Банковский финансовый менеджмент: задачи, элементы, методы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 29 29 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.06.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1 Состояние и особенности российской банковской системы
2Банковский менеджмент в условиях российского рынка
3Клиентское обслуживание в банке
3.1Организация клиентской службы
3.2Аудит качества обслуживания
3.3Типичные ошибки организации обслуживания и банковской деятельности в целом
3.4 Отраслевая специализация банка
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

руб.). Банк России скорректировал экономические нормативы, провел три зачета задолженности, что позволило не только решить проблемы прохождения платежей, но и на счета банков стали поступать средства1.
Задолженность по ранее выданным кредитам на 1 января 2001 года составила 2,0 млрд.руб.
За последнее время наметилась тенденция роста числа банков с крупным уставным капиталом. По оценке Банка России, из 1311 действующих банков 1032 (79%) являются финансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки; 279 банк, или 21%, отнесены к проблемным у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства), в число которых входят 18 крупных, которым будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов или 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается банком России в 75 млрд.руб.
Концепция восстановления и развития банковской системы должна иметь две задачи. Первая – оперативное восстановление банков, способных выполнять банковское обслуживание сегодня. Вторая задача - использовать создавшиеся возможности для создания практически новой по качеству и цели банковской системы на базе использования современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора и аудита.
Одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса стала утрата доверия к банкам (прежде всего населения), а если сказать шире – в целом к российской экономике со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Из-за недоверия банков друг к другу разрушен межбанковский рынок. Все это привело к резкому сокращению ресурсов банков и увеличению количества наличных денег на руках у населения, которые не участвуют в хозяйственно-финансовом обороте. А ведь это один из важнейших инвестиционных ресурсов. Если привлечь эти средства во вклады с гарантией их возврата, то государство может получить большой экономический эффект, а банки – использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.
Восстановить доверие к банковской системе сложно, но можно и нужно. Для этого следует прежде всего ускорить принятие закона о гарантировании вкладов граждан в банках. Он, безусловно, будет способствовать притоку вкладов населения в банки, а так же укрепит стабильность кредитной системы, так как сократится опасность стихийного оттока вкладов.

3.4 Отраслевая специализация банка



Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Как правило, банковская система представляет собой двухуровневую модель (исключение составляют, например, Франция, Бразилия): первый уровень – Центральный банк, второй – коммерческие банки1.
Часто в современных банковских структурах трудно различить тип универсального и специализированного банка. Например, крупные специализированные ипотечные банки не замыкаются только одним регионом, могут иметь филиалы за рубежом, предоставляют сотни услуг своим клиентам. Можно сказать, что в деятельности коммерческих банков зачастую можно увидеть черты как универсального, так и специализированного банка1.
Наиболее насыщенными банками являются такие регионы, как Москва и Московская область, Урал, Дальний Восток и Поволжье. Увеличение численности филиалов происходит как на базе головных банков, расширяющих свою сеть, так и на базе превращения ряда самостоятельных банков в филиалы других более мощных кредитных институтов.
Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами и прежде всего с банковской инфраструктурой. Под банковской инфраструктурой понимается такая совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность и нормальное функционирование банков. Принято различать два блока банковской инфраструктурой: внутренний и внешний. Первый обеспечивает стабильность банка изнутри, второй – в его взаимодействии с внешней средой.
Коммерческие банки выполняют в рыночном хозяйстве следующие важные функции:
посредничество в кредите между денежными и функционирующими капиталистами;
посредничество в платежах;
мобилизация денежных доходов и превращение их в капитал;
создание кредитных орудий обращения1.
В сфере банковского кредита обнаруживается ряд новых явлений: укрупнение размеров банковских кредитов; увеличение их сроков; превращение кредита из орудий свободной конкуренции в орудие господства крупнейших банков1.
Общее число действующих кредитных организаций в России за 2007 год сократилось на 53 – с 1189 на 1 января 2007 года до 1136 на 1 января 2008 года. Из действующих кредитных организаций 1092 являются банками и 44 - небанковскими кредитными организациями.
Общее количество филиалов действующих российских кредитных организаций в стране за 2007 год возросло на 174 - с 3281 до 3455. Количество филиалов Сбербанка России, включенных в книгу государственной регистрации кредитных организаций, сократилось за год на 50 - с 859 до 809. Число филиалов российских банков за рубежом возросло двух до трех.
Всего Банком России или на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом по состоянию на 1 января 2008 года были зарегистрированы 1296 кредитных организаций, в то время как на 1 января 2007 года - 1345. Из общего числа кредитных организаций, зарегистрированных на начало 2008 года, 1243 являлись банками и 53 - небанковскими кредитными организациями.
У 157 кредитных организаций отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги государственной регистрации, поскольку ликвидация не завершена. В установленном порядке зарегистрирована ликвидация 1819 кредитных организаций, в том числе 1419 - в связи с отзывом или аннулированием лицензии, 399 - в связи с реорганизацией, одной - в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала.
Число действующих кредитных организаций в России со 100-процентным иностранным участием за 2007 год увеличилось с 52 до 63, а с более чем 50-процентной иностранной долей – с 13 до 23. Общее число российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием за 2007 год возросло на 49 - со 153 до 2021.






Заключение


На сегодняшний момент российская банковская система по-прежнему подвергается широкой критике. Действительно, ее характеризуют недостаточный уровень иностранных инвестиций и практически полное отсутствие «реальных банков». Большинство частных банковских институтов фактически продолжают выполнять функции казначейских департаментов крупных корпораций. Поддерживаемая относительно сильной экономикой банковская система восстановилась после кризиса 1998 года. Началось улучшение учетной и правовой среды, решается вопрос о монопольном положении государственных банков, условия для участия иностранного капитала в банковской системе становятся более благоприятными.
За последние 4 года российские банки вновь стали рентабельными. Повысился их уровень капитализации, по большей части в силу продолжающегося экономического роста страны улучшилось качество активов. В 2002 году, впервые после кризиса 1998 года, банки показали серьезную прибыль. Кроме того, в структура потоков доходов, основную часть которых стали сегодня составлять процентные доходы от кредитования клиентов, должны расширяться и в итоге включать в себя другие источники прибыли.
В настоящее время деятельность каждого банка направлена на дальнейшее укрепление своего имиджа как универсального и надежного кредитного учреждения, олицетворяющего стабильность и финансовую устойчивость. Главной стратегической целью при этом является формирование оптимальной структуры активов и пассивов, планомерное и устойчивое повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.
Основными направлениями менеджмента являются:
- банковский маркетинг;
- управление активами банка;
- управление пассивами банка;
- управление собственными средствами банка - политика в области дивидендов по собственным акциям;
- управление рентабельностью работы банка;
- управление банковскими рисками;
- управление кадрами банка.

Список использованной литературы


Антикризисное управление предприятиями и банками.Учеб.-практ.пособие.-М.:Дело,2001.-840 с.
Банки и банковские операции: учебник / под ред Е.Ф. Жукова. – М: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.- 671 c.
Банковский портфель-2/ под ред. Ю.И. Коробова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина. - М.: «СОМИНТЕК».- 2004. - 752 с.
Банковское дело: Справочное пособие / под ред Ю.А. Бабичевой М: Экономика, 2003.-409 с.
Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 192 с.
Валуев С.П. Банки. М.: Альянс,.- 2006. - 122 с.
Дубенецкий Я.Н. Проблемы финансовой устойчивости банков в современных условиях // Банковское дело. 2003.- 526 с.
Журнал «Банки и банковская деятельность сегодня» №150 от 13 сентября 2006 года
Журнал «Банки и банковская деятельность сегодня» №152 от 31 октября 2006 года
Журнал «Newsland» от 8 февраля 2008 года
Зинин Ю.Б. Банковское дело. Книга 2. Москва: « «Пересвет».- 2007.- 349 с.
Зорин А.Е. Банковский менеджмент. Москва: «Деловая страна».-2006.-471 с
Иванова Л.И. О необходимости перехода на международные статистические стандарты в банковской системе.// Банковское дело.-2007.-№7.-с.29
Никонов Л.З. Основы банковского менеджмента. Москва: «Лотос-Профф».-2007.-350 с.
Парамонова Т. Проблемы развития банковской системы России.//Деньги и кредит.-2000.№11.-с.3
Российский статистический ежегодник –2003. Госкомстат РФ, М.: 2003 г.- 538с.
Экономика и статистика фирм. Учебник /В.Е.Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. доктора экон. наук, проф. С. Д. Ильенковой.-2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2005.-240 с.
Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» №17-Федеральный закон от 3 февраля 1996г.
Ципуновский Ф.О. Менеджмент. Алматы: «Баяр».-2006.-379 с.


1 Банковское дело: Справочное пособие / под ред Ю.А. Бабичевой М: Экономика, 2003.-409 с., с. 32

1 Антикризисное управление предприятиями и банками.Учеб.-практ.пособие.-М.:Дело,2001.-840 с., с. 32

1 Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 192 с., с. 93

1 Валуев С.П. Банки. М.: Альянс,.- 2006. - 122 с., с. 54-56

2 Журнал «Банки и банковская деятельность сегодня» №150 от 13 сентября 2006 года
1 Парамонова Т. Проблемы развития банковской системы России.//Деньги и кредит.-2000.№11.-с.3

2 Российский статистический ежегодник –2003. Госкомстат РФ, М.: 2003 г.- 538с.

1 Экономика и статистика фирм. Учебник /В.Е.Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. доктора экон. наук, проф. С. Д. Ильенковой.-2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2005.-240с., с. 65

1 Никонов Л.З. Основы банковского менеджмента. Москва: «Лотос-Профф».-2007.-350 с., с. 87
1 Ципуновский Ф.О. Менеджмент. Алматы: «Баяр».-2006.-379 с., с. 138
1 Зорин А.Е. Банковский менеджмент. Москва: «Деловая страна».-2006.-471 с., с. 190
1 Иванова Л.И. О необходимости перехода на международные статистические стандарты в банковской системе.// Банковское дело.-2007.-№7.-с.29

1 Зинин Ю.Б. Банковское дело. Книга 2. Москва: « «Пересвет».- 2007.- 349 с., с. 259

2 Журнал «Банки и банковская деятельность сегодня» №152 от 31 октября 2006 года
1 Парамонова Т. Проблемы развития банковской системы России.//Деньги и кредит.-2000.№11.-с.3

1 Банки и банковские операции: учебник / под ред Е.Ф. Жукова. – М: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.- 671 c., с. 69

1 Банковский портфель-2/ под ред. Ю.И. Коробова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина. - М.: «СОМИНТЕК».- 2004. - 752 с., с. 455

1 Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» №17-Федеральный закон от 3 февраля 1996г.

1 Дубенецкий Я.Н. Проблемы финансовой устойчивости банков в современных условиях // Банковское дело. 2003.- 526 с., с. 180

1 Журнал «Newsland» от 8 февраля 2008 года













7

1.Антикризисное управление предприятиями и банками.Учеб.-практ.пособие.-М.:Дело,2001.-840 с.
2.Банки и банковские операции: учебник / под ред Е.Ф. Жукова. – М: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.- 671 c.
3.Банковский портфель-2/ под ред. Ю.И. Коробова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина. - М.: «СОМИНТЕК».- 2004. - 752 с.
4.Банковское дело: Справочное пособие / под ред Ю.А. Бабичевой М: Экономика, 2003.-409 с.
5.Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 192 с.
6.Валуев С.П. Банки. М.: Альянс,.- 2006. - 122 с.
7.Дубенецкий Я.Н. Проблемы финансовой устойчивости банков в современных условиях // Банковское дело. 2003.- 526 с.
8.Журнал «Банки и банковская деятельность сегодня» №150 от 13 сентября 2006 года
9.Журнал «Банки и банковская деятельность сегодня» №152 от 31 октября 2006 года
10.Журнал «Newsland» от 8 февраля 2008 года
11.Зинин Ю.Б. Банковское дело. Книга 2. Москва: « «Пересвет».- 2007.- 349 с.
12.Зорин А.Е. Банковский менеджмент. Москва: «Деловая страна».-2006.-471 с
13.Иванова Л.И. О необходимости перехода на международные статистические стандарты в банковской системе.// Банковское дело.-2007.-№7.-с.29
14.Никонов Л.З. Основы банковского менеджмента. Москва: «Лотос-Профф».-2007.-350 с.
15.Парамонова Т. Проблемы развития банковской системы России.//Деньги и кредит.-2000.№11.-с.3
16.Российский статистический ежегодник –2003. Госкомстат РФ, М.: 2003 г.- 538с.
17.Экономика и статистика фирм. Учебник /В.Е.Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. доктора экон. наук, проф. С. Д. Ильенковой.-2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2005.-240 с.
18.Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» №17-Федеральный закон от 3 февраля 1996г.
19.Ципуновский Ф.О. Менеджмент. Алматы: «Баяр».-2006.-379 с.


Вопрос-ответ:

В чем состояние и особенности российской банковской системы?

Российская банковская система характеризуется высокой концентрацией ресурсов в крупных банках, частыми проблемами с защитой прав клиентов, а также существенными отличиями в развитии банков на территории страны.

Каковы особенности банковского менеджмента в условиях российского рынка?

Банковский менеджмент в России сталкивается с такими задачами, как управление рисками, обеспечение финансовой устойчивости, управление активами и пассивами банка, а также управление финансовыми потоками.

Как организуется клиентское обслуживание в банке?

Организация клиентской службы в банке зависит от его размеров и специализации. Однако в большинстве случаев используется система отделений и филиалов, в которых клиенты могут получить консультации, открыть счета, получить кредиты и другие услуги.

Как проводится аудит качества обслуживания в банке?

Аудит качества обслуживания в банке проводится с помощью различных методов, включая опросы клиентов, анализ жалоб и предложений, а также наблюдение за работой сотрудников банка. Это позволяет выявить проблемные моменты и улучшить уровень обслуживания.

Какие типичные ошибки делает банк в организации обслуживания и банковской деятельности в целом?

Типичные ошибки в организации обслуживания и банковской деятельности включают недостаточную подготовку персонала, долгое ожидание клиентов, сложную и непонятную процедуру получения услуг, а также некачественную коммуникацию с клиентами.

Каковы состояние и особенности российской банковской системы?

Российская банковская система находится в развитии и имеет свои особенности. Постоянное изменение законодательства, финансовые риски, высокая конкуренция и т.д. являются основными элементами российской банковской системы.

Каковы задачи и методы банковского финансового менеджмента?

Основной задачей банковского финансового менеджмента является обеспечение устойчивого финансового положения банка. Методы, используемые в банковском финансовом менеджменте, включают управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление рисками и другие.

Как организовано клиентское обслуживание в банке?

Клиентское обслуживание в банке организовано с помощью клиентской службы. В банке создается подразделение, которое занимается принятием заявок, консультацией клиентов, оформлением документов и т.д. Кроме того, клиентское обслуживание может осуществляться через интернет-банкинг, мобильные приложения и другие современные технологии.