Гордость отечественной психологии на примере жизни и научного творчества одного из представителей отечественой психологической науки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 07.11.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И НАУЧНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО
2. ТВОРЧЕСТВО Л.С.ВЫГОТСКОГО В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СССР
3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Л.С.ВЫГОТСКОГО И ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Экспериментальное обоснование дается не на основе собственной методики, а на основе опытов Штерна, заново переосмысленных и проведенных Выготским и его сотрудниками, объемного представления о стадиях развития мышления нет. Термин «псевдопонятие» еще не получил собственного наполнения и используется как заимствованный из литературы и т. д. Дело скорее всего в том, что Выготский осознал, что результаты его исследования вывели его к новой проблеме.
Мышление оказалось не просто одной из функций, наряду с памятью или вниманием, но, по мысли Выготского, с ним сцеплен самый главный вопрос о «специфически человеческих отличиях». Те функции, которые не несли в полной мере такого отпечатка – память, внимание, – были быстро освоены в рамках культурно-исторической теории. Мышление оказалось крепким орешком, и эксперименты, начатые еще в 1928 г., привели к новому сдвигу исследовательской программы. Они показали, что мышление тесно и по-особому связано с другими «функциями» – эмоциями и речью. Разрешение этого уравнения с тремя неизвестными означало бы построение теории сознания. Первым ответом по линии только одной связи «мышление-речь» стала последняя книга Выготского. Но он работал и над другими связями. В частности, его незавершенный труд «Учение об эмоциях» - другая часть ответа на тот же вопрос, а работы в области возрастной психологии, в которых и возникает единица синтеза аффекта и интеллекта, – еще одна составляющая целостной картины.
Итак, в конце 1930 г. начался второй переходный период. Главной аномалией, вызвавшей сдвиг программы, были собственные исследования (методика Выготского-Сахарова) и данные патопсихологии (распад чувствований и понятий при шизофрении, афазии и др.). Вообще говоря, аномалий было много, выше названы ключевые, из прочих – открытия Кречмера и Кеннона, феномен Шерешевского (большое значение ему уделялось в записных книжках Выготского, найденных недавно в семейном архиве) и др. Исследования шли в двух направлениях – развития и распада мышления в понятиях. Взаимосвязь между ними была очевидна для Выготского уже тогда. Данный период (фазу) представляет корпус работ от 1931 г., относящихся к нормальному и аномальному развитию ребенка и взрослого. Ключевые работы – «Педология подростка», «Педологическая клиника трудного детства». Особенно интересно проследить сдвиг по «Педологии подростка». Ее написание пришлось на конец второго периода и переходную фазу, и в ней, в частности, есть глава о мышлении, в которой обсуждаются и результаты исследований по методике Выготского–Сахарова, и процессы распада мышления, но трактовка этих процессов, а также само представление о понятии не совпадают с таковыми в «Мышлении и речи». В «Педологии подростка» впервые появляются главы, имеющие отношение и к психологии личности.
Третий период – принципиально незавершенный, поскольку он оказался таковым не в силу «выгорания» теории или уменьшения ее эвристического потенциала. В нем центральную роль играет принцип системно-смыслового строения сознания. Ярошевский реконструирует этот концептуальный сдвиг между периодами как переход от знака к значению, однако сам Выготский сразу же осознал, что значение не последняя инстанция и что за ней стоит более важная единица анализа сознания – смысл (записные книжки 1932 г. из архива). Проблемной областью данного периода становятся эмоции. Выготский утверждал, что теория эмоций является основной главой всей психологии и кто разрешит эту задачу, тот сумеет наконец вывести психологию из кризиса. Выготский, по-видимому, осознавал, что его концепция, ставившая мышление во главу угла, постепенно обретала тот самый характер одностороннего интеллектуализма, за который он критиковал своих предшественников, в частности Потебню и Пиаже. Он понимал, что именно эмоции находятся ближе всего к ядру личности и что в высших эмоциях не менее, чем в абстрактном мышлении, сконцентрирована суть вопроса о специфически человеческом. Поэтому в последние годы жизни Выготский приступил к поиску единицы синтеза «интеллекта и аффекта». Такая единица найдена в поздних работах по возрастной психологии. Этой единицей является переживание, однако теория эмоций так и не была создана, несмотря на трехлетнюю работу, завершившуюся написанием только первой части труда об эмоциях – критической. О том, что Выготский собирался написать во второй части, можно догадываться по тем записям, которые сохранились в архиве, а также по неопубликованным маргиналиям к работам Спинозы. Тем не менее, есть основания сомневаться, что на тот момент теория эмоций уже существовала во «внутреннем плане». Ряд обстоятельств указывает на то, что без нового теоретического сдвига она вообще не могла быть создана. Фактическое отсутствие «работавшей» теории эмоций в мировой психологии - знак того, что этот сдвиг до сих пор не имел места. То же можно сказать и об отсутствии теории сознания.
Среди локальных аномалий, ответственных за динамику внутри периода, – а Выготский в эти годы работал с невероятной интенсивностью - это работы Штерна, Пиаже и, прежде всего, Левина. Период начинается с реализации идеи системности («Лекции по психологии»), идет через проблему значения и смысла и проблему эмоций, заканчивается работами по возрастной психологии, психофизиологии (попутная разработка «нижних этажей» психики, ее психофизиологических основ) и «Мышлением и речью».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работах Л.С. Выготского органически объединяются теория и история психологии. В этом нужно видеть ключ к пониманию солидных находок Выготского в самой теории психологии. Его работы по форме преимущественно историко-теоретические. Анализ отдельных психологических работ, направлений, школ в психологии подводит его к построению собственной теории.
Л.С. Выготский стремился к созданию теории сознания на базисе идей марксизма. Другое дело, что он неизбежно сталкивался с внутренними ограничениями этой философской системы, сыгравшей столь значительную роль в его жизни. Не ограничившись общими формулами философии марксиста, он сделал попытку почерпнуть в ней положения, которые бы дали возможность психологии выйти на новые горизонты в ее собственном проблемном поле.
Парадокс заключается в том, что чем дальше продвигался ученый к марксистской теории сознания, чем ближе он был к триумфу советской науки, тем меньше его понимали ближайшие ученики и тем быстрее росла опасность для его жизни – опасность, которую хорошо понимал А.Н. Леонтьев и потому занялся идеологически более выдержанной теорией деятельности, а не сознания. И хотя Выготский сделал для марксизма больше, чем многие профессиональные философы, его мысль оказалась шире марксизма. Она выплескивалась за его границы, соприкасалась невероятным образом с мыслью ведущих философов того времени (и современности), таких как Л. Витгенштейн, М.М. Бахтин и другие.
Выготский столкнулся с трудностями принципиального характера, коренившимися даже не в марксизме, а в системно-историческом ансамбле, в самом способе мышления, присущем эпохе новейшего времени, в представлении о человеке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бобылев Е.Л. Психология искусства Л.С. Выготского как общественная техника чувств // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 69-70.
Завершнева Е.Ю. К вопросу о периодизации научной биографии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2006. – № 1. – С. 284-293.
Лебедева О.В. Л.С. Выготский и проблемы современной специальной психологии: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. педагогический ун-т, 2010. – 79 с.
Лев Выготский: идеи, исследования, эксперименты: сборник научных статей / Редкол.: Бортникова Л. Г., Кузнецова А. В. – Сургут : СурГПУ, 2008. – 157 с.
Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 90-95.
Мышление и речь: сборник / Лев Выготский ; [предисл., сост.: Е. Красная]. – М.: АСТ : Хранитель, 2008. – 668 с.
Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 32-42.
Стебляк Е.А., Горбатенко М.В. Кризис современной психологии глазами Л.С. Выготского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 187-191.
Уразалиева Г.К. Исследование идей Выготского: пересекая границы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 184-186.
Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / предисл. Е. Е. Соколовой. – Изд. 2-е, доп. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 300 с.
Лев Выготский: идеи, исследования, эксперименты: сборник научных статей студентов, аспирантов и соискателей / Редкол.: Бортникова Л. Г., Кузнецова А. В. – Сургут : СурГПУ, 2008. – С. 13.
Уразалиева Г.К. Исследование идей Выготского: пересекая границы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 185.
Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 91.
Стебляк Е.А., Горбатенко М.В. Кризис современной психологии глазами Л.С. Выготского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 188.
Завершнева Е.Ю. К вопросу о периодизации научной биографии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2006. – № 1. – С. 285.
Лев Выготский: идеи, исследования, эксперименты: сборник научных статей студентов, аспирантов и соискателей / Редкол.: Бортникова Л. Г., Кузнецова А. В. – Сургут : СурГПУ, 2008. – С. 76.
Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 33.
Мышление и речь : сборник / Лев Выготский ; [предисл., сост.: Е. Красная]. – М.: АСТ : Хранитель, 2008. – С. 23.
Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 33.
Уразалиева Г.К. Исследование идей Выготского: пересекая границы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 185.
Лебедева О.В. Л.С. Выготский и проблемы современной специальной психологии: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. педагогический ун-т, 2010. – С. 22.
Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 92.
Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 36.
Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / предисл. Е. Е. Соколовой. – Изд. 2-е, доп. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – С. 76.
Уразалиева Г.К. Исследование идей Выготского: пересекая границы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 184.
Стебляк Е.А., Горбатенко М.В. Кризис современной психологии глазами Л.С. Выготского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 188.
Лев Выготский: идеи, исследования, эксперименты: сборник научных статей студентов, аспирантов и соискателей / Редкол.: Бортникова Л. Г., Кузнецова А. В. – Сургут : СурГПУ, 2008. – С. 99.
Лебедева О.В. Л.С. Выготский и проблемы современной специальной психологии: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. педагогический ун-т, 2010. – С. 54.
Стебляк Е.А., Горбатенко М.В. Кризис современной психологии глазами Л.С. Выготского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 188.
Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 93.
Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / предисл. Е. Е. Соколовой. – Изд. 2-е, доп. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – С. 72.
Бобылев Е.Л. Психология искусства Л.С. Выготского как общественная техника чувств // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 69.
Завершнева Е.Ю. К вопросу о периодизации научной биографии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2006. – № 1. – С. 285.
Лев Выготский: идеи, исследования, эксперименты: сборник научных статей студентов, аспирантов и соискателей / Редкол.: Бортникова Л. Г., Кузнецова А. В. – Сургут : СурГПУ, 2008. – С. 77.
Мышление и речь: сборник / Лев Выготский ; [предисл., сост.: Е. Красная]. – М.: АСТ : Хранитель, 2008. – С. 102.
Стебляк Е.А., Горбатенко М.В. Кризис современной психологии глазами Л.С. Выготского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 190.












26

1.Бобылев Е.Л. Психология искусства Л.С. Выготского как общественная техника чувств // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 69-70.
2.Завершнева Е.Ю. К вопросу о периодизации научной биографии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2006. – № 1. – С. 284-293.
3.Лебедева О.В. Л.С. Выготский и проблемы современной специальной психологии: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. педагогический ун-т, 2010. – 79 с.
4.Лев Выготский: идеи, исследования, эксперименты: сборник научных статей / Редкол.: Бортникова Л. Г., Кузнецова А. В. – Сургут : СурГПУ, 2008. – 157 с.
5.Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 90-95.
6.Мышление и речь: сборник / Лев Выготский ; [предисл., сост.: Е. Красная]. – М.: АСТ : Хранитель, 2008. – 668 с.
7.Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 32-42.
8.Стебляк Е.А., Горбатенко М.В. Кризис современной психологии глазами Л.С. Выготского // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 187-191.
9.Уразалиева Г.К. Исследование идей Выготского: пересекая границы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – С. 184-186.
10.Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / предисл. Е. Е. Соколовой. – Изд. 2-е, доп. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 300 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы можно выделить в жизни и научном становлении Л.С. Выготского?

Основные этапы в жизни и научном становлении Л.С. Выготского можно выделить следующие: раннее детство и юность, период обучения и работы, научные исследования и активная психологическая деятельность, последние годы жизни и научного творчества.

В чем заключается гордость отечественной психологии на примере Л.С. Выготского?

Гордость отечественной психологии на примере Л.С. Выготского заключается в его значительном вкладе в развитие психологической науки и создание новых теоретических и методологических подходов. Выготский стал основоположником культурно-исторического подхода к изучению психики и активно развивал идеи и методы социально-исторической психологии.

Как политические процессы в СССР влияли на творчество Л.С. Выготского?

Политические процессы в СССР сильно влияли на творчество Л.С. Выготского. В период становления и развития его идей существовало много ограничений и запретов на проведение определенных исследований и публикацию результатов. Выготский и его сотрудники сталкивались с цензурой и неодобрением со стороны властей. Однако, несмотря на эти трудности, он продолжал активно заниматься научной деятельностью и оставил значительный след в психологической науке.

Как можно периодизировать творчество Л.С. Выготского?

Творчество Л.С. Выготского можно периодизировать следующим образом: формирование и развитие культурно-исторического подхода, исследования в области развития психики, работа над проблемами обучения и развития детей с отклонениями в развитии, разработка методологии и психологической системы образования. Каждый период характеризуется определенными идеями и результатами исследований.

Кто такой Л.С. Выготский?

Лев Семёнович Выготский - выдающийся отечественный психолог и педагог, основатель культурно-исторической теории развития психики человека. Он родился в 1896 году в городе Орша и продолжал свою научную и педагогическую деятельность до своей смерти в 1934 году.

Какие основные этапы можно выделить в жизни и научном становлении Л.С. Выготского?

Основные этапы жизни и научного становления Л.С. Выготского можно разделить на несколько. Первый этап - это его образование и работа в Читинском педагогическом техникуме. Второй этап - это переезд в Москву и начало активной научной деятельности. Третий этап - это создание Лаборатории психологии в МГУ и развитие культурно-исторической теории развития психики. Четвертый этап - это последние годы жизни Л.С. Выготского, когда его работы начали получать признание и влиять на развитие психологии.

Какое место занимает творчество Л.С. Выготского в контексте политических процессов в СССР?

Творчество Л.С. Выготского занимает важное место в контексте политических процессов в СССР. В период с 1920-х по 1930-е годы, когда активно осуществлялась индустриализация и строительство социализма, психология стала одной из важных научных дисциплин. И Л.С. Выготский, своей культурно-исторической теорией развития психики, смог предложить новый подход к изучению человеческого развития, который соответствовал новой идеологии социалистического общества.

Какие периоды можно выделить в творчестве Л.С. Выготского и какие проблемы исследований он рассматривал?

В творчестве Л.С. Выготского можно выделить несколько периодов. Первый период - это период изучения детской психологии и психологии раннего возраста, где он занимался проблемами формирования высших психических функций у детей. Второй период - это период исследования патопсихологии и проблем нейропсихологии. Третий период - это период разработки культурно-исторической теории развития психики, где он рассматривал проблемы развития человека в социальной среде.

Кто такой Л.С. Выготский?

Лев Семёнович Выготский (1896-1934) - выдающийся российский психолог и педагог, один из основателей культурно-исторической теории развития психики. Он известен своими исследованиями в области развития детской психологии, а также тем, что предложил новый подход для изучения психики человека, основанный на взаимодействии среды и индивида.

Какие основные вехи в жизни и научном становлении Л.С. Выготского?

Основные вехи в жизни и научном становлении Л.С. Выготского включают его участие в психологическом и педагогическом движении начала XX века, создание лаборатории психологии искусства в Москве, разработку основных принципов культурно-исторической теории развития психики, а также публикацию его основных работ "Мышление и речь" и "Психология искусства".

Какое место занимает творчество Л.С. Выготского в контексте политических процессов в СССР?

Творчество Л.С. Выготского занимает особое место в контексте политических процессов в СССР. В период с 1920-х по 1930-е годы, когда в стране происходили политические изменения и формировались новые идеологические установки, Выготский активно включился в пропаганду марксистской психологии и диалектического материализма. Однако, его работы и идеи были под запретом после его смерти, и большая часть его научного наследия была опубликована уже после распада СССР.

Как можно периодизировать творчество Л.С. Выготского и какие проблематики исследований он затрагивал?

Творчество Л.С. Выготского можно периодизировать на несколько этапов. Первый этап - работа над вопросами образования и обучения (1917-1921 гг.), второй этап - исследование психического развития ребенка и проблемы детской психологии (1921-1925 гг.), третий этап - формирование культурно-исторической теории развития психики (1925-1934 гг.). Проблематика исследований Выготского включала в себя вопросы развития интеллекта, роли речи в развитии психики, а также взаимодействия между сознанием и поведением.