Особенности психомоторных функций детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 40 40 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 11.06.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования психомоторики у дошкольников со стёртой дизартрией
1.1. Роль психомоторики в развитии речевой
деятельности детей
1.2. Особенности психомоторики у дошкольников со стёртой дизартрией
Глава II. Исследование психомоторики дошкольников со стёртой дизартрией
2.1. Цель, задачи исследования
2.2. Содержание методики исследования психомоторики дошкольников со стёртой дизартрией
2.3. Организация исследования и характеристика испытуемых
Глава III. Сравнительная характеристика состояния психомоторики у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи (анализ экспериментальных данных)
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

При воспроизведении движений наблюдалось замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечались трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. Безошибочное выполнение этого задания с первой попытки было зафиксировано лишь в единичных случаях среди детей со стёртой дизартрией.
Наибольшую трудность вызвало задание на одновременность движений. Одновременное выполнение движений обеих конечностей наблюдалось у незначительного числа детей со стёртой дизартрией (3 человека). Чаще отмечались либо выраженные трудности выполнения этих движений (преимущественно для левой руки), либо разновременное их выполнение. Тест на отчетливость выполнения движения был более успешным. Подавляющее число детей экспериментальной группы (7 человек) выполнило его в достаточном темпе (для обеих конечностей), без возникновения синкинезий. В то же время были зафиксированы случаи выполнения движений в замедленном темпе (преимущественно для левой руки), с напряжением пальцев и многочисленными синкинезиями: в виде дополнительных движений губ, высовывания языка, наклонов головы вперед и др.
В третьей серии экспериментального исследования, направленного на исследование артикуляторной моторики, были получены результаты, позволяющие констатировать наличие у дошкольников со стёртой дизартрией недостаточной сформированность как статической, так и динамической координации движений артикуляционных органов.
Результаты выполнения упражнений на статическую и динамическую организацию движений артикуляционных органов свидетельствуют о том, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной.
Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 3 – 4 баллов, тогда как в экспериментальной группе не было ни одной оценки 4 балла.
Таблица 3
Уровень сформированности артикуляционной моторики
Вид упражнения Экспериментальная группа Контрольная группа Средний балл 1. Статическая координация 2,1 3,7 2. Динамическая координация 1,5 3,6 За все задания 1,8 3,65 % успешного выполнения 45% 91,25% Как видно из приведенной таблицы, экспериментальная группа (дети со стёртой дизартрией) показала средний балл выполнения данного теста, равный 1.8, в то время, как средний балл контрольной группы составил 3.65.
Дети экспериментальной группы понимали инструкции и выполняли тест замедленно. В контрольной группе также отмечалась некоторая рассеянность внимания.
Кроме того, в процессе выполнения заданий этой серии детьми, участвующим в эксперименте было выявлено рассеянное внимание, замедленное определение позы, вследствие чего наблюдались ошибки в их повторном воспроизведении. Если дети контрольной группы могли самостоятельно исправлять ошибки, то у испытуемых со стёртой дизартрией самоконтроль присутствовал лишь в единичных случаях.
Таким образом, выполнение проб на статическую и динамическую координацию движений вызвало также серьёзные затруднения у дошкольников со стёртой дизартрией.
Эти дошкольники с трудом запоминали последовательность движений, плохо переключались с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки самостоятельно не исправляли. Словесная инструкция являлась недостаточной, движения напряженные и несоразмерные.
У этих детей ярче проявляется недостаточность эфферентной организации (С) уровня (по Н.А. Бернштейну), приводящая к возникновению тремора (дрожание при выполнении произвольных движении).
Трудности согласования двигательного акта с внешним пространством проявляются в расстройствах своевременности, точности, координации выполняемых движений. Это может свидетельствовать о недостаточности деятельности уровня пространственного поля.
Упражнения на переключение движения вызвало наибольшие трудности при выполнении всех упражнений на динамическую организацию, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Были зафиксированы случаи замедленного восприятия инструкции, необходимости повторения инструкций и повторного выполнения теста. Специальные пробы выявили нарушения переключения и чередования движений. Артикуляционная моторика характеризовалась ограничением подвижности языка, губ, нарушением точности и соразмерности артикуляционных движений.
Анализ результатов четвёртой серии экспериментального исследования по сформированности мимической моторики дошкольников со стёртой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием позволяет выявить, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной.
Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 3 – 4 баллов, тогда как в экспериментальной группе не было ни одной оценки 4 балла, а при исследовании динамической координации движений дети со стёртой дизартрией не смогли набрать даже 3 балла. В то же время дошкольники как экспериментальной, так и контрольной групп испытывали затруднения при выполнении тестов на динамическую координацию. Наибольшие трудности у детей со стёртой дизартрией вызвали задания, связанные с движениями глаз («зажмурить поочерёдно каждый глаз»), что показывает, что переключаемость движений у дошкольников со стёртой дизартрией находится на низком уровне. Полученные результаты позволяют сравнить уровень сформированности мимической моторики дошкольников со стёртой дизартрией и дошкольников с нормальным речевым развитием (см. таблицу 4).
Таблица 4
Уровень сформированности мимической моторики
Вид упражнения Экспериментальная группа Контрольная группа Средний балл 1. Статическая координация 1,7 3,9 2. Динамическая координация 1,2 3,7 За все задания 1,45 3,8 % успешного выполнения 36,25% 95%
Исследование мимической моторики дошкольников со стёртой дизартрией позволило выявить следующие специфические особенности. При исследовании статической координации у большинства дошкольников со стёртой дизартрией тонус был нарушен, часть движений выполнялись вяло; у 6 детей отмечалось неточное выполнение предложенных тестов. Четыре ребёнка, наоборот, при выполнении мимических движений были заторможены, у них отмечалось сглаженность носогубных складок. Ещё у 4 испытуемых со стёртой дизартрией была нарушена переключаемость, наблюдалась амимичность лицевой мускулатуры. У 3 детей объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии, которые проявлялись в прищуривании глаз при попытке нахмурить брови. Хуже всего дошкольники со стёртой дизартрией справились с заданием, где надо было поднять брови вверх и удержать в таком положении. Не вызвало особых затруднений задание, где надо было зажмурить глаза, правда некоторые дошкольники со стёртой дизартрией их просто закрывали.
При исследовании динамической координации мимической моторики было установлено, что у 4 детей экспериментальной группы нарушен тонус, движения вялые. У 3 дошкольников наблюдалась заторможенность. У большинства детей со стёртой дизартрией была нарушена переключаемость, у всех испытуемых этой группы объём движений неполный, некоторые движения не удавались («зажмурить поочерёдно каждый глаз»). Три дошкольника со стёртой дизартрией при выполнении заданий зажмуривали глаза.
В результате сравнительного анализа баллов, полученных за выполнения всех упражнений обеими группами, видно, что средние показатели выполнения всех заданий детьми со стёртой дизартрией на 0.5 – 0.7 ниже, чем аналогичные показатели у дошкольников контрольной группы.
Существенным отличием в выполнении заданий детьми контрольной группы было наличие самоконтроля. Дети этой группы анализировали правильность выполнения заданий и самостоятельно исправляли допущенные ошибки, тогда как у их сверстников со стёртой дизартрией самоконтроль проявлялся лишь в единичных случаях и носил скорее случайный, нежели осознанный характер.
Гистограмма 1
Сравнительный анализ исследования психомоторики дошкольников экспериментальной и контрольной групп

Анализ результатов исследования позволил установить, что у большинства детей экспериментальной группы движения были недостаточно координированы по сравнению с возрастной нормой, некоторые двигательные навыки недостаточно развиты.
Таблица 5
Сравнительный анализ исследования психомоторики дошкольников со стёртой дизартрией и с нормальным речевым развитием, в баллах
Вид упражнения Экспериментальная группа Контрольная группа Средний балл 1. Исследование общей моторики 1,95 3,12 2. Исследование мелкой моторики 1,46 3,13 3. Исследование артикуляционной моторики 1,8 3,65 4. Исследование мимической моторики 1,45 3,8 За все задания 1,67 3,43 % успешного выполнения 41,75% 85,6% Средний балл выполнения тестов в контрольной и экспериментальной группах различен (3.43 и 1.67 соответственно), в контрольной группе намного выше.
Обобщение результатов констатирующего эксперимента позволило выделить три группы детей с нарушением речи на основании сформированности у них психомоторики (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Уровень сформированности психомоторики у дошкольников со стёртой дизартрией

I группа. К ней мы отнесли дошкольников с высоким уровнем развития психомоторики (средний балл по всем сериям составил 3 – 4 балла). На этом уровне оказалось 6 дошкольников без речевой патологии. Высокий уровень не показал ни один ребёнок со стёртой дизартрией. У детей данной группы хорошо сформирована как статическая, так и динамическая координация движений.
II группа. К ней мы отнесли дошкольников со средним уровнем развития психомоторики. На данном уровне оказалось 4 дошкольника без речевой патологии, 3 дошкольника со стёртой дизартрией. У детей данной группы сформирована статическая координация движений (они умеют по заданию фиксировать на определенное время нужную позу); сформирована динамическая координация движений (движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности).
III группа. В неё попали дети с низким уровнем развития психомоторики. На данном уровне оказалось наибольшее число испытуемых – 7 дошкольников со стёртой дизартрией. Двигательные расстройства выражались или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция была недостаточной. Тонкая моторика рук находилась на уровне невысокой нормы. Так, артикуляционная моторика нередко характеризовалась ограничением подвижности языка, губ, нарушением точности и соразмерности артикуляционных движений.

Экспериментальное исследование показало, что у большинства детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией наблюдалось несовершенство движений, как всех компонентах общей моторики, лицевой и артикуляционной, так и в тонких движениях кистей и пальцев рук, — на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Несформированность общей моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении различных упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений.
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей со стёртой дизартрией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.
Таким образом, с детьми с нарушением речи должна быть организована коррекционная работа, направленная на формирование как статической, так и динамической организации движения.

Заключение
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Изучение психомоторики у детей со стёртой дизартрией актуально т.к. ее нарушение тесно связано с речью.
Положение об исключительной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека опирается на многочисленные данные отечественных и зарубежных исследователей. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Н. И. Жинкина, А. Н. Соколова и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
При стёртой дизартрии оказывается нарушенной артикуляторная моторика, несовершенна ручная моторика дошкольников, что приводит к затруднениям формирования графомоторного навыка у этих детей в школе. Изучение психомоторики у дошкольников с со стёртой дизартрией и подбор способов ее коррекции у детей актуально, т.к. ее нарушение тесно связана с речевой деятельностью (Кольцова М.М.). Поэтому, проводя упражнения по коррекции нарушений моторики, можно воздействовать на речь ребенка.
Содержание констатирующего эксперимента включало в себя исследование состояния общей, ручной, артикуляторной моторики и мимической мускулатуры.
Данные констатирующего эксперимента показывают, что, проявления общей моторной недостаточности у детей со стёртой дизартрией также вариативны и качественно неоднородны. Наблюдаются двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Неловкость в освоении движениями, нарушения координации и гармоничности двигательных компонентов могут выступать как результат недостаточности пирамидной и экстрапирамидной систем.
Наиболее высоким был уровень выполнения заданий на исследование общей мускулатуры и артикулярной моторики, на низком уровне находится мелкая и мимическая моторика. Пробы на мелкую моторику, требовавшие от детей совершения тонких произвольных движений, вызвали у испытуемых наибольшее затруднения. Данные изучения мелкой моторики показали, что наиболее значимые изменения происходят при выполнении заданий на динамическую и статическую координации движений.
В артикуляторной моторике такие изменения имеют место при изучении динамической организации движений, в общей моторике - при выполнении проб на переключаемость движений, статическую координацию и ритмичность.
Состояние психомоторики детей со стёртой дизартрией, выявленное в проведенных пробах, дает основание предполагать наличие затруднений в изобразительной деятельности, общей двигательной активности, занятиях ручным трудом.
Учет качественного своеобразия нарушений двигательной сферы детей со стёртой дизартрией создает основу для определения основных направлений и содержания коррекционного воздействия. Концепция системной организации двигательной функции, взаимодействия ее разных звеньев позволяет в случае нарушения компенсаторно перестраивать функциональную систему в процессе специального обучения.

Список литературы
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. М., 1969
Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991.
Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977.
Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1974.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М., 1997.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М.. 1930. Т 1–2.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М., 1981.
Жинкин Н.М. Механизмы речи. - М., 1958. – 138 с.
Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Мастюкова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии // Денфектология, № 5. 1996. – С. 8 – 10.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребёнка. – М., 1973.
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1979. – 276 с.
Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. – С. 11 – 12.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М., 1969.
Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С 123 – 147.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. – М., 1979.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961.
Сикорский И.А. О развитии речи детей // Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. – Киев, 1899.





16

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
2.Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. М., 1969
3.Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошко-льников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991.
4.Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос-приятия и усвоения устной речи - М., 1977.
5.Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1974.
6.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
7.Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М., 1997.
8.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М.. 1930. Т 1–2.
9.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характери-стика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и ме-тоды коррекционного воздействия // Преодоление речевых нару-шений у детей и взрослых. – М., 1981.
10.Жинкин Н.М. Механизмы речи. - М., 1958. – 138 с.
11.Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Мастюкова Е.Н. Преодоление обще-го недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
12.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии // Денфектология, № 5. 1996. – С. 8 – 10.
13.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций моз-га ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребёнка. – М., 1973.
14.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1979. – 276 с.
15.Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у де-тей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллекту-альной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
16.Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. – С. 11 – 12.
17.Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
18.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М., 1969.
19.Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С 123 – 147.
20.Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реаби-литационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
21.Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. – М., 1979.
22.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961.
23.Сикорский И.А. О развитии речи детей // Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, вос-питания и нервно-психической гигиены. – Киев, 1899.

Вопрос-ответ:

Какая роль у психомоторики в развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста?

Психомоторика играет важную роль в развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Через двигательную активность ребенок учится контролировать свое тело, развивает мелкую моторику и координацию движений, что позволяет ему произносить звуки более точно и четко. Особенно важная роль психомоторики проявляется при стертой дизартрии, которая затрудняет произношение звуков и слов.

Какие особенности психомоторики характерны для дошкольников со стертой дизартрией?

У дошкольников со стертой дизартрией наблюдаются некоторые особенности в психомоторике. Они могут иметь затруднения в контроле своих движений, координации рук и глаз, а также в осуществлении точных движений. Вследствие этого они могут испытывать трудности в произношении звуков и слов.

Какие цели и задачи ставятся перед исследованием психомоторики дошкольников со стертой дизартрией?

Целью и задачами исследования психомоторики дошкольников со стертой дизартрией является выявление особенностей и нарушений в их психомоторическом развитии. Исследование помогает лучше понять, какие аспекты двигательной активности нужно развивать у этих детей для улучшения их речевой деятельности.

Какие методики используются при исследовании психомоторики дошкольников со стертой дизартрией?

При исследовании психомоторики дошкольников со стертой дизартрией могут использоваться различные методики. Например, типичные тесты на моторику, такие как тесты на координацию и точность движений. Также могут применяться анкеты и проективные тесты, которые позволяют оценить психомоторные навыки и уровень развития каждого ребенка.

Какие особенности психомоторики детей дошкольного возраста с дизартрией?

Психомоторика детей дошкольного возраста со стертой дизартрией характеризуется ограничениями в движениях, координации и точности выполнения двигательных задач. Такие дети могут испытывать сложности в контроле мышц рук, губ, языка и могут иметь нарушения чувствительности. Это может повлиять на их способность производить артикуляционные движения и формировать четкую и понятную речь.

Какая роль психомоторики в развитии речевой деятельности детей?

Психомоторика играет важную роль в развитии речевой деятельности детей. Хорошо развитая психомоторика позволяет детям контролировать движения своих артикуляционных органов (губы, язык, голосовые связки) и выполнять сложные двигательные задачи, необходимые для правильного произношения звуков и слов. Недостаточно развитая психомоторика может привести к нарушениям в артикуляции и понимании речи.

Как проводилось исследование психомоторики детей дошкольного возраста с дизартрией?

Исследование психомоторики дошкольников со стертой дизартрией включало использование специальных методик, направленных на измерение уровня двигательных навыков, координации и точности выполнения движений. Детям предлагались различные задачи, связанные с моторикой, например, рисование, манипуляция игрушками, прыжки и др. Результаты исследования позволили выявить особенности психомоторики у детей с дизартрией и выработать рекомендации по их коррекции и развитию.

Какая цель исследования психомоторики детей дошкольного возраста с дизартрией?

Целью исследования психомоторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией было выявить особенности их двигательных навыков, координации и точности выполнения движений. Исследование позволяет лучше понять, какие аспекты психомоторики нуждаются в особом внимании при работе с детьми с дизартрией, и какие методики развития моторики могут быть наиболее эффективными.

Какие особенности психомоторики имеют дети дошкольного возраста со стертой дизартрией?

Дети дошкольного возраста со стертой дизартрией могут иметь некоторые особенности психомоторики. Например, у них может быть затруднение с координацией движений или с задержкой развития моторных навыков. Они также могут испытывать трудности с плавностью движений и точностью выполнения мелких задач. Эти особенности могут влиять на их способность выполнять речевые и коммуникативные задачи.

Какова роль психомоторики в развитии речевой деятельности детей?

Психомоторика играет важную роль в развитии речевой деятельности детей. Хорошо развитая психомоторика позволяет детям совершать точные движения губ, языка и других артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и формирования слов. Она также способствует развитию моторной памяти и координации речи, что помогает детям лучше контролировать ритм и интонацию речи. Таким образом, развитие психомоторики имеет прямое влияние на развитие речевой деятельности детей.

Как проходило исследование психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией?

Целью исследования было изучение психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией. Для этого были использованы различные методики, направленные на оценку двигательных навыков и моторной координации у детей. Например, детям предлагались задания, требующие точных движений рук и пальцев, а также задания на координацию движений головы и языка. Результаты исследования позволили выявить особенности психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией и выделить специфические методы работы с этими детьми для улучшения их психомоторных навыков.