Микроэкономический анализ регулирования российского рынка.Налоговое и ценовое регулирование и его последствия для развития предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Микроэкономическое регулирование рынка
1.1.Необходимось регулирования рынка
1.2. Налоговое регулирование
1.3.Ценовое регулирование
Глава II. Статистический анализ налогообложения на примере ОАО «Солнечное»
2.1.Краткая характеристика организации
2.2. Анализ структуры налоговых платежей
2.3.Сравнительный анализ определения налоговой нагрузки на предприятие
Заключение
Список использованной литературы
Структура налоговых платежей предусмотрена налоговым законодательством РФ. Организация лишь фиксирует документально свое согласие выполнять требования государства, в своей учетной и налоговой политике.
Таблица 2.2
Изменения в структуре налоговых платежей
Виды уплачиваемых налогов 2004 г. 2005 г. 2006 г. Изменения +/- Темп роста % 2004-2005 2005-2006 2004-2005 2005-2006 Налоги с выручки в т.ч.: 1387620 756944,5 2348680,1 -630675,5 1591735,6 55 310 НДС 1387620 756944,5 2348680,1 -630675,5 1591735,6 55 310 Затраты в т.ч.: 6285615,7 1196136,5 11131770 -5089479,2 9935633,5 19 930 Пенсионный ф. 126608,3 127604,1 135564 995,8 7959,9 101 106 Соц. страх 18085,6 23697,7 25190,1 5612,1 1492,4 131 106 Мед. страх 16281,2 16406 17427,8 124,8 1021,8 101 106 Транспортный налог 1003294,5 190924,5 27625 -812370 0 19 0 Нал. на имущество 27641,9 31497,7 52026 3855,8 20528,3 114 165 Сборы 608,4 608,4 854,1 0 245,7 100 140 Финансовый результат 972639,2 2794496,9 706435,6 1821857,7 -2088061,3 287 25 876,2 739,7 20321,6 -101,4 19581,9 84 2247 Штрафы / пени 0 4933,5 9347 0 4413,5 0 189 Чистая прибыль 942576,7 2104992,5 505996,4 1162415,8 -1598996,1 223 24
2.3.Сравнительный анализ определения налоговой нагрузки на предприятие
Определим, как изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность. Рассмотрим несколько методик оценки налогового бремени и подробнее остановимся на некоторых из них, рассчитаем показатель налоговой нагрузки для конкретного предприятия и сравним методики.
Испльзуем ту методику предлагает М.Н. Крейнина, её рассмотрим подробнее. В основе этого подхода — сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, т.к. уменьшают прибыль и, соответственно, сумму налога на прибыль. Аргументируется это тем, что за снижение прибыли “расплачивается” как само предприятие, получая меньше свободных средств, так и бюджет, получающий меньшие суммы налога.
Общий знаменатель, к которому, в соответствии с данным подходом, можно привести сумму всех налогов — прибыль предприятия.
Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом, определяется тяжесть налогового бремени.
Вводим следующие обозначения:
В - выручка от реализации (себестоимость + прибыль);
Ср - затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;
Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.
Налоговое бремя рассчитывается по формуле:
В – Ср – Пч / В – Ср ( 100 %
или
В – Ср – Пч / Пч ( 100 %
Эта формула показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Основные положения данного подхода следующие: НДС и акцизы не принимаются к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия. Для оценки налогового бремени по НДС и акцизам нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса. Сумму налогов надо соотносить с источниками уплаты. Общий знаменатель, к которому приводятся все налоги, — прибыль предприятия.
Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние предприятия, но очевидна недооценка влияния косвенных налогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибыли предприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима иная методика.
Рассчитаем налоговую нагрузку используя методику которую предлагает М.Н. Крейнина используя данные организации ОАО “Солнечное”.
Н – налоговая нагрузка
Н (2004) = (55830 – 48350 – 7250 / 7250)* 100% = 3,2%
Н (2005) = (30700 – 9200 – 16190 / 16190) * 100% = 33,6%
Н (2006) = (91060 – 85630 – 3890 / 3890) * 100% = 40,1%
Таблица 2.3
Налоговая нагрузка на организацию ОАО “Солнечное” по методу М. Н. Крейниной
Показатель налоговой нагрузки 2004 2005 2006 Н (%) 3,2 33,6 40,1
Таким образом, рассчитав по формуле М.Н. Крейниной показатель налоговой нагрузки, можно заметить слишком явное отличие показателей 2005 и 2006 года, по отношению к 2004 году. Данный факт свидетельствует о льготном налогообложении прибыли в связи с действием в 2004 году закона “О налоге на прибыль в организации” от 1991 года. Поэтому для дальнейшего анализа при использовании следующих двух методов, мы не будем опираться на данные полученные за 2004 год.
Абсолютная налоговая нагрузка (определяется по подходу Е.А. Кировой) — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, т.е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные страховые взносы, а также недоимку по данным платежам.
На уровне отдельной организации вновь созданную стоимость предлагается исчислить следующим образом:
ВСС = В-МЗ+ВД-ВР
где ВСС - вновь созданная стоимость;
В - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
МЗ - материальные затраты;
ВД - внереализационные доходы;
ВР - внереализационные расходы (без учета налоговых платежей);
П - прибыль предприятия;
НП – налоговые платежи;
СО – отчисления в социальные фонды.
Относительную налоговую нагрузку (Дн) можно определить по следующей формуле:
Н = НП+СО / В-МЗ+ВД-ВР х 100 %
Подход Е.А. Кировой не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства при определении налоговой нагрузки.
Эта методика нужна нам для дальнейшего сравнительного анализа в качестве элемента исследования. Поэтому используя данную выше формулу, произведем необходимые вычисления.
Н (2004) = (230 + 1238 / 53370 – 48350 + 14740 – 13590) * 100% = 2,8%
Н (2005) = (5310 + 1290 / 29110 – 9200 + 13600 – 13110) * 100% = 31,3%
Н (2006) = (1540 + 1360 / 90410 – 85630 + 1270 – 690) * 100% = 54,3%
Таблица 2.4
Налоговая нагрузка на организацию ОАО “Солнечное” по методу Е.А. Кировой.
Показатель налоговой нагрузки 2004 2005 2006 Н (%) 2,8 31.3 54,3 Показатель налоговой нагрузки (подход М.И. Литвина) связан с числом налогов и других обязательных платежей, структурой налогов на предприятии, механизмом взимания налогов. Показатель налоговой нагрузки на предприятие можно рассчитывать по формуле:
Т = ST / TV x 100 %,
где: ST - сумма налогов;
TV - сумма источника средств для уплаты.
В общую сумму налогов включаются все уплачиваемые налоги: НДС, акцизы, подоходный налог, ЕСН и т.д.
Вычислим по формуле М.И. Литвина налоговую нагрузку на предприятие ОАО “Солнечное”
.
Н (2004) = (23 / 748) * 100% = 3,1%
Н (2005) = (531 / 2150) * 100% = 25,3%
Н (2006) = (154 / 543) * 100% = 28,2%
Таблица 2.5
Налоговая нагрузка на организацию ОАО “Солнечное” по методу М.И. Литвина
Показатель налоговой нагрузки 2004 2005 2006 Н (%) 3,1 25,3 28,2 Таблица 2.6.
Сводная таблица методов налоговой нагрузки
Показатель налоговой нагрузки 2004г. 2005 г. 2006 г. Н 1 3,2 33,6 40,1 Н 2 2,8 31.3 54,3 Н 3 3,1 25,3 28,2 Н гос 29,1 – 32,6 29,1 – 32,6 29,1 – 32,6
Заключение
Основные выводы по работе:
1.В рамках национальной экономики выделяются два уровня регулирования: макроуровень и микроуровень. В свою очередь микрорегулирование осуществляется в двух формах: как деятельность фирмы и как экономическая политика государства.
Деятельность фирмы в качестве составных элементов будет включать в себя следующие: управление фирмой или менеджмент; разработка и реализация стратегии фирмы; маркетинговая деятельность; система активизации труда работников. Экономическая политика государства будет содержать в себе следующие составные компоненты: государственные финансовые “инъекции” хозяйствующим субъектам и государственные изъятия финансовых средств предприятия; регулирование монопольной деятельности; регулирование цен; регулирование последствий внешних эффектов.
2. В рыночной экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии самостоятельно обеспечить эффективное распределение ресурсов, то есть терпит фиаско. Это создает возможность вмешательства государства в экономическую систему. К такого рода ситуациям относят внешние эффекты, общественные блага и недостаточную конкуренцию.
Список использованной литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: ЮНИТИ 2008 – 512 с.
Большаков А. С. Экономика общественного сектора. М.: ФИЛИНЪ, 2005 – 464 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2005 – 528 с.
Введение в микроэкономику. /Под ред. М.Е. Дорошенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 175 с.
Викуленко А. Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2004 – 400 с.
Вылкова Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.:, Питер, 2004 – 634 с.
Градов А. П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2007 – 240 с.
Кошелев А. Н. Национальная экономика. М.:ЭКСМО, 2008 – 160 с.
Крашенинников П. Комментарий к новому антимонопольному законодательству. М.: ИНФРА-М, 2007 – 200 с.
Курс экономической теории /под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСП, 2006– 400 с.
Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2004 - 576 с.
Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2004 – 616 с.
Большаков А. С. Экономика общественного сектора. М.: ФИЛИНЪ, 2005 – С.104
Введение в микроэкономику. /Под ред. М.Е. Дорошенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.99
Кошелев А. Н. Национальная экономика. М.:ЭКСМО, 2008 – С.78-79
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2005 – С.122
Курс экономической теории /под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСП, 2006– с.111
Градов А. П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2007 – С.154
Крашенинников П. Комментарий к новому антимонопольному законодательству. М.: ИНФРА-М, 2007 – С.102
Викуленко А. Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2004 – С.119
Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2004 - С.122-123
Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2004 – С.309
Вылкова Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.:, Питер, 2004 – с.221-222
22
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: ЮНИТИ 2008 – 512 с.
2.Большаков А. С. Экономика общественного сектора. М.: ФИЛИНЪ, 2005 – 464 с.
3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2005 – 528 с.
4.Введение в микроэкономику. /Под ред. М.Е. Дорошенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 175 с.
5.Викуленко А. Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Про¬гресс, 2004 – 400 с.
6.Вылкова Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.:, Питер, 2004 – 634 с.
7.Градов А. П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2007 – 240 с.
8.Кошелев А. Н. Национальная экономика. М.:ЭКСМО, 2008 – 160 с.
9.Крашенинников П. Комментарий к новому антимонопольному законодательству. М.: ИНФРА-М, 2007 – 200 с.
10.Курс экономической теории /под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСП, 2006– 400 с.
11.Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2004 - 576 с.
12.Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2004 – 616 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет регулирование рынка?
Регулирование рынка имеет важное значение для обеспечения стабильности и эффективности экономики. Оно позволяет контролировать цены и налоговую нагрузку, влиять на поведение предприятий и способствовать их развитию.
Какое влияние оказывает налоговое регулирование на предприятие?
Налоговое регулирование оказывает значительное влияние на предприятие. Оно определяет уровень налоговой нагрузки, которую предприятие должно нести, и может повлиять на его прибыльность и конкурентоспособность.
Что такое ценовое регулирование и как оно влияет на предприятие?
Ценовое регулирование представляет собой установление государством максимальных или минимальных цен на определенные товары или услуги. Оно может ограничить возможности предприятия установить свою собственную цену, что может повлиять на его прибыльность и возможность конкурировать на рынке.
Какую структуру налоговых платежей имеет ОАО "Солнечное"?
ОАО "Солнечное" имеет сложную структуру налоговых платежей, включающую налог на прибыль, НДС, налог на имущество. Каждый из этих налогов вносит свой вклад в общую налоговую нагрузку предприятия.
Что показывает сравнительный анализ определения налоговой нагрузки на предприятие?
Сравнительный анализ определения налоговой нагрузки на предприятие позволяет оценить общий уровень налогов, которые должно платить предприятие, и сравнить его с другими аналогичными предприятиями. Это позволяет выявить особенности налогообложения и его влияние на конкретное предприятие.
Какие проблемы решает микроэкономическое регулирование рынка?
Микроэкономическое регулирование рынка позволяет решать такие проблемы, как нарушение равновесия и недостаток конкуренции на рынке, неправильное распределение ресурсов, монополизация отдельных отраслей, неэффективное использование ресурсов и другие экономические проблемы.
Какое влияние оказывает налоговое регулирование на развитие предприятий?
Налоговое регулирование может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие предприятий. Высокие налоговые ставки и сложные налоговые процедуры могут стать препятствием для развития предприятий, особенно для малых и средних предприятий. Однако правильное налоговое регулирование может стимулировать предпринимательскую активность и способствовать развитию предприятий.
Каковы последствия ценового регулирования для развития предприятий?
Ценовое регулирование может иметь различные последствия для развития предприятий. С одной стороны, снижение цен на продукцию или услуги может способствовать росту спроса и увеличению объемов производства. С другой стороны, ценовое регулирование может ограничивать прибыльность предприятий и затруднять их развитие.
Какие налоговые платежи осуществляет ОАО Солнечное?
ОАО Солнечное осуществляет налоговые платежи, такие как налог на прибыль, налог на имущество, НДС, налог на землю и другие. Конкретные налоговые платежи зависят от деятельности предприятия и законодательства Российской Федерации.
Какая налоговая нагрузка на предприятие ОАО Солнечное?
На основе сравнительного анализа можно определить налоговую нагрузку на предприятие ОАО Солнечное. Это позволяет оценить долю налогов в общих расходах предприятия и установить, насколько существенно налогообложение влияет на его деятельность и развитие.
Какова цель регулирования рынка?
Одной из основных целей регулирования рынка является создание равных условий для всех участников рыночной экономики и обеспечение его эффективного функционирования. Также регулирование рынка может направляться на достижение социальных и экологических целей, снижение монополистической власти и защиту интересов потребителей.
Какие виды регулирования существуют на российском рынке?
На российском рынке существует два основных вида регулирования: налоговое и ценовое. Налоговое регулирование осуществляется через установление и изменение налогов и сборов, что позволяет государству влиять на доходы предприятий и потребителей. Ценовое регулирование включает в себя установление и контроль за ценами на определенные товары или услуги, что может способствовать защите прав потребителей и регулированию рыночной конкуренции.