Информационная работа в аптечных учреждениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Информатика
  • 41 41 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.10.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Разработка базы данных
1.1. Сведения о базах данных
1.1.1 Классификация баз данных
1.1.2. Структурные элементы базы данных
1.2. Виды моделей данных
1.3. Понятие информационного объекта
1.4. Нормализация отношений
1.5. Типы связей
1.6. Модели данных
Глава 2. Разработка программы
2.1. Постановка задачи
2.3. Построение инфологической модели данных
2.4. Основные принципы работы программы
2.5. Разработка интерфейса программы
2.6. Средства работы с базами данных
2.7. Системные требования программы
Заключение
Приложение 1. Таблицы и формы, используемые в базе
Приложение 2. Отчеты, используемые в базе
Приложение 3. Администрирование базы данных
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Таблица 3.
Информационные промоакции.
Виды акций Механизм реализации Работа консультантов Работа внешнего консультанта в аптеке: рассказ о продукции. Сэмплинг продукции Консультант предлагает посетителям тестеры продукции, либо на кассе раздаются сэмплинги продукции с покупкой. Дни торговой марки, производителя и т.д. Консультанты предлагают посетителям аптеки специальные услуги с использованием своей продукции: массаж лица, диагностика кожи, волос.
Кроме того, в аптеках проводятся сезонные рекламные акции для посетителей:
Формирование ассортимента весна-лето, осень-зима и дополнительная выкладка на промо-гондолах. Выкладка товара на промо-гондолах позволяет акцентировать внимание на товаре, выделить его среди конкурентов. Товары выставляются на промо-гондоле на комерческой основе.
Проведение ценовых акций на сезонный ассортимент (совместно с производителем). Товары, участвующие, в акции «Специальное предложение» так же располагаются на промо-гандоле.
Производство и формирование летних аптечек для акции «Купи рекомендованную аптечку и получи косметичку в подарок», "Аптечка дачника», «Аптечка путешественника», «Домашняя аптечка» «Аптечка детская» и т.д.

2.4. Информация о лекарственных средствах для населения

Обеспечение населения информацией о работе аптеки осуществляется путем представления наглядной информации.
Наружное оформление аптеки включает в себя:
вывеску "Аптека "Доктор Столетов";
зеленый крест;
название вышестоящей организации;
часы работы аптечного предприятия.
Аптечная сеть "Доктор Столетов" активно работает со СМИ, проводит пресс-конференции, публикует статьи об аптечной сети, о рекламных акциях.
Информацию о работе аптечной сети можно почерпнуть на сайте компании.
В компании много внимания уделяется продвижению сети аптек на рынке. Уже сложилась практика, когда при открытии новой аптеки или при проведении рекламных акций неподалеку от аптеки ходит человек, наряженный доктором, и раздает рекламные листовки. Это наиболее эффективное средство информирование потребителей, т.к. в этом случае идет значительный охват населения, проживающего или работающего в районе расположения аптеки.
В 2007 году силами компании выпущен справочник с описанием наиболее популярных лекарственных препаратов, который дается покупателям аптек при покупке лекарственных средств.
Основная часть справочника представляет собой расположенные в алфавитном порядке «статьи» на лекарственные средства. Структура этих статей следующая:
Наименование лекарственного средства
Базовая информация
Включает сведения о лекарственной зависимости, необходимости рецепта, а также о позиции в действующей системе классификации лекарственных средств.
Применение
Проиллюстрируем на примерах:
ингибиторы АПФ применяются при гипертензии, застойной сердечной недостаточности, заболеваниях почек у больных сахарным диабетом, остром инфаркте миокарда в течение первых 24-х часов;
диметилсульфоксид, используемый в отечественной практике только как наружное средство, в США и Канаде применяется в виде раствора (препарат Rimso-50) для инстилляций при воспалительном процессе мочевого пузыря;
ацетаминофен (парацетамол) рекомендован при болях легкой или средней интенсивности и лихорадке. Отмечается, что препарат не является эффективным средством при воспалении тканей и суставов.
Дозировка и информация по применению
Если рекомендации врача отличаются от официальной инструкции, следует руководствоваться указаниями врача.
Информация конкретизируется с указанием интервала между приемами доз (например, для аспирина — не чаще чем через 4 часа), а также относительно приема пищи (например, цефалоспорины — за 1 час до еды или через 2 часа после).
Специальный раздел посвящается вопросу, что делать, если пациент забыл принять дозу в предписанный срок. Рекомендации в данной ситуации индивидуализированы. Так, пропущенную дозу тиклопидина (тиклида) больной может принять, если прошло не более 2-х часов после назначенного врачом времени приема, а если прошло более 2-х часов, следует дождаться очередного приема, т. е. не дублировать дозы. В то же время для b-адреноблокаторов больной должен принять пропущенную дозу, как только о ней вспомнил, после чего вернуться к нормальному режиму, но с интервалом 3 часа между принятой и последующей дозами.
Достаточно популярно описывается, как лекарства «работают» в организме. Например, блокаторы кальциевых каналов нормализуют работу сердца, снижают артериальное давление и увеличивают поглощение сердечной мышцей кислорода; никотиновая кислота устраняет дефицит соответствующего вещества (витамин В3), расширяет кровеносные сосуды, а в больших дозах уменьшает продукцию холестерина.
Указывается время после приема лекарства, по истечении которого оно начинает действовать. Подчеркивая, что начало действия после приема индивидуализировано, иногда приводится соответствующий временной интервал. Например, для b-адреноблокаторов начало действия может наступить в интервале от 1 до 4 часов, антагонистов рецепторов ангиотензина II (козаар, диован) — через несколько недель, гемфиброзила — 3 месяца и более.
При одновременном приеме данного лекарственного средства с другими, в том числе безрецептурными препаратами, как правило, акцентируется, что этого нельзя делать без консультации с врачом или фармацевтом. Кроме того, даются частные сведения об отдельных препаратах. Так, между приемом аспирина и тетрациклинов должно пройти не менее 1 часа: одновременный прием их не рекомендуется.
Возможные побочные реакции (побочные эффекты)
Начинается с ранжированного по частоте встречаемости перечня симптомов, свидетельствующих о побочном действии. Представлены угрожающие жизни симптомы, далее — наиболее встречающиеся (у более чем 10% больных), не часто встречающиеся (у 1–10% больных) и редко встречающиеся (менее чем у 1% больных). Параллельно даны рекомендации общего характера «что делать»: проконсультироваться с врачом, продолжить или прекратить прием.
Например, при приеме дипиридамола (курантила) могут возникнуть такие угрожающие жизни симптомы: снижение артериального давления, слабость, учащенный пульс, озноб, гипотермия, коллапс, что требует вызова «скорой помощи» и немедленного оказания первой врачебной помощи. Наиболее часто встречается такой побочный эффект, как головокружение, о котором нужно сообщить врачу и продолжить употребление препарата. Иногда появляется головная боль, возможны обмороки, что требует прекращения приема дипиридамола, а в случае появления сыпи, покраснения кожи лица, тошноты, рвоты, слабости лечение следует продолжить. Редко возникает боль в груди, при которой прием препарата нужно прекратить и немедленно позвонить врачу.
Предостережения и специальные указания
Раздел содержит информацию, запрещающую (ограничивающую) прием лекарственных средств у определенных категорий больных. В частности: пентоксифиллин (трентал) не рекомендуют употреблять при наличии аллергии на этот препарат и обязательно проконсультироваться с врачом по вопросу целесообразности его применения и оптимального режима дозирования, если у больного наблюдается аллергия на кофеин, теофиллин, теобромин, аминофиллин, а также стенокардия и заболевания печени или почек. Антациды не следует применять или нужно применять с осторожностью при заболеваниях почек, хроническом запоре, колите, диарее, желудочном или кишечном кровотечениях, аритмии. Антигистаминные средства (акривастин, хлорфенирамин) следует употреблять после консультации с врачом, если у больного глаукома, аденома простаты, астма, заболевания почек, пептическая язва, или пациенту в течение 2-х месяцев предстоит хирургическая, в том числе стоматологическая, операция.
Взаимодействие лекарственных средств
Рассматриваются дифференцированно как взаимодействия лекарств друг с другом, так и взаимодействия лекарств с другими субстанциями. Принимаются во внимание взаимодействия лекарств на стадиях абсорбции, распределения в организме, метаболизма, элиминации. Указывается результат взаимодействия. Например, при одновременном употреблении цианокобаламина (витамина В12) с противосудорожными препаратами, холестирамином, антагонистами Н2-рецепторов гистамина, неомицином, препаратами калия (пролонгированные лекарственные формы) уменьшается его абсорбция; левомицетин уменьшает терапевтическую эффективность витамина В12; витамин С разрушает цианокобаламин — эти препараты следует применять с интервалом не менее 2-х часов.
Указывается и результат взаимодействия лекарственных средств с другими веществами — алкоголем, никотином, напитками, пищей, кокаином, марихуаной. Так, лоперамид (имодиум) при одновременном приеме с алкоголем резко угнетает функцию центральной нервной системы, левамизол — увеличивает риск гастрита и кишечного кровотечения, кофе и никотин уменьшают эффект метоклопрамида, у курильщиков увеличивается потребность в аскорбиновой кислоте, пиридоксине, рибофлавине.
С августа 2006 года аптечная сеть "Доктор Столетов" предлагает своим клиентам новую услугу – фирменную аптечную справку. С ее появлением информационный отдел "Доктор Столетов" стал справочно-информационной службой. Впрочем, основная задача осталась прежней - обеспечение врачей и населения полной, достоверной и оперативной информацией. Есть ли необходимость в такой службе? Безусловно. Ведь в области фармации владение нужной информацией в нужное время может иметь жизненноважное значение.
Позвонив по телефону справочной службы (в каждом регионе он свой) можно:
Получить информацию о наличии и стоимости медикаментов в аптечной сети "Доктор Столетов".
Задать любой интересующий Вас вопрос нашему консультанту о лекарственных препаратах, их действии, побочных эффектах, показаниях, противопоказаниях, способе применения, дозировках, условиях хранения.
Узнать о скидках и акциях.
Уточнить место расположения и расписание работы ближайшей аптеки сети и сделать резервный заказ по телефону в любую удобную для клиента аптеку сети.
Во время ожидания ответа оператора клиент воспринимает звуковые рекламные ролики на сезонные препараты
Во время ожидания ответа оператора клиент воспринимает информацию о
новинках ассортимента,
проводимых акциях в сети,
новых проектах аптечной сети.
Если возникла потребность в каком-то редком препарате, то, позвонив в справочную службу можно сделать индивидуальный заказ или зарезервировать товар. При необходимости, через справку можно заказать доставку товара на дом, в офис, лечебное учреждение.
Специальным направлением работы информационно-справочной службы остается работа с врачами -  своевременное информирование о новинках фармрынка, предоставление методических и справочно-информационных материалов и сведений о наличии и стоимости необходимых препаратов.
Столь активная деятельность "Доктор Столетов" в информационной сфере направлена на создание нового образа аптеки. Пора уходить от стереотипа, что аптека – это место, куда человек идет лишь тогда, когда ему плохо, когда он болен и несчастен. Это в корне неверное представление! Аптечные товары – это средства профилактики и предотвращения заболеваний, это все для здорового образа жизни, для поддержания красоты и жизненного тонуса.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Современный фармацевтический бизнес развивается стремительно, и этот процесс сопровождается обострением конкурентной борьбы на розничном рынке в этом секторе. Рынок постепенно достигает насыщения, покупатель становится все более разборчивым и капризным. В этих условиях уже недостаточно просто открыть новенькую чистенькую аптеку, заполнить полки и стеллажи новейшими лекарственными препаратами и поставить к прилавкам внимательных и терпеливых фармацевтов. Для привлечения покупателей необходимо организовывать рекламно-информационное пространство, с целью привлечения потенциальных потребителей.
Информационное обеспечение аптечных предприятий включает в себя несколько основных аспектов:
маркетинговые исследования;
обеспечение нормативной базой;
учет движения товара;
анализ и планирование;
взаимодействие с внешними отраслевыми информационными системами;
реклама аптечного предприятия.
В данной курсовой работе проанализировано рекламно информационное пространство аптечной сети "Доктор Столетов".
В настоящее время сеть аптек "Доктор Столетов" присутствует в 18 регионах России, включая Москву и Московскую область, Ростовскую, Волгоградскую, Белгородскую, Оренбургскую, Курскую, Саратовскую, Орловскую области, Тулу, Краснодарский край, Ставропольский край, Республику Адыгея, Татарстан, Липецк, Новосибирск, Магнитогорск, Ярославль и насчитывает более 480 торговых точек. Вместе с тем, динамика развития и планируемые объемы финансирования компании позволяют прогнозировать их поступательный рост.
Проведенный анализ показал, что информационная работа в аптечной сети построена на должном уровне.
Среди направлений этой функции, компания придерживается мнения, что толковую оперативную информацию должен получать не только пациент, но и, прежде всего, его лечащий врач. В рамках Системы лекарственного обеспечения создан и успешно осуществляет свою работу информационный отдел, укомплектованный профессиональными специалистами, оснащенный соответствующей техникой и оборудованием, и наделенный широкими полномочиями. Из оказываемых услуг следует отметить развиваемые и постоянно совершенствуемые нами Информационные программы для врачей, составляемые на основе опыта ведущих лечебных учреждений нашей страны и представляющие собой перечни современных препаратов по основным разделам медицины. Эти перечни регулярно уточняются и совершенствуются. Обратившись в аптеку сети или посетив сайт в сети Интернет практикующий врач любой специальности имеет возможность ознакомиться с имеющимися данными о ЛС и выписать пациенту наиболее эффективное и имеющееся в аптеке лекарство.
В аптеках "Доктор Столетов" регулярно проводятся рекламные промоакции, позволяющие повысить интерес потребителей к аптечным предприятиям сети.
Однако, стоит отметить, что аптечная сеть "Доктор Столетов" не развивает такое, на мой взгляд, перспективное направление, как работа с лечебно-профилактическими учреждениями. Разработка информационной работы в данном направлении позволит аптечной сети привлечь новых потребителей. Особое внимание стоит уделить информированию лечащих врачей о новинках фармацевтического рынка и гомеопатических препаратах, что очень актуально в регионах.
ЛИТЕРАТУРА

Агафонов А.Е. Пути оптимизации деятельности аптечных предприятий с применением компьютерных технологий: Дисс. канд. фарм. наук. — СПб., 2005. — 16 с.
Апазов А.Д., Мошкова Л.В. Основные задачи в области автоматизации, стоящие перед аптечной службой страны // Фармация. — 2001. — №3. — С.1—5.
Бабаскин Д.В., Голубева А.П. Использование информационных технологий в медицинском образовании. // Тезисы докладов IX Российского национального конгресса Человек и Лекарство. — М.: Общероссийский общественный фонд Здоровье человека, 2007.— с.735.
Бреднева Н.Д., Зевакова В.А. Дистанционное образование — современная форма повышения квалификации провизоров // Новая Аптека. — 2007. — №3. — С.46—48.
Геллер Л.Н., Соколов Д.В. Вычислительная техника и фармация // Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИГМУ. — 2007. — С.130—131.
Геллер Л. Н., Чалов А. Л. Создание единой сети фармацевтической информации на различных уровнях фармацевтического менеджмента Восточной Сибири / Материалы научно-практической конференции Фармацевтической службе республики Бурятия — 80 лет. Вита Магистра: РЦ МП МЗРБ. — Улан-Удэ, 2004. — С.37—39.
Гирихиди В.П., Крикунова Е.А., Максимкина Е.А. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке // Новая Аптека. — 2005. — №9. — С.54—63.
Дремова Н.Б. Современный фармацевтический рынок: состояние и тенденции развития (обзор литературы) // Фармация. —2004. — №4.— С.57—58.
Зекий О. Е., Румянцев А. С. Концептуальная модель системы управления обращением лекарственных средств // Менеджер здравоохранения. — 2004. — №8. — С. 40—51.
Кожикин А.И. Пять шагов к построению информационного пространства в отдельно взятом губернском городе N. // Экономический вестник фармации. — 2007. — №9. — С.103—106.
Литвякова Е. Информация и реклама фармацевтических фирм в Internet // Новая Аптека. — 2004. — №2. — С.183—187.
Морозова С.А., Румянцев А.А., Старик В.Д. Официальные документы Минздрава в Интернет // Новая Аптека. — 2007. — №2. — С.21—23.
Оганесян А. Системы управления отношениями с клиентами // Экономический вестник фармации. — 2006. — №8. — С.85—86.
Орехов Н.М., Мошкова Л.В. К вопросам о кодировании лекарственных средств // Фармация. — 2003. — №3. — С.43—44.
Савельева З.А., Сесекина Д.В. Интернет в сфере обращения лекарственных средств // Экономический вестник фармации. — 2007. — №11. — С.74—79.
Шартов С.А. Интересные ресурсы Интернет для медицины и фармации. // Экономический вестник фармации. — 2008, апрель-май. — С.128—132.











29

Список используемой литературы

1.Бекаревич Ю., Пушкина Н. «Самоучитель Microsoft Access 2000», С-Пб, «BHV-Петербург», 2003г.
2.Боровиков В.В. «Microsoft Access 2002. Программирование и разработка баз данных и приложений», Москва, «Солон-Р», 2005г.
3.Вирджиния А. «Microsoft Access 2002», Москва, «Астрель», 2002г.
4.Карпов Борис «Microsoft Access 2000: справочник», С-Пб, «Питер», 2001г.
5.Мак-Федрис Пол «Формы, отчеты и запросы в Microsoft Access 2003», Москва, «Вильямс», 2005г.
6.Робинсон С. «Microsoft Access 2000: Учебный курс»,С-Пб, «Питер», 2001г.
7.Стив Силва «Администрирование веб-серверов», Москва, «Кудиц-образ», 2004г.
8.Тимошок Т.В. «Microsoft Access 2002. Самоучитель», Москва, «Диалектика», 2004г.
9.Хабракен Джо «Microsoft Access 2000», Москва, «АСТ», 2004г.
10.Эйткен Питер «Разработка приложений на VBA в среде Office XP», С-Пб, «Вильямс», 2003г.

Вопрос-ответ:

Какие сведения могут быть содержаться в базе данных аптечных учреждений?

База данных аптечных учреждений может содержать такую информацию, как название аптечного учреждения, его адрес, контактные данные, режим работы, наличие определенных лекарственных средств и другие сведения, необходимые для оказания медицинской помощи пациентам.

Какие классификации баз данных существуют?

Существует несколько классификаций баз данных. Одна из них основывается на модели представления данных и включает иерархическую, сетевую и реляционную модели. Другая классификация базируется на функциональном назначении базы данных и включает операционные, аналитические и гибридные базы данных.

Какие элементы составляют структуру базы данных?

Структура базы данных включает в себя такие элементы, как таблицы, поля, записи, ключи и связи. Каждый элемент имеет свою роль и предназначение в организации данных в базе.

Что такое нормализация отношений в базе данных?

Нормализация отношений в базе данных - это процесс организации данных с целью устранения избыточности и повышения структурированности. При нормализации данные разбиваются на более мелкие и связанные между собой таблицы, что позволяет избежать дублирования информации и обеспечить более эффективный доступ к данным.

Какие виды связей могут быть в базе данных аптечных учреждений?

В базе данных аптечных учреждений могут быть реализованы различные виды связей, например, один к одному, один ко многим и многие ко многим. Это позволяет организовать связи между сущностями в базе данных и представить связанные данные в структурированном виде.

Какие бывают классификации баз данных?

Базы данных могут быть классифицированы по различным признакам, таким как структура данных, типы связей, функциональное назначение и др. Например, базы данных могут быть реляционными, иерархическими, сетевыми, объектно-ориентированными и т.д.

Что такое информационный объект?

Информационный объект - это единица хранения и обработки информации в базе данных. Он представляет собой некоторое понятие или объект реального мира, к которому привязана определенная информация. Например, информационный объектом может быть товар, клиент, заказ и т.д.

Какие структурные элементы базы данных существуют?

Структурными элементами базы данных являются таблицы, поля, записи и ключи. Таблица представляет собой набор строк и столбцов, в которых хранятся данные. Поле является отдельным элементом данных в таблице, запись - набор значений полей, а ключ - уникальный идентификатор каждой записи.

Какие модели данных существуют?

Существуют различные модели данных, такие как иерархическая модель, сетевая модель, реляционная модель, объектно-ориентированная модель и др. Каждая модель предоставляет определенные средства для организации и работы с данными в базе данных.

Какие принципы работы программы разработки базы данных?

Программа разработки базы данных должна следовать некоторым основным принципам, таким как целостность данных, надежность, эффективность и удобство использования. Она должна обеспечивать корректное хранение и обработку информации, защиту данных от несанкционированного доступа, быстрый доступ к нужным данным и простой интерфейс для работы с базой данных.

Какая информационная работа осуществляется в аптечных учреждениях?

В аптечных учреждениях осуществляется информационная работа, связанная с учетом и хранением данных о медицинских препаратах, заказами и продажами, а также с обработкой информации для проведения анализа и планирования работы аптеки.

Какие сведения содержит база данных аптечного учреждения?

База данных аптечного учреждения содержит информацию о медицинских препаратах, их наличии и ценах, о заказах и продажах, а также о клиентах и сотрудниках аптеки.