Мир глазами готических архитекторов: к вопросу о специфике средневековой ментальности
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 29.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Средневековый мир. Духовное состояние эпохи
1.1.Общая характеристика средневековой культуры
1.1.1 Ментальность средневекового человека
1.2 Особенности искусства средневековья.
1.3 Понятие готики в историко – культурной перспективе средневековья
Глава 2 Выражение средневековой ментальности в готической архитектуре
2.1 Готическая архитектура как ведущий вид готического искусства
2.2 Стилистические и конструктивные особенности готического храма
2.3 Связь культовой архитектуры и религиозно-философской мысли эпохи
2.3.1 Синтез искусств в готическом соборе как способ выражения Универсума
Глава 3 Готический мир Франции
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Конечно в Средневековье нельзя найти полного и чистого выражения такого чувственного восприятия. «Но только в рассматриваемой нами философской школе XIII в., и прежде всего у Фомы, раздался мощный и убежденный голос о том, что храмы, иконы и весь культ могут являться предметом именно эстетики, предметом самодовлеющего и вполне бескорыстного любования, предметом материально-пластической структуры и чистой формы. Именно в готический период впервые в средневековье у человека возникает потребность получать эстетическое удовольствие само по себе, «Стало возможным не только падать ниц перед иконой, но и получать удовольствие от созерцания ее формальной и пластической целесообразности.» В своей работе «История истории искусства от Вазари до наших дней» Жермен Базен пишет, что «именно готике, во всяком случае, в области архитектуры, мы обязаны наиболее оригинальными художественными достижениями Запада, отмеченными подлинным новаторством по отношению к искусству предшествующей эпохи…. Загадка этого великолепного прорыва человечества к новым горизонтам не перестает будоражить философов, эстетиков и историков…»
Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.-М.:Азбука-классика, 2004.-С.229
Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.-М.:Азбука-классика, 2004.-С.232
Там же .-С.232
Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.-М.:Азбука-классика, 2004.-С.229
Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.-М.:Азбука-классика, 2004.-С.232
Там же .-С.232
Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней.- Москва:,,1995 .-С.184
1
1.Аквинский Ф. Сумма теологии.-СПб.:Ника-Центр, 2005.-423 с
2.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.- М.: Искусство, 1990. .-321 с
3.Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней.- Москва: Интерпакс,1995 -257 с
4.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры.- СПб., 1995..-207 с.
5.Всемирная история. Крестовые походы. У истоков Ренессанса М.-Минск, 1999 -.456 с.
6.Всемирная сторияв 4-х томах. Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения..-М.:Эксмо, 2002
7.Глекси Дж. Архитктура. Полная энциклопедия. Величайшие сооружения мира. История и стили. Архитектура.-М.:DK+АСТ, 2007.- 623 с
8.Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура.-М.:Эксмо, 2007.-520 с.
9.Готика. Архитектура, скульптура, живопись/под ред Р. Томана.-М.: Konemann, 2004.- 520 с.
10.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- Л.: Искусство, 1972. .- 245 с.
11.Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства.- М.: Прогресс, 1990.- 276 с.
12.Гюго В. Собор Парижской Богоматери.-М.:Эксма, 2002.- 378 с.
13.Данте А. Божественная комедия. -М.:Правда 1982.- 723 с.
14.Добиаш-Рождественская.О.А. Культура западноевропейского средневековья.- М.:Наука, 1987.
15.Дюби Ж. Европа в средние века .-М:Полиграмма, 1994..-354 с.
16.Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство.-М.:Высшая школа, 1983.- 305 с.
17. История мировой культуры /под ред. Драча Г.В..- Ростов/Д.:Феникс 2000. -230 с.
18.История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение / под ред. С. Д. Серебряного.- М. Прогресс, 1998. .-360 с.
19.Какрпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры. - М: «Nota Bene», 1998..-430 с.
20.Карсавин Л.П. Культура средних веков. -Киев, 1995. -257 с.
21.Культура и искусство средневекового города.- М.: Наука, 1984.- 184 с.
22.Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение. - М. Наука, 1988 .-298 с.
23.Культурология /под ред. Радугина А.А.-. М: Академия., 1999..- 280 с.
24.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада.- М., Прогресс, 1992.-340с.
25.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., Мысль, 1985..-520с.
26.ЛучицкаяС.И.. Культура и общество Западноевропейского Средневековья.– М.: Интерпакс, 1994..-320с.
27.Лясковская О.А. Французская готика. XII – XIV вв.- М.:Искусство, 1979. .-234 с.
28.Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века- М. Л., Искусство, 1964.-202 с.
29.Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.-М.:Азбука-классика, 2004.- 324 с.
30.Пруст М. Памяти убитых церквей.-М.:Согласие, 1999.- 164 с.
31.Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество.- М.:Прогресс,. 1992.-240 с.
32.Философия культуры/под ред. М.С. Когана.- СПб.:Лань, 1998.- 448 с.
33.Френч Х. История архитектуры. - М..: АСТ, 2006.- 360с.
34.Хейзинга Й. Осень средневековья.- М.: Интерпакс, 1995.-398с.
35.Шуази О. Всеобщая история архитектуры.-М.:Эксмо, 2005.- 570с.
36.Эсперанса И. Рождение готики //Вопросы культорологиии.- 1999 .-№3.-с.44-46
Вопрос-ответ:
Что такое готическая архитектура и в чем ее особенности?
Готическая архитектура - это один из видов архитектуры средневековья, который развивался в западной Европе с XI по XVI век. Ее особенности включают стройность, вертикальность, изящность и сложность деталей, использование сводов и аркбутанов, большое количество окон, розеток и витражей.
Какие особенности средневековой ментальности отражены в готической архитектуре?
Готическая архитектура отражает особенности средневековой ментальности, такие как религиозность, вера в сверхъестественное и послужение богу, вера в силу и величие церкви, стремление к возвышению и совершенству, вера в силу символов и сакральности пространства, а также желание удивлять и воздействовать на эмоции людей.
Какое место занимает готическая архитектура среди других видов готического искусства?
Готическая архитектура занимает ведущее место среди других видов готического искусства, таких как живопись, скульптура и рукоделие. Она является одним из наиболее характерных и узнаваемых проявлений средневекового искусства и имеет большое значение в истории архитектуры в целом.
Какие стилистические и конструктивные особенности присутствуют в готической архитектуре?
В готической архитектуре присутствуют такие стилистические и конструктивные особенности, как использование ломаных линий и остроугольных арок, вертикальность и стройность форм, большое количество декоративных элементов и украшений, использование сводов и аркбутанов, а также применение витражей и розеток для создания особого светового эффекта.
Какие общие характеристики присущи средневековой культуре и ментальности средневекового человека?
Средневековая культура и ментальность средневекового человека характеризуются, прежде всего, религиозностью и верой в сверхъестественное, стремлением к возвышению и совершенству, ролью церкви и духовенства в обществе, верой в силу символов и сакральности пространства, а также желанием сохранить и передать традиции и историю предыдущих поколений.
Что такое средневековая ментальность?
Средневековая ментальность - это особый образ мышления и восприятия мира, присущий людям эпохи Средневековья. Он характеризуется преобладанием религиозных представлений, верой в чудеса и сильной иерархичностью общества. Люди того времени были глубоко проникнуты средневековой культурой и образованием, что нашло свое отражение в искусстве, архитектуре и философии.
Какое место занимает готическая архитектура в искусстве Средневековья?
Готическая архитектура является одним из ведущих видов готического искусства. Она выделяется своей особой стилистикой и использованием характерных архитектурных элементов, таких как летние арки, розетки, статуи на фасадах и громадные колонны. Готические соборы и церкви величественны и впечатляющи, удивляют своей красотой и монументальностью.
Какие особенности готической архитектуры отражают средневековую ментальность?
Готическая архитектура отражает особенности средневековой ментальности через свою религиозность, веру в сакральность и стремление к высшим идеалам. Высота готических соборов символизировала стремления к небу и близость с богом. Величественные скульптуры и витражи передавали духовность и чудотворные силы. Вся архитектура строилась с сознанием ее религиозного предназначения.