Теория внешних эффектов и её статистическое обоснование
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 26.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Внешние эффекты и их регулирование
1.1 Происхождение внешних эффектов
1.2 Корректирующие налоги и субсидии
2 Внешние эффекты и окружающая среда
2.1 Влияние внешних эффектов на окружающую среду
2.2 Государственное регулирование внешних эффектов и охрана окружающей среды
2.3 Теорема Коуза
3 Методы регулирования внешних эффектов в РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
Поэтому ее прибыль определяется по формуле:
Она достигает максимума при
. (9.6) Условия (9.5)-(9.6), из которых в данном случае определиться аллокация, полностью совпадают с условиями (9.3), определяющими оптимальную по Парето аллокацию. Из условий (9.5)-(9.6) видно, что цена загрязнений равна налогу Пигу:
. Допустим теперь, что право производить (разрешать) загрязнение водоема принадлежит станции водоснабжения. Тогда завод может предложить станции Ph ден. ед. за каждую единицу загрязнений. Прибыль станции будет равна
а прибыль завода:
Легко заметить, что и в этом случае условия максимизации прибыли будут описываться равенствами (9.5)-(9.6).
Таким образом, независимо от того, за кем закреплено право собственности на производство внешних эффектов рынок установит их оптимальный по Парето объем. Этот вывод получил название теоремы Коуза.
Повторим логику рассуждений Р. Коуза, используя рис. 9.3. Если завод имеет право на загрязнения, то станции водоснабжения выгодно заплатить за каждую единицу уменьшения загрязнения с объема h1 до h0 по Ph ден. ед. (напомним, что Ph соответствует точке пересечения графиков предельной прибыли завода и предельных затрат станции), так как в этом интервале . Заводу такое предложение тоже выгодно, так как в интервале {h1, h0} его предельная прибыль меньше Ph. Когда станции водоснабжения принадлежит право определять объем загрязнения, тогда химический завод предложит ей Ph ден. ед. за каждую единицу загрязнения вплоть до h0, поскольку до такого объема загрязнений его предельная прибыль превышает Ph. Станция на это согласится, так как до h0 ее предельные затраты на очистку воды меньше Ph.
Рис. 9.5. Неэффективность налога Пигу
Аналогичные рассуждения лежат в основе критики Р. Коузом налога Пигу. Воспроизведем ситуацию, возникшую в рассматриваемом примере после введения налога Пигу, на рис. 9.5.
Р. Коуз обращает внимание на то, что сложившаяся аллокация (производство h0 ед. загрязнений) неустойчива. Если станция водоснабжения предложит заводу сократить загрязнения на h0 - h2 ед., обещая за это заплатить Ph(h0 - h2) ден. ед., то в интересах завода принять это предложение. В результате обе фирмы улучшат свое положение, но аллокация перестанет быть Парео-оптимальной из-за введения налога Пигу.
В заключение отметим, что внешние эффекты, могут интернализироваться и без участия государства. Поскольку при объединении фирм увеличивается совокупная прибыль за счет оптимизации размеров внешних эффектов, то конкурентный рынок сам устраняет внешние эффекты через слияния и поглощения. Однако укрупнение фирм имеет предел в виде падения эффективности от масштаба.
2.2 Методы регулирования внешних эффектов в РФ
Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.
В 1992 г. РФ совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.
В 2004 г. Был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса.
Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи:
установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;
использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие, как налог на выброс двуокиси углерода;
Добиться серьезного участия развивающихся стран.
Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:
установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней (1990 и 1995гг.) выбросов парниковых газов;
страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.
Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.
Третья задача Киотского протокола связана с привлечением к участию развивающихся стран. Необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 г. Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 г. Развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.
Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. РФ одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.
В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:
поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.
Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики РФ являются:
- создание благоприятной окружающей среды;
- улучшение условий и проживания и здоровья населения;
- обеспечение экологической безопасности.
Экологическая ситуация в России осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.
Согласно программе социально-экономического развития РФ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:
приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
создание системы экологического страхования;
дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.
В современных условиях должна существовать реальная возможность для проживания в благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала бы международным и государственным стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о содержании права граждан на благоприятную окружающую среду. По мнению Манкевич И.П., конкретная юридическая конструкция содержания данного права включает следующие правомочия:
правомочие пользоваться окружающей средой, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности человека;
правомочие требовать от государства, юридических и физических лиц выполнения ими своих обязанностей по недопущению такого состояния окружающей среды, которое нарушает право на благоприятную окружающую среду;
правомочие своими активными положительными действиями воздействовать на состояние окружающей среды;
правомочие прибегать в необходимых случаях к государственной защите нарушенного права на благоприятную окружающую среду.
Ограниченность природных ресурсов вызывает необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.
Поэтому необходимо комплексное решение хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и наоборот. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.
Заключение
Государство регулирует внешние эффекты при помощи корректирующих субсидий и корректирующих налогов.
В России в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды установлены нормативы допустимого загрязнения в виде предельно допустимой концентрации вредных веществ, предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
Задача государства сводится к периодическому контролю за соблюдением этих норм предприятиями. Такой способ регулирования внешних эффектов предполагает использование возможностей технического контроля за состоянием окружающей среды. В то же время он ограничивается этими техническими возможностями.
Однако в разных регионах сложились различные экологические ситуации, которые требуют специального подхода. Правительством Российской Федерации установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы. В соответствии с этими коэффициентами проводятся различия между экологической ситуацией в отдельных экономических районах страны, с учетом различий загрязнения атмосферного воздуха, почвы и сезонной миграции сусликов из засушливых районов. Кроме того, уровни загрязнения дифференцируются по бассейнам основных рек. Например, уровень коэффициента экологической ситуации выше для Центрального района, Уральского, Поволжского. Эти коэффициенты увеличиваются на территориях национальных парков, курортных регионов, для природо-пользователей крупных промышленных центров.
Очень показательным примером может служить подход к решению проблемы защиты озера Байкал. Защита озера обеспечивается отдельным федеральным законом, который определяет достаточно четкие границы экологических зон, виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, а также специальные нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. Однако этот опыт не может быть распространен на всю страну, хотя бы ввиду высокой стоимости его реализации, которая оправдывается только уникальностью озера Байкал. Более того, этот подход не обеспечивает экономической эффективности для других районов.
Список литературы
Борисов Е.Ф. Учебник. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
Ерзнкян Б. Постсоциалистическая приватизация и корпоративное управление в свете теоремы Коуза. // Вопросы экономики. – 2005. – № 7. – С.121-135.
Кутер Р.Д. Теорема Коуза. // Экономическая теория. Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П. М.: Инфра-М, 2004, С.61-69.
Лукьянчикова Н.П. Экологические внешние эффекты и современные проблемы их регулирования на мезоуровне // Социально-экономическое развитие экономики России. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – Ч.1
Манкевич И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 19 с.
Микроэкономика: учеб. пособие/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
Микроэкономика: учеб. пособие/И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 391с.
Новиков В. О праве собственности на внешние эффекты // Вопросы экономики. – 2004. – № 1. – С.141-146.
Сафрончук М.В. Микроэкономика. Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика /2-е издание. – СПб.: Питер, 2005.
Приложение
Схема 1. Направления интернализации внешних эффектов
Микроэкономика: учеб. пособие/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
Борисов Е.Ф. Учебник. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Лукьянчикова Н.П. Экологические внешние эффекты и современные проблемы их регулирования на мезоуровне // Социально-экономическое развитие экономики России. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – Ч.1
Микроэкономика: учеб. пособие/И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 391с.
Манкевич И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 19 с.
2
Направления интернализации внешних эффектов
саморегулирование
с помощью государства
Прямые рыночные переговоры
Объединение субъектов, связанных внешним эффектом
Спецификация прав собственности
Изменение структуры прав собственности
Создание институтов, регулирующих процесс использования ресурса
Корректирующие налоги и стимулы
2.Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
3.Ерзнкян Б. Постсоциалистическая приватизация и корпоративное управление в свете теоремы Коуза. // Вопросы экономики. – 2005. – № 7. – С.121-135.
4.Кутер Р.Д. Теорема Коуза. // Экономическая теория. Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П. М.: Инфра-М, 2004, С.61-69.
5.Лукьянчикова Н.П. Экологические внешние эффекты и современные проблемы их регулирования на мезоуровне // Социально-экономическое развитие экономики России. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – Ч.1
6.Манкевич И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 19 с.
7.Микроэкономика: учеб. пособие/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
8.Микроэкономика: учеб. пособие/И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 391с.
9.Новиков В. О праве собственности на внешние эффекты // Вопросы экономики. – 2004. – № 1. – С.141-146.
10.Сафрончук М.В. Микроэкономика. Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
11.Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика /2-е издание. – СПб.: Питер, 2005.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы вызывает наличие внешних эффектов?
Наличие внешних эффектов может приводить к неэффективному использованию ресурсов и искажению рыночных цен. Положительные внешние эффекты могут быть недооценены, а отрицательные - недооценены. Это приводит к неоптимальным экономическим результатам.
Каким образом государство может регулировать внешние эффекты?
Государство может использовать различные инструменты для регулирования внешних эффектов. Например, корректирующие налоги и субсидии могут быть введены для внесения изменений в цены товаров и услуг, учитывая их внешние эффекты. Также, государство может использовать нормативные акты и экологические стандарты для контроля воздействия на окружающую среду.
Как внешние эффекты влияют на окружающую среду?
Внешние эффекты могут иметь разные последствия для окружающей среды. Например, отрицательные внешние эффекты, такие как загрязнение воздуха или воды, могут вызывать ухудшение качества окружающей среды и негативно влиять на здоровье людей и животных. Положительные внешние эффекты, например, использование возобновляемых источников энергии, могут способствовать улучшению состояния окружающей среды.
Что такое теорема Коуза?
Теорема Коуза утверждает, что при отсутствии трансакционных издержек и прав собственности, экономически эффективное решение может быть достигнуто как через рыночные механизмы, так и через государственное регулирование внешних эффектов. Теорема говорит о том, что в идеальных условиях общественное благо можно достичь через договоренности между сторонами, без вмешательства государства.
Какие методы регулирования внешних эффектов используются в РФ?
В России для регулирования внешних эффектов используются различные методы. Например, государство может вводить экологические платежи или издавать нормативные акты для ограничения выбросов вредных веществ в атмосферу. Также, в РФ существуют экологические сертификаты и лицензирование для контроля воздействия на окружающую среду.
Что такое внешние эффекты?
Внешние эффекты - это положительные или отрицательные последствия действий одного экономического субъекта на других, которые не отражаются в стоимости товара или услуги.
Как появляются внешние эффекты?
Внешние эффекты могут возникать, когда действия одного лица оказывают влияние на благосостояние других лиц или окружающую среду. Например, загрязнение воздуха, вызванное производством, является отрицательным внешним эффектом.
Как государство может регулировать внешние эффекты?
Государство может использовать методы корректирующих налогов и субсидий для стимулирования или ограничения деятельности, которая способствует появлению внешних эффектов. Также может быть применено государственное регулирование и охрана окружающей среды.
Что такое теорема Коуза?
Теорема Коуза утверждает, что при наличии прав собственности и отсутствии трансакционных издержек рынок самостоятельно может прийти к эффективному решению проблемы внешних эффектов.