – тот, что человек, «Дон Кихот», может совершать предельно бескорыстные, благородные и по намерению нравственные поступки, пренебрегая любыми «политическими» расчетами и в том числе не заботясь и о том, чтобы таковым же, то есть добрым, был и конечный плод этих поступков, их реальный результат; результат же, как показал еще Сервантес, при такой установке вполне может оказаться и полностью противоположным намерению! – Это «донкихотство» как благородный формализм есть уже нечто весьма близкое к тому пониманию долга, от которого может невзначай и погибнуть мир, – близкое фарисейству.
Добавлю к этому, что «ситуативная этика» – а первым и величайшим «ситуативистом» был Иисус Христос – может быть, хоть и грубо, названа учением о необходимой «политике» в морали.
Заключение

Разумеется, цивилизованная власть отличается от нецивилизованной первобытной, и отличается, конечно, в сторону большего учета моральных требований – большей гарантированности отдельной человеческой личности.
Государство, можно сказать – самостоятельная живая единица, «суверен», – оно тоже «личность». А всякая развитая личность считается в своем поведении не только со своими «как пожелаю» (своей волей), но и с определенными руководящими и сдерживающими ее произвол принципами, как и с независимой от воли собственной совестью, судящей по этим принципам. Аналогично этим трем «ветвям» нашей власти над собою, в цивилизованном государстве его власть делится на три ветви: власть административную («воля»), законодательную (дающую власти, через народных представителей, «принципы», или законы), и судебную (его независимая «совесть»). Лучшего от государства и пожелать нельзя. Власть в таком государстве перестает быть чистым произволом властителя, государя, и с этим властитель из земного божка (вождя, фюрера, тирана…) превращается скорее в работника, в демократических странах – работника наемного и сменяемого, отправляющего «от сих до сих» свою частную функцию в общем деле обеспечения совместного существования и благополучия подданных. «Властвует» тут «государь» лишь над своим чиновничьим аппаратом, как главный чиновник, а не-чиновники (так называемое «население», «простые люди») – объект его с подчиненными попечения и забот. Это и прекрасно… хотя это больше идеал, ориентир, чем реальность. Ибо сама суть власти остается той же: это манипулирование, а «простой человек» (не чиновник) пользуется в лишь той относительной свободой от власти, которую дает ему его удаленное от нее положение – но все равно обнаруживает себя в ситуациях, которые создал не сам… Государства правовые, конституционные, более или менее обузданы законами, гарантирующими некий оговоренный комплекс особо важных, «неотъемлемых» прав человека, кодифицировавшими некий компромисс морали и политики, личности и государства. Но и в правовых государствах власть – это горючее, которому уже не позволено брызгать, фонтанировать и палить все живое, где придется, – но состав и назначение этого горючего остаются, конечно, теми же самыми, что и при Иване Васильевиче.
И последнее, психологическое замечание. – Именно положение власти «вне морали, но для морали», или «над моралью», склоняет людей с соответствующим менталитетом к вере в сакральный, «религиозный исток власти» (слова Бердяева), вызывает во «властопоклонниках» то инстинктивное чувство, что «начальствующий носит свой меч не напрасно» и «всякая власть от Бога». Для первобытного человека вождь и был одним из его богов, несколько позже ставший единым Бог стал и главным вождем, «над царями». И все это время мораль и состояла в послушании, так, что на вершине иерархий морали уже естественно и не существовало. (Не существовало общей морали для вождя, как и не существует простой человеческой морали для Бога, умертвляющего младенцев, устраивающего потопы и проч.) Ныне, когда мораль обретает автономию и поселяется внутри каждой отдельной суверенной личности, образ власти и стал невероятным образом двоиться – на что-то между священным и дьявольским.
Список литературы

Белов А.Г., Политология, М.: Инко и Ко, 2008, 304с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Гаджиев К.С., Политическая наука, М.: Международные отношения, 2006, 398с.
Демидов А. И., Федосеев А. А., Основы политологии, М.: Высшая школа, 2006, 272с.
Игнатовский В. И., Единство политики и морали, СПБ.: Юрайт, 2007, 136 с.
Мальцев В. А., Основы политологии, М.: Наука, 2006, 304 с.
Мухаев Р.Т., Основы политологии, М.: Новая школа, 2006, 192с.
Оболонский А. В., Драма российской политической истории: система против личности, М.: Институт государства и права, 2007, 352 с.
Политология. Учебное пособие, СПб: Бизнес-Пресса, 2008, 420с.
Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов, М.: 2006, 236с.

Политология. Учебное пособие, СПб: Бизнес-Пресса, 2008, 420с.
Гаджиев К.С., Политическая наука, М.: Международные отношения, 2006, 398с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Мухаев Р.Т., Основы политологии, М.: Новая школа, 2006, 192с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Демидов А. И., Федосеев А. А., Основы политологии, М.: Высшая школа, 2006, 272с.
Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов, М.: 2006, 236с.
Мальцев В. А., Основы политологии, М.: Наука, 2006, 304 с.
Игнатовский В. И., Единство политики и морали, СПБ.: Юрайт, 2007, 136 с.
Оболонский А. В., Драма российской политической истории: система против личности, М.: Институт государства и права, 2007, 352 с.












2

Список литературы

1.Белов А.Г., Политология, М.: Инко и Ко, 2008, 304с.
2.Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
3.Гаджиев К.С., Политическая наука, М.: Международные отношения, 2006, 398с.
4.Демидов А. И., Федосеев А. А., Основы политологии, М.: Высшая школа, 2006, 272с.
5.Игнатовский В. И., Единство политики и морали, СПБ.: Юрайт, 2007, 136 с.
6.Мальцев В. А., Основы политологии, М.: Наука, 2006, 304 с.
7.Мухаев Р.Т., Основы политологии, М.: Новая школа, 2006, 192с.
8.Оболонский А. В., Драма российской политической истории: система против личности, М.: Институт государства и права, 2007, 352 с.
9.Политология. Учебное пособие, СПб: Бизнес-Пресса, 2008, 420с.
10.Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов, М.: 2006, 236с.

Вопрос-ответ:

Чем отличаются политика и мораль?

Политика и мораль - это две разные сферы. Политика связана с принятием решений и осуществлением контроля над обществом, в то время как мораль связана с этическими принципами и поведением личности.

Имеет ли государство обязательную идеологию или религию?

Нет, в правовом государстве не существует общеобязательной государственной идеологии и религии. Государство и церковь отделены друг от друга, что гарантирует свободу совести граждан.

Как прогресс морали влияет на личность?

Прогресс морали заключается в том, что она становится все более собственной задачей и сознательным выбором каждой личности. Это позволяет личности стать более автономной и ответственной в своих действиях.

Что такое моральные убеждения?

Моральные убеждения - это нормы и ценности, основанные на этических принципах, которые у человека сложились в процессе его общения и взаимодействия с окружающим миром.

Что значит, что моральное дело - это личное дело каждой личности?

Моральное дело является личным делом каждой личности, потому что только каждый человек сам осознает и определяет свои моральные принципы и стандарты поведения. Никто не может навязать другому свою мораль.

Какие моральные убеждения играют роль в правовом государстве?

Моральные убеждения в правовом государстве являются делом личности. Нет общеобязательной государственной идеологии, включая религию. Церковь отделена от государства, и каждый гражданин имеет свободу совести.

В чем состояла прогресс морали, который привел к обретению ею автономии?

Прогресс морали заключался в том, что она стала все более сознательной задачей каждой личности. Автономия морали означает, что каждый человек самостоятельно решает, какую мораль принимать и придерживаться. Это важный аспект свободы личности.

Какие моральные убеждения не влияют на политику в правовом государстве?

В правовом государстве нет обязательных моральных убеждений или идеологии. Государство не вмешивается в религиозные дела и не имеет общеобязательной морали. Каждый гражданин имеет свободу выбора и свободу совести.

Почему церковь отделена от государства в правовом государстве?

Отделение церкви от государства является важным принципом в правовом государстве. Оно обеспечивает свободу вероисповедания и равноправие граждан независимо от религиозных убеждений. Такое отделение также предотвращает установление обязательной государственной религии и поддерживает принципы свободы совести и вероизповедания.